Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинск

LAT
  • 46.96034N, 142.72940E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    123 заметки,  22 совета по 21 объекту,  3 711 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Южно-Сахалинска помощь
    Все авторы направления
    a-krotov
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 июл 2010

    Бесплатно на такси - в Южно-Сахалинск! (2009)

     
    1 марта 2011 года 1706

    Рано утром 21 сентября 2009 в понедельник показались горы Сахалина и рассвет над этими горами. Среди гор притаились домики – это был портовый город Холмск. Сорок лет, с 1906 по 1945 год, город носил японское название.

    На пароходе плыло около ста человек. Многие из них оказались киргизами и другими жителями Средней Азии, которые направились на остров на заработки. На выходе из парома их встречала иммиграционная служба и милиционер, изымали паспорта и, вероятно, разводили на деньги.
    Вышел я на сахалинский берег, посмотрел город – ничего особо японского в нём не было видно – и направился на выезд, на шоссе на Южно-Сахалинск. Этакая щель между зелёных гор, с домишками-избушками. Пока шёл, ища конец города – а он превратился в деревню – со встречной полосы развернулся и остановился таксист.

    — Добрый день! А я видел вас по телевизору! Вы куда направляетесь?

    — В Южно-Сахалинск, — ответил я.

    — В Южный? Ну что ж, поехали, — отвечал таксист, выключил свою рацию, сказав в неё: «Я схожу с маршрута, еду по делам», и повёз меня в направлении столицы острова. Звали его Виталий. Попутно показывал местные объекты, заехали на мемориальную пушку, поставленную на перевале, в честь освобождения Южного Сахалина советской армией. Я же отвечал на вопросы водителя о путешествиях, подарил ему книги. Утром, часов в одиннадцать, я был доставлен на центральную площадь Южно-Сахалинска, к памятнику Владимиру Ильичу.

    Южно-Сахалинск! Город приятнейший. Более плоский, чем Владивосток. С регулярной планировкой, весь квадратный – эта система досталась от японцев.

    История заселения и колонизации Сахалина с Курильскими островами – весьма интересующий всех вопрос. В древности и в средневековье тут жили айны, и другие местные народности. Примерно с 1700 года то русские, то японцы начинают бессистемно и случайно открывать то Сахалин, то те или иные Курильские острова, а позднее – приводить айнов в своё гражданство, ставить свои пограничные столбы, начинать торговлю с местными, основывать пограничные посёлки, военные посты и фактории. Недоразвитость средств сообщения и связи, а также холодный климат и островатое положение, мешало здесь установить полноценную систему управления – что российскую, что японскую. До середины XIX века офциальной границы между обоими странами не было, а в средине XIX столетия Россия и Япония наконец договорились. Сперва японцам достались южные Курилы, русским – северные Курилы, а Сахалин остался нераспиленным, общим владением.

    Через сколько-то лет передоговорились – русским достался весь Сахалин, а японцам все Курилы. Мнения местного насления, как обычно, не спрашивали. Так большие державы делили между собой Африку, Новую Гвинею, другие дальние страны; так из-за договора больших стран Афганистан остался с носом – с этим «ваханским коридором», узкой щелью между владениями России и Великобритании; Намибия тоже осталась с носом – странным выступом на северо-востоке. Также и айны и другие местные жители: одни стали японскими, другие – российскими подданными. В итоге русско-японской войны 1905 года русским достался северный Сахалин, а японцам отдали южный, южнее 50-й параллели, и на 40 лет эта часть стала японской. Тогда же и развился город Южно-Сахалинск, называвшийся при японцах Тойохара, а до того, при царизме – Владимировка.

    После Второй мировой войны, в сентябре 1945 г., русские отобрали у японцев южный Сахалин и все Курилы; подавляющее большинство японцев и айнов оттуда съехало в Японию (или были вынуждены съехать). Остались корейцы, они не могли уехать ни в Японию, ни в Корею, так и русифицировались, и получили гражданство СССР.

    С тех пор все и выясняют отношения, чьи Курилы, русские ли, японские ли. Есть много тонких и толстых книг об этом, а также газетных статей. В современном Южно-Сахалинске почти не осталось японских зданий. Лишь одно из них всем известно – это здание краеведческого музея. Ещё есть несколько домов, починеных и облицованных в новое время. Остальная часть города – советская застройка 1960-1970-х годов. Сейчас опять началось новое строительство.

    Первым делом я пошёл в библиотеку, где уже заранее была договорённость о лекции. Демид был тут уже неделю назад, занёс подарки в виде книг и объявления о лекции. Я зашёл, познакомился с Поляковой Ольгой Михайловной – заведующей массовыми мероприятиями – оставил на хранение запасные книги и воспользовался интернетом. Потом пошёл осматривать город Южный и искать вписку, попутно клея объявления о готовящемся послезавтра мероприятии.

    Мусульмане, которые ранее собирались в ГДК «Родина», оказалось что уже примерно год как перестали там собираться. Возможно, их выселили, повысив арендную плату. Сейчас постоянного места собраний нет, есть только место, куда приходят на джума (пятничную молитву). Но сейчас и пятницы не было, был понедельник. Вписка, которую дал мне Андрей Кургин, не сработала, и я направился в ЦДЮТ (центр детско-юношеского туризма).

    ЦДЮТ на улице Академическая оказался, в данное время, на ремонте. Но сотрудники там находились. Меня сразу полюбили и оставили на ночлег. Для подстраховки я позвонил ещё одному человеку, Константину, телефон которого мне дали, и напросился к нему в гости назавтра. Кстати, со дня на день должен был появиться мой брат Демид, который прибыл на Сахалин на неделю раньше меня и отправился на Северный Сахалин. Но позвонить ему было нельзя, потому что телефон у него не принимал звуков. Демид собирался приехать к лекции или раньше. Пока я поселился в ЦДЮТуре, вышел вновь, осмотрел город, а вечером вернулся в ЦДЮТ и переночневал.

    Когда-то, лет десять назад, Южно-Сахалинск был самым дорогим из крупных городов России. Сейчас это не так заметно. Цены на молоко и фрукты чуть выше, чем во Владивостоке. Заметно дороже междугородние автобусы – они стоят два с половиной рубля за километр! (В других регионах России 1,5 рубля). Поезда здесь узкоколейные, но дальние пассажирские составы такие же, как везде у нас. Только колёсные тележки более узкие, чем обычно. Пригородные поезда, марки Д2, 1985-86 г.вып., японского производства, относительно новые. Их три. Один ходит из Южного в Быков и Ново-Деревенскую; второй из Холмска в Чехов или Томари и в Николайчук; третий – Корсаков-Томари (скорый поезд №121/122), с одним из вагонов ВИП. Этот скорый поезд очень дорoгой, ещё дороже автобуса.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Южно-Сахалинск
    сообщить модератору
      Наверх