Вулканешты

С нами с 21 фев 2010

Вокруг Чёрного моря за 120 $. Часть 2. Южная Молдова

16 июня 2011 года|| 11| 38056

Эта заметка является частью дневника «За 120 $ вокруг Чёрного моря»

Думаю, что все люди в какой-то мере путешественники и носильщики, но поневоле. Путешествуют на работу и обратно домой, носят тяжёлые сумки с рынка и из магазинов. И не получают от этого много радости, так как делают это в условиях быта и суеты, будучи лишены свободы. Хотя и это нужно делать. А мы, путешественники, очень любим и ценим свободу. Едем, куда душа желает, несём тяжёлый рюкзак с большим удовольствием, потому что делаем это добровольно, будучи целеустремлены.

Продолжая наше путешествие вокруг Чёрного моря, мы с Димой прошли украинскую границу и решили дождаться рейсового автобуса до Вулканешт, который уже заканчивали досматривать пограничники. Уже через 10 минут мы ехали в "лазе" по молдавской территории и удивляли водителя и пассажиров своими планами объехать море. Многие с трудом себе это представляли, ведь заботы и суета не пускают далеко от домашнего очага.
    Как только прошли молдавскую таможню, а прошли быстро и без проблем, в автобусе воцарилось ещё большее оживление и он превратился как бы в улей с пчёлами, которые бойко жужжали по-молдавски. Одна женщина достала из сумки бутылку белого вина и начала мне навязчиво его дарить в дорогу. От неожиданности я отказался, сказав что-то типа:" мы в дороге не пьём". По реакции Димы я понял, что он бы взял. Но было уже поздно, а просить неудобно. Тут и без вина впечалений столько, что можно опьянеть.

В Вулканештах я узнал знакомые улицы и многоэтажку на горе, ведь я был здесь в 1995 году во время путешествия на велосипеде вдоль границ Украины и Молдавии. Автостоп здесь отличный даже в городе, но опасный по причине несоблюдения правил дорожного движения. Один парень на "мазде" нам резко притормозил прямо на середине проезжей
    части, хотя и была обочина. Так же резко он надавил на газ и я еле успел закинуть ноги в машину. Видя наш испуг от молдавского экстрима, парень нас попытался успокоить, сказав, что у них на дорогах можно делать всё, что угодно. "А правила можно соблюдать?" — подумал я про себя, но не стал спрашивать водителя об этом.

Вулканешты – небольшой городок на юге Молдовы, в Автономном Территориальном Образовании Гагаузии. История распорядилась так, что на Вулканештской земле 21 июля 1770 года произошло сражение названное Кагульским. Русские воины под командованием П. Румянцева одержали победу над многократно превосходящим их по численности войском турок и татар. В этой битве отличился герой Отечественной войны 1812 М.Кутузов. До сегодняшних дней символом города является памятник Кагульской битвы, воздвигнутый в 1849 году. Над Буджакской степью высится величественный монумент почти 22-метрой высоты, увенчанный капителью с чугунным крестом над опрокинутым полумесяцем — символ победы.

В пустынном некогда крае, в конце 13 столетия, спасаясь от врагов, нашли укромное место скотоводы армяне – братья Волкан, Ветду, Карабет, которые стали обживать дикую степь. Но случилось так, что из жизни ушел Волкан, старший брат. И тогда оставшиеся в живых решили назвать все загоны именем ушедшего Волкан. Название это пережило века, испытало
    на себе различные языковые влияния и дошло до наших дней как Вулканешты.

На окраине Вулканешт мы наблюдали сцены чисто в молдавском стиле. На дороге встретились два знакомых водителя — тракторист и водитель иномарки. Бросив транспортные средства, где попало, они стояли посреди дороги и громко что-то обсуждали на непонятном нам языке. А в стороне от дороги гагауз жестоко подгонял палкой пару ослов, запряжённых в прицеп, гружёный какой-то травой. Но ослы есть ослы, шли естественно с медленной
    скоростью, а гагауз есть гагауз — он не хотел понимать, что быстрее они уже не могут.
    О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез. Проведённый в 2008 году генетический анализ показал, что гагаузы являются балканским народом с характерным для этого региона высоким смешением генов. Обосабливающим признаком гагаузов стало не генетическое родство, а тюркский язык. Языкознание проливает дополнительный свет на происхождение гагаузов. Гагаузский язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков и близкородственен турецкому языку. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.

От Вулканешт до Джурджулешт на границе с Румынией нас подвезли на "bmw" двое мужчин солидного вида. По пути они с сожалением рассказывали о некогда приносящих прибыль, а теперь заброшенных виноградниках Молдовы, на восстановление которых у страны даже нет денег. За окнами автомобиля мы видели наглядное тому подтверждение. С горки открывался потрясающий вид на Дунай и это компенсировало испорченное настроение после увиденных виноградников.
    Перед молдавской таможней нам нужно было искать, кто бы нас перевёз в Румынию, так как здесь существует только автопереход. Перед шлагбаумом стояли в очереди несколько легковушек. Мы заметили девушку-пограничника, читающую газету. Дима сначала спросил, не тяжёлая ли у неё работа, а потом она сама догадалась нам помочь. Обошла всех водителей и ей все отказали, боясь, что в рюкзаках мы везём сигареты. Дима пошёл после неё и сразу договорился о переезде через границу с молодым парнем, у которого
    в авто были ещё двое друзей — парень и девушка. Позже парень, Сергей, вышел в Галаце вместе с нами и показал нам дорогу в порт и на бако, то есть паром.

Ещё запомнилась одна шумная женщина, ехавшая в следующей за нами машине и требовавшая на каждой остановке, чтобы мы сняли салатовые жилетки. По её мнению, нас так не пропустят через границу. И даже на румынской стороне, когда уже всех пропустили, она не сдавалась, доказывая своё. Вот так весело мы и перехали через Прут в Румынию. Рюкзаки снова никто не досматривал, а только спросили, что в них находится. Весь переход границы занял меньше часа.