Японский буддизм для чайников (1) (Япония)

Япония

Япония

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

783 заметки,  324 совета по 251 объекту,  20 783 фотографии

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Японии помощь
Все авторы направления
1
daos
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 16 дек 2009

Японский буддизм для чайников (1)

Общее → местные особенности
27 февраля 2010 года 21761
Путешественники по Японии попадают в огромные храмовые центры, поражающие своей неземной красотой. Особенно в Киото и Нара, но и в Камакура и на Сикоку да и много где. Каждый храм — это парк, сад, пруды, цветы, павильоны. Многие не могут выдержать такой мощи и разнообразия, и через неделю просто устают и не хотят видеть больше уже никаких храмов, цветение сакуры, павильоны и красоты перемешиваются в одну большую кашу, и некоторые даже боятся поехать в Японию во второй раз, даже при наличии денег и времени. Чтобы хоть немного понимать японский буддизм — я написал этот краткий очерк, конечно неполный и поверхостный, но уберегающий начинающего путешественника от ощущения раздавленности красотой и великолепием.

В японском буддизме существует 13 основных школ, предметы верования которых и понимание целей жизни и духовной практики радикально отличаются, настолько, что кажется что это — разные религии. Кратко рассмотрим основные из них.

Буддизм приходил из Индии через Китай волнами, нередко популярные в Китае школы утрачивали своё значение, и перемещались в Японию с запозданием на сотни лет, и, попадая в японскую реальность, перекручивались иногда до своей противоположности.

Шесть ранних школ периода Нара — Хоссо. Куся, Кэгон, Риссю, Дзёдзицу, Санрон — представляли собой остатки древних индийских философских школ, которым почти не удалось пережить толщу веков. Однако особенность японцев — умение бережно сохранять древности, и четыре из этих школ всё ещё имеют свои храмы, их можно посетить и немного почувствовать. Они представлены только в одном месте — в Наре (и очень немного в Киото), поэтому для знакомства с древним буддизмом надо обязательно ехать в Нару.

Школа Хоссо (йогачара) представлена четырьмя храмами Кофуку-дзи (興福寺), Якуси-дзи ( 薬師寺) в Наре, Хорю-дзи ( 法隆寺) в Икаруге и Киёмидзу-дэра ( 清水寺) в Киото. Хоссо — глубокая и тонкая философская система погружения в себя (пропускаю 100 страниц текста), которая в Японии трактуется также как мистерия сновидений. В храмы Хоссо живые и многолюдные, но там много туристов. Киёмидзу-дэра пожалуй самый интересный храм в Киото на склоне горы с водопадом.
Школа Кэгон (Хуаянь) представлена одним единственным храмом Тодай-дзи в Наре, этот храм надо посетить в первую очередь. В 743 году после серии бед и эпидемий император Сёму решил, что для защиты народа надо построить огромную статую Будды Вайрочаны. Ему удалось собрать 2 миллиона строителей, которые построили храм за два года, и ещё шесть лет потребовалось для завершения строительства Будды, при этом использовали почти всю бронзу что была в стране. Школа кэгон смогла удержать главенствующее положение лишь полвека, глубокая философия была труднопостижима, а бюрократия и формализм разрослись настолько, что когда молодой монах Сайтё с товарищами открыл свой монастырь Энряку-дзи около Киото, его вскоре поддержала аристократия, а когда столица переехала в Киото, новая школа Тэндай надолго стала основной.

Школа Тэндай выросла из китайской школы Тяньтай, которая в отрыве от Индии составила свою систему на собственных интерпретациях. Грубоватая мистика и эзотерика больше увлекала двор, чем мудрёные философские построения прежних школ. Вскоре Тэндай вступила в самую гущу политических интриг при дворе, а монахи монастырей Энряку-дзи и Мии-дэра вдобавок вооружились, и несколько сотен лет воевали друг против друга, иногда угрожая столице, и не пропуская ни одной междоусобицы, которыми японские средние века особо славились. Оба монастыря, Энряку-дзи и Мии-дэра, в окрестности Киото очень рекомендуется посетить. Они олицетворяют таинства и мистические постижения.
Школу Сингон основал в 804 году Кукай — это тантрическая школа, наподобие тибетской. Не очень понятно, появилась Сингон раньше тибетского буддизма или позже, во всяком случае Далай-Лама признаёт некоторую общность, однако отмечает, что в Сингоне отсутствует ряд принципиальных практик и положений, свойственных тибетским школам. Храмы Сингона самые интересные для тех, кто любит настоящую красоту. В этой школе практикуются сады камней, пруды, сады, изысканная живопись и непревзойдённа эстетика. Для понимания Сингона следует ехать в первую очередь на Коя-сан, горный центр со множеством монастырей между Нарой и Осакой в префектуре Вакаяма. Однако сингонские монастыри есть повсюду, в Киото — это изысканный монастырь Омиура Нинна-дзи, который стал вотчиной императорского рода .
    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Япония
    сообщить модератору
      Наверх