Белозерск: город контрастов. Белозерск, Россия

Были в Белозерске?

Белозерск: город контрастов.

4 марта 2013 года||6 (3)| 15| 834510

Эта заметка является частью дневников «"Большое российское" путешествие 2012»«Проездом по уездам.»

Как же я люблю эти маленькие провинциальные города! Много зелени, чистый воздух, старинные постройки, небольшие расстояния, неспешное течение жизни и некая особая атмосфера, навеянная то ли летом, то ли отпускным настроением, а может и самим окружением... И думаю, что немало найдётся путешественников, которые испытывают подобные чувства, попадая сюда. Пожалуй, согласятся они со мной и в том, что очень не хватает таким городам некоторого лоска, чуть более трепетного отношения со стороны гостей и хозяев, ну и, конечно, элементарного сервиса. Но разве откажешь себе в удовольствии посетить эти города-музеи, насквозь пронизанные духом вековой истории! Так что, конечно ехать — таков вердикт! Но если, попав, вы поняли, что действительно попали, то призовите на помощь чувство юмора и, как говорится в известном анекдоте, "расслабьтесь и попробуйте получить удовольствие"!
    Вот такие мысли предваряют мой рассказ о нашем посещении Белозерска летом 2012 года, из которых понятно, что впечатления мы получили неоднозначные, но однозначно сильные! Надеюсь, что те, кто был, сравнят и поделятся своими мыслями, а для тех, кто собирается — информация для размышления. В общем, по порядку ...

I.С горем нужно переспать, но не переспать с горем пополам... (апгрейд народной поговорки). Или ещё раз о том, что выбирать место для ночлега, полагаясь на авось, не стоит.

Как и многие туристы, отправляясь в дальний вояж, предполагающий несколько остановок и осмотр ряда городов, мы "подбивали" ночевки в график по принципу "чтобы успеть как можно больше". Так получилось, что на тот момент в повестке дня у нас стояла пара Кириллов — Белозерск. Причём первый приходился по графику на вторую половину дня. Дабы не тратить световой день на дорогу, мы решили, что будет очень здорово, если заночуем мы в Белозерске, а со свежими силами, прекрасно выспавшись, с утреца и сам город осмотрим. Тем более, что всяких разных интереснинок он обещал прилично. Сказано — сделано! Помониторив сайты с хорошей репутацией, выяснили, что для туриста тут предлагается всего три места для "пожить". Некий гостевой дом без единого отзыва за несколько лет; турбаза "Речной вокзал", вызвавшая противоречивые впечатления у постояльцев и гостиница "Русь", о которой люди кратко высказывались по типу "если очень надо, а больше негде". Наверное, если бы мы планировали это путешествие заблаговременно, да почитали бы побольше, то и нашлось бы что-нибудь средне-приличное. Но сложилось как сложилось, возникла необходимость ехать, и мы подумали, что давно существующая гостиница не сможет уж сильно потрясти наше воображение. Тем более, что выбора у нас не было, так как турбаза оказалась плотно забронирована более дальновидными туристами. Созвонились, забронировали и даже получили утвердительные ответы на тему парковок-интернетов и т.д...
    Помахав на прощание Кириллову, мы двинули в сторону паромной переправы через Шексну.

Автор: OllaRay

Дорога туда частично грунтовая, но неплохого качества, только достаточно пыльная. Светлый летний вечер и гипотетическое знание того, что где-то есть ещё и мост, создавали лёгкое настроение и позволяли не бояться опоздать на последний рейс. Паром там вместительный и бесплатный. Прочитали где-то, что бесплатность весьма условная — всё на дотации дорожной службы, которая никак не сподобиться озаботиться постройкой приличного моста. Подъехав к точке Х, стали немножко дёргаться, так как вокруг никого, а парома не видать.

От нечего делать начали любоваться закатом, панорамой Шексны и окрестных берегов.

Автор: OllaRay

Но скоро за нами образовалась очередь, да и паром подошёл. На другом берегу уже по асфальту мы припустили в Белозерск. Красивая стела на въезде выглядела как-то многообещающе. И мы уже даже стали подумывать о том, что, не смотря на усталость, до полной темноты ещё успеем прогуляться, тем более гостиница располагалась в двух шагах от кремля.

Автор: OllaRay

Но решили, всё-таки, для начала заселиться. Как полагается, немного поплутали в трёх соснах, хоть и был у нас навигатор, который, видимо, задумался о чём-то своём (возможно, о странном устройстве движения в малых российских городах). Нас предупреждали по телефону, что в связи с юбилеем, город подвергся тотальной реконструкции: "Так что, вам придётся объехать здание." Однако, мы не ожидали, что абсолютно на всех подъездных путях будет по "кирпичу", притом не по одному. В итоге последовали примеру аборигенов и местной полиции и поехали по кратчайшему, то есть под знаки. Нашему взору предстало типичное советское здание, белевшее в уютном скверике. На шум мотора в окне первого этажа показались три головы: мужская и две женских. Нас с интересом стали разглядывать, что несколько смутило. Вероятно, нам сочувствовали (это мы потом уже оценили).

Внутренний интерьер и запах почище какой машины времени откинули нас в далёкое советское прошлое. Но мы решили не пугаться и пошли селиться. Заполнив кучу анкет и квитанций (только что свидетельство о браке не спросили), мы получили увесистую бомбошку с ключом от люкса (!) — то есть от лучшего трёхместного номера, с обещанием никого не подселять и ремаркой, что там (в номере) — пластиковые окна(!). Тут у нас закрались смутные сомнения, как говорится... Нам предложили отужинать в столовке (натурально — столовке с щербатой посудой, алюминиевыми приборами и соответствующим антуражем) пока не закрылась, а на вечер выдали под подпись электрочайник. Мы спросили об обещанной охраняемой парковке, на что в ответ услышали:"Да Бог с вами, какая парковка! Нет у нас ничего подобного. Оставьте у входа, вроде не воруют у нас." Надо ли говорить, что на вопрос "а как у вас с интернетом", получили ответ: "с чем-чем?". Ну и снялись все вопросы. Но добило нас объявление, которое сразу мы почему-то не заметили, хотя оно висело на окошечке у администратора: "Горячая вода с 17:00 до 23:00". Это и определило наши планы на оставшуюся часть вечера.:) Зато нас порадовали известием, что берут тут за койко-место, а мы получаем трёхместку по цене двушки — всего за каких-то 1800 рублей. Поднимаясь в номер, мы уже вовсю хохотали, загадывая — будет ли там "по Задорнову" выключатель в шкафу:))) Действительность, как водится, превзошла ожидания: и выключатель в шкафу; и отсутствие света в санузле; и убогая мебель; и бельё, на которое страшно ложиться даже в одежде; и трубы, проходящие под потолком, с которых весело капало... Но мы оценили пластиковое окно! Кстати, наличие отдельного санузла тоже оценили: остальным повезло меньше, так как туалеты и душевые наличествовали в конце коридора. Ночь прошла бодро! В здании напротив гремела дискотека, под окном шаталась пьяная молодёжь. Всё время что-то разбивалось, выкрикивалось и происходило. Так что я практически вытерла рукавами пыльный подоконник, выглядывая на каждый "нехороший" звук проверить сохранность машины. Справедливости ради надо отметить, что малочисленный персонал старался как мог скрасить впечатление. Еда оказалась вполне приличной, а утром дежурный администратор даже разогрела нам завтрак, не смотря на ранний подъём. Пусть простит меня читатель за многословие, но впечатления были уж очень сильными!

II.Утро красит нежным светом стены древнего кремля... Или о том, что вставать в отпуске на заре бывает даже полезно.

Уж сколько раз при составления графика путешествия мы говорили, что вот встанем пораньше и прямо с утра... Ясно, что эта задача практически всегда обречена:))) И многие нас поймут. Но в этот раз, по понятным причинам, нежиться в постели не представлялось возможным. В общем, в 5 утра мы подкрепились, потом подпоясались и по быстрому свалили из гостиницы "Русь". Вооружившись списком достопримечательностей, мы отправились их осматривать. Ну а поскольку находились рядом с кремлём, то с него и начали. Утро выходного дня в провинции прекрасно! Абсолютно пустые улицы, свежесть зарождающегося дня и тишина, нарушаемая только просыпающимися птицами... В общем, никто не мешает. Город спал, а над Белым озером занималась заря.

Автор: OllaRay

Мы оставили машину у информационного плаката рядом с основным входом в кремль. Повсюду были видны следы предыдущего весёлого вечера: мусор, пустые бутылки в самых неожиданных местах, окурки и прочая грязь. Тем не менее, мы исхитрились и смогли таки сделать более менее приличное фото композиции "Корабль и камень". Это памятник 1112-летию города, который, безусловно, очень украшает местность.

По мосту надо рвом входим на территорию кремля. На склоне вала у входа белеет памятная надпись.

Автор: OllaRay

Кремль окружён земляными валами, высота которых в средние века доходила до 30 метров! Существующий сейчас размер земляная насыпь детинца приобрела после значительного расширения кремля в 1487 году по приказу Ивана III. Первое, что попадается на глаза и, безусловно, восхищает — Собор Спаса Преображения (1668 — 1670).

Решаем подойти поближе, а пока осматриваемся. Повсюду видны восстановительные работы. Мы понимаем, что возможность беспрепятственно попасть сюда в неурочный час обусловлена тем, что на исторической территории есть жилые дома. Видимо, людей потихоньку переселяют, так что, возможно, скоро кремль обзаведётся воротами и регламентированными часами посещения. Направо от входа располагается историческое здание Духовного училища (сейчас педагогический колледж).

Автор: OllaRay

Почти у самого собора находится такой вот Памятный знак 625-летию Куликовской битвы. А всё потому, что в этой битве геройски погибла дружина с белозерскими князьями.

Обходим Спасо-Преображенский собор.

Автор: OllaRay

Это главный храм города, сейчас — музей. Здесь экспонируется часть собрания икон. Батюшка в городе один и служит в другом храме. Попасть внутрь мы не смогли, так как пришли очень рано, но зато толпы туристов не мешали прогулке.

За собором увидели жилой дом — один из тех, что были построены здесь в советское время. Сейчас их потихоньку разбирают, поэтому то тут, то там видны горы мусора. Идём по тропинке и попадаем на берег живописного озерца, от которого слышен хор лягушек.

Автор: OllaRay

Когда-то на территории детинца находилось пять озер, защитники в случае осады были обеспечены прекрасной питьевой водой. Сейчас осталось одно, два заболочены, а еще два были засыпаны при строительстве зданий.

Обнаруживаем, что прошли детинец насквозь и решаем подняться на валы.

Автор: OllaRay

Сегодня вал — это поросший травой и полевыми цветами холм, по гребню которого проходит тропинка.

По кромке вала шли мощные оборонительные стены. Стены и восемь башен кремля разобрали еще в 1758 году. Но земляные валы остались. С них открываются хорошие виды на город и Белое озеро.

Автор: OllaRay

По валу пробираемся к стоянке, а по пути замечаем интересную панораму "на контрасте" : православный храм и военный танк.

Улицы города всё ещё пусты, поэтому мы позволяем себе немного прокатиться и поразглядывать город.

Автор: OllaRay

Белозерск преимущественно одно-, двухэтажный. Да и улиц там всего около десятка. Заметили, что в городе идёт активное строительство. Но совершенно не увидели никаких предприятий. Читали, что основными отраслями экономики Белозерского района являются деревообрабатывающая и пищевая промышленности. А раньше был развит рыболовный промысел, в Белом озере добывали корюшку-снеток. Как бы там ни было, сегодня откровенно бедные старые дома перемежаются добротными и даже роскошными коттеджами. Контрастности впечатлениям добавляют и такие вот картины.

Попадаются и очень аккуратные домики с резными окнами.

Автор: OllaRay

А есть и здания — памятники. Как, например, этот ядовито-фиолетовый дом с не всеми целыми стёклами, на котором висит табличка: " Памятник гражданской архитектуры. Построен в начале 20 века. Охраняется государством."

В общем и целом, создаётся впечатление, что в городе не так давно осознали, что живут в историческом месте. А как только поняли, бросились приводить всё в порядок, но в силу способностей и, вероятно, возможностей. В итоге — недоделанные дороги, недостриженные газоны, недореставрированные храмы, недоубранный мусор и много других "недо — ". Но всё равно побывать там стоит. А может и не раз. Тем более будет приятно видеть как древний город снова расцветает.

III. Мал золотник, да дорог. Или о том, что за неприметной внешностью может скрываться история.

Приехав сюда, не забудьте прогуляться по набережной и полюбоваться знаменитым Белым озером. Мы этого не сделали, к сожалению, ограничившись панорамами с кремлёвского вала. Но в этом городе есть ещё что посмотреть.

Автор: OllaRay

Церковь Спаса Всемилостивого (1723). До недавнего времени в храме Спаса Всемилостивого размещался спортзал.

Автор: OllaRay

Церковь Богоявления Господня (1784). Зимний храм. Действует.

Собор Успения Пресвятой Богородицы (1552). Летний храм, расположен буквально в шаге от Богоявленской церкви. Комплекс действующих храмов Белозерска традиционен в своей схеме — большой холодный храм для летних служб и тёплый зимний, гораздо меньший по размерам, который легче протопить.

Автор: OllaRay

Церковь Иоанна Предтечи (Троицкая (Предтеченская) церковь) 1810 г. Один из самых красивых храмов города, тем более вызывает щемящее чувство от убожества вокруг. Храм стоит практически во дворах жилых домов, а это их мусорные баки. По вечерам на ступенях выпивают компании и сидят нетрезвые парочки.

История его такова. ...Для строительства использовался типовой проект. «В начала XIX века один из богатейших купцов Белозерска... пожелал на свои средства украсить город грандиозным, современным храмом. Постройка потребовала огромных средств, которых не хватило – колокольня выстроена не была. Чтобы довершить постройку, заказчик – купец Горин – берет подряд на доставку водой из Рыбинска куда-то на север большой партии хлеба, надеясь вернуть взятую крупную ссуду и еще заработать денег на колокольню. Но до постройки Белозерского канала еще около 40 лет, и вот, внезапно налетевший шторм топит в Белом озере все 50(!) барок-«белозерок» с хлебом. Всего имущества Горина не хватило даже на покрытие долгов – умер он в нищете. А колокольню так и не построили...» (Константин Козлов. «Белозерск. Описание города, его храмов и достопримечательностей»).

Автор: OllaRay

Церковь Иоанна Предтечи, вид с обратной стороны. В советское время храм хозяйственно использовали – там был гараж, рядом пристроили туалет. Но даже в таком виде храм восхищает!

Можно подумать: "Что мы, магазинов не видали?" Ан нет, это не совсем торгово-офисный деревенский центр, а именно что Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Георгия Победоносца) (1762 г.).

Автор: OllaRay

Церковь Покрова Богородицы (1740). Искали деревянную Ильинскую церковь, с которой рядом расположен этот храм. Деревянной не нашли (утрачена?), а очередную разрушающуюся красоту увидели.

Вот таким нам показался Белозерск — город с длинной историей. Обязательно посмотрите его, если окажетесь в этих местах!

Дешёвый ✈️ по направлению Белозерск
    • valbaro
      valbaro
      С нами с 7 сен 2010
      11 мар 2013, 11:30
      Прекрасная заметка! Очень интересно.
      11 мар 2013, 18:57
      valbaroнаписала 11 марта в 11:30

Прекрасная заметка! Очень интересно.

Спасибо! Мне очень приятно!
    • Nyusya
      Nyusya
      С нами с 31 мар 2012
      16 мар 2013, 16:05
      Спасибо! Понравились фотографии: выбраны очень интересные ракурсы!!! Надеемся съездить в Белозерск в этом году, так что Ваши замечания наверняка пригодятся.
      16 мар 2013, 18:46
      Nyusyaнаписала 16 марта в 16:05

Я буду очень рада, если заметка хоть как-то будет полезна! Спасибо вам за внимание и тёплые отзывы. Хотя город в не очень хорошем состоянии, но побывать в нём стоит. Мы и сами думаем как-нибудь ещё раз прокатиться туда.
    • ivankutchin
      ivankutchin
      С нами с 18 сен 2011
      22 сен 2015, 07:48
      Дважды бывал в Белозерске. Город постепенно меняется. Естественно, в лучшую сторону. Но с проживанием там по-прежнему не очень.
      22 сен 2015, 08:19
      ivankutchinнаписал 22 сентября в 07:48

Я рада слышать о положительных тенденциях. Про осовременивание и технологичность всё ясно, но сохранение наследия, самого духа того или иного места при создании нормальных условий жителям и гостям — это необходимо! И гостиницу нормальную надо, хоть одну. Но это всё взаимосвязано....