• Нальчик Канатная дорога

26 апреля 2015 года||
    GPS
    |9 (5)| 10| 297510

Эта заметка является частью дневника «Кабардино-Балкария»

Летом 1976-го года я открыл для себя Северный и Центральный Кавказ. К тому времени я считал себя знатоком Кавказа, понимая под Кавказом его южный берег Черного моря. Первый раз я попал туда, будучи ребенком с родителями в 1962 году, когда провел лето в Адлере. Потом — летние школьные каникулы повторились в 1963-ем снова в Адлере, в 1964-ом – в Сочи, в 1965-ом в Геленджике.
    В студенческую пору удались путешествия с друзьями в Новороссийск-Кабардинку и Геленджик в 1974-ом и в Гагры-Пицунду и Новый Афон в 1975-ом. В это время я познакомился с девушкой, впоследствии ставшей моей женой, которая рассказала о своем походе через Главный Кавказский хребет по легендарному 30-му всесоюзному маршруту из Адыгеи к побережью Черного моря в Дагомысе. Ее рассказ был захватывающим. Трагическая судьба группы туристов, прошедшей по этому же маршруту через две недели после нее, стала известна всей стране благодаря очерку в Литературной газете. Меня захватила идея поехать на Кавказ в последние студенческие каникулы и посмотреть его не с привычного юга, а с севера.
    Туристы со стажем прекрасно помнят адрес в Москве на Петроверигском переулке, дом 4, где в советские времена находился Московский городской совет по туризму, едва ли, не единственный офис туристической специализации в столице. Я поехал туда, и на доске предложений с туристическими маршрутами и турбазами нашел подходящий для себя вариант на август.

Маршрут 327: Нальчик – турбаза «Серные Воды» — турбаза «Башиль» — приют Булунгу – перевал Думала – приют Безенги – турбаза «Голубые Озера». Такой же маршрут 328 действовал в обратную сторону.

Купив путевку, занялся билетами на проезд, что в летний сезон в советские времена было очень непросто. Предварительная продажа начиналась за 11 дней, и надо было оказаться у железнодорожной кассы рано утром первого предварительного дня продажи, чтобы успеть купить билет на поезд, так как билеты очень быстро заканчивались. Относительная дешевизна билетов (а мне хватило одной месячной стипендии на билет на поезд туда и самолет – обратно) позволяла населению Союза без проблем перемещаться по стране. Однако в летний сезон возникали проблемы из-за нехватки билетов.
    Я купил купейный билет до Нальчика. Обратный билет взял на самолет из Минеральных Вод.
    Так началось мое, можно сказать, первое самостоятельное путешествие по миру, который в те времена для подавляющего большинства населения ограничивался границами СССР. Я считаю его первым самостоятельным, потому что до него я путешествовал либо с родителями, либо с друзьями. В этот раз я задумал путешествие сам, реализовал его сам, правда, с помощью совета по туризму.

Итак, поездом 62 Москва-Нальчик я через 34 часа добрался до столицы Кабардино-Балкарии и ранним утром вышел на перрон ее железнодорожного вокзала. Турбаза «Серные Воды» находится в поселке Белая Речка в десяти километрах от Нальчика (а сейчас уже в пяти километрах) на берегу реки Нальчик, где рядом – Белореченские серные ванны. Туда я направился на автобусе №110 прямо с вокзала.

Я пишу эту заметку спустя 39 лет. Дневник поездки я, к сожалению, не вел. С собой у меня был фотоаппарат Зенит-Е с объективом Индустар и всего одна фотопленка. Как я жалею теперь, что не запасся пленками, что не документировал и не описывал никак поездку и маршрут! Ведь даже название поселка, где находилась моя первая турбаза, я нашел только сейчас в интернете.

Встретили на турбазе меня плохо! Несмотря на мою путевку, заявили, что свободных мест нет! О, родной Советский Союз! Как же это было тогда обычно, и как дико вспоминать об этом сейчас… Тем не менее, я расстроился, но не сильно. Ведь обещали к вечеру найти мне койку. В таком ожидании и прошел мой первый день отдыха. Сейчас я даже не помню, сходил я на серные ванны, или нет?
    К вечеру я пошел «качать права». То ли это подействовало, то ли приехавший на отдых какой-то крупный республиканский начальник пожалел меня, но ночь я провел не в общем корпусе в спальне на четыре человека, а в отдельно стоящем домике с двухместным поселением, гостиной и в компании с этим самым начальником и его местными подчиненными.

На следующее утро меня переселили в основной корпус, и я присоединился к простым туристам, из которых формировалась группа в поход на перевал. Но, перед этим – акклиматизация на среднегорье. Поселок Белая Речка или Ак-Су – это 650 метров над уровнем моря. Он находится по долинам рек Нальчик и Ак-Су (Белая). Наивысшей точкой в окрестностях села является гора Нарпора (1 213 м), расположенная к юго-востоку от села. По всем правилам неплохо провести здесь несколько дней перед выходом на высокогорье. Ведь наша следующая турбаза «Башиль» находится на высоте 2150 метров.

Второй день был посвящен походу по окрестностям Белой Речки. Селение основано в начале XX века переселяющимися из высокогорий на предгорья балкарцами. Вероятно, мы были на Белореченских серных ваннах, но мой фотоаппарат этого не зафиксировал. А вот местных овец и коз во время нашей прогулки – зафиксировал! Извините за черно-белые любительские кадры, но они – единственное, что у меня осталось от посещения Белой Речки.

Белая Речка — Овцы

Белая Речка — Овцы

Белая Речка — Ослики

Белая Речка — Ослики

Белая Речка — Козы

Белая Речка — Симпатичный

Белая Речка — Симпатичный козел

Во второй половине дня – пляжный отдых на речке Ак-Су (Белой). Для купания быстрая горная речка подходит плохо, но позагорать и посниматься – в самый раз! Таким я был летом 1976-го. Уже закончилась в институте военная кафедра, поэтому можно было, наконец-то, отрастить длинные волосы!

Белая Речка — Я

Автор: KuznetsovSergey

На третий день сутра мы выехали на экскурсию в Нальчик. Тогда не было принято снимать достопримечательности на черно-белую пленку. Поэтому у меня нет ни одного своего снимка Нальчика. Спасибо моему товарищу, который имел слайдовскую цветную пленку. Это было очень круто! Он снял город с фуникулера, а потом подарил мне этот цветной слайд, и позднее еще несколько слайдов. Все остальные впечатления от Нальчика память смыла. Можно сказать, что и не был там…

Нальчик Канатная дорога

Автор: KuznetsovSergey

На четвертый день я сам организовал себе экскурсию в Баксанское ущелье. В моей путевке это не было предусмотрено. Однако на турбазе отдыхали туристы по другим маршрутам, в том числе и те, кто все двадцать дней проводили здесь на Белой Речке без похода через перевал. Мы называли таких «матрасниками». Зато у них была предусмотрена однодневная экскурсия в Приэльбрусье.
    Я присоединился к одной из групп, и отправился в Приэльбрусье. Дорога – неблизкая, около 130 километров. Мы были в пути около трех часов. Делали остановку в Тырныаузе, чтобы посмотреть уникальную гидростанцию.
    И вот, мы в Приэльбрусье!

Автор: KuznetsovSergey

Вид на гостиницу «Чегет», которая показалась тогда верхом совершенства, не шедшего ни в какое сравнение с нашей турбазой!

Приэльбрусье — гостиница

Приэльбрусье — гостиница Чегет

Далее – подъем на Чегет на фуникулере. Отсюда – мои любительские снимки изумительной Чегетской поляны.

Приэльбрусье

Как же не сфотографироваться на фоне Баксанского ущелья

Приэльбрусье — покоритель

Приэльбрусье — покоритель Чегета

и Эльбруса, который, к сожалению, был скрыт за облаками…

Приэльбрусье — на фоне Эл

Приэльбрусье — на фоне Эльбруса

А вот – знаменитая «семерка» Донгуз-Оруна и Накры.

Приэльбрусье — Донгуз Ору

Приэльбрусье — Донгуз Орун и Накра

Эльбрус

Автор: KuznetsovSergey

Вниз – опять на фуникулере, попутно снимая многокрасочную картину на черно-белую пленку…

Автор: KuznetsovSergey

Обратно в Белую Речку приехали уже затемно. Помню сильно устал от дороги и проголодался. Но, был счастлив, что увидел прекрасное Баксанское ущелье, Чегет и Эльбрус, пусть даже скрытый облаками.
    В следующий раз мне посчастливилось попасть туда через одиннадцать лет в 1987 году. Но, об этом, возможно, в следующей заметке.

Мои заметки о Северном Кавказе

Кабардино-Балкария 1976: Нальчик, Белая Речка и Приэльбрусье
    Кабардино-Балкария 1976: Чегемские водопады Булунгу и Башиль
    Кабардино-Балкария 1976 Перевал Думала Безенги Голубые озера

Кабардино-Балкария 1982 Мои заметки «Через перевал Твибер»:

1. Через перевал Твибер. Часть 1: Из Нальчика на турбазу «Чегем»
    2. Через перевал Твибер. Часть 2: На турбазе «Чегем»
    3. Через перевал Твибер. Часть 3: На перевал!
    4. Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

26 апр 2015, 21:18
      Alex_Orenнаписал 26 апреля в 17:51

Мой папа там был в 70-е, 80-е, тоже есть такие черно-белые фото

Приятно узнать, что вы тоже знаете об этих местах, в том числе, по черно-белым фото вашего отца.
    • acvazul-V2010
      acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      26 апр 2015, 21:41
      Очень интересно посмотреть на эти места глазами 70-х.
      Я был в Нальчике, Белой Речке, в Тырныаузе (переживший сель), поднимался на Эльбрус, купался в Ушигерских источниках, в октябре 2006 году.
      Как раз была годовщина теракта 2005 года.

Мало что изменилось с 70-х годов. Разве что канатная дорога в Нальчике давно поломана.
      Люди живут очень бедно, из-за этого и выступили против местных властей осенью 2005.
      Очень классный коньяк и водка местные. И стоят копейки.
      Очень вкусная кухня. Туристов теперь мало, только отдыхающие в ведомственных санаториях.

Второй раз я попал туда в январе 2012. Там был такой холод, что я толком никуда не попал в тот раз.

Спасибо, было очень интересно почитать....
      26 апр 2015, 22:11
      acvazul-V2010написал 26 апреля в 21:41

Очень интересно посмотреть на эти места глазами 70-х.
      Как раз была годовщина теракта 2005 года.

Очень классный коньяк и водка местные. И стоят копейки.

Спасибо, было очень интересно почитать....

Спасибо, Владимир, за проявленный интерес! Рад узнать, что вы тоже знаете эти места, хотя мы были там в совершенно разное время. Решив написать эту и последующие заметки о своих посещениях Кабардино-Балкарии в советские времена, я посмотрел в интернете и узнал неприятные для меня вещи о современном состоянии ее туристического потенциала. Может быть, я об этом напишу...
    • acvazul-V2010
      acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      26 апр 2015, 22:42
      Сергей, туризм там не развивается. Как и вообще промышленность. Депрессивный район.
      Всё, что осталось от "совка" постепенно разваливается. Новое не создаётся.

Появился, правда, памятник депортированному балкарскому народу (8 марта 1944).
      Чеченцев депортировали 23 февраля 1944. Вот такой был "юмор" у Отца народов.

Если бы не ветшающие ведомственные санатории в долине, то вообще с туризмом была бы труба.
      Очень чудодейственная грязь Тамбуканского озера и горячие Ушигерские источники.
      Много долгожителей там, но живут бедно (работы нет).

А места там красивые. Очень понравилось на Эльбрусе. В предгорьях там есть кафешка с фото Визбора и Высоцкого.
      Они там были. Позитивное романтическое место....
      26 апр 2015, 23:52
      acvazul-V2010написал 26 апреля в 22:42

Всё, что осталось от "совка" постепенно разваливается. Новое не создаётся.

Появился, правда, памятник депортированному балкарскому народу (8 марта 1944).
      Чеченцев депортировали 23 февраля 1944. Вот такой был "юмор" у Отца народов.

Очень чудодейственная грязь Тамбуканского озера и горячие Ушигерские источники.
      Много долгожителей там, но живут бедно (работы нет).

Они там были. Позитивное романтическое место....

Да, Владимир, для меня Приэльбрусье, Баксанское, Чегемское, и Черек-Безенгийское ущелья остались в памяти как очень позитивное и романтическое место. Поэтому возвращаться боюсь...
    • deshamil
      deshamil
      С нами с 18 ноя 2015
      20 ноя 2015, 15:48
      KuznetsovSergeyнаписал 26 апреля в 23:52

Добрый день! Бояться не стоит — места и природа остались на месте, а вот все остальное с развалом СССР пришло в упадок, за исключением Приэльбрусье и альплагеря Безенги. Был в августе несколько дней в Чегемском ущелье в районе турбазы Чегем, которая находится параллельно турбазы Башиль и нактнулся там на группу из Белорусии, которые шли из Башиля через перевал по кругу в Башиль. А в турбазе Чегем жил Анатолий из Москвы, оказалось он с 80-х там инструктором работал и каждый год приезжает и живет, хотя условия там мягко говоря спартанские...но природа, нарзан, воздух все те же....
      20 ноя 2015, 23:12
      deshamil 20 ноября в 15:48

Спасибо, за внимание к моей заметке о давнем походе! Спасибо за новости из этих прекрасных мест! Рад узнать, что вам удалось побывать там этим летом.
    • deshamil
      deshamil
      С нами с 18 ноя 2015
      21 ноя 2015, 14:59
      KuznetsovSergeyнаписал 20 ноября в 23:12

Это Вам спасибо, очень интересно читать про то время...теперь такого нет, в такие места, где нет "цивилизации" едут люди подобные вам — любящие такую природу, кстати теперь эти места уже находятся на границе — в каждом ущелье заставы, поэтому в 5-ти километровую зону нужен спец пропуск, а до этой зоны можно пройти по паспорту (права и другие документы не подойдут), с получением пропуска проблем не бывает.