Воркута

С нами с 20 июл 2010

За 67 параллелью.

20 сентября 2010 года||2 (1)| 5| 26902

Началось всё, собственно, с того, что после прошлогоднего Приполярного Урала нам захотелось поехать ещё севернее, да и некоторым участникам просто необходимо было побывать за Полярным кругом, на южном побережье Северного Ледовитого океана.
    И вот, наконец, после всех обсуждений, переговоров, подготовок и покупок билетов мы (УРА!) сидим в поезде. 11 августа, 04.55 местного. Жара. Тронулись. Выпили… Хорррошо…
    День. Жара в поезде градусов 40… Арсений периодически откуда-то приносит холодное пиво.

12 августа. Поезд Москва-Воркута. Загрузились. Жара. Почти все пассажиры едут до Воркуты. Наши соседи из Башкирии, но живут в Воркуте. Почти земляки. Рассказывают про хариусов по 15!!! килограммов весом (тут же начинает оживлённо спорить другой воркутинец). И вообще много рассказывали о «суровом севере». Например, что вездеходчикам наливать нельзя, потому что они сразу кому-нибудь из своих друзей позвонят по спутниковому телефону и уедут в неизвестном направлении, или что от оленеводов не отвяжешься и вообще с ними лучше в тундре не встречаться… К счастью, в действительности всё оказалось далеко не так плохо, а даже совсем наоборот.

13 августа. Еду, еду, еду, еду я… Реки степи горы и поля… Ростов, Ярославль, Вологда, Янью, Косью, Нюр, Сивая Маска, Песец… На какой-то станции купили варёной картошки, ну а лучок, сало и остальные составляющие у нас были.
    После третьей рюмки лимит на ужин 13го августа был исчерпан и строгий завхоз отказал нам в выделении доп.лимита… И при любых намёках переводил разговор на другие темы… Что-то говорил про погоду, про домики за окном. В общем, нету у меня на эту тему больше приличных слов! Пытались в Сосногорске купить чего-нибудь, чтобы запить картошку с салом и луком, но ничего не вышло. Закуску мы доели, попили чаю с малиновым вареньем и легли спать. К этому времени стало прохладнее, и лично я уже укрывалась одеялом.
    И конечно же нельзя было не выйти на немного родной станции Микунь. Там всё так же - паровоз на месте, столовая тоже и стоянка работает.

14 августа. 06:25. Инта. Люди на станции ходят в октябрьских вещах. В руках вёдра, полные грибов. В поезд сел наш проводник Володя. Загрузили кучу-кучу вещей – байдарки и прочее, обсудили ещё раз маршрут, посмотрели карту, обсудили «тонкое место» нашего маршрута. Дело в том, что в месте впадения реки Байдаратаяха в Байдарацкую губу Карского моря очень низкий берег, который затапливается примерно на 10 километров при сильном северном ветре, и достаточно небольшого подъёма воды, чтобы всё затопилось.

08:46 – 08:53 – УРА! Мы пересекли 67 параллель, т.е. ни много, ни мало – СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ!

13:20. Воркута. Нас встречает Саша Патлахов. А мы-то все думали, что он, увидев Воркуту и воркутинскую погоду, как умный человек быстренько улетит домой, сославшись на смог в Москве :)
    Встречающие воркутинцы устроили нам небольшую экскурсию по городу по пути до гаража с вездеходами. Всё серое – небо, асфальт, дома, люди… У нас в Оренбурге в октябре теплее… Ещё рассказали, что у них за всё лето всего пару дней светило солнце, и из Воркуты никуда нельзя уехать на машине, т.к. автомобильных дорог в другие города нет.
    Потом нас везли мимо заброшенных шахт и работающих заводов к «гаражу» с вездеходами.
    Когда я увидела НА ЧЁМ мы поедем, в моей голове в очередной раз появилась мысль «Ё-моё, что я тут вообще забыла?!??!?!?».
    Ехать в этом супер-танке можно было внутри, в кунге, или на броне, рядом с бочками с соляркой и лопатой.
    Погрузились, выбрали себе места «по вкусу», а Виктор Евгеньевич даже помог суровым северным вездеходчикам в телогрейках колесо отремонтировать!
    Шеф всего этого вездеходного хозяйства угостил меня малосольным хариусом, гольцом и пожелал нам удачи. Хариуса (очень вкусного) съели на первом же перекусе «за городом», где нет гаишников.
    Выехали на северо-восток от Воркуты, в сторону истока реки Байдаратаяха. Первые пару часов ехать было очень даже интересно, т.к. ехали через речки, через какие-то заброшенные сталкеровские посёлки, через большие лужи (возможно, это были болота). Но наверно уже тогда нужно было привыкать дышать выхлопным солярочным газом, т.к. на протяжении двух дней заброски дышать можно было практически только им.
    Через какое-то время остановились на ночёвку. Кругом тундра – маленькие берёзки, такая же ольха, грибы, комары и дождь... видимость плохая, всё серое…. И небо такое, будто дождь этот зарядил на неделю как минимум… Разделились на храпящую и нехрапящую палатки… Как стало ясно после первой же ночи, Абоимовы нехрапящих жестоко обманули, но изменить уже ничего было нельзя!

15 августа. Утро! Солнце! А жизнь то налаживается!
    За ночь одежда высохла, да и вездеход стал почти родным. Едем по тундре. Озёра. Болота. Куропатки. Морошка. Вдали ГОРЫ…. Красота!
    Подъезжая к броду через р. Уса, увидели вдали ещё один вездеход, на котором какие-то люди ездили на рыбалку на Большое щучье озеро. Переехали реку, и пока водители вездеходов общались между собой, мы устроили небольшую фотосессию с нашим чистеньким вездеходом.
    На озере встретили группу туристов на катамаранах из Свердловской области. Они в походе уже 8 дней. Подвезли их до Малого щучьего озера. Высадили. И тут наши водители первый раз начали наотрез отказываться ехать дальше, т.к. следующий участок дороги состоял сплошь из камней. Уговорили. Настроение на 5+! Но на этом трудности не закончились – впереди появилась табличка «Горно-Хадытинский государственный заказник. Проход, проезд запрещён!». Здесь водители уже во второй раз пошли в отказ.
    Пока проводник Володя ходил за сторожем этого заказника, мы собирали грибы… И их тут было столько!!!! Просто волшебный сон грибника!!!! Сплошные подосиновики, без червей, все как на подбор!!! Я их иду собираю-собираю, собираю-собираю, мне уже кричат «хватит», а я с собой ничего поделать не могу… Так и набрала целый пакет совместно с Арсением и Палычем.
    Вернулся Володя со сторожем. Как я поняла, пускать нас в заказник никто не собирается, да и водители ехать не хотят…. Дальше начался суровый мужской разговор, на время которого я предпочла уйти в кунг – «переждать». Периодически кто-то заглядывал: Володя Гребенщиков – за водкой пришёл, Палыч – сигары взял… До моего слуха периодически долетали фразы типа «Я туда не поеду!... …КПЗ…. Лишение зарплаты», или «ща возвращаемся и вы возвращаете нам деньги!», или «да они не знай откуда, из Оренбурга(!), приехали сюда, как же мы их не пропустим!?!?!?», или «мужики, давайте выпьем!».
    Разговор продолжался довольно долго, но итог его один – МЫ ЕДЕМ ДАЛЬШЕ!!! Все на эмоциональном подъёме – ВСЕХ ПОБЕДИЛИ!!!! (с такими не пропадёшь). По склонам стадами скачут зайцы и дикие олени!!! Красота…
    Но как оказалось, это ещё не все впечатления, которые мы должны были получить в это день. Вдали мы увидели чумы и направились прямо к ним!!! Лично я начала фотографировать ещё издалека, чтобы не дай Бог не упустить главные интересные кадры! Я ещё не знала, что мы сейчас к ним подъедем и даже зайдём в гости в ненецкий бригадирский чум!
    Местные аборигены встретили нас очень приветливо и даже впустили нас в свои чумы, чтобы мы могли посмотреть их быт. Впечатлений море, ведь встреча с местными у нас была только в «возможных», но очень желанных приложениях к походу.
    На прощанье ненцы угостили нас олениной, а мы их водкой, детей – шоколадом и конфетами, а собачек тушёнкой.
    Остановились на ночёвку чуть дальше стойбища, сварили шулюм из оленины, нажарили грибов. Вечером к нам на огонёк заглянул бригадир оленеводов Николай. Посидели хорошо, он что-то рассказывал из своей жизни, водители вездеходов тоже перестали быть хмурыми мужиками в телогрейках… А когда стемнело, пришла жена Николая с тремя детьми, почему-то стала ругаться на него (на местном с русским матом), бить по голове. Наши мужчины пытались его защищать фразами типа
    «да ты что ругаешься, он только что рассказывал, как сильно любит жену и детей» (смешные такие), но она всё равно его, безропотного, увела в чум.
    Вот такое насыщенное 15 августа получилось. Кстати, оленина и грибы были оооочень вкусными.

16 августа. Под храп Абоимовых я даже не слышала, как уехал вездеход. И таким сиротливым стал наш трёхпалаточный лагерь...
    Дождь. Именно в это утро Палыч произнёс свою коронную фразу «Валя, забери меня отсюда», которая потом проскальзывала во многих разговорах на протяжении всего похода (особенно при звуке летящих мимо самолётов).
    Начали собирать байдарки. В процессе заброски потерялись какие-то запчасти. И пока Володя что-то там из веток сооружал, Юра, Палыч и Завхоз ушли охотиться на зайцев. В итоге у нас на обед шашлык из оленины, шулюм из оленины и зайчатины, а мне на память – заячий хвостик.
    Помимо заячьего хвостика у меня тут случилось ещё одно пополнение рюкзака – мне подарили (даже торжественно вручили) самые что ни на есть взаправдашние портянки (только не рассказали, как ими пользоваться).
    В этот день у меня первый раз было ощущение какой-то причастности к кочевому образу жизни – оленина, добытый заяц, костёр, отсутствие цивилизации в радиусе, наверное, километров 100…
    Собрали байдарки, тронулись… Первый ходовой день. Меня освободили от почётной обязанности проводить байдарку по воде, поэтому у меня началась вполне нормальная пешка «налегке». Володя вручил мне карту, чтобы я отслеживала наши передвижения, и это прибавило мне некоторой важности. Шли целый день, а воды в реке всё не прибавлялось… Пасмурно… Дует холодный ветер….
    Пока все участники похода корячились с байдарками на мелководье, у меня была прекрасная возможность пофотографировать окрестности, пособирать ягоды. Вдали виднелся ещё один чум. Увидев, какое мелководье ожидает нас впереди, решили вставать на ночёвку, тем более на другом берегу реки была небольшая рощица. На этой стоянке обнаружились и первые потери – протёк гермомешок Юры, намокли многие вещи… и журнал «Вокруг света», припасённый на обратную дорогу в поезде.

17 августа. Проснулись. Очень сильный ветер. Холодно. Солнце. Бегают снеговые тучи. Меня назначили ответственной за шоколадки (2 шт. в день!) УРА!
    Начался лиственничный лес (ведь Байдаратаяха с местно переводится – «появился лес»), а в нём много-много маслят! Остановились на обед в лесу. Солнце светит, спрятались от ветра на уютной полянке, а в глубине леса нас ожидал сказочный зверь из корней поваленного дерева. Но так как солнце уже достаточно посветило с утра, к концу обеда начался дождик, чай допивали уже в дождевиках.
    Недалеко от нашей обеденной поляны обнаружили стоянку геологов – куча жестяных и стеклянных банок, вырытый в земле холодильник, две когда-то жилые бочки, тропы. Наверное, именно в таких условиях жили герои рассказов Олега Михайловича Куваева.
    После обеда на очередном шкуродёре экипаж Палыча и Саши Патлахова пробил байдарку, она наполовину заполнилась водой, и было принято решение вставать на ночёвку. И опять стоим в лиственничном лесу, причём этой стоянкой уже пользовались какие-то туристы – были готово костровое место, на котором мы ещё и шашлык из оленины пожарили
    Байдарку было решено ремонтировать с утра, и поэтому все как-то рано расползлись по палаткам. Володю Гребенщикова вообще бил озноб, и он ушёл спать раньше всех, предварительно накатив пол-стакана согревающей жидкости.

18 августа. Палыч и Володя Гребенщиков вышли раньше с рюкзаками, что бы легче было вести байдарки. Быстренько собрались, даже водку забыли на берегу! (эх, завхоз… эх, завспирт….). Погода хорошая. Иду в майке и в бандане. Тепло. Солнышко... На одном из участков пути Юра крикнул мне, что видит в омуте больших хариусов и чтобы я быстрее шла их ловить. Но у меня возникли некоторые сомнения по поводу количества и размера этих хариусов в такой мелкой речке, да и идти было далеко. В общем, проигнорировала. А когда сама подошла к небольшому омуточку, решила заглянуть, нету ли там рыбки (в полной уверенности, что ничего там нет). А ТАААААМ!!!! Вооооот такие хариусы плавают и меня даже не думают бояться!!!!! Я дрожащими руками собрала снасть…. Заброс – поклёвка – ХАРИУС!!!! Прыгаю до облаков, а рядом даже никого нет, с кем радостью поделиться – все ещё далеко. Делаю второй заброс, и снова – поклёвка – ХАРИУС!!!! Прыгаю и пищу от радости, машу товарищам рыбой, они прибавляют шаг.
    Радости моей нет предела! Тут же из этих хариусов Володя сделал малосол, который мы через часок и съели.
    Мне было дано задание наловить ещё 5 хариусов на обед. Все пошли по воде (кое-где можно было уже плыть), а я не торопясь начала блеснить. Очередной омуток – очередной хариус, уже крупнее предыдущих. А ведь через этот омуток только что прошли все наши экипажи! Небольшой перекат переходит в омут, делаю заброс, и клюёт уже хорошего размера Хариус! В общей сложности поймала три хороших экземпляра и побежала догонять команду, ожидая увидеть их за очередным поворотом реки. Но их всё не было и не было - мне пришлось прибавить шаг и проходить мимо таких заманчивых омутов. Догнала команду на перекусе. Похвасталась добычей. Все рыбаки достали спиннинги. Но рыбачить уже не получалось, т.к. воды в реке прибавилось и всё время приходилось догонять байдарки.
    Нас накрыл очередной дождь, стали искать место для обеда. На обед сварили уху, а в качестве «сюрприза» был кисель с голубикой, которую я собирала весь предыдущий день.
    Дальше уже все шли на байдарках, а для меня почему-то не было предусмотрено весло, поэтому я не гребла и сидела как королевна на подстилке, спасжилете, поджопнике, вся сухая и довольная, пила бальзам и всех фотографировала. Очередная достопримечательность на нашем пути - небольшой каньон с перекатом. Палыч и Саша почему-то решили перекат с поворотом проходить задом наперёд. Экстрималы! Глубина в центре каньона метра 4-5. Лично мне стало не по себе, когда я увидела эту глубину через прозрачную как воздух воду! Наш проводник переживал, что какой-нибудь из наших экипажей перевернётся на перекате на обратном течении (а за экипаж Абоимовых он вообще всё время переживал). Но всё прошло удачно, и мы двинулись дальше, даже ни разу не бросив блесну.
    Абоимовы на каком-то камне в перекате черпанули байдаркой воды, и мы встали на ночёвку. Быстро натаскали дров, поставили лагерь, т.к. мимо постоянно проносились тучи с дождём. Думаю, к тому времени к дождю уже все привыкли. Поужинали и уже собирались спать, но тут то ли Палыч, то ли Саша Патлахов решили спиннинг забросить…. И такая рыбалка у них пошла! Сплошные большие хариусы! А у меня почему-то не клевало и после нескольких забросов мне это дело надоело. Везло только Палычу (на мою блесну). Поймали они штук 7 хариусов хороших. Одного сразу же пожарили и съели. Вкусный! Остальных оставили на обед и замолосолили.

19 августа. Первый полный день на воде. Холодно. Из-за небольшого опоздания по графику, проходим мимо классных хариусовых омутов.
    Река стала полноводной, глубокой (правда, с отмелями и перекатами). На обед останавливались на большом галечном берегу, опять варили уху из хариуса.
    Подняли вопрос прохождения моря. Почему-то некоторые из участников не в полной мере осознавали опасность этого момента, а Саша Патлахов вообще удивлённо спросил, почему ему об этой тонкости никто не рассказал.
    Я на высоком берегу увидела дикого большого оленя и, не подумавши, крикнула «ОЛЕНЬ!!!». Тут во всех наших охотниках проснулся охотничий азарт. «Где моё ружьё?», «Давайте на берег, сейчас его догоним и завалим!» и т.д. Я сразу начала возмущаться, что зачем нам его убивать, что от него 5 кг отрежем, а остальное бросим и т.п. В итоге мне было сказано «Не гунди, женщина, не будем мы его убивать». Но, как потом оказалось, неутолённая жажда добычи не прошла бесследно и всплыла уже при других обстоятельствах…
    На ночёвку остановились на не очень красивом берегу – выбор был не большой, надвигался очередной дождь. Судя по примятой траве в месте нашего лагеря, там живёт какой-то зверь. То-то он, наверное, удивился, когда вернулся ночью с прогулки и увидел в своём доме такую развесёлую компанию! А компания действительно была развесёлой – в нашей нехрапящей палатке спонтанно случился фестиваль. Вроде бы уже легли спать, и тут Юра начал рассказывать, как они когда-то «бухали по-чёрному»… Рассказывал очень живописно… От кого-то прозвучал намёк на выпить…. Я вспомнила, что у меня «под подушкой» лежит бутылочка бальзама… Но что-то он начал как-то быстро заканчиваться и Евгенич пошёл за водкой. И никто не мог помешать этому нашему празднику жизни, т.к. завхоз уже спал, а шоколадки находились в моём полном распоряжении. Пели много, очень хорошо и очень громко (наверное, это была месть храпящей палатке за те бессонные ночи, когда наши палатки стояли рядом). Даже один раз стреляли в воздух из ружья, что бы в нашем лагере точно не осталось ни единого товарища, не оценившего песни. Потом заметили движение на берегу, решили, что это вернулся хозяин поляны. Но это оказался всего лишь наш проводник Володя, которому почему-то не спалось. Через какое-то время фестиваль наш затих, казалось, что мы полночи не спали. Но как выяснилось утром, успокоились мы уже часов в 12 (как раз Володя выходил в этом время «гулять»), и никто с похмелья не болел! Вот что значит заполярный воздух! И, возможно, этот же заполярный воздух помог Палычу крепко проспать всю ночь, и о фестивале узнать только с утра.

20 августа. Погода хорошая. Идём. Красота вокруг. Низкие берега, тундра. Увидели сети и лодку на берегу. Причалили. На оленях приехали ненцы. Расспросили их про море. На карте они показали, какая территория затапливается во время прилива и сильного северного ветра. Стало немного не по себе. Двигаемся дальше. И снова моторная лодка на берегу. Причалили. Познакомились с ненцами Иваном и Александрой. Поблеснили, наловили хариусов, сварили уху. Приехал ещё один местный на оленях. Мы сразу же устроили фотосессию с этой пятёркой. Какие же они красивые!
    Попытались с Иваном договориться о доставке нас до моря на моторке. Не получилось. Решили вечером обсудить этот вопрос у чума дальше по реке, до которого дошли поздно вечером. Там живёт оленевод Анатолий с сестрой Ольгой и её маленьким сынишкой Степаном. Оттуда до нашей цели – Карского моря – 10 км. Но Иван ушёл на моторке в море охотиться на тюленей. И когда вернётся – неизвестно…
    Все устали, и так как было не ясно, как мы пойдём до моря, на следующий день решено было сделать днёвку. Это был первый день без единого дождя…

21 августа. Как это классно – ДНЁВКА! Солнце. Не холодно. Кто-то с утра ходил прогуляться до памятника двум погибшим в 2001 году туристам, кто-то ушёл охотиться, кто-то спал, кто-то с Толиком пошёл проверять рыболовные сети, а кто-то (такой молодец) готовил обед! …а кто-то этот самый обед ел (спасибо тем, кто ел – готовить каждый может)!
    Ближе к вечеру Толик, Ольга и Степан пригласили нас в гости на чай. Мы взяли водку и пошли. Они угощали нас варёной олениной, самодельным хлебом со сливочным маслом, солёным пыжьяном, чаем с конфетами, показывали нам фотографии новые и старые чёрно-бледные… и всё это под музыку Высоцкого. Вообще, в чуме с цивилизацией всё нормально – есть бензиновый генератор, dvd-проигрыватель, телевизор, лампочка светит, я даже аккумуляторы смогла подзарядить.
    Погостили в чуме, и пошли прогуляться до памятника погибшим туристам, пофотографировать.… Заодно оленя пристрелили. А дело было так: подошли к памятнику и увидели недалеко трёх оленей, собирающих грибы. Ни стада, ни оленеводов рядом не было. Спрятались за бугорками, олени подошли ближе (а в засаде в болоте, оказывается, интересно сидеть)… ну и, в общем, пристрелили одного. И тут появилась проблема – надо идти за подмогой, чтобы тушу транспортировать к чуму, но как её потом в тундре найдёшь то? И чтобы смерть оленя не была напрасной, я решила проявить геройство и предложила остаться возле трупа, пока наши доблестные охотники пригонят моторную лодку (как сказали с утра особо остроумные товарищи, ничего ненужного в карманах не нашли, что можно было бы оставить, и решено было оставить Лену).
    Мне показалось, что они ходили за моторкой целую вечность, т.к. я за это время успела и к берегу сходить два раза, и посидеть, и постоять, и кругами походить, и гагару послушать, и от комаров поотмахиваться, и уток посмотреть, и песни попеть, и вдаль на закат посмотреть, и в другую даль посмотреть на восходящую луну, и замёрзнуть успела… А их всё не было и не было. Причём, слышно там всё отлично: загремела железная лодка – значит переправились через речку, залаяли собаки – проходят мимо чума, опять загремела лодка – цепляют мотор, загудел мотор – ура, скоро будут! Погрузили оленя, привезли к чуму, сняли шкуру, разделали... Пьяный Толик всё причитал: «разве я просил тебя оленя убиваааать…», а потом отрезал кусок ещё тёплого мяса и съел!
    Уже ночью наши охотники пошли в гости к Толику в чум заливать горе по убитому оленю, и закусывать всё это дело оленьей же свежей печёнкой. Говорят, вкусно было.
    А олень то домашним оказался… Два его товарища-грибника потом два дня вокруг лагеря нашего ходили, искали друга.

22 августа. Днёвка. Утро. Мы уже решили, что на байдарках к морю не пойдём – договоримся с местными, чтобы они свозили нас туда на моторке, поэтому Саша Патлахов, проводник Володя и местная Ольга ушли в ближайший островок цивилизации – факторию – встречать вездеход (ТРЭКОЛ), который мы вызвали по спутниковому телефону.
    С охоты вернулся на моторке оленевод Иван с женой, привезли жир и кожу добытого тюленя. Мясо тюленя они не берут, оставляют только полезный жир и нужную в хозяйстве кожу. А ещё у них четверо детей и 500 голов оленей.
    Договорились с Иваном, что он отвезёт нас к морю. Поехали я, Палыч, и двое Абоимовых. Иван сказал, что ехать до моря полчаса. Ехали час. Дельта реки широкая, берега низкие, при сильном северном ветре затапливаются… Тундра… Болота… Суровый северный пейзаж вокруг…
    И снова увидели чумы – самые крайние к морю.
    Ну и вот наконец-то цель нашего похода – Карское море. Вдали – полуостров Ямал и дельты рек Ёркутаяха и Ензоряха, по которым мы должны были подниматься до заброски. Когда я стояла на берегу моря, ко мне наконец-то пришло ощущение законченности маршрута, чувство достижения намеченной цели. И конечно мы устроили там небольшую фотосессию.
    Вернулись с моря, и вот что ждало нас в «ночном ларьке» - ни много ни мало – жареный хариус и пыжьян (мы его купили у Ивана)! Пригласили на обед Ивана с Александрой, они рассказали нам про свою жизнь в тундре.
    Вечерело… И уже должны были вернуться Саша с Володей и Ольгой… Вдали был виден свет фар Трэкола… Вернулись… Не без приключений конечно. Но сильно устали и легли спать.

23 августа. Собираем вещи… Саша, Володя и Юра уехали на море с Иваном, отметились – попили воды из моря, сфотографировались и с чувством выполненного долго вернулись в наш лагерь.
    Собрались, погрузились, поехали. Грустно. Едем по GPS-навигатору, различая в тундре следы, оставленные накануне. Опять чумы. Уже не вызывают никого удивления и интереса. Толпами ходят местные…
    Доехали до фактории. Цивилизация. СРАЗУ В МАГАЗИН! - Водка есть? Нету… Вино есть? (на витрине не видно) Есть. Какое? Красное, белое и шампанское (достаёт из-под прилавка)
    Купили. Послепоходный кайф – каждый, раз, когда добираешься до цивилизации. Вино из горла. Шампанское (тольяттинское) тоже! Конфеты шоколадные… Как я люблю эти моменты Эмоциональное состояние сложно описать словами. Это надо почувствовать хотя бы один раз…
    Подкачали колёса, заправились вином, едем в Лабытнанги, иногда прямо по железной дороге. На поначалу частых остановках собирали морошку, которая была почти вся спелая вдоль дороги.
    Сколько времени ехали – не знаю, время там идёт совсем по-другому… На железнодорожный вокзал в Лабытнанги приехали уже поздно вечером. Там нас встретили какие-то типы, судя по всему, таксисты и проводницы фирменного поезда Лабытнанги-Москва. Они и предложили нам переночевать прямо в вагоне, а с утра уже уехать. За 5 тыщ рублей мимо кассы. В купе. Не долго думая, мы переночевать согласились (надо было видеть лицо проводницы, которая заглянула к нам в том момент, когда мы все решили рассчитаться с проводником Володей), а с утра 24 августа по-быстрому умотали на такси в аэропорт Салехарда (нужно было только перейти через Обь на пароме). Ведь билет на самолёт до Москвы стоит всего на 800 рублей дороже – 5800. На регистрации у Саши Патлахова спросили документы на его рога, и т.к. таковых не было, рога пришлось оставить прямо там.
    Отдельную строчку хочется посвятить таксистам, которые нас быстро домчали до аэропорта в Салехарде, нарушая множество правил дорожного движения, помогли дотащить вещи, и вообще нас немного там координировали
    А через три часа мы уже были в Домодедово. И чтобы не мотаться по аэроэкспрессам, метро, вокзалам и прочим достопримечательностям столицы, мы решили и до Оренбурга лететь самолётом.
    6 часов в Домодедово прошли довольно быстро.

Главный приз участникам похода – ДУУУУУШ! «Здравствуй, Мыло душистое и полотенце пушистое» (давно не виделись)! Горячая вода, большое махровое полотенце… Как мало человеку для счастья надо! Чистые, умытые и причёсанные (хоть опять на неделю в поход отправляй) мы пошли регистрироваться, сдавать багаж… Потом поели Непоходную еду и выпили Непоходное пиво в ресторанчике «Ёлки-палки» и пошли гулять, смотреть самолёты… Опять начался дождь – нагулялись. Прошли в зону вылета и засели там в кофейне. Выпили кофе, пиво, вино, глинтвейн (сразу захотелось на Шерегеш). Сидели хорошо, но почему-то не объявляли посадку на наш самолёт, и когда до её окончания осталось минут 7, мы увидели, что все уже давно в самолёт прошли. Ну и мы тоже быстренько переместились на борт. И меньше чем через два часа мы уже были в аэропорту Оренбурга… Ночь, прошёл ливень, прохладно, грустно… Делимся впечатлениями со встречающими.

Распределились по машинам… И всё… До встречи, друзья-товарищи… До новых путешествий…
    ___________________________________

Я снова жду осенних холодов,
    Мне кажется, они уже подули,
    И осень начинается в июле
    Внезапным увяданием садов.
    Мы не заметили, как нас обманули -
    Ослепшие в пещерах городов.

И будет путь по замкнутой прямой,
    По той, что обладает свойством круга,
    Не торопясь, все дальше друг от друга.
    И вот уже не слышен голос мой,
    И кажется нас разделяет вьюга,
    И никому не даст попасть домой.

Дешёвый ✈️ по направлению Воркута
    • elka_2310
      elka_2310
      С нами с 23 сен 2010
      23 сен 2010, 11:23
      Может в следующий раз на Северный полюс, там, говорят, тоже классно!
    • Fishka
      Fishka
      С нами с 20 июл 2010
      23 сен 2010, 12:39
      Не... Следующие раза 4 уже расписаны :) А там подумаю :))