Хайлар

Хайлар

LAT
  • 49.21446N, 119.75475E
  • Я здесь был
    Было: 2
    Хочу посетить
    5

    1 материал,  0 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    a-krotov
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 июл 2010

    Городок ХайларЪ близ китайско-российской границы

     
    19 июня 2011 года|| 5| 3269

    ...Продолжая своё возвращение, утром мы оказались в Хайларе, всего в 180 километрах от российско-китайской границы. Весь этот участок железки относился к знаменитой КВЖД – Китайской Восточной Железной Дороге, построенной русскими через территорию Китая в конце XIX века. Именно здесь ходили поезда на Владивосток до тех пор, пока наконец было полностью завершено строительство привычной нам Транссибирской магистрали. КВЖД, сокращавшая путь примерно на 500 километров, ещё долго оставалась нашей, пока в 1950-е годы социализма её окончательно не передали китайцам.

    Поскольку русским принадлежала не только сама дорога, но и станционные сооружения, посёлки, и полоса земли вдоль ж.д., – я надеялся увидеть в Хайларе следы русского влияния, может, какие-нибудь столетние надписи или постройки. Но их не было.

    Пришлось русское влияние создавать самим. Купили билеты до приграничной Манчжурии – пригородный поезд номер 6556, такие номера и у наших электричек – и отправились тратить оставшиеся несколько юаней. Нашли интернет, арбузы и яблоки, и тут китайские деньги кончились, и мы стали предлагать всем продавцам русские сувениры – металлические монеты и белорусские деньги.

    Арбузные продавцы же, несмотря на огромные запасы товара (арбузы продавали прямо с машин, там их тонны были) не спешили менять арбуз на наши валюты, приговаривали: «Лубу, лубу!» Имеются ввиду рубли. Всё же выменяли пару арбузов и кукуруз.

    Оставив друга Демида на вокзале, я пошёл исследовать город. Недалеко нашлись трущобные кварталы с грязными улицами и одноэтажными домиками, нашёл даже два дома явно россйиского происхождения: один с деревянными наличниками на окнах, другой каменный, явно старинный. Но обитатели домов, выявленные мною, русским языком не владели и вообще оказались обычными китайцами. И только уезжая из Хайлара на вечернем поезде, я неожиданно обнаружил, что с внутренней стороны старого каменного здания, примыкавшего к вокзалу, по-русски написано: ХАЙЛАРЪ.

    Пригородный поезд был почти пуст, я завалился, по обыкновению, на пол под сиденья, нацепив шапку – уж очень дуло. Демид лёг на короткое сиденье, сложившись вдвое – хотя такая поза, по-моему, весьма неудобна. Тронулись на запад. За окнами сгустилась непроницаемая тьма. Завершалось лето - закончился день 28 августа. Было довольно свежо, прохладней, чем в Южном Китае, это точно.

    * * *

    Мы приехали в приграничную Манчжурию поздно вечером. Местные жители разбрелись по своим домам, а мы вышли на пустынную и холодную привокзальную площадь.

    Приграничный торговый город казался вымершим (как назавтра оказалось, основная часть города с гостиницами, базарами и русскими челноками лежит по другую сторону от железки). Не считая трёх неназойливых таксистов, вяло призывавших нас русскими словами: «Поехали, поехали, давай-давай», – вокруг не было ни души! Вокзал закрыли на ночь, мы ушли по тёмным улицам в каком-то направлении и расстелились спать под навесом китайской спортплощадки, расстелив пенки и спальники.

    Поездов через границу в Россию отсюда в ближайшее время не ожидалось.

    (Из дорожного архива. 2005)

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый ✈️ по направлению Хайлар
    сообщить модератору
      Наверх