Стамбул

DK1974 322

Svenika
    С нами с 3 сен 2010

Контрасты и тайны Стамбула. Часть третья.

3 сентября 2010 года|| 4| 16872

Тучи предыдущего дня полностью исчезли и настала великолепная погода для поездки на острова. Принцевы острова это 9 небольших островков и 2 скалы в Мраморном море, находятся они совсем недалеко от Стамбула (18-35 км.) и друг от друга. Название они получили из-за того, что туда ссылались византийские принцы, а позже - и семьи оттоманских султанов. А в 19 веке острова стали любимым местом отдыха стамбульских богачей. Острова Сивриада и Тавшанадасы пустуют, Кашыкадасы застроен частными домами, на Яссыада находятся школы. На островах все виды передвижения, кроме фаэтонов (легкая коляска и пара лошадей в упряжке) и велосипедов, принадлежащих муниципалитету, строго запрещены.

По дороге на острова

Пароходик сделал три остановки на разных островах и вот конечная "станция" - остров Буюкада. Недалеко от пристани кучкуются извозчики фаэтонов :) Сначала мы даже и не подумали брать фаэтон - куда приятнее идти пешком - нет-нет, да и откроется среди домов изумительный панорамный вид (или во дворе какой-либо виллы обнаружится огромное цветущее дерево или небольшое мандариновое дерево :) )

Так, неспешно гуляя и рассматривая пышные, помпезные виллы, мы дошли до дороги, ведущей в монастырь Святого Георгия на вершине холма Юше Тепе. Подъём на Юше Тепе сложно назвать лёгкой прогулкой - крутая дорога, мощенная булыжником, кажется, отнимает последние силы. Зато когда поднимаешься наверх, тебе открывается настолько восхитительный вид, что об усталости вмиг забываешь! :))) В сам монастырь мы не пошли, опасаясь не успеть на обратный пароходик. Потопали вниз, попутно любуясь видами.

На пароходик мы, конечно, опоздали :))) А потом с нами что-то случилось. Даже не знаю, какое этому дать название, не иначе как Стамбульские контрасты дали о себе знать. Мы решили, что не будем ждать следующего парома, а поедем на том, что уже стоит у причала. Правда он идет не до центра Стамбула, а до окраины - Бостанджи. Ну уж оттуда-то до центра по морю - неужели не доберемся?! Плыли мы, плыли и, наконец, приплыли в Бостанджи, пошли на причал, откуда отправляются паромы в центр и обалдели - цена на билет на паром до центра - в три раза превышала ту, что мы заплатили от центра до островов! Не... дороговато, подумали мы и стали методично обходить все причалы. Но, как оказалось, это был единственный,с которого можно было уехать, то есть уплыть. Ладно, подумалось нам, найдем автобус. Постояли на одной остановке, на другой - вроде таблички на автобусах свидетельствовали о том, что в центр автобус идет. Да вот только попробуй узнай в какую сторону ехать! Потому как в обе стороны автобусы шли с одинаковыми табличками. А местное население, как мы уже убедились в наш самый первый приезд, имеет своеобразное представление о своем местонахождении и, соответственно, о том, что и в какой стороне находится.

Смеркалось... В общем, мы плюнули, купили билет, заплатив втридорога и прошли на паром. Нет, это даже паромом назвать нельзя - огромная лодка на лыжах (по-моему, вапур называется). Сиденья рядами, иллюминаторы - чувствуешь себя как в самолете, это точно! Плазменные телевизоры (передавали, кажется выпуск новостей). Словом, сервис. Словом, вот за что переплачиваешь :)) Ракета очень устойчива - боковой качки вообще не ощущаешь, только носовая. Причем так уютно покачивается и настолько тихо едет (то есть плывет), что не уснуть невозможно :))

По дороге с островов

Ну и традиционный вечерний моцион :))

Ну, побывать в таком городе и не зайти хотя бы в пару музеев - это не по нам :)) Для посещений выбрали археологический музей, музей исламского искусства и музей мозаики. Ох уж этот музей мозаики!!! Он прятался от нас целых три дня. Мы поворачивали строго по указателям, следовали заданному направлению - и все равно не видели вход в него :)) На этом самом рыночке мы столько раз покупали фрукты и столько раз осматривались на предмет ну хотя бы какой-то подсказки!! :)) И только под самый конец, на седьмой день нашего пребывания в Стамбуле, он нам открылся. Мозаику можно рассматривать очень долго... Поражает точность и тщательность, с которой каждый кусочек мозаики подбирался и складывался в общую картину. Паззл, не иначе :))

Музей ковров - еще один намеченный музей - оказался закрытым и мы потопали в музей исламского искусства. Предметы обихода и ковры, но самое поразительное - подставки для Корана и огроменные подсвечники. К сожалению, фотографии получились плохого качества - отсвечивали лампы.
    А вот на Археологический музей мы потратили гораздо больше времени. Сначала мне он не понравился - я назвала его музеем отрубленных голов.
    Не, ну правда, стоят везде бюсты, головы, ноги...

Потом я узрела знакомые лица :)))

Что-то такое знакомое-знакомое :)))) И тут мне вспомнился берлинский Пергамон - конечно, там я и видела эти ворота богини Иштар и эту морду :)))
    А вот следующий зал произвел на меня неизгладимое впечатление. Это были залы с саркофагами (не поймите превратно) :)
    Говорят вот это - саркофаг Александра Македонского, насчет подлинности путеводитель сомневался, но относится саркофаг к 310 году до нашей эры, что вроде как совпадает со временем Александра.

Вообще, саркофаги можно довольно долго рассматривать - интересные узоры, сцены, люди...

Верхние этажи музея обходить было сложно - все же глаза устают (это как картины в музее смотреть: десять хорошо, а 20 уже тяжело, а от 30 уже голова кругом :)) ). Запомнилась интерсная идея расположить археологические находки по районам Стамбула и вообще Турции.

Следующий пункт - посещение мечети Соккулу Мехмед. Это было что-то с чем-то.... У нас были две карты и мы эту мечеть так и не нашли!!! То есть, как потом оказалось мы были от нее в двух шагах, но свернули не на ту улочку :)) При этом мы спросили 5 человек (изменили нашим принципам ничего не спрашивать) и все 5 человек указали нам в противоположные стороны и ни один (!!!) не указал верного направления! При этом один из опрашиваемых оказался владельцем (ну, как он сам представился) отеля Соккулу Мехмет Паша (этот отель был у нас в списке приоритетных), но он нам указал направление Кумкапы, а это сильно отдалило нас от мечети. Мы искали эту мечеть два с половиной часа, после чего сдались и рухнули в ближайшем кафе на диванчик :)))

Вечер мы провели в кальянной - другой, третьей по счету. Интересно, что как и предыдущие две, она находилась вблизи кладбища :)))
    Потом прошлись по вечерне-ночным улочкам, в последний раз фотографируя все ту же Айя Софию и Голубую мечеть. Засняли тот самый Four Seasons и наш отель.

Попрощались с уютными улочками. И, на следующий день, в 9.45 покинули этот удивительный город контрастов. :)))

Немного о своих впечатлениях :)) Первый шок мы испытали ... в метро, в первый же день. Вышли из аэропорта, сели в метро и.. не знали, куда смотреть. Нас изучали несколько десятков мужчин. Всю дорогу до центра, на нашем пятачке мы были единственными женщинами. Причем смотрели не просто скользнув взглядом, а изучающе, я бы даже сказала - рассматривали. Понятное дело, что не из-за нашей писаной красоты: куда бы ты ни пошел - ты всюду будешь отличаться от коренных жителей и тем самым привлекать интерес. Но одно мы четко подметили - если ты встретилась глазами с турком - он тут же попытается с тобой заговорить.

Первое время мы также уставали от бесконечных зазывал, только забредешь в лавку, просто поглазеть, как тут же вокруг тебя вьюном вьется торговец и иногда просто мешает рассмотреть товар. В таких случаях мы старались между собой не говорить на русском - как показали пара случаев, только ты даешь понять, что русская, отношение незримо меняется, тут же следует приглашение выпить дринк или пойти в теркиш клаб. Конечно, не будем сбрасывать со счетов и то, что мы, две женщины, были без мужского сопровождения, а это немаловажный момент в восточной стране. В конечном иоге мы быстро вспомнили английский и пользовались им везде.

Кстати, о внимании. Турки - очень гостеприимны и доброжелательны - они подойдут к вам, увидев замешательство на вашем лице, вежливо поинтересуются не могут ли чем помочь. Неважно, что он укажет вам в другую сторону и вы проплутаете в закоулочках, все, что вы запомните - его улыбку, добродушие и льющееся через край гостеприимство.
    Что касается специфического внимания, то мы от него страдали только поздним вечером и.. в отеле. Наш портье Ахмет страстно желал затащить нас в теркиш клаб. В первый же вечер нашего пребывания в отеле, когда мы спустились в холл попить чаю и заглянуть в интернет, он поведал нам свою грустную историю - бывший школьный учитель (преподавал в школе, где учились дети богатых родителей) не вынес капризов детишек и пошел в портье. С тех пор вечерний чай для нас был недоступен - завидев нас, Ахмет несся к нам и настойчиво предлагал пойти в теркиш клаб. При этом он любил приглашать своих друзей по вечерам в отель, где они потихоньку выпивали. Одним ранним утром, он принял от нас ключ от номера с таким несчастным видом, что было ясно - вечер удался. Видимо, кто-то его застукал однажды, потому как дня три его видно не было (а до этого дежурил каждую ночь), а когда появился, старательно делал вид, что нас не знает :))))

Зато забавно было наблюдать, как на улице твое внимание привлекается 3-4 фразами на английском, а когда начинаешь что-то спрашивать, оказывается, что торговец только и знает по-английски эти 3-4 фразы :)) По-моему турки изобрели какой-то свой английский: все эти "вери-вери-вери бест прайс", "вери литл прайс", "плиз, вер ар ю фром" и так далее. Когда проходишь сквозь торговые ряды, каких только связок слов не услышишь! Единственное, чего я долго не могла разобрать - это числительные, это какой-то особый язык был. :)))
    Девушка-экскурсовод по Долмабахче так старательно выучила текст про дворец, что казалось, она говорит на турецком, но с английским акцентом. А произношение турецких имен сливалось в одно, очень длинное имя.

Турки очень патриотичны - из всех мобильных звонков, что мы слышали, процентов 99 - была турецкая (ну или явно восточная) музыка. За всю неделю я только дважды услышала иностранную мелодию звонка - у охранника в Долмабахче играл Брайан Адамс, а Мерайя Кэрри пела в одном такси. Зато они не патриотичны в выборе кофе - Нескафе там наваривается чрезвычайно. Есть турецкий кофе, эспрессо и Нескафе (так в меню и пишется).

Ну, раз заговорили о еде, то остановлюсь на том, что мы пробовали. Айран - кисломолочный напиток, сначала кажется соленым, а послевкусие, как у простокваши :)) Думаю, в жару его пить очень даже хорошо, но в нежаркую погоду начинаешь больше внимания уделять его вкусовым качествам. Интересный напиток - не могу сказать, понравился он мне или нет, он интересный - это да :))
    Ну, отдельной строкой - фрукты и овощи. Мы везде брали салаты из свежих овощей (правда удивило пихание острого перца даже в салат, строго состоящий из помидоров и огурцов). У фруктов интересный привкус - в мандаринах он мне понравился, в бананах - нет :))
    Пачками уплетали орехи - особенно фундук (у нас он кошмарно мелкий, а тут такие орешины крупные, идеально почищенные).
    Традиционные рыбные блюда брала подруга - осталась очень довольна. Я же рыбу не ем вообще :))

Турецкие сладости для меня очень приторны, пожалуй, за исключением халвы. Кстати, нигде не могли найти классической пахлавы, да и классическую халву я нашла с шестой попытки :) Окончательно поняла, что не люблю лукум (на мой взгляд совершенно безвкусно).
    Лаваш, бублики с кунжутом - вкусные :)) Кстати, заметила, что турки не любят чем-то начинять булки - те же бублики с кунжутом, казалось внутри должна быть какая-то начинка, ан нет. Ну, Донер-кебаб - это особое блюдо. Мне, кстати, больше понравился его уличный вариант (классический, когда в лепешку тебе пихают вской вкуснятины). В кафе кебаб подают в мисочке с тушеными овощами и без хлеба.
    Как же можно было обойти вниманием шоколад! Но... не понравился... И удивило отсутствие чисто турецкого шоколада на прилавках.
    До спиртного мы не добрались - на глаза не попадалось, а специально искать не искали - не настолько хотелось :))

Стамбул - город котов, это ясно с первых минут пребывания :)) Коты довольно крупные, более-менее упитанные и в большинстве своем чистые :)) Причем такие же философы, как и сами турки - сядет рядом и задумчиво уставится в одну точку :)))

В магазинах всякого товара с избытком - если это витрина ювелирки, так во всю стену. Да, кстати, цен на кольцах и браслетах мы так и не увидели :)))

Стамбул - город контрастов, это однозначно. Рядом уживаются трущобы и дворцы. Пять раз в день звучит призыв муэдзина, но даже в самых ортодоксальных районах мы не усмотрели спешащих в мечеть правоверных. Иная современно одетая девушка краситься меньше, чем женщина, носящая платок. Несмотря на огромный приток туристов, метро и трамвай ходят до 10 вечера, а автобусы - до 11. Зато много такси. Если вы закажете горячий шоколад - вам принесут какао, если вы закажете двойной шоколад - вам все равно принесут какао.

Туристов действительно очень много - французов, испанцев, американцев, русских. Как вы думаете, где мы встретили практически всех русских? Ага, именно - на торговых улица Лалели (района, считающегося самым русским), а на всех выездных экскурсиях с нами рядом постоянно оказывались американцы.

Я ни разу не видела турчанок (вернее стамбулчанок), цвет волос которых был бы рыжим - блондинки да, рыжих - нет. Ни разу не видела ни одной беременной женщины на улице, хотя с детьми - сколько угодно.

Денежная реформа произошла в Турции в 2005 году, но мы видели два магазина, в которых цены дублируются - в старом значении и новом. Более того, кассирши в обоих магазинах показывали нам на калькуляторах сумму покупок в старом значении :)) В первый раз мы испытали шок, увидев, что за пару пачек орехов и две шоколадки с нас требуют 6 тысяч :))

Цены контрастны - цена табака для кальяна равна нашей, а вот покурить кальян - у нас значительно дороже. Еда, отели - дешево, проезд на транспорте - равен нашему. Бензин - дороже, несмотря на это машин очень много (ну и народу, конечно, тоже, все-таки 15 миллионам надо на чем-то передвигаться). Люксовые машины встречаются только в фешенебельных районах. В основном, по Стамбулу туда-сюда снуют каблуки преимущественно французского производства. Или немецкие малолитражки. Бибикать любят все без исключения - что на дороге, что на море. Правила дорожного движения присутствуют лишь в теории :))

Неимоверное количество бань и парикмахерских. В кафе всегда можно найти мягкие сидения, а в интерьере всегда будет присутствовать восточная лампа.

Словом, Стамбул - это мозаика всевозможных контрастов :)) Затягивающий город, не всегда понятный, но очень теплый и атмосферный. И очень другой.