rusalka-shake
C нами с 17 января 2012
-
в друзья
-
в контакты
- по RSS|
Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки
В этом дневнике вы не найдете архитектурных и природных достопримечательностей, а также советов по отелям и ресторанам.
Здесь я решила объединить материалы о вьетнамцах, об их обычаях и особенностях, об их легендах и национальных символах, об их костюмах и кулинарных пристрастиях, об искусстве и праздниках.
Создан 3 апреля 2013 г. , 3 этапа , 31 материал
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
По конституции СРВ, мужчины и женщины имеют равные права. Традиции и уклад отводят вьетнамской женщине пока подчиненное положение. Конфуцианская мораль предписывает женщине слушать отца, мужа, сына. Однако изменившиеся экономические и социальные условия выравнивают ситуацию.
Процент нахождения на руководящих должностях во Вьетнаме женщин примерно такой же, как в России. Большинство женщин работает. Количество женщин на тяжелых физических работах постепенно уменьшается.
Вьетнамцы, как мужчины, так и женщины, считаются одними из самых красивых наций на Земле. Не знаю, кто это считал, лично меня об этом не спрашивали!))
Внешность людей, кроме пропорций их лиц, зависит еще и от телесного и душевного здоровья, а с этим во Вьетнаме дела обстоят неплохо.
Вьетнамские девушки каждый год принимают участие в различных конкурсах красоты и часто занимают места в первой десятке.
С возрастом внешность вьетнамских женщин меняется мало, если, конечно, нет больших проблем со здоровьем или занятий тяжелым физическим трудом. Во Вьетнаме редко встречаются полные люди, а полные женщины — еще реже, чем мужчины.
Довольно много молодых женщин и девушек выходят замуж за иностранцев и уезжают за границу. В страны Восточной Азии девушки часто уезжают через брачные агентства, а то и через мошенников. В Китае, Южной Корее, на Тайване не хватает невест, поэтому вьетнамские девушки выезжают, в первую очередь, туда. На Тайване в настоящее проживает около 200 тыс. женщин. Много их в других соседних странах, а также, в Чехии. Бывает, что в бегстве от бедности путем замужества за иностранцем многие девушки попадают в сексуальное рабство. В последнее время вьетнамских невест доставляют в Малайзию и выставляют на показ в кафе, чтобы будущие женихи могли увидеть "товар" лицом, не отправляясь за границу. Семьи девушек получают от брачных агентств за своих дочерей $5000-$10000 в зависимости от красоты будущей невесты.
Интернет добавил возможности знакомств с иностранцами. Вьетнамские СМИ в 2008 г. писали о деревне Ан Банг (An Bang), расположенной в 40 км от старой столицы Вьетнама, г.Хюэ. В ней почти все женщины желают выходить замуж только за иностранцев. Они знакомятся с мужчинами из других стран через интернет и многим удается осуществить свою мечту переезда в другие, более богатые страну. В результате, в этой деревне женское население исчезает на глазах.
В мире картина выглядит так: больше всего долгожителей в США, Японии, Вьетнаме и Франция.
В период вьетнамской войны около 20 тыс. американских военнослужащих женились на вьетнамках и увезли их в США. Кроме того, тогда у многих женщин родились внебрачные дети от американцев. После ухода армии США из Вьетнама этим женщинам пришлось несладко. Однако американские власти выдали им визы и многие эмигрировали в США. Другие бежали в соседние страны. Одно из художественных произведений на тему вьетнамской войны и послевоенного периода, мюзикл "Мисс Сайгон", основан на подобном сюжете и максимально драматизирован.
Из американских политиков на вьетнамках женаты сенатор-демократ Уэбб и бывший посол США во Вьетнаме Петерсон. Оба служили в Южном Вьетнаме во время войны 1965-1973 г.г.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Второе, что одновременно удивляет, восхищает и пугает туриста во Вьетнаме — это уличное движение, прежде всего из-за огромного количества мопедов на дорогах.
Удивляет — как при такой плотности и немыслимых пересекающихся траекториях движения им удается разъехаться почти не снижая скорости. Про соблюдение разметки и многих других пунктов ПДД, речи разумеется не идет...Для мотобайков выделена специальная полоса на некоторых дорогах.
А вот несколько способов и поз сидения на мотоцикле.
И даже на узеньком велосипеде
В городе на каждую машину приходится по целой толпе байкеров!
Многие слышали о легендарных пробках, и этот момент действительно заслуживает особого внимания. Мототрафик настолько велик, что иностранцы удивляются, как они едут впритирку друг к другу без столкновений. В этом облаке транспортных средств можно видеть легковые машины, грузовики, автобусы, велосипеды и, конечно же, мотоциклы. Но на самом деле не всё так сложно. Однажды взяв в аренду байк, мне стало понятно, что езда по набитому мототехникой городу Юго-Восточной Азии весьма увлекательное занятие, в котором достаточно просто вписаться в этот бесконечный поток мопедов. Но имейте ввиду: в случае аварии иностранец виновен ВСЕГДА!
Можно ехать так
"Полевая кухня" движется к месту своей дислокации.
Надземных пешеходных переходов в Сайгоне очень мало. Обычно улицу переходят или у светофоров, или где попало на свой страх и риск... :-) А подземных переходов мы вообще не видели.
Теперь о пугающем, то есть о переходе через дорогу. Особенно через многополосную оживленную дорогу там, где нет светофора. Бесконечная "река" мопедов с вкраплениями автомобилей и автобусов движется с постоянной скоростью. Здесь никто не будет останавливаться перед "зеброй". Ждать просвета — бесполезно. Основное правило — вести себя предсказуемо для водителей, не суетиться, не делать резких ускорений и замедлений, даже если прямо на тебя движется мопед или авто.
Идти надо уверенно и неотвратимо!). Очень полезно посмотреть как переходят дорогу местные: они смело, но неспешно ступают по проезжей части, обычно глядя себе под ноги. Поток транспорта плавно огибает возникшее препятствие.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Восточные драконы, в том числе вьетнамские (con rong, long), в отличие от западных, не имеют крыльев, но, несмотря на это, они способны летать благодаря сверхестественным способностям передвижения. Духовное же отличие восточных драконов от европейских в том, что они — символы творческой силы, материализованная мысль.
У восточных драконов по верху туловища идут гребни в виде языков пламени. У вьетнамского дракона на каждой лапе по четыре когтя, у китайского — пять, у японского — три. Образ чисто вьетнамского дракона возник в 10-м веке.
По легенде вьетнамский народ произошёл от дракона по имени Лак Лонг Куан (Lac Long Quan) и прекрасной феи Ау Ко (Au Co). Познакомились они высоко в горах, где и жила прекрасная фея. Однажды, когда она возвращалась домой, на неё напало злое чудовище. Ау Ко превратилась в журавля и взлетела, но монстр тоже взмыл в небо и погнался за ней. В этот момент мимо пролетал король всех морских драконов Лак Лонг Куан.
Он увидел, что происходит, отломил часть скалы и убил чудовище. Фея обернулась, чтобы посмотреть кто её спаситель.
Всего один взгляд и она влюбилась в Лак Лонг Куана. У них началась любовь. Впоследствии Ау Ко отложила 100 яиц, и из них вылупились дети, а именно – белые вьеты, являющиеся предками всех вьетнамцев.
После этого, ввиду самодостаточности обоих, они разошлись. Ау Ко нравились горы, а Лак Лонг Куан обожал моря. После развода дракон взял с собой 50 детей и ушёл. Другая половина малышей осталась с феей.. Как все-таки верно подметил Лев Николаич про счастливые и несчастливые семьи!
С драконами более или менее все понятно, а вот с феями возникают сложности. Любой, знакомый со школьным курсом биологии знает о сложностях межвидового скрещивания. Этот вопрос, самым живым образом, волновал и меня. Ведь в нашем представлении, феи это прекрасные златокудрые создания женского пола. Но как? Ларчик открывался просто, феей оказалась, тарарарам, барабанная дробь, птица-феникс!!!
Конечно, два бессмертных существа, из отряда пернатых, вполне могли стать прародителями нации. Все совпало. Думаю, теперь правильней будет «Вьетнам — страна драконов и фениксов», но на исключительность не претендую. Если найдете подтверждение этой истории – напишите мне, пожалуйста.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Путешествуя по Вьетнаму я обнаружила странную особенность: очень мало кошек. Не только имеются ввиду уличные-бездомные, а и вообще, во дворах, в семьях, в учреждениях — кошек встретила всего три раза.
И это из всех моих шатаний по городам и деревням Южного и Центрального Вьетнама!
Петухи, собаки, крысы, голуби..да кто угодно, только не кошки!
Вот встретила одно кошачье семейство — в храме Винь Нгием. Забитые и "зашуганные" какие!
Эта лежала на территории башен Понагар.
А эта ходила по стойке в холле одного из отелей.
Все объясняется просто: мяукание кошки "мяу" или "няу" означает на вьетнамском языке "бедность". И чтобы не привлекать бедность в свой дом — кошек там не держат. Кому понравится ежечасное напоминание о бедности и нищете?! Вот такое суеверие. И никакие доводы о лечебных свойствах кошек для вьетнамцев не аргумент.
Вот встретила еще одну в зоомагазине. Лежит бедная-несчастная, ждет своего хозяина. И может рассчитывать только на иностранную семью, которая ее купит...
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Это эпиграф)
Спать могут все (что не удивительно), но везде (что странно)...
На рынке — в цветах
-и в мясе
Заодно можно сторожить свой байк
А можно и сверху — для полной надежности! Но это только те, кто окончил акробатно-цирковой институт!
На жестких каменных лавках — легко!
и на при-лавках) после тяжелого трудового дня
Особенно сладко спится массово — в компаниях!
Неплохо "вздремнуть" на рабочем месте
И даже так
...потеряв одну тапку
Вы, гуляя по своему городу, видели спящих людей? А во Вьетнаме (как и в Мьянме Спящая Бирма) это обычное дело!
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Термином "бонсай" обозначают, как конкретное деревце, так и само искусство их выращивания. О выращивании бонсай в интернете есть много ресурсов. Почти все они — о японском стиле. Вьетнамский стиль имеет свои особенности.
Бонсай по-вьетнамски произносится "кай кань" (Cay Canh).
Вьетнамский и японский стили бонсай непохожи друг на друга. Деревца во вьетнамском бонсае в три раза больше, чем в японском, а сам стиль не так строг. Деревья бонсай там из-за из больших размеров даже можно отнести к ландшафтному дизайну в горшочках.
Так как Вьетнам — тропическая страна, то вьетнамский бонсай применяет тропические деревья.
Вьетнамские бонсаи лучше подходит для культивирования в российских условиях чем японские, потому что это тропические деревья, которые не нуждаются в холодной зимовке. Вьетнамский бонсай сидит не в грунте, а на миниатюрных скалах, корни погружены в воду постоянно налитую в поддоне, что в значительной мере снимает проблемы полива растения.
А еще мне понравились различные фигурки, которые дополняют композицию бонсай, представляющими собой крестьянина, девушку, домик, мостик и т.п.
Растения в горшочках очень распространены при входах в гостиницы, офисные здания, магазины, вокруг монументов и на балконах.
А еще на них можно сидеть.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
В отличие от Мао Цзедуна, который держал при себе часто обновляемый штат юных наложниц, Хо Ши Мин вел скромный, аскетический образ жизни. Своей умеренностью и скромностью Ши Мин скорее напоминал известного борца за независимость Индии Махатму Ганди. Дядюшка Хо велел позади президентского дворца построить традиционный деревянный дом, в котором он жил до самой смерти, последовавшей 2 сентября 1969 года. Когда Хо Ши Мин умер, война с американцами еще не закончилась. 30 апреля 1975 года северовьетнамские войска заняли столицу Южного Вьетнама Сайгон. На одном из танков победившей армии развевался флаг с надписью: «Ты всегда вместе с нами, дядюшка Хо».
Социалистическая республика Вьетнам — одна из горстки оставшихся в мире стран, где до сих пор проповедуют идеалы социализма, правда, с более чем «человеческим лицом». После снятия эмбарго США и тесной опеки Советского Союза, а также принятия Вьетнама в ВТО иностранные компании получили возможность вкладывать капитал в совместные предприятия. Как следствие, страна стала довольно быстро развиваться.
Во Вьетнаме – социализм. И здесь отчетливо понимаешь, что в XXI веке «измы» больше ничего не значат. Партия одна, коммунистическая, но выборы реальные. Выбирают депутатов из списка, кому кто ближе – от бизнеса, от управленцев, от аграриев. В коммунистическую партию вступают те, кто делает госкарьеру. Фактически государство – это регулятор. Скажем, сначала иностранцам вообще не позволяли покупать здесь недвижимость, с 1989 года разрешили брать в аренду на 49 лет. Потом можно продлить или продать.
Но и прошлое проглядывает во французских кварталах городов, в заброшенных военных аэродромах рядом с действующими гражданскими аэропортами; в пустырях, где до сих пор не растет даже трава; в древних индуистских храмах.
Прошлое прослеживается и в другом явлении. На улицах немало калек от рождения: после применения американцами химического оружия во время войны огромные территории были отравлены. Количество больных детей, родившихся после этого, было поистине ужасающим. Помимо печально известного напалма, которым были выжжены леса, огромный урон нанес дефолиант, прозванный «эйджент орандж» (его распыляли из бочек с оранжевой полосой). Дефолиант заставляет деревья сбрасывать листву, естественное укрытие партизан. Считалось, что химическая формула этого соединения безвредна для человека. Однако люди, которые распыляли «эйджент орандж» и те, кто попал под химический дождь, стали умирать от рака. Выяснилось, что на одной из стадий синтеза «эйджент орандж» в конечный продукт попадает яд диоксин. Здоровью и генофонду жителей Вьетнама был нанесен жестокий урон. А огромные площади плодородных когда-то земель до сих пор остаются мертвой зоной.
А как вам такая социальная реклама?)
В храме Хо Ши Мина периодически собираются ветераны войны и ответственные партийные работники, приносят венки с выложенными из цветов звёздами. Приводят сюда и группы школьников, как водили советских детишек к мемориалам Ленина. И всё-таки культ Хо Ши Мина зашёл ещё дальше. Алтари с его портретами, цветами и дымящимися палочками встречаются даже в частных домах: в гостиных, где традиционно висят портреты умерших родственников, стоят статуэтки будд или изображения Девы Марии. Перед алтарём Хо Ши Мина блюдо с арбузами, бананами, манго. Во Вьетнаме божествам почему-то всегда подносят фрукты и никогда — колбасу.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Дома-карандаши
Там, где пространства больше, дома более разнообразны и не теснятся, как в больших городах. Строительство коттеджей, по сравнению с Россией, обходится очень дешево. Нет необходимости в возведении глубоких фундаментов, утеплении пола и потолка. Толщина стены равна 10-20 см, то есть, как говорят строители, "в один кирпич" или даже "в полкирпича".
С улицы в дом проходят через широкую четырехстворчатую массивную входную деревянную дверь. Эти двери бывают простыми, но, часто это — произведение искусства с резьбой и трудно сказать, что это: часть конструкции или мебель. Через дверь Вы сразу попадаете в гостиную. Здесь стоит диван, столик для зеленого чая, буфет с посудой, телевизор. В хорошую погоду дверь распахнута и чистый воздух с запахами плодов из сада проникает в гостиную. В жаркую погоду люди часто спят во дворе.
Число комнат в доме, чаще всего, четное.
В главной комнате установлен семейный алтарь предков. Эта комната украшается лучше других. Часто в ней есть колонны, которые тоже украшают узорами и рисунками.
В самом южном населенном пункте Вьетнама — деревушке Муй (в переводе означает мыс) провинции Камау люди живут вообще без входных дверей, хотя в домах имеется бытовая электроника и прочие вещи. В деревне за многие годы ее существования сложился определенный менталитет доверия друг другу. Теплый тропический климат тоже не вызыват необходимости отгораживаться от свежего воздуха. Рядом находится круглогодично теплое море, окружающее деревню с трех сторон.
В тех селах, где сохранился старый уклад, во дворах возводятся хозяйственные постройки: кухня, хлев, курятник. В большинстве семей в доме установлен небольшой алтарь предков, красиво и тщательно отделанный. У каждого прикреплены дощечки в память предков, покрытые золотом и красным лаком. В сельской местности еще много старых домов, которым более ста лет. Эти дома требуют ремонта, но уровень жизни в селах значительно ниже, чем в городах.
Холодильники во Вьетнаме пока мало распространены. Поэтому запасы пищи в доме могут быть в виде риса, сушеных фруктов. Питьевая вода хранится в емкостях из нержавеющей стали, размещаемыми на плоской части крыши дома.
Во Вьетнаме дом — это часто и место для малого бизнеса. На первом этаже расположены лавки и магазинчики, парикмахерские, всевозможные ремонтные мастерские, компьютерные залы, зубные и массажные кабинеты, кафе. На втором-третьем, а то и четвертом этажах дома — непосредственно жилые помещения. При этом работают эти заведения с раннего утра до позднего вечера. Обеденный перерыв приходится на самое жаркое время дня и длится примерно с 11 до 14 часов. В это время принято спать.
В последние годы вьетнамцы "отошли" от длительных войн и тяжелого послевоенного времени. Они стали больше уделять времени увлечениям. Одним из них является бонсай и ландшафтный дизайн, в том числе, возле частных домов. Люди побогаче сооружают возле домов басейны, теннисные корты и другие площадки для спорта и активного отдыха.
Деревни во Вьетнаме удалены от городов незначительно и часто являются их продолжением. Из самой отдаленной вьетнамской деревни в ближайший крупный город надо ехать не более двух часов, а в среднем — полчаса. Большое значение по-прежнему имеет сельская община. Иногда на въезде в деревню стоят ворота в форме небольшой триумфальной арки. В типичном уездном городке на видном месте находятся здания уездного комитета компартии Вьетнама и Народного комитета.Где-нибудь неподалеку расположена школа, из которой в полдень выходят школьники в пионерских галстуках, а также буддийские храмы. Иногда, как на Севере, так и на Юге, можно увидеть возвышающуюся среди небольших частных домов католическую церковь.
В настоящее время Вьетнам переживает бум недвижимости , как строительный, так и спекулятивный. Строится много отелей, жилых домов, офисных зданий. Особенно это наглядно можно увидеть в самых крупных городах Вьетнама и в курортных местах.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Женщины выполняют физическую работу наравне с мужчиной. Однажды мы стали свидетелем того, как на уборку оставшихся после постройки дома стройматериалов, наняли 75-летнюю бабулю. Она с грациозностью танцовщицы накладывала стройматериалы в плоские корзины и одевала их на коромысло.
Но вот что удивительно, такие по истине мужские "подвиги" ни чуть не отражаются на внешнем виде женщин: стройная фигура, прекрасная осанка, лучистый взгляд, добрая улыбка, отсутствие на лице морщин "неудовлетворенности".
Все это при том, что в среднем вьетнамские женщины имеют 3-х и более детей.
Конечно же, на прекрасный внешний вид влияет отсутствие пагубных привычек: курение, распивание крепких спиртных напитков среди вьетнамских женщин считается не подобающим женщине поведением.
А вот декоративной косметикой местные женщины практически не пользуются. Природа наградила их хорошей гладкой кожей, угольными ресничками и шелковыми густыми бровями. Губы – с четко очерченной линией фиолетового или бордового оттенка – как после хорошего татуажа.
Почти все они стройные, как березки, или, точнее, как кокосовые пальмы. Им не нужен изнурительный фитнес и вынужденные голодовки. Сама система питания в этой стране такова, что потолстеть почти невозможно.
Близость к природе, правильное питание с преобладанием овощей и отсутствием привычки кушать и готовить в прок, обильное потребление зеленого чая, благоприятно сказывается на сохранении молодости женщины.
Отдельно хочется описать национальный наряд — Аозай, в котором каждая женщина может почувствовать себя царицей мира.
Классический аозай — это удлиненная приталенная туника с разрезами от талии, воротничком-стойой и атласные брюки свободного покроя. Аозай принято носить в церковь и на торжества. Уважающая себя женщина должна непременно иметь в своем арсенале несколько аозаев, как правило, у 50-летней женщины их порядка 8-10 штук.
Носить такое изысканное одеяние не так то просто, ведь аозай застегивается на множество малюсеньких кнопочек и любое резкое или неловкое движение может повлечь за собой казус в виде полностью расстегнутого платья.
Боковой разрез на платье аозай зависит от региона, возраста, а также менялся в течение истории страны. У женщин центрального региона Вьетнама разрез низкий, обычно на несколько сантиметров ниже пояса, а у южанок — на такое же расстояние выше пояса.
Кроме того, из-за множеств соответствующих собственной фигуре параметров, производство аозай нельзя поставить на поток в промышленном масштабе. Каждое платье шьют индивидуально для конкретного клиента, а при небольшом изменении фигуры нужно заказать другое, так как аозай очень сложно перешить.
Существует мужской вариант аозая, который отличается как более широким кроем, так и увеличенной плотностью ткани. На торжественных приёмах вьетнамские мужчины носят аозай как парадный костюм. В 2006-м году на организованном во Вьетнаме саммите АТЭС руководители разных стран одевали вьетнамский аозай.
На юге Вьетнама довольно жарко круглый год, поэтому основной обувью являются открытые "шлепки", которые еще в советские времена у нас на родине называли "вьетнамками". Меня умилили носочки, специально отделяющие большой палец для более удобного ношения).
Забавно, что древняя традиция не рекомендует молодой маме, как минимум один месяц выходить из дома и мыться, допустимо лишь обтирать тело рисовой водкой.
Безусловно, внешний вид — это лишь внешняя составляющая женственности. На мой взгляд, первопричина такого удивительного "света" кроется в том, что вьетнамские женщины не забывают о своем природном предназначении быть мамой, то есть быть тем человеком, который излучает добро и заботу.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Крупнейшие производители этого растения – Нигерия, Таиланд, Бразилия и Демократическая Республика Конго. Ни в одной из этих стран я пока не была, а во Вьетнаме видела, как его выращивают и перерабатывают.
Родина его – тропическая Америка; известно, что по крайней мере полторы тысячи лет назад индейцы майя выращивали его на территории своих деревень.
В середине XVI века португальцы завезли маниок из Бразилии в Центральную и Западную Африку. В следующем столетии это растение начало широко расселяться на территории африканских государств, расположенных вблизи Гвинейского залива, а потом быстро завоевало Юго-Восточную Азию.
Сырые клубнекорнеплоды маниока несъедобны – они содержат смертельную концентрацию гликозида линамарина, расщепляющегося с образованием синильной кислоты. Только после высушивания, длительной промывки или варки очищенных и нарезанных корнеплодов их можно есть. Зато из обработанного маниока чего только не делают: вареный, жареный и тушеный разминают и едят с приправами как гарнир для блюд из мяса, как пюре, клецки, в супах, соусах и т.д. Сильно жареный (после варки или обработки на пару), он заменяет жареный картофель. Мука маниока идет на каши, пирожки и хлеб. Из тапиоки — крахмалоподобного экстракта из корней маниока, представляющего собой полупрозрачные крупинки шаровидной, неправильной формы, делают лепешки, пудинги, желе и чипсы.
И, эврика!, готовя материал по маниоку я обнаружила те самые шарики, которые не смогла распознать в заметке Рецепты в вашу кулинарную книгу .
"Bubble Tea – напиток с тапиокой, популярность которого растет по всему миру. Появление этого десерта относят к работнику чайной в Китае — Лю Хан Чи, который в начале 80 годов прошлого века поставил эксперимент с чаем, добавив в него молоко, фрукты и шарики тапиоки. К середине 1990-х Bubble Tea был уже хорошо известен во всей Юго-Восточной Азии. В настоящее время, помимо азиатских стран, от Bubble Tea в восторге Америка, Канада и Австралия. Уникальность этого напитка состоит в шариках тапиоки, которые имеют консистенцию жевательного мармелада. Они располагаются на дне коктейля и через трубочку потребляются вместе с напитком." рецепт и фото кулинарного сайта kulina.ru/articles/73250/
Маниок, пожалуй, одно из самых урожайных культивируемых съедобных растений: при хорошем уходе можно убрать до 600 центнеров с гектара. Выращивать маниок несложно. Вот что писал об этом Давид Ливингстон в книге «Путешествия и исследования в Южной Африке»: «Для ухода за ним требуется очень мало усилий. Делают длинные грядки в 3 фута шириной и в 1 фут вышиной. На этих грядках сажают черенки маниока, оставляя между ними промежутки в 4 фута, которые засаживаются бобами или земляными орехами; когда бобы снимут, то землю всегда тщательно очищают от сора. Через десять или восемнадцать месяцев после посадки, в зависимости от качества почвы, корни маниока бывают готовы для употребления в пищу. После того как женщина выкопает из земли корни, она втыкает на их место один или два черенка, взятых с верхушки растения, — так производится новая посадка». Сегодня, как и в XIX веке маниок размножают черенками, а уборка урожая маломеханизирована.
А вот каша из маниока Лингвистону не понравилась: «Вкус у неё отвратительный, и, независимо от того, сколько её съешь, через два часа всё равно будешь чувствовать голод. Когда кашу делают более жидкой, то она имеет вид крахмала, употребляемого прачками, а если их крахмал сделан из испорченного картофеля, то можно создать себе некоторое представление о каше, которую нас вынудил есть только голод».
Это "угощение" нам выдавали в тоннелях Ку Чи. Очень похожа на вареную картошку. Ее надо макать в смесь соли и перцев.
Свернуть
Эта заметка является частью дневников «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки», «Вьетнамский квест»
Развернуть
Хлеб в азиатской кухне – это рис. Для вьетнамца невообразимо хоть один день прожить без риса. Еще из него делают рисовую лапшу и рисовую бумагу. Не стоит бояться употреблять морепродукты. Рыба с различными соусами очень вкусная. Вьетнамская кухня вообще не очень острая, как например, в том же Тайланде или Индии.
Мои фавориты – традиционные вьетнамские жареные блинчики из рисовой муки Нэмзан, в меню на английском языке вы можете встретить их под названием Fresh rolls или Spring rolls. Начинки удовлетворяют любой вкус: из рубленого мяса (часто свинины), креветок, ростков маша, специй. Есть много вегетарианских вариантов блинчиков – с морковью, капустой, соевыми ростками и другими овощами. Начинка нарезана очень мелко, поэтому иногда сложно понять, из чего именно она состоит. Подаются вместе с кисло-остро-сладким соусом оранжевого цвета.
Как выпекаются блины из рисовой муки можно наблюдать в разных местах. В основном это делают для туристов. И в тоннелях Кучи, и в дельте Меконга блинчики выпекают в реальном времени и дают пробовать. Тонкие и прозрачные, можно сквозь них буквы читать)
Что не съели туристы — высушивается на солнце, видимо, для лучшего хранения.
Еще из рисовой муки пекут вот такие "хлебцы". С добавлением кокоса и бамбука, судя по картинке.
На улице видела вот такую модификацию блинов с начинкой. Или как у нас называют, с припеком))
Наверное, вкусные, но попробовать не решилась. И не потому, что уличные, а потому, что жирные!)
Свернуть
Эта заметка является частью дневников «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки», «Вьетнамский квест»
Развернуть
Говоря о тямкой культуре, сразу представляется характерная тямская архитектура и скульптура. Если говорить о тямских праздниках, то это, конечно, Катэ и Рамыван, а если о кустарных промыслах, то терракотовые изделия и текстиль. Но это еще не все. Танцевальное наследие тямов также богато и своеобразно.
Танцы являются важной частью духовной жизни тямов. Традиционные праздники, такие как Рианыгар, Катэ, Риапраунг немыслимы без танцев.
Танец обычно сопровождается игрой музыкальных инструментов, таких как барабаны Гинанг и Баранынг, гонг Ценг, духовой инструмент Харанай, бубен Гронг, струнный инструмент Кани. Самым популярным среди перечисленных музыкальных инструментов является Гинанг. Этот барабан отличается сильным и пронзительным звуком.
Танцы тямской народности подразделяются на два вида: народные и дворцовые.
Типичными среди народных танцев являются танцы-подражание (павлину, фазану, королевской особе, гребля на лодке и тд.).
Народные танцы можно подразделить на следующие виды:
— танец с веером: это древний народный танец, который может исполнять один человек или несколько;
— танец с кувшином: особенностью танца является ловкое удерживание кувшина на голове, когда исполнитель сидит или кланяется зрителям;
— танец с платком: танцор в такт музыке перекидывает платок с помощью запястья;
— танец с ножами: нож длиной 40 см спиралевидной формы использовался в танце в провинции Ниньтхуан 60 лет назад, но сейчас традиция этого танца утеряна;
— танец с плетью и огнем: танец исполняется очень динамично и представляет борьбу с трудностями и невзгодами;
— танец-гребля: танец представляет движение лодки по морю, где весло заменено палкой сахарного тростника;
— танец «инь-ян»: танцор с деревяшкой, имитирующий мужской половой член, идет впереди, а за ним в танце следуют девушки. Танец практически утерян и остался лишь в деревне Биньнгиа, провинции Ниньтхуан.
Но танец, который я видела, я бы назвала "танец злых девушек". А может просто эти девушки устали, танцуя целый день...
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
В марте 2008 г. влиятельное американское издание "The Forbes" опубликовало рейтинг стран, представляющих наибольший интерес для гурманов. Вьетнам в этом списке занял третье место. Не знаю, изменилось ли что-нибудь к 2013 году...
Вьетнамская кухня радует гурмэ со всего мира огромным разнообразием блюд и свежестью ингредиентов, а кошельки гостей, которые приехали на отдых во Вьетнам, приятно удивляются низкой стоимости угощений.
Вьетнамцы, как и другие народности Азии, едят много супов. Чаще суп едят на завтрак, но многие начинают с супа обед или ужин.
Традиционный вьетнамский суп Pho (Фо) – одно из самих любимых блюд вьетнамцев. По рассказам одного вьетнамского повара, рецепт супа Фо родился в Ханое, ещё в IX веке.
Основные ингредиенты супа – сухая рисовая лапша и прозрачные кусочки говядины. Чтобы блюдо получалось максимально свежим, составляющие супа заливаются кипящим бульоном прямо у вас в тарелке. Отдельно подаются дополнения к супу: много зелени (мята, тимьян, петрушка и другие), сухие специи, бобовые ростки. Вы можете заправить суп соусами, которые стоят на столах во всех вьетнамских ресторанах.
Выбор морепродуктов безграничен… Креветки разных видов и цветов, кальмары, осьминоги, мидии, гребешки, улитки, акулы, барракуды…
Это было здесь Загадочный Бо Ке
Способы приготовления тоже очень разнообразны: здесь вы найдёте и тушеные с соусами, гриль, сильно прожаренные в масле, в кляре и без кляра.
Главное преимущество всех этих блюд – необычайная свежесть продуктов. Многие вьетнамские рестораны не могут себе позволить холодильное оборудование, поэтому все морепродукты попадают к вам на стол из специальных аквариумов. Кстати, по желанию, или при возникновении языкового барьера, вы можете подойти к аквариуму и показать официанту, что именно вы хотите отведать.
Традиционные вьетнамские жареные блинчики из рисовой муки Нэмзан — мои любимые
Вьетнам занимает второе место в мире по выращиванию и экспорту риса после Тайланда, поэтому основой основ вьетнамской кухни, конечно, является рис. Число разновидностей риса, выращиваемого во Вьетнаме, насчитывает десятки и десятки. Рис отличается, вкусом, плотностью, размером, формой, клейкостью и цветом. Даже самый обычный (пропаренный рис, или варёный рис) удивит необычным и очень нежным вкусом. Часто порция вареного риса является комплиментом от повара, или входит в стоимость блюда.
Рис обжаривают с овощами, яйцами, на ваш выбор могут добавить мясо, морепродукты, рыбу. Очень вкусно! Подробнее здесь Масленица - каждый день и круглый год!
Совет: посетите местный рынок или супермаркет и обязательно купите пару килограмм риса домой. Он в корне отличается от предлагаемого у нас риса. Или, вместо банального сувенирного магнита, осчастливьте родных и друзей пакетиком нестандартного красного или чёрного риса.
Лягушками нашего брата уже не удивишь, но во Вьетнаме лягушки особенно вкусные.
Крокодил стал спорным вопросом в нашей компании. Из пятерых, я была единственной, кому он понравился. Мне он очень напомнил индюшиное филе, вариант, выбранный нами, был приготовлен на гриле и подавался в остро-сладком соусе. Кафе, в котором я ела крокодилятину Может, просто мужские организмы психологически не хотели принимать вьетнамскую дичь?!
Страус – жареный страус с грибным соусом. Мне напомнил старую говядину, ещё и плохо приготовленную. Хотя, мужская половина оценила блюдо по достоинству.Куры-гриль? Нет! Страус-барбекю!
Теперь разберемся с напитками Вьетнама.
Вьетнамский лимонный ром – крепкий и достойный напиток с лимонным привкусом. Вы можете спросить: “Ром, в жару?”. Да! Вьетнамские экзотические блюда это инородные вещи для нашего организма, санитарно-гигиенические условия ресторанов не самые лучшие, поэтому ром будет служить дезинфектором. Бонусом станут веселое настроение и потеря страха перед “гадами” в тарелке.
Смузи – сделайте своей привычкой начинать день с этого напитка. Взбитые в блендере экзотические фрукты (манго, ананас, папайя, банан, мангустин, маракуйя) — настоящая витаминная бомба и лакомство, которое вы не забудете долго.
Вьетнам – новый кофейный лидер
Традиционный вьетнамский кофе – очень интересный напиток. Кофейные зёрна обжаривают в кокосовом масле, перемалывают и заваривают прямо при вас в специальном приспособлении, которое крепится по верху чашки. Традиционно кофе пьют очень крепкий и сладкий: со сгущенным молоком и сахаром. Предупреждают, что этот напиток очень вреден для печени. Но мы ведь с вами знаем – всё хорошо в меру!
А еще Я ела маниок. Картошка лучше!
А вот то, что мне НЕ удалось попробовать.
Обилия жареных жуков и насекомых в курортной зоне мы не нашли.
Крысы. Во Вьетнаме крыса считается деликатесом — очень нежное мясо. Употребление крыс резко возросло в последние годы экономического подъема Вьетнама. В основном, едят полевых крыс, которые питаются зерновыми и улитками.
Самый большой крысиный рынок во Вьетнаме находится в провинции Ан Зянг (An Giang) в дельте реки Меконг. Он расположен на берегу реки Phu Dat вдоль шоссе №91.
Кошки. Кошки тоже деликатес. Стали появляться рестораны, специализирующиеся на кошках, несмотря на постановление правительства от 1998 года о запрете на употребление в пищу кошек, которое было введено чтобы не увеличивалась популяция крыс. В меню кошки проходят под названием "маленький тигр".
Собаки. Блюда из собачатины во Вьетнаме не являются редкими, а очень распространенными. Собака во Вьетнаме в такой мере, как в Европе, не считается другом человека. Собаки выращиваются на фермах, где они не имеют кличек. На домашних празднествах блюда из собаки являются украшением стола. Собачатина жареная, вареная, котлеты, шашлыки. Все блюда приправлены специями и зеленью и подаются без гарнира.
Отправляясь во вьетнамский ресторан, понимайте, что повара со звёздами Мишлен вряд ли там встретите. Хозяева ресторанов – это бедные люди, которым дорога каждая копейка и которые стараются удивить холёного европейского туриста, чем только могут. Это люди, которые знают цену труду, спят всего несколько часов в сутки и радуются простой пиале с рисом. Будьте снисходительными, оставляйте чаевые, не выражайте недовольство условиями, в которых готовят еду. Помните, вы – гость, уважайте традиции другой страны!
Приятных экспериментов!
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Но это в глубинках, а в городах, все таки, более современный и демократичный подход.
Но в любом случае, прежде, чем зарегистрировать брак, молодые проходят полное медицинское обследование. Сдают все анализы, чтобы в браке не рождались больные, уродливые дети. Это связано с американскими бомбежками с распылением химических дефолиантов. До сих пор аукается...
Свадьба может играться через 2-3 месяца после получения свидетельства о браке.
Созывается много человек. Подарки не дарят вообще, только деньги! Родственников много, поэтому свадьбы окупаются, да еще и с "наваром".
А фотосессия может происходить вообще в любое время, и до свадьбы и после. Именно поэтому вокруг не видно толпы пьяных родственников и сватов...
Эта вьетнамская пара венчалась в католическом храме. Мы с интересом наблюдали за этим процессом. Но, выйдя из храма, невеста зачем-то приподняла подол свадебного платья, под которым оказались... тренировочные штаны и вьетнамки на босу ногу. А чего, туфлю у невесты воровать не надо.... Может, у них это в порядке вещей?
К рождению детей во Вьетнаме относятся очень серьезно. Важным моментов является рождение мальчика и главное, чтобы сын родился первым. Эти традиции привели к тому, что на ранних сроках беременности научились определять пол ребенка, и если девочка могла родиться первой, женщины делали аборты.
Если обратить внимание на вьетнамские семьи, то можно убедиться в этом, поэтому встретить семью в которой две дочери или единственный ребенок девочка, это большая редкость. В основном первым ребенком является сын, младшим — дочь или же в семье двое мальчиков. В связи с этим происходит постоянное увеличение рождаемости мальчиков по сравнению с рождаемостью девочек.
Интересно было наблюдать за работой вьетнамских фотографов.
Фату надо держать, как будто дует ветер, а что на платье наступил, так ну и что?))
И позвольте пикантную реплику.
Всего несколько лет назад не скрывающий своей ориентации гей во Вьетнаме мог попасть в тюрьму или подвергнуться публичной порке бамбуковыми палками. Теперь же Министерство юстиции серьезно обсуждает возможность принятия закона о разрешении однополых браков и связанные с этим нюансы. Если скандальный законопроект будет принят, то Вьетнам станет первой азиатской страной, где будет принято подобное разрешение.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
И сегодня в семье бюджетников чаще всего один ребенок (на частный сектор ограничения не распространяются). Одному можно дать образование в платной школе, потом отправить учиться в американский университет. Вьетнамский ответ на еще свежую в памяти войну – стремление стать развитой, богатой, технологичной страной.
Своим детям вьетнамцы дают имена по порядку их рождения. Самый старший — Большой, а за ним следуют по порядку Второй, Третий и так далее.
Но перед этим, в первые годы жизни у детей совсем другие имена, они не заносятся в свидетельства о рождении.
Эти имена такие: Свинья, Корова, Дурак, Толстяк, Кривоножка и т.д. Делается это из-за поверия, что ребенка с некрасивым именем боги не захотят вдруг забрать к себе или навредить ему. Ну и чтобы не "сглазили"). Плохой приметой является то, что новорожденного хвалят.
Перед смертью человеку дают опять новое имя. Считается, что уходить в мир иной человек должен не с тем именем, которое носил при жизни. Чтобы, если "накосячил" за жизнь — там, наверху, об этом не узнали.
Таким образом, у вьетнамцев за время жизни как правило бывает три имени.
В отличие от бирманских деток (ссылка в конце материала) вьетнамские более раскованные. А значит счастливые! Им ничего не запрещается, взрослые их не одергивают. С детства им внушают "идеалы социализма".
В очереди за Хо Ши Мином я видела 4-5 летних детей с совершенно взрослыми и серьезными глазами. Их туда привозили целыми детскими садами, построившись по парам, дети шли смотреть на "вечно живого" вождя.
С детства детей приучают к труду, но не для того, чтобы зарабатывать на жизнь, а для того, чтобы воспитывать трудолюбивую нацию...
Имена, фамилии у вьетов трехсоставные. Они состоят из семейного имени (аналог нашей фамилии), среднего имени и последнего, индивидуального или данного при рождении.
Самая распространенная фамилия Нгуен, а также Чан, Ле, Фам, Хоанг. Второй составной частью фамилии является родовой или половой указатель, для женщин это Тхи, у мужчин выбор более широк: Ван, Нгок, Суан и т.д. Женские имена — это названия цветов, деревьев, драгоценностей, у мужских — чаще отражают какое-то свойство, например, Дык (Мужество).
Дети Бали
Дети Бирмы
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Стоимость одного петуха доходит до пятисот долларов, поэтому вьетнамцы не допускают гибели своих питомцев. Еще одна мера предосторожности – специальные накладки на клювы. Это позволяет избежать лишних повреждений.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
Похоронно-ритуальные бюро располагаются прямо на улицах, так же как и обычные магазинчики, мастерские по ремонту мотобайков и другие предприятия. Нужно просто купить себе лицензию и сиди себе торгуй гробами, венками, отксеренными долларами, вози на катафалке и копай могилу.
У вьетнамцев не обязательно вызывать милицию, скорую и прочих. Только, если есть сомнения в естественной смерти.
Похороны проходят весело, под музыкальные барабаны, дудки, крики и чуть ли не пляски. При этом машины, тюннингованные лентами и цветами под вьетнамских драконов едут через всю деревню громко гудя. Короче, от нашей свадьбы не отличить. Главное потом вычислить новую оболочку при реинкарнации. Глядишь, для этих целей и могила во дворе пригодится. Может и вернется к старому дому и семье в другом обличии и спросит с родни за правильно организованные похороны.
Ничего удивительного, зная как вьетнамцы чтят своих предков. Для них никто из родственников не умирает.
Чем больше членов семьи покоятся на одном участке, тем сильнее духовные силы, имеющие вес в реальной жизни.
Если ты однажды подумаешь, что ты — самый счастливый человек на свете – сходи на кладбище. А когда подумаешь, что ты — самый несчастный человек на свете – сходи туда опять. Французская пословица.
Свернуть
Эта заметка является частью дневника «Вьетнамцы и вьетнамки глазами россиянки»
Развернуть
В тайм-менеджменте есть такой совет: найдите время на переживание момента. У меня есть любимые места, одно из них въезд в рыбацкую деревню Муйне. Там открывается удивительный вид на море, где стая маленьких лодочек рыбачит до заката. Так вот, это место оказывается очень популярно в послерабочее время — люди целыми семьями приходят насладиться моментом — они сидят прямо на земле и смотрят на море.
А простые вьетнамские люди каждый вечер садятся и вот так просто смотрят на море, они смотрят и улыбаются, смотрят живое кино о красивой природе.
Быть может именно по этому здесь, как бы ты не был беден, на твоем лице будет светлая и доброжелательная улыбка, поскольку настоящее счастье внутри.
Свернуть