Непал, Трек вокруг Аннапурны, март - апрель 2010 г., день 9 Зона Гандаки, Непал

Непал, Трек вокруг Аннапурны, март - апрель 2010 г., день 9

12 марта 2011 года||3 (2)| 11| 40605

3 апреля, день 89

Девятый день трека, Тронг Феди - Торонг Ла (5416м) - Муктинат (3760м)

Все утро слушаем голоса и хлопанье дверями на улице. Похоже, идти сегодня на перевал собрались не только наши друзья, а вообще все постояльцы. Но мы не встаем, спим сколько влезет. То есть, до 7-30. Если учесть, что легли мы вчера еще засветло, это довольно много. Вылезать из спальников, правда, не хочется. Многие жалуются на нарушение сна в горах. У нас все скорее наоборот.

Автор: vasilisa101

Когда выходим на улицу, становится очевидным, что действительно все ушли. Приоткрытые двери в пустые номера чуть поскрипывают на ветру, на дорожках тает нападавший вчера снег, солнце светит. Местный мужичок тащит стопку одеял, собранных из номеров. И тишина.

Идем внутрь, просим опять лимонного чая и какую-нибудь булку. Есть опять особо не тянет. Зал абсолютно пустой. Только грязные чашки по столам хаотично стоят. Видно, что несколько часов назад здесь было людно, а теперь, после «исхода» только мы остались. Как-то неуютно без людей. Деревни здесь нет, только гостиница и какие-то хозяйственные помещения. Так что во всем этом селении остались только мы, да местный персонал, в лице нескольких прокопченных у печки разновозрастных дядек. Общее состояние и настроение опять не очень хорошее. Вроде ничего сильно не болит, но на душе как-то тяжко. Возможно, это и не следствие высоты, а чисто психологическое.

Автор: vasilisa101

Надо идти, – говорит Дима. Мда, надо, - отвечаю я. Уже конечно поздновато и самочувствие не то чтобы хорошее, но что-то нам здесь настолько неуютно, что мы, пожалуй, пойдем. Не осилим, так вернемся.
    Вот только в Сони мы не очень уверены. Видок у него такой же печальный как и у нас. Спрашиваю, дать ли ему еще Упсы. Не отказывается. Дима, бывший почему-то в уверенности, что Сони на перевал ходил, после моего доклада давеча с крайне серьезным видом выпытывал у портера: так ты был на перевале или нет? «Все нормально, я пройду» тихим застенчивым голосом отвечает наш портер. Но мы решаем на всякий случай нанять еще одного портера.

Автор: vasilisa101

Подзываем Сони, просим его узнать, почем будет взять гида до перевала. Сначала нам объявляют цену в 3500 рупий. Это дорого. Наверно, придется Сони самому наш рюкзак переть в гору… Но пока пьем чай, а Сони бегает из кухни, где все потенциальные работники и собрались, до нашего стола и обратно, цена падает до 2000. Ладно, пойдет. Повезло тебе, Сони. И перевал посмотришь и налегке прогуляешься. Даю ему аскорбинку, которые мы тут едим для поднятия морального духа и идем в комнату, собирать вещи.

Что-либо делать настолько ломотно, что сборы занимают довольно много времени. Наконец вытаскиваем рюкзак на улицу – все, мы готовы покорять перевал :)

Автор: vasilisa101

Наш дополнительный портер – парень без определенного возраста, но видно что не старый. В берцах, грязной замасленной куртке и без перчаток. Слушает музыку в наушниках. Пахнет от него почему-то соляркой.

Тропа уходит по склону довольно резко вверх. Никого в округе нет, тихо. Видно только всадника на мелкой местной породы лошадке, лихо скачущего в обратном от нас направлении. Хм, как же там лошадь пройдет, там же обвалы… Я еле прошла, а лошадь, похоже, каждый день там туда-сюда бегает.

Взбираемся вверх. Диме тяжело. Такие же симптомы как и у меня вчера. Стоит по несколько секунд после каждого короткого отрезка подъема. Зато Сони бодренько скачет впереди со своим маленьким легким рюкзачком и в нашей шапке. Новый портер особо вперед не бежит, отдыхает время от времени, присев где-нибудь на камне.

Идем небольшими переходами, часто останавливаясь отдышаться. Вроде и недавно вышли, а домики Тронг Феди уже вон, внизу где-то видны. Мы молодцы, однако.

Поскольку моя шапка, предназначавшаяся в качестве защиты от ветра, сейчас на Сони, у меня есть опасения, что поморожу нос. Носам в горах особенно достается. Димин вот сгорел еще на Айслейке. Причем Дима так удивился, как будто его об этом все не предупреждали. Теперь вот идет, плотненько намазанный кремом от солнца. Надо бы мне платком лицо замотать, но так я дышать не могу. Даже через один слой тонкой ткани. Воздуха не хватает, задыхаюсь сразу. Бедный нос, одновременно и замерзает на ледяном сильном ветру и поджаривается на солнце до обугленности. Сони, кстати, стал намного чернее, чем был в Сианге, когда мы его встретили. Никогда не задумывалась, что люди с темной кожей тоже могут загореть.

Автор: vasilisa101

Приходим в базовый лагерь. Тут тоже совсем пусто, туристов нет. Отдыхаем немного внутри кафе, чтобы согреться. Дима пьет воду из бутылки. Слышали, что надо бы брать с собой теплую, но честно говоря не понимаем, зачем.

Посидели немного, пора дальше. Тропа временами идет по снегу, коего здесь уже предостаточно. На каждом повороте дороги стоят черные тонкие столбы-вешки. Иду от столба к столбу, делая около них остановки, чтобы отдышаться. В голове начинает отчетливо шуметь. Причем лучше этот шум не слушать, противный он какой-то, металлический. Окружающий мир воспринимается мутновато, с затемнениями и помехами, как на старой кинопленке в немом кино.

Через часа полтора пути догоняем неожиданно большую группу туристов. Идут они очень медленно, даже мы их обгоняем. Говорят, что перевал уже близко, всего час. Ну, ладно, час это не много, дойдем. Знаю, что на перевале должно быть много флажков, видела их на фотографиях в интернете. Дима идет немного впереди меня, каждый раз, когда поднимается на очередной склон, спрашиваю, не видит ли он флажки. Идти уже совсем тяжко, сердце прыгает где-то в горле, нос от холода щиплет, ветер дует. Когда же перевал?! Наконец Дима сверху сообщает, что видит флажки. Неужели?! Поднимаюсь наверх. Нет, не те флажки, слишком их мало. Но все подсказывает, что перевал где-то близко. Опять идем и идем вверх. Уже и ноги не двигаются и сердце прыгает и голова кружится.

Останавливаюсь, начинаю ныть что все, не могу дальше. Когда уже совсем отчаиваюсь прийти и останавливаюсь, вспоминая опять великомогучий применительно ко всем этим камням и подъемам, Дима идет вперед, всего метров на 20, кричит оттуда, что видит много, много флажков! Перевал! Сразу откуда-то берутся силы. Поднимаюсь и вижу – о, действительно, перевал! Ура!

Автор: vasilisa101

Большая гора флажков с табличкой, что де это Торонг Ла, 5416 метров и все такое и домик стоит, в нем радио играет и печка топится. Дима идет искать камушек, чтобы взять его с перевала на память. Заваливаюсь в темное тесноватое помещение с печкой и деревянными скамьями, и только тут понимаю, что у меня дико кружится голова. То ли от разницы в освещении, то ли от нахлынувшего тепла, на мгновение теряю ориентацию окончательно, привалившись плечом к стене. Ой, как мне оказывается было худо все это время :) Зато теперь мне отлично. Не садясь (а то еще не встану) выпиваю кружечку горячего лимонного чая, отогреваюсь.

Сони уже сидит тут, тоже что-то трескает. Наш второй портер валяется на куче флажков, отдыхает на солнышке. Идем фотографироваться. Надо сказать, у меня функция фотографа отключена полностью еще со вчерашнего дня, так что обязанности фотокора берет на себя Дима. Делаем несколько кадров, платим портеру. Ну, Сони, придется тебе возвращаться к работе. Сони довольный, улыбается. Хватает наш рюкзак и так припускает вниз под горку, что и не догнать. Мы тоже идем вниз. Это гораздо легче, чем подниматься, но после нескольких часов непрерывного, иногда бегом, спуска, у меня начинают сильно болеть ноги.

Автор: vasilisa101

А до Муктината еще топать и топать. Даже ничего похожего на селение пока не видно. Одни голые бурые склоны вокруг. Дует не очень холодный, но сильный ветер. Аха, как раз о нем наверно и говорили нам накануне. Не так уж он и страшен. Вот только идти мне все неудобнее и неудобнее в ботинках. Мечтаю догнать убежавшего стервеца Сони, чтобы переодеться в сандалии. Куда он так втапливает, мог бы и нас подождать… Дима утверждает, что не так уж было много снега на перевале, и что он вполне мог бы идти в сандалиях :) Встречаются такие вот упертые люди иногда.

До Муктината селений вроде как не предвидится, но внизу, за холмом, мы видим несколько домиков. Ура, может, у них и еда есть? Кушать очень уже хочется. Чем быстрее спускаемся, тем больше :) Сони уже скрылся где-то внизу за поворотом, а я все еще чапаю вниз, с каждым шагом все больше ощущая себя русалочкой из сказки или золушкиной сестрой на примерке туфли. Ноги болят в ботинках ужасно. Все время вниз же. Пальцы натерла. Неудобно мне все-таки без сандалий. За месяцы разъездов по Азии я с ними так сроднилась, что на ноге даже не чувствую, очень в них удобно. Надо было переобуваться прямо на перевале :)

Автор: vasilisa101

Со склона вижу Диму и Сони у домика. Иду к ним из последних сил. Дима уже переобулся, сидит за столиком на солнышке.
    Еле дохожу последние метры до домиков, злая и на Диму и на Сони. Потому как им уже хорошо, а я все еще “русалочка”. Зато когда и я переобуваюсь и снимаю куртку, жизнь тут же налаживается. Заказываем суп. Правда, смущает немного, что девушка, получив заказ, берет большое пластиковое ведро и идет метров за сто, немного в гору, и набирает там воду из ручья. Ну да ладно, мне сейчас уже все равно. Горячее сырым не бывает :) Супы приносят довольно быстро. О, прекрасный разводной роллтон! После спуска практически на 1,5 километра разницы в высоте, аппетит просыпается зверский. Сони ест в сторонке от нас далбат с зеленью. Руками. Когда на это смотрю, понимаю, какая же между нами культурная пропасть. Ну и иммунитет у них, завидую. Только что по камням лазил, небось и руки толком не мыл. Правда, мы тоже не мыли и едим суп на воде из ручья… При этом чувствую себя абсолютно счастливой. Закуриваем, развалившись на стуле под солнышком. Вообще-то здесь высота еще приличная, тысячи 4 будет. Но мы только что с перевала слезли, нам можно :) Просим счет. Сони опять просит денег. Дима советует дать ему тысячи три сразу, чтобы не обращался к нам каждый раз. Достаю случайно четыре тысячных бумажки, одну прячу обратно, бормоча что это многовато будет. Сони от моих слов начинает как-то беспокоиться, хочет посчитать, сколько он заработал. Но я считать сейчас не могу, у меня голова совсем не работает. Обещаем ему, что обязательно все как следует посчитаем, но потом, в отеле. Иду и я расплачиваться за наш ланч, захожу в домик. Вид кухни конечно не для слабонервных. Натурально землянка. Даже я, только что с перевала и вообще несколько месяцев тут, и то слегка в замешательстве. Остается только надеяться, что здесь не выживают бактерии и вирусы.

Автор: vasilisa101

Опять спускаемся по склону, временами бегом. Функция фотографа опять восстановилась. Забрала у Димы камеру, фотаю стадо козлов вдали, панораму гор, длинный подвесной мост впереди. Из-за этого опять отстаю от бегущих бегом Сони и Димы. Никак не могу понять, насколько далеко нам идти до Муктината. Впереди, насколько можно увидеть, горы расходятся в большую долину, но никаких признаков жизни в ней нет. Растительности тоже. Только голые буро-желтые склоны с темными кустиками какой-то сухой травы, облака, да ветер на склоне.

Автор: vasilisa1014

Еще немного пройдя вперед и вниз понимаю, что тропинка переходит по мосту глубокий овраг, разделяющий долину на две части и скрывается за поворотом. Изрядно отстав от остальных поворачиваю за склон горы и с удивлением вижу чуть внизу и прямо перед собой - Муктинат! Ух ты, большой город. Отсюда видно даже не только его, но и окрестные деревни на склонах. В почти уже закатной дымке плавают вдали зеленые террасные поля. Растут многочисленные, хоть еще и голые деревья. Люди пасут скот, занимаются своими делами, жизнь кипит. Как-то неожиданно я попала из снежных вершин и голых скал, их холодного и ветряного безмолвия и величия в мирную повседневную жизнь большого горного селения. Даже странно.

Автор: vasilisa101

Спускаюсь в город. На подходе к нему холм с огромным количеством молитвенных флажков. Трепещут на ветру, как живая огромная сеть. Иду вдоль белой стены монастыря, на ней тоже плотная бахрома разноцветных тряпочек.
    Иду по улице города, ощущаю себя так же, как после приезда домой из какого-нибудь похода. То есть, - одичавшей. Навстречу идет совершенно классический, как из голливудских фильмов про Шаолинь, старик с седой бородой и в красном одеянии. В данной местности, похоже, весна. Деревья голые, под ногами одуванчики цветут. Бабочки летают.

Автор: vasilisa101

Нахожу Диму и Сони. Сидят на завалинке, курят. Сони созвонился с Онилом, тот сказал в каком они отеле остановились. Только, говорит, там мест больше нет. Дима идет на разведку, а мы остаемся сидеть на улице. Сони тихий больно стал, задумчивый какой-то. Может, все свои деньги считает? Спрашиваю, был ли он здесь когда-нибудь. Нет, не был. А город симпатичный. Прямо на улицах стоят ткацкие станки, бабушки на них сувениры для туристов делают. Продают камни с отпечатавшимися в них древними моллюсками. Типа, здесь раньше был океан. А теперь окаменелости доход местным приносят. Возвращается Дима, говорит, что для нас свободная комната есть. Идем в отель. Ого, да здесь на улице даже машины ездят. Отвыкла немного от них. Правда, во второй день трека мы видели у реки экскаватор. Поинтересовались, откуда он здесь. Дурге сказал, его по частям притащили вручную и собрали. Вот такая жизнь интересная в горах.

В отеле встречаем австрийцев, спрашиваем, а где же Олег и Максим. Они уехали на джипе в Джомсом, а оттуда самолетом в Покхару. Друзья у них в Покхаре, поэтому они заспешили. Вот неугомонные люди :) Мы заселились как раз в их недавно освободившийся номер. Австрийцы говорят, что пришли в Муктинат в 12-00 дня и с тех пор спали.

Автор: vasilisa101

Дима идет в душ, а я пока болтаю на террасе с Онилом. Выясняю для статистики, сколько ему лет. 25. Работу портера тоже считает тяжелой. Но другую, говорит, трудно найти. Образование дорого стоит, не всем удается его получить. Делюсь с ним планами приехать в Непал еще раз. Как только денег накопишь? - смеется. Непал - недорогая страна, - говорю, - особенно если портера не нанимать :)

Приходит Дима, стучащий зубами от холода. Не знал, как включается горячая вода, поэтому мылся под холодной. Надо бы согреться! У нас как раз завалялось немного виски в рюкзаке. Допиваем виски, идем в теплое кафе, ужинать. Встречаем там поляка, говорящего по-русски вполне прилично. Весело говорит по поводу аэропортов в Лукле и в том селении, которое мы проходили в середине трека, что это “полный …” У него друг летчик, делился впечатлениями… Расспрашивает нас, настолько ли страшно на перевале, насколько рассказывают, а то он там не был. Отвечаем, что совсем и не страшно :)

Даже и не верится, что только сегодня мы прошли перевал. Надо бы это отметить. Просим маленькую бутылочку виски. Приходят австрийцы и наши портеры. Курим, пьем виски, угощаем австрийцев и Сони с Онилом. Нам теперь можно, мы на перевале были :) За разговорами бутылочка быстро заканчивается. Заказываем сначала еще одну, потом еще. Хорошо сидим :) Вот и с австрийцами выпить довелось :) Правда, они не злоупотребляют, чисто за компанию. Женщина, та вообще вегетерианка. Рассказывает нам, как она ездила в Россию, на Урал, с научной экспедицией. Было много спирта, говорит. А еще они были в Коста-Рике и вообще по Центральной Америке поездили. Спрашивают, были ли у нас там языковые проблемы. А то им было трудно. Говорю, что не было, поскольку я немного "абло", так сказать :) Спрашивают у нас, пили ли мы что-нибудь от горняшки. Не считая с перепугу съеденную Димой позавчера таблетку диакарба и лимонного чая в огромных количествах, ничего мы не ели. А вот они, оказывается, да. Глядя, как они резво скачут по горам, всегда думала, что у них не может быть горняшки в принципе. Говорим о горах, об Альпах, Айгюль дю Миди… Делюсь с ними почерпнутым от Дурге знанием - а в Непале-то оказывается касты! И ваш Онил из довольно высокой, судя по лицу. А ему все равно, отвечают, он христианин. Надо же, как все непросто в Непале :)

Дешёвый ✈️ по направлению Зона Гандаки
    • se_boy
      se_boy
      С нами с 21 окт 2010
      13 мар 2011, 07:38
      >>>За месяцы разъездов по Азии я с ними так сроднилась, что на ноге даже не чувствую, очень в них удобно. Надо было переобуваться прямо на перевале
      Судя по фото, снега на перевале было мало. Так что в тяжелую обувь вообще можно не переобуваться. Я этот трек прошел полностью без ботинок.

Насчет портера - очень много людей, живущих внизу, в начале трека, никогда не ходили через перевал.

Теплая вода на перевале нужна, имхо, для того, чтобы горло не застудить. Ведь и так дышать приходится часто.
    • vasilisa101
      vasilisa101
      С нами с 28 фев 2011
      13 мар 2011, 10:42
      Теплая вода - по науке, наверно, да. А портер - то, что он не был на перевале, говорит о том, что он совсем начинающий просто (как носильщик для туристов). Наш конкретно и за перевалом никогда не был, дороги не знал, а мы за ним просто шли не разбираясь, поэтому постоянно заходили не туда.