Один в Каире Каир, Египет

С нами с 6 апр 2010

Один в Каире

22 апреля 2010 года|| 6| 38212

С одной стороны-не совсем один, т.к.приехал по приглашению на международный конгресс. С другой-единственный участник из России. Я поставил перед собой задачу: всё свободное от работы конгресса время посвятить познанию нового. Самолёт приземлился в Каире ещё до восхода солнца. Из окна встретившего меня микроавтобуса я видел обычное мелькание рекламных огней, дорожные указатели и всё прочее,что обычно успеваешь увидеть после ночного перелёта по дороге в город. Каир был немноголюден, машин немного, ночь бархатно-тёплая, спящие здания, немногословный водитель,выжимающий из машины всё что можно и даже за пределами фола. При подъезде к отелю "Конрад" мы выехали на набережную и я впервые увидел Нил. Штрихами промелькнули в мыслях уроки истории в школе, системы орошения, разливы Нила, водные пути, транспортные артерии, крокодилы, фараоны (всё в одну кучу). Восход солнца я наблюдал из лоджии 16 этажа гостиницы. Город очень быстро проснулся, на реке проявились множественные лодки, катерочки и небольшие теплоходики. Появилась дымка, к запаху речной воды добавился запах бензина, усиливающийся пропорционально с громкостью и разнообразием автомобильных сигналов. В Каире сигналят все и по любому поводу.Если есть музыкальный слух-можно даже уловить фрагмент мелодии(как при настройке оркестра).У меня был свободен весь день,поэтому сразу пошёл гулять.Маршрут выбрал по принципу куда глаза глядят.Перейти улицу даже для жителя России-целое приключение. Основное правило для всех участников дорожного движения-отсутствие правил плюс интуиция,риск и нажатие на сигнал и знаки руками в грузинско-итальянском стиле.Поэтому пробок нет, но есть очень плотное движение, в котором предусмотрены мимолётные касания (в том числе и при многоярусной парковке).Деформированные номерные знаки и бамперы машин об этом красноречиво говорят. Набитые маршрутки в Петербурге или Москве покажутся вам комфортными по сравнению с каирскими, в которых двери не закрываются вообще и на выступающих частях кузова автобусов гроздьями свисают пассажиры, умудряющиеся говорить по мобильнику или читающие газету, находясь далеко за пределами салона. Посадка и высадка происходят на ходу. Прошёл по набережной, где просыпаются и приводят себя в порядок судя по всему бездомные. Множественные разносчики разноцветной воды и свежеиспечённых бубликов не дают прохода, уборщики мусора апатично смотрят на малочисленных прохожих, рыбаки вытаскивают пустую сеть и опять её забрасывают. Судя по всему это повторяется ежедневно и длится много-много лет.Каир не поразил и не ошеломил. Огромнейший многомиллионный мегаполис в целом сумбурен и очень контрастен. Если свернуть за очень известный отель и пройти по узкой улочке метров 50- окажешься либо на базаре, либо в квартале,где все жители занимаются ремонтом автомобилей, либо в квартале,где все торгуют сувенирами или жарят на открытом огне кукурузу и т.д. Ни суеты, ни спешки. Мужчины в тени пьют чай, работают в кузнице,стригут и бреют,торгуют. Женщин как-то не видно в таких местах.Я забрёл в такие места из любопытства и по взглядам местных жителей понял, что это вызвало некоторое недоумение.Потом я заблудился, на меня чуть не выплеснули ведро грязной воды, я попал в тупик (глухая стена)-в общем,как в известном фильме. Вышел сам, очень хотелось пить и курить. Минералку и сигареты купил в лавочке,размером с тамбур пригородной электрички.Цены на товарах не указаны и формируются продавцом в зависимости от вида покупателя и принятого торга. Вода оказалась очень тёплая, сигареты очень крепкими. Вышел на главную улицу и на такси поехал в Египетский музей, купил за гуманную цену билет и с разрешения экскурсовода примкнул к англоязычной группе. Кто был в Эрмитаже-знает египетскую коллекцию в известном зале.В Египетском музее всё то же самое,только очень много. Двухчасовая экскурсия меня не утомила, было интересно. Только при выходе из музея я понял, что было бы неплохо вернуться в отель,отдохнуть и позавтракать. Так я и сделал.Программа конгресса помимо плотной рабочей части предусматривала различного рода мероприятия с возможностью оценить египетскую кухню.Это отдельная и приятная тема.Кроме этого в составе группы удалось побывать на автобусной экскурсии по городу,посетить ночное световое шоу на фоне пирамид, ночное катание на теплоходе по Нилу. Всё было красиво, оставило много впечатлений. Мне же этого оказалось мало. Разве достаточно из зрительного зала на открытом воздухе посмотреть лазерное представление в Гизе и уехать на автобусе в отель? Конечно же нет! Нужно всё исходить ногами и потрогать руками. При этом никакая группа не нужна.Только сам,только один. Для этого я договорился с оргкомитетом о своём отсутствии до вечера(благо-тематика заседаний практически не касалась моей деятельности).Утром я вышел из отеля. Добродушный и предупредительный портье дал мне полную информацию о посещении пирамид и рекомендовал воспользоваться не автомобилем гостиницы, а частным такси. Я прошел метров 30 к стоянке указанных авто(это действительно дешевле в 2,5 раза) и встретил таксиста,который возил меня накануне по городу(он тогда дал мне свою визитку).К пирамидам? Пожалуйста!Старенькая "Вольво" желто-чёрного цвета, без кондиционера, с лёгким шлейфом синего дыма, чуть гремя подвеской, лихо сорвалась и повезла меня в Гизу. По дороге мы плелись в плотном потоке машин,на фоне местной музыки из приёмника разговаривали о погоде, о машинах, о России, о ценах, о дорогах(как это обычно бывает в такси).Язык общения-английский. Не скажу, что знание английского общающимися сторонами являло собой шедевр языкознания.Но именно это и позволило в комбинации с осознанием, что для двух сторон это не родной язык, найти темы для взаимопонимаемых разговоров. Парадокс! Перед поездкой мне представлялось, что я отпущу машину и пойду смотреть пирамиды. Одним из возможных вариантов рассматривалась договорённость подъехать за мной (если возможно) к какому-то назначенному времени и отвезти меня в отель. Но это я так думал.На самом деле водитель подвёз меня не к главному входу, как я предполагал. После петляния по узким улочкам Гизы мы остановились у какой-то парфюмерной лавки. Мой вариант с заездом в назначенное время был отвергнут. Из лавки вышли улыбающиеся египтяне (4-5 человек), один из которых предложил обсудить план предстоящей экскурсии. Я был приглашен в "офис".Впервые за многие годы мне стало не по себе. Мелькнула мысль:"В лучшем случае ограбят." С этими мыслями я прошел таки в лавку, где на полках стояли огромные стеклянные фляги с разноцветными жидкостями, на которых были надписи с названиями известных парфюмерных компаний.Запах в помещении подтверждал наличие огромного количества различного парфюма. И всё-же Банки эти напоминали мне патолого-анатомический музей в медицинском институте.
    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
    И вот я в комнатушке площадью 10-12 квадратных метров,таксист на улице, кроме меня в комнате 5 египтян в возрасте от 15 до 25 лет(внешне), в босяцкой одежде.Один из них,стараясь выглядеть солидно и по деловому, разложил на столе рукописную схему расположения пирамид. Тыча пальцем в бумагу, обозначил маршрут и предложил начать экскурсию.На вопросы о продолжительности и стоимости "проекта" ответов не последовало.Все дружно пригласили меня на улицу, где стояла повозка,запряженная лошадью,буквально на руках занесли меня в указанное транспортное средство, представили кучера-экскурсовода и ...только после этого назвали цену. Деньги немалые,торг недолгий,времени для размышления нет, возница тянет вожжи,сдерживая ретивую лошадку,"главный"авторитетно заявляет, что сегодня пирамиды закроют раньше,чем обычно...(короче- развели).Сия комедия была подкреплена попытками сбыть мне трёхлитровую банку духов "Клеопатра" и кучу сувениров всего за 200 долларов США. Всё было разыграно так, чтобы клиент (т.е Я) при расставании с деньгами посчитал за счастье,что легко отделался.Так я и сделал. На повозке мы выехали на большую улицу и вместе с потоком машин достигли песчаной дороги,которая привела нас к воротам. Ворота эти охраняли люди в форме,которые замахали руками и пальцами начали стучать по стеклу, прикрывающему циферблат часов. Возница сказал,что есть проблема- нас не могут пустить. Сложные объяснения причин навели на мысль о санитарном часе или о проветривании пирамид(что там ещё можно придумать?). Возница демонстративно авторитетно поругал охранников, которые якобы с большим трудом согласились на 100 египетских фунтов. Деньги сделали своё дело, шум утих, нам открыли шлагбаум, мы поехали,охранники стали ждать другой экипаж,который уже подъезжал вслед за нами. Система работает без сбоя, всё отрепетировано,обыграно. При этом я нисколько не ощущал себя оставленным в дураках. Ведь система расчитана на то, что ты являешься участником спектакля. Ты предугадываешь сценарий, знаешь свою роль и видишь,как играют свои роли другие участники. У тебя не отобрали деньги и убежали (это действительно обидно). Ты уже с юмором принимаешь эту игру и лейтмотивом становятся слова:"Ну вы,блин,даёте!" В целом всё происходит довольно гуманно, возница тоже смеётся, все довольны.Катались вокруг пирамид часа три. Останавливались в местах, где можно сделать неплохие фотографии. Точки съёмки возницей выверены до сантиметра.Чтобы не получилось стандартных для всех ракурсов, я всё же просил сделать остановки по требованию.По пути нам попадались полицейские,которые просили сделать фотографии с их участием, после чего требовался "бахшиш". Но возница сказал мне, что это не обязательно. Попался нам и местный знаток древностей с предложением рассказать о пирамидах и купить открытки. Возница уничтожил конкурента взглядом и судя по жестам и тону реплики, послал его куда-то далеко.Как бы там ни было- я объехал и обходил всё и посмотрел, что хотел. Вернулись к исходной парфюмерной точке, где все пожали друг другу руки и ожидающий таксист увёз меня в отель. По дороге думал о том,что день провёл не зря. В Европе такая повозка стояла бы на специальной площадке, люди в очереди покупали бы билеты в кассе, садились бы на очередную бричку, одевали бы наушники и были бы лишены всяческих приключений.Ещё я думал о прошлом величии народа, построившего цивилизацию, основавшего точные науки, обладающего огромным потенциалом для ещё большего развития и решающего в день сегодняшний проблемы жизнеобеспечения за счёт (назову это мягко) розыгрыша туристов.Во мне боролись два ощущения-величие увиденного в Гизе и превратности судьбы великого народа. Таксист говорил что-то о своём отце, который принимал участие в строительстве известной плотины совместно с русскими.О том, что Америка плохая, а Россия хорошая.Ещё он говорил о том,что отец его научил русским словам- "давай-давай","дай закурить" и "иди на ...". Когда мы подъехали к отелю,он попросил добавить пару-тройку сотен фунтов за долгое ожидание в Гизе. Я расплатился, вышел из машины и в глобальных раздумьях о человечестве до темноты гулял вдоль Нила. Стало чуть прохладнее, мысли улеглись, настроение нормализовалось, захотелось домой. В следующую ночь самолётом отправился в Милан. Небо было ясное, бархатное.При взлёте лётчики выбрали курс, проходящий над Гизой, где чётко были видны ярко подсвеченные пирамиды.