Хаконэ

С нами с 12 мар 2009

Большое путешествие по Японии - 1: Москва - Хаконэ

16 марта 2009 года|| 4| 17072

Путешествие получилось действительно большое: две недели, восемь гостиниц. Города не считала, честно говоря. Сами считайте: Хаконэ – Киото – Нара – Осака – Химедзи – Хиросима – Миядзима – Нагасаки – Кумамото – гора Асо – Юфуин – Беппу – Токио.

По воздуху мы передвигались с помощью авиакомпании JAL. Очень комфортабельно, чрезвычайно приветливый и услужливый персонал, как на международных рейсах, так и на том одном внутреннем, которым мы летали (Oita – Haneda). На борту самолета по дороге из Москвы в Токио мы поняли, наконец, почему зеленый чай называется зеленым. Несмотря на то, что мы считаем себя людьми, более или менее разбирающимися в этом напитке, раньше нам доводилось пить, в основном, китайские и цейлонские чаи, а также те, что в московских ресторанах называются японскими, но, подозреваю, таковыми не являются. Ибо зеленый чай в Японии (я имею в виду готовый отвар, а не траву) действительно зеленый. И очень вкусный.

Рейс из Москвы летит в ночь, но, как обычно, поспать в самолете особенно не удалось. Разница во времени (летом) составляет 5 часов. Прилетели мы в восемь с копейками по японскому, т.е. в три ночи по Москве. Аэропорт в это время суток был почему-то почти пуст. На паспортном контроле у нас сняли отпечатки средних пальцев рук и сделали фото физиономии. После прохождения всех формальностей и получения багажа мы спустились из зала прилета на этаж ниже (B1F). Здесь мы забрали оплаченный заранее через Интернет мобильный телефон, сняли в банкомате наличных денег и обменяли полученные в Москве квитанции на JR Pass-ы – туристические проездные на железные дороги компании Japan Railways.

Забавно: в кассе JR нам пришлось подождать минут десять, пока обслуживали японку со стопкой российских паспортов. После оформления наших JR Pass-ов служащая поинтересовалась, куда мы сейчас едем. Нам надо было в Хаконэ. Она тут же забронировала нам места на скоростной поезд до Токио (Narita Express) и далее на синкансен до станции Одавара (Odawara). И извинилась, что дальше Одавары JR не ходит.

Перед вылетом я прочла на сайте одной из гостиниц в Хаконэ, что в Нарите очень длительные процедуры паспортного контроля, огромные очереди и т.п. Однако нам в этом плане повезло: в 8:25 приземлился самолет, а в 10:46 мы уже отъезжали от станции аэропорта в сторону Токио.

В пути у нас проверили билеты (квитки с бронью мест). Мы купили по чашке кофе и сэндвичи у девушки, развозившей закуски на тележке.

Час пути пролетел незаметно. Мы разглядывали проносящиеся за окном кварталы жилых домиков в 2-3 этажа высотой. Местами окна домов вплотную подходили к путям: вспомнился герой одной из книжек Харуки Мураками.

На вокзале Tokyo Station нам пришлось заняться скоростным ориентированием на местности, чтобы успеть найти, откуда уходит наш синкансен на Одавару. Думаю, девушка в Нарите поступила не очень гуманно, оставив нам всего 15 минут на пересадку. Тем не менее, мы благополучно сели в поезд и поехали.

Дорога заняла около 35 минут. Выйдя в Одаваре, мы немного заблудились. Дальше нам нужно было ехать по частной железной дороге (не JR), но выход к ней никак не желал попадаться нам на глаза. Пришлось прибегнуть к помощи служащих станции. Оказалось, что нужно выйти в город и дальше двигаться по указателям на Odakyu Electric Railway.

Поезда в сторону Хаконе отходят каждые 15-20 минут с платформ 7 и 11, которые, несмотря на разброс номеров, находятся рядом друг с другом. Мы сели на ближайший поезд и собрались ехать до нужной нам станции (Gora). До Хаконэ-Юмото (Hakone-Yumoto) доехали благополучно, дорога заняла примерно 15 минут. Однако стоянка там почему-то затягивалась. Мы подумали, что, мол, просто большая станция, постоим минут 5-10 и поедем дальше. Тем более что в расписании рядом с Хаконэ-Юмото действительно стояло два времени, с небольшим интервалом. Конечно, в голову закралось маленькое сомнение в правильности наших действий, но наблюдения показали, что мы не единственные не сошедшие с поезда пассажиры, так что сомнения были отброшены. И через 7-10 минут мы действительно поехали, но – в обратную сторону (!)

Оказалось, что в Хаконэ-Юмото надо делать пересадку на другой поезд. До отъезда я читала и путеводитель Lonely Planet, и туристические сайты про Японию (www.jnto.go.jp и www.japan-guide.com), однако упоминания об этом не видела нигде. В брошюре с расписанием подавляющее большинство информации было на японском, по-английски были продублированы лишь названия станций. Причем в японском варианте в нужном месте стоял выделенный красным иероглиф, который, наверное, означал пересадку. В английском – ничего. В общем, пришлось нам немного покататься на поезде Odakyu Railway. Надо признаться, лопухнулись мы крепко, но это был первый и последний раз.

Прибыв во второй раз в Хаконэ-Юмото, мы пересели в другой поезд, Hakone Tozan Train. Стало понятно, зачем нужна пересадка: дальнейшая дорога оказалась узкоколейной. Поезд тоже заслуживает отдельного описания. Всего два вагона далеко не первой молодости, без кондиционера. Народу набилось прилично (было воскресенье). Как позже выяснилось, по этой линии ходят и более современные и комфортабельные поезда, но в тот день фортуна, видимо, решила влепить нам по полной.

Дорога, по которой ехали два наши утлых вагончика, была не из легких. Сначала мы весьма натужно поднимались в гору с уклоном градусов 35-40, потом начались туннели и мостики без ограждения с пропастями внизу. Дорога одноколейная, поезда разъезжаются только на станциях. Между станциями Тоносава (Tonosawa) и Охирадай (Ohiradai) - хитрым образом устроенный тупик: здесь как вилка сходятся два пути – в гору и под гору. Поезд заезжает сюда по одному пути, останавливается в тупике, переводят стрелку, и поезд «задом» выезжает из тупика уже по другому пути. Такая же рокировка происходит еще в одном тупике, между Ohiradai и Миянос(и)та (Miyanoshita). Таким образом, относительно небольшое расстояние между Хаконэ-Юмото и Гора поезд преодолевает за 35-40 минут.

Гора – конечная станция Hakone Tozan Train. Сойдя с поезда, мы cъели по мороженому для поднятия бодрости духа. Мороженое оказалось вполне обыкновенным. Затем обратились в офис, снабжающий туристов информацией. Такое учреждение есть на каждом вокзале, там можно получить бесплатно карту города, информацию о достопримечательностях, транспорте, скидках на билеты и т.п. При необходимости можно попросить служащего позвонить в отель. У нас такая необходимость была, т.к. еще из Москвы по электронной почте я договорилась с нашей гостиницей о трансфере со станции. В местном туристическом офисе, представлявшем из себя закуток площадью 3-4 кв. метра (под стать размерам самой станции), сидела пожилая женщина, практически не говорящая по-английски. Мы сунули ей ваучер на гостиницу и стали объяснять, что нам надо позвонить. Бабуля мигом поняла, набрала номер и сунула трубку нам. На том конце провода пообещали приехать в течение 10 минут. Это время мы потратили на озирание вокруг и покупку воды и сэндвичей.

Дорога до отеля на машине заняла 5 минут. В принципе, туда можно добраться и общественным транспортом: пересесть в Gora на Hakone Cable Car (фуникулер) до станции Ками-Гора (Kami-Gora) и далее минуты 3 пешком. Главное, не заблудиться. :-)

В Hakone Hyatt Regency Resort&SPA мы прибыли аккурат ко времени check-in-а, в 3 часа. Если бы не избыточные катания между Одаварой и Хаконэ-Юмото, сэкономили бы минут 40-45. Нас поселили в огромный по японским меркам номер (более 50 кв. м), очень комфортабельный, с балконом и окнами во всю стену. Вид из окна был, правда, не очень, но стоить учесть, что жили мы в номере самой бюджетной категории.

В комнату нас провожала девушка-служащая. Чемодан тащила тоже она. Попытка Дениса отнять багаж успехом не увенчалась. Хорошо, что чемодан у нас был небольшой и только один. Девушка показала нам номер, проинструктировав, в том числе, о том, как носить юкату и танзен. Юката – это длинный халат очень удобного в носке покроя, с поясом. Танзен – что-то вроде жакета на завязках, который одевается поверх юкаты. Юкат было по две штуки на каждого: одна для внутреннего пользования в качестве банного халата, другая – для внешнего. Считается нормальным передвигаться по территории гостиницы, надев «внешнюю» юкату и танзен. Хотя мы видели в баре японцев и в одной юкате тоже. На ноги положено надевать шлепки на деревянной подошве, хотя бОльшая из положенных нам двух пар была маловата даже мне с моим 38-м размером. Что касается уличной обуви, девушка пояснила, что мы вольны снимать ее у порога и ходить по номеру босиком или не снимать и ходить так. В общем-то, номер наш был западного стиля, но мы все-таки решили разуваться, тем более что нашей девушке это было явно по душе.

Будучи наслышаны о чудесах японской сантехники, мы с любопытством заглянули в туалет. Слухи оказались ни сколько не преувеличены. :-)

Основные функции мы освоили, но то, что не продублировано картинками или надписями по-английски, осталось загадкой. Можно только догадываться, что там, по идее, должна быть регулировка подогрева сиденья, температуры воды, ее напора и, возможно, сушка.

Приняв душ и напившись отменного зеленого чая, я переоделась в японское, даже в тапки влезла. В комплект входит еще маленькая сумочка а ля мешочек на затягивающейся завязке. Очень удобно складывать в нее ключ от номера и прочие мелочи, пока шляешься по отелю. Денис в японское одеваться не стал, остался в шортах. Мы спустились в бар.

В баре с 16 до 19 проходит happy hour: бесплатно наливают спиртное, в т.ч. французское шампанское, и свежевыжатые соки. Я была записана на массаж в спа-салон (запись делала еще из Москвы по электронной почте), поэтому пить алкоголь не стала, оставила Дениса отдуваться за нас обоих, чем он с успехом занимался 2,5 часа, пока меня не было.

По рекомендации девушек из спа перед массажем я зашла помокнуть в онсен – легендарную японскую ванну, наполняемую водой из горячего минерального источника. В номере лежит памятка для новичков, как правильно там себя вести. Слава богу, я успела ее прочесть.

В общем-то, ничего сложного тут нет. Обычно общественные онсены делятся по половому признаку посетителей: мужской и женский. Перед погружением принято полностью раздеться. В Хайате для этого есть отдельная раздевалка с шкафчиками, запираемыми на ключ. Ключ прикреплен к резинке, которая надевается на запястье. Для тех, кто после онсена идет на процедуры в спа, отведены особые шкафчики, в которых есть халат, тапочки, одноразовое белье, расческа и т.п. Полотенца лежат на полках – большие и маленькие. Маленькое положено брать с собой: им обтираются перед выходом в раздевалку, чтобы вода ручьями не лилась. Уже в раздевалке вытираются большим полотенцем насухо. Там же есть специальные места, где можно привести себя в порядок – умыться, высушить волосы, причесаться и даже почистить зубы.

Из раздевалки дверь ведет в помещение с онсеном. В данном случае это довольно большой зал, отделанный мрамором, вида совсем не японского, а скорее, древнеримского. В одном углу у окна, выходящего во внутренний дворик – сама ванна, тоже мраморная, выполненная как бассейн с пологими ступенями. Вдоль стен – места для помывки. Мыться принято, сидя на низенькой табуреточке. Можно по старинке поливать себя из деревянной лоханки, можно пользоваться душем.

Первое омовение совершают без мыла, после чего на 3-5 минут залезают в онсен, медленно и постепенно. Вода мне показалась довольно горячей, хотя термометр показывал всего 40 градусов. Насколько я знаю, по японским меркам это считается холодно. Через 5 минут нужно вылезти и помыться уже с мылом, аккуратно, чтобы мыльная вода, не дай бог, не попала в онсен. После этого можно полежать еще минут 10-15. Я выдержала только 7.

Народу было немного, человек 5 или 7. В основном, японки разных возрастов. Молодые почему-то пытаются прикрыться полотенцами. :-) С полотенцами, кстати, мне было не совсем понятно. Внутри помещения с онсеном никаких полочек нет, полотенце обычно кладут около умывален, там оно мокнет. Как-то неудобно, по-моему. Я бы устроила полки с маленькими полотенцами не в раздевалке, а в онсенной. Но, видимо, не положено.

После онсена мне предстоял расслабляющий массаж. Я прошла в комнату ожидания, где уже было некоторое количество народа, сплошь японки. В условленное время нас разобрали мастера. Массажный кабинет – очень комфортабельное помещение с душем, умывальником, двумя отличными кушетками. Температура воздуха и кушетки, а также яркость освещения регулируются по желанию клиента. Что любопытно, кушетки низкие, так что массажистке приходилось, по-моему, работать в полусогнутом состоянии, а иногда и стоя на коленях. Девушка мне досталась замечательная. И по-английски говорила, и дело свое знала. Полтора часа пролетели незаметно. После массажа вас снова провожают в ожидательную комнату и поят чаем. Расслабляешься так, что нет сил встать и уйти.

Но встать пришлось. Я подписала чек и побрела к Денису в лобби. Умничка-Денис встретил меня с бокалом вина. Сам он разминался шампанским, допивая третий бокал. Рассказал мне о пожилой японской паре, которая только что отчалила, держась за стеночку. Happy hour удался. :-)

Нам предстоял еще ужин. Его мы тоже бронировали заранее по электронной почте. В отеле два ресторана – японский и французский. Т.к. Денис к японской кухне относится (по крайней мере, относился на момент отъезда из Москвы) очень осторожно, а суси так вообще за еду не считает, решили в первый вечер поужинать по-европейски. Бутылка вина, закуска мне, супчик Денису и лобстер с овощами на двоих. Очень вкусно. И очень душевно. Обслуживание отменное.

На сон грядущий хотели было посмотреть гонку Формулы-1, но нужного ТВ-канала не нашлось, пришлось засыпать без колыбельной. ;-)