Щелыково

С нами с 2 ноя 2009

Первый автопробег. Щелыково

25 октября 2010 года||2 (1)| 6| 24804

На повестке дня – Щелыково, имение АН Островского! Администратор в гостинице, узнав о наших планах, качает головой: «Далеко! Я там никогда не была…» Местный таксист приветливо объясняет, как туда доехать, хотя тоже добавляет, что сам там не был. Почему костромичи не ездят в Щелыково, мы поняли через несколько часов. Сначала ничто не предвещало проблем. Нормальная дорога, живописный городок Судиславль; скорее деревня, чем город Островский, и вот указатель «Щелыково – направо». Табличка-предупреждение: «Особые условия дороги» нас развеселила.

- Интересно, чем они особые? Может, частые и густые туманы? – фантазировала я. - Или на трассу выходят привидения? – дополняла меня дочь. Но очень скоро мы поняли, в чем особенность дороги до Щелыкова со стороны Костромы. Склоны, спуски, серпантины похлеще, чем южные, учитывая отсутствие асфальта и пыльные завесы, которые поднимают встречные тяжеловозы… Никаких указателей, куда ехать… Изредка появляются деревеньки из нескольких домов. Название одной из них впечатлило – Адищево! Выразительно и актуально!

Существует ли оно, это Щелыково, вообще, или мы едем в тьму- таракань? Этот вопрос мы задали единственному встреченному нами селянину.

- Ехайте дальше, вам туда, - махнул он неопределенно рукой, и мы, ободренные, потряслись дальше. Опять спуск, подъем, поворот… Ой, как страшно. Не к месту вспоминаю, что водительский стаж у дочери от силы месяц, и тайком отстегиваю ее и мой ремни безопасности. Вдруг придется выпрыгивать из машины на ходу! Тревожные мысли лихорадочно толкаются в голове. Кругом лес. Домов попадается совсем мало. Надеюсь, нас все-таки найдут, случись что… Наверное, дядька нас обманул… Я была в Карабихе, Спасском-Лутовинове, Михайловском, Ясной Поляне…

Сейчас совсем не похоже, что мы едем в одно из легендарных мест на литературной карте России. Ой, ай, уф!!! Наконец, после полутора часов страданий, появляется Щелыково! Справа – ухоженное здание-новодел литературно-театрального музея. Слева – типичные для дворянской усадьбы ворота… Оставляем перед ними машину. Ну, здравствуйте, Александр Николаевич! Видит Бог, мы очень старались попасть к вам в гости. Входим под своды высоченных деревьев. Очень зелено, сумрачно.

Солнце сегодня спряталось за тучки, но наверняка и в жаркий день здесь тенисто. Автор «Снегурочки» встречает нас недалеко от входа. Массивный памятник поставлен почти напротив дома, где жил драматург с семьей. Тут же машины и фургоны с надписью «Мосфильм». К дому не пройти. Там снимают кино. Как сообщил нам худенький паренек из съемочной группы: «Пелагея и белый бульдог» по Акунину. Видим киношные кареты, стоящие на изумрудной траве. Видим какие-то фигуры у дома. Были ли там Феклистов или Кутепова – неизвестно… Мы не поняли.

Зеваки на съемочную площадку не допускаются. (Интересно, что два месяца спустя мы столкнулись с этой же съемочной группой в городке Кириллове в нашей области, но это уже другая история). Идем по центральной аллее дальше. В доме, принадлежавшем дочери драматурга, находится касса. Покупаем билеты в музей «Изба крестьянина Соболева» (друга Островского) и в Литературно-театральный музей. Щелыково вообще очень театральное место. Здесь с советских времен находится Дом творчества союза театральных деятелей.

Кто здесь только не бывал из корифеев отечественного театра! Кстати, подумалось мне, учитывая огромную популярность пьес Островского, дороги к Щелыкову могли бы быть получше. Если бы Александру Николаевичу «отстегивали» авторские отчисления за все фильмы и спектакли по его пьесам, не только главные дороги, но и все самые узенькие тропинки можно было бы покрыть мрамором. Итак, в театральном музее посмотрели костюмы, фотографии, афиши, макеты декораций… Вернулись в усадьбу, погуляли по парку-лесу.

Деревянные лестницы заводили нас в овраги и поднимали в беседки… Образ Островского в рубашке навыпуск, шароварах и широкополой шляпе (таким видели его в Щелыково современники) идеально вписывался в эти сумрачно-тенистые пейзажи, вроде бы и не тронутые временем. К сожалению, мы безрезультатно попытали местных жителей насчет ключика Снегурочки и Ярилиной долины.

- Были таблички-указатели, да их сломали, - пояснила нам миловидная девушка. – Вы как выйдете из ворот, идите направо, а там, может еще кого встретите и спросите. А воду из ключика не вздумайте пить! Никакая она не живительная, это я вам, как учитель химии, говорю…

Испытывать судьбу мы не стали. Вышли из ворот, сели в машину и поехали налево, в Николу-Бережки, деревеньку, которая находится в 2- 3 километрах от Щелыкова. Изба Соболева с крестьянской утварью не произвела особого впечатления. В буклете о музее написано, что Иван Соболев был прекрасным мастером-столяром, но в его доме нет ни резных орнаментов, ни рукописных эскизов. Горшки, плетеные короба и лукошки для грибов и ягод, прялка, домотканые половики. В наше время таких этнографических музейчиков появилось довольно много.

А вот погост рядом с Никольской церковью вызвал наше благоговейное молчание. Три могилы, одна черного мрамора, две белого… Клан Островских покоится тут: сам драматург, жена Мария Васильевна, дочь Мария Александровна. Рядом – могила Островского-старшего, отца А. Н.. Село Никола-Бережки совсем маленькое, заросшее травой. Просто удивительно, что в таком тихом и уединенном месте без всякой помпы покоится наш русский Шекспир.

Возвращаемся в Щелыково вместе с солнцем. День распогодился, припекает. Пытаемся пообедать, но находим только ларек, где покупаем бананы и какие-то коржики. Отдыхающие в пансионатах, а на территории усадьбы несколько стандартных с виду корпусов, сидят на скамейках, наверняка сытые и умиротворенные. А нам уже не очень хочется искать ключик Снегурочки – последнее на сегодня звено в нашей туристической цепочки. Банально хочется вкусно поесть и отдохнуть. Но дочка оказывается более решительной и стойкой.

Чуть отъехав от усадьбы, она тормозит, завидев откуда-то бредущих ребятишек. Спрашиваем про ключик, пожимают плечами, потом один вроде бы вспоминает и указывает направление. Закрываем машину и уходим в луга по едва протоптанной тропинке. «Какое сочетанье цветов и трав, какие переливы цветной игры и запахов приятных», - все описанное Островским в «Снегурочке» - правда. Были и переливы, и запахи. Даже если Берендеево царство все-таки находится под Переславлем, как считают некоторые, природа в Щелыкове красивейшая.

Видели заброшенный домик на берегу озерца или реки… Возможно, Куекши. Видели круглый, явно людскими руками сделанный остров, к которому, видно, вели мостки с берега. Теперь мостки сломаны… Подышали, полюбовались, развели руками и вернулись к машине. Обратно с нами поехала попутчица почти до самого Островского. За беседой о жизни дорога прошла быстрее. Женщина поведала, что дорога эта разбита уже много лет и они, местные люди, к ней привыкли, что со стороны Иванова дорога в Щелыково лучше, но для нас это намного длиннее…

Высадив случайную спутницу у какой-то деревеньки, мы двинулись дальше. Я неустанно сыпала комплименты водительскому мастерству дочери, вспоминая бессмертные афоризмы: «Орлята учатся летать!», «Как закалялась сталь», «Тяжело в ученье – легко в бою»… Щелыковские впечатления были вытеснены ощущениями от дороги, но они догнали нас уже в безопасном месте, в гостинице, когда мы сидели в нашем милом кафе, попивая красное сухое вино…

- Есть что-то эдакое, колдовское в этих местах, - единодушно решили мы. – Недаром здесь Островский столько времени провел и столько написал: и «Позднюю любовь», и «На всякого мудреца…», и «Бесприданницу»… Надо обязательно еще сюда приехать, найти Снегурочкин ключик, Ярилину поляну и побывать в доме драматурга. Да будет так!

А утром мы отправились в обратный путь! Светило солнце, светилась зелень, сияла река! До свидания, Кострома! Мы обязательно еще вернемся. А наш автодебют – дочкин в роли шофера, а мой в роли ее пассажира можно признать состоявшимся.

Дешёвый ✈️ по направлению Щелыково
    • Florence
      Florence
      С нами с 23 апр 2009
      4 дек 2011, 12:09
      Я была в этом доме творчества в незапамятные времена. Но лесенка узнаваема :)
      Воспоминания детские и сильные :)
      А добирались мы поездом до Кинешмы, оттуда - автобусом дома творчества.
      Причем Волгу надо было либо переходить пешком по льду, либо (если лед был прочный) автобус ее переезжал.
    • olevskaya
      olevskaya
      С нами с 2 ноя 2009
      4 дек 2011, 14:25
      О! Тоже экстремально! Но в этом году знакомы ездил по нашему маршруту, написал, что дорогу отремонтировали