Эль-Файюм

Были в Эль-Файюме?

a-krotov
    С нами с 14 июл 2010

Под конвоем -- в оазисный город Эль-Файюм. (Из архива, 2009)

4 марта 2011 года|| 2| 6511

Третьего января 2009 года утром наша международная делегация (около 12 человек), покинув Дом АВП в Каире, отправилась в оазис Файюм. Решили ехать не на маршрутке -- хотя их много и они дёшевы -- а на поезде: так интересней. Расписание я заранее узнал на станции, но для этого нужно знать арабский язык: по-английски полного расписания в Египте нет.

Приколы начались, как обычно, с поезда. Когда мы пришли на ж.д.станцию Гиза, откуда в 9 утра должен был идти местный поезд на Файюм, -- менты нас уверили, что поезда такого нет. Оказалось, он отходит с другой, засекреченной платформы. Такие же секретные дальние запасные пути есть и на главном ж.д.вокзале Рамсис (там вообще в одном вокзале скрывается аж четыре, но иностранцы видят лишь один, и садиться могут только в самые приличные поезда). Но и на дальней платформе Гизы поезда не было. Дежурный по станции, спрошенный мной -- будет ли поезд в 9.00 на Файюм, -- отвечал меланхолично

-- Иншалла будет, если Бог даст, в 9 утра, если Бог даст.

Всевышнему было угодно помурыжить пассажиров, и в 9.15 поезд только подали, а в 9.30 он отправился. Опять это оказался самый разбитый, замусоренный, без окон и лампочек, состав, изготовленный, вероятно, ещё в 1960-х годах и с тех пор не мытый и не чиненый. Пока мы ждали поезда, к нам прицепились менты и устроили нам вооруженный эскорт. Из семи вагонов поезда только в одном были стекла в окнах, туда нас и посадили, оградив от других, небелых мистеров. Зато мусора в вагоне было по щиколотку! В других вагонах мусора было меньше, но они все продувались (все окна были выставлены еще в прошлом веке). За проезд взяли по 3,75 фунта (18 рублей), ехали три часа. По пути, в Эльвасте, эскорт сменился. Видимо, зона действия одних полицейских закончилась, началась область других.

На вокзале в Файйюме нас ждали уже целая группа ментов и толстый майор со звёздами на погоне, во главе их. Они устроили нам вооруженный (рациями) экскорт в городке. Сперва была польза, т.к. менты нас привели в самую цивильную забегаловку в городе, где мы поели кошери, а рядом -- мороженое. Но потом охрана нам надоела.

И мы, оставив 12 рюкзаков на хранение в отеле, разбежались в разные стороны. Менты старались следить за крупнейшей группой, но когда и она раздробилась, потеряли нас из виду и стали пасти гостиницу.

Оазис Файйюм -- целая область, соединенных каналами деревень и полей, каждый метр распахан, вода каналами выбирается из Нила и остатки ее сливаются в соленое озеро Карун. На картах показаны разные железные дороги широкой и узкой колеи, пересекающие оазис. От них не нашлось и следа. Базары, египетские улочки, одна неинтересная платная пирамда (осмотренная г-ном Сапуновым), простая народная жизнь, скоро нам надоели, и часть народа свалила на запад оазиса, часть -- в Каир, последняя часть поехала вслед за первой (на запад оазиса), откуда планировался самоходный поход.

Транспорт в оазисе -- машинки с крытым кузовом, берущие по 10 человек, но непросто понять, куда ехать, т.к. все карты разные и мир не отражают. Подробных топографических карт Египта на арабском языке не продают. Карт для местных нет, карты на английском отражают только основные города и пирамиды, но без рельефа, без координатной сетки и без точного масштаба. По сути дела, карты, выпущенные в Египте – это туристические схемы, типа таких, которых много было в ходу в Советском Союзе в 1970-х годах.

Но в Союзе параллельно существовала секретная служба картографии, которая печатала карты на весь мир. Некоторые из них мне удалось разыскать ещё до отъезда в Египт. Всё, чем мы располагали – русская генштабовская «пятикилометровка» 1970-х годов, времён Шестидневной войны. По ней ориентироваться было непросто, особенно если дороги построены в последние 30 лет.

Зато можно перезваниваться – мобильная связь работала во всех населённых пунктах. Илья Алигожин, превосходный ориентировщик, выбрался первым в предположительное место старта нашего похода. С помощью его советов и мы достигли его. Всего, около 8 человек поздно вечером скопились на этом северо-западном берегу длинного озера Карун, где и мы заночевали в палатках, по счастью, без ментов (те нас потеряли). Это оказался район селища Кута. Наутро встали наконец, и не торопясь пошли и поехали к “углу” озера, где должна была быть дорога (тропинка) на север, через пустыню, к большой дороге, ведущей из города им.6-октября в оазис Бахария.

Поход этот был запланирован заранее, но подготовлены мы были не очень хорошо. Самое важное, что у нас было слишком мало воды и ёмкостей для неё. Итак, мы доехали до места, где, как нам видно было, уходила дорога на север, потом поднималась в горы, в пустыню и так далее.

Но хотя и следы колей были в песке, но они шли по Сахаре, разветвлялись, и видно было, что нечасто тут кто-либо ездит. А идти по азимуту по пустыне 30 км было бы, думаю, глупостью, при наших условиях. Или тогда воды брать большее количество. Заблудиться же в Сахаре в первые недели нашего житья в Каире не входило в планы. Так что пофотографировали пустыню, решили оставить её на другой раз и -- к сожалению чьему-то, отставили затею похода и пошли-поехали в деревню Кута, где начали кутить во всех забегаловках, коих всего три было в этой Куте.

( Поход через пустыню потом всё же был произведён, и он оказался очень интересен. Об этом вы прочитаете в своём месте.)

Обратно в Каир поехали автостопом. Всей кучей, но потом разделились. Гостеприимные оазийцы нас звали в гости, и один раз мы и воспользовались приглашением. Машины подвозили охотно в кузовах и кабинах, подобно как в Сирии, слежка ментов не наблюдалась, и мы наслаждались тем приятным нетуристическим гостеприимным Египтом, который и бывает вдали от железных дорог, статуй и пирамид. Неудобства создала лишь двухчасовая гигантская пробка, которая выросла на юго-западном въезде в наш родной (теперь уже) восемнадцатимиллионный город.