• Вышли в ночь...

Рассвет с рыбаками

5 февраля 2013 года|| 8| 16355

24 января
    Вчера я плавала на лодке с рыбаками. Напроситься на такую авантюрную экскурсию, не включенную в туристические услуги, хотелось уже давно. Наконец я решилась. Накануне с утра подошла к рыбакам, которые как раз вернулись с промысла, и спросила, можно ли с ними сплавать. Главный, Саби, с усмешкой кивнул: Приходи завтра в пять утра.

И я пришла. В это время здесь еще темнотища, хоть глаз выколи, и прохладно. Укутавшись в плед тибетского производства и врубив фонарик китайского, пошла я по пляжу в поисках нужной мне лодки. Вокруг никого. Попалась пара засидевшихся с вечера хиппи, но рыбаков нет. Неужели пошутили? Или уже уплыли? Прочесав пляж туда-сюда, я нахожу-таки условленное место. Что ж, не придут – рассвет встречу, тоже неплохо.

И тут мне в глаза светит фонарик. Ага, Саби с напарником. Оказывается, я рано пришла. Ждем третьего, а я пока расспрашиваю Саби, который очень даже сносно говорит по-английски, про его житье-бытье. Рыбачить он научился еще ребенком, десяти лет от роду. Живет он здесь, в Арамболе, с женой и детьми – мальчиком пяти лет и двухлетними двойняшками, мальчиком и девочкой. Выловленную рыбу жена продает на рыбном рынке, что по дороге в Керим (это место я проезжала, оно сразу выдает себя особым душком). Сейчас, говорит Саби, не рыбный сезон – ловится только мелочь, которая уходит подешевке. Самое лучшее время для ловли – август-сентябрь. А в сезон дождей в море вообще не выходят, а делают новые сети.

Я спрашиваю Саби про лодку, сам ли он ее построил. Говорит, нет, купил. Ей сейчас десять лет, и прослужит она еще столько же, а может, и больше, если как следует ухаживать.
    Такие вот дела.

Саби велит мне запрыгивать в лодку. Рыбаки, сложив руки, тихонько читают молитву, и вскоре мы отчаливаем. Лодка моторная, но весла тоже при ней – они пригодятся чуть позже. Минут через пятнадцать Саби заглушает мотор, и вдвоем с напарником они начинают ставить сети. Третий берется за весло. Сначала выбрасывают «якорь», что-то тяжелое. Затем, по мере движения, разворачивают сеть, лежащую на дне лодки, и опускают ее в воду. Довольно-таки монотонная работа.

Закончив с первой сетью, отплываем на моторе чуть дальше. И в дело идет вторая сеть. Часов у меня нет, но по ощущениям процесс занимает около часа. Итак, сети поставлены. Ловись, рыбка, большая и маленькая. Теперь надо ждать, и рыбаки, завернувшись в одеяла с головой, укладываются спать. Лодка покачивается на волнах, как колыбель, и я тоже начинаю клевать носом.
    Тем временем начинает светать. Когда горизонт превращается в красную линию, Саби, спавший на лавке позади меня, высовывается из-под одеяла. Чуть погодя, будит остальных, и мы отправляемся за уловом.

Вытаскивать сети, оказывается, — еще более медленное дело. Я, мысленно скрестив пальцы, загадываю, чтобы в сети обнаружилось какое-нибудь огромное чудо-юдо. Недавно неподалеку от Арамболя выловили акуленка. Может, и нам повезет? Но увы, рыбешка в сетях совсем мелкая, сантиметров по десять. Я даже не знаю, что с такой делать – разве что вываривать из нее бульон с мерзопакостным запашком. Но это, слава богу, практикуется в Таиланде, а не здесь.

Неподалеку показываются еще лодки. К одной из них мы подплываем ближе, и рыбаки, посмеиваясь, перебрасываются несколькими фразами. У них там чего-то с сетями – похоже, запутались. Совместными усилиями они чего-то «наколдовывают», и мы снова расходимся в разные стороны.

Покончив с первой сетью, «мои» рыбаки берутся за вторую. В ней то и дело попадаются комки желтой слизи – медузы. Саби выбрасывает их обратно в море. Вдруг он говорит мне: смотри, дельфины. И вправду, над волнами показываются голубые спинки. Причем все ближе и ближе. В Агонде я ездила на специальную дельфинью экскурсию, но там приходилось напрягать не только глаза, но и воображение, чтобы увидеть их. А тут хвосты мелькают совсем неподалеку.
    Наконец сети уложены на дно лодки, и Саби включает мотор. Солнце уже поднялось, и не берегу Арамболя, когда мы причаливаем, бурлит жизнь. В основном спортсменская и йоговская, ибо время восемь утра. Нас встречает этакая широкоформатная индийская матрона. Она кладет на берег бревна, которые еще один участник процесса, старый индус, мажет смолой. По ним Саби и остальные выволакивают лодку на берег, и бабенка им помогает, выкрикивая что-то в мою сторону (похоже, чтоб тоже не стояла без дела).

Итак, заплыв с рыбаками совершен. Я благодарю Саби и прощаюсь. Они ходят в море каждое утро, так что еще увидимся.