• Дерево на площади Дурбар

С нами с 7 ноя 2011

Послетрековый Непал 2012. Часть 1

19 июня 2012 года|| 5| 30191

Эта заметка является частью дневника «Трек к Эвересту весна 2012»

1 апреля

Первого апреля мы прилетели из Луклы в Катманду. Наш самолет уже в восемь утра был в доместике. Взяли такси до Тамеля за 350 рупий (предварительно послав на... таксистов, которые хотели нас везти за 500 и 600 рупий). Желания селиться в наш старый гестхаус за 15 долларов за дабл на одну ночь у нас почему-то не возникло (нас взбесили вечно серые простыни, но у них всегда есть горячая вода — большой плюс заведению). Мы решили поэкспериментировать и присмотреть что-нибудь иное. А вдруг?

Оставили Толика в любимом кафе пить кофе, и разбирать свежую утреннюю почту, и с Таней вдвоем побежали по Тамельским окрестностям в поисках недорогого и приличного жилья. Отметили про себя, что за те дни, что мы отсутствовали на треке, народу в Тамеле поприбавилось. Зашли в парочку фешенебельных отелей, узнать, что по чем — а нам в ответ: Все занято!

Так покружив с часик, мы снова пришли в наш любимый закуток с цветочками и маленькими гестхаусами.

Обойдя всё и вся мы убедились, что везде занято и мест на одну ночь нигде нет. А если и были, то не дешевле и не чище предыдущих.

И тут нам подвернулся хостел — соседний с нашим бывшим гестхаусом. Цены какие-то смешнючие (при все том же сером белье) — 400 рупий за одноместную комнату и 600 рупий за двухместную (5 долларов и 7 долларов). Мы решили, что на одну ночь за две комнаты 12 долларов — это даже очень классно. И побежали за Толиком и рюкзаками. Толян нас ждал как никогда — рядом с кафе была музыкальная лавка, в которой звучало бесконечное Ом мани падме хум... (а мне, кстати, нравится...) youtube.com/watch?v=iG_lNuNUV…

Перетащили вещи в хостел, и снова пошли в Тамельские лабиринты — искать где бы купить билет на автобус в Читван. А информацию, откуда эти автобусы каждое утро стартуют мы вытянули из мальчишечки с ресепшен, который скромно предложил билеты в два раза дороже. Мальчик выдал всю нужную нам информацию, показал на карте точку старта, и вежливо, языком Эзопа был послав в ж...у.

Мы пошли по следу, нашли остановку автобусов — она была пуста, все автобусы уезжают рано утром. В районе остановки нашли агентство по продаже билетов, где цена была адекватной и подходящей нашим карманам.

Ну вот и славно, теперь можно расслабиться до вечера и пойти гулять.
    Сначала мы решили посмотреть площадь Дурбар в Катманду — там много пагод и всякой старины.
    Дурбар, переводится дворцовая, значит там будут и дворцы.
    Говорят, что в одном из них живет живая богиня Кумари — девочка, которую выбирают каждый раз, когда у предыдущей наступает половое созревание. Этого ребенка вывозят наружу только раз в году, а все остальное время она сидит во дворце, куда приходят поиграть с нею детишки из нужных семей.

Есть легенда, что та девушка, которая в детстве была богиней Кумари, потом никогда не выходила замуж — не было смысла — все мужики умирали от брака с нею. Говорят, что теперь легенда не работает, и побывать Кумари очень даже престижно — по окончании срока богини получают неплохое выходное пособие...

Слегка поблукав (и это нормально), мы вышли на площадь Дурбар. Меня абсолютно не впечатлило. Все как-то ветхо, мрачно и загажено — в общем на любителя.
    На входе стояла будка, для сбора податей. С белых иностранцев хотели по 160 рупий. Мы внимательно прочитали стоимость, отморозились и прошли бесплатно. В прошлом году везде платили за осмотр достопримечательностей, а в этот раз поняли, что эти деньги уходят куда-то в другое место, реставрация, похоже, не проводится. Так зачем платить?

Мы прошлись по Дурбар-скверу, пофотографировали голубей, коих там несметное количество и отправились искать такси в Боднатх — к ступе.

Больше всего в Катманду я любю Боднатх, там очень спокойно и душевно. Очень хотелось поселиться в каком-нибудь монастыре, но нас снова затянул в свои сети Тамель — все необходимые покупки совершаются в Тамеле и в нем много гостиниц, в отличии от Боднатха. В следующий раз я точно буду жить у ступы — все необходимое для треков у нас есть, а за мелочами можно один раз смотаться на такси.

Так вот, Боднатх. Это большой храмовый комплекс на окраине Катманду. Огромная ступа белого цвета, возвышается посредине комплекса. Вокруг ступы расположились тибетские монастыри разных школ и направлений. Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо. Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы.
    Она окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня.

Вокруг всего этого сооружения ведет дорожка, по которой кружит несметное количество паломников, пришедших сюда со всех уголков Азии. Но больше всего тибетцев.
    Когда мы приехали в Боднатх, было около полудня, солнце палило нещадно. Таксист нас высадил по таксистской традиции у главных ворот (где нужно платить за вход 200 рупий).
    Мы развернулись и пошли дальше, завернули в один из проулков — прохода не было. Зато рядом были лавки, в которых был сквозной проход к ступе. Мы снова бесплатно по-жигаснки проскочили туда, куда нам было нужно.

Прошлись немного и почувствовали непреодолимую тягу выпить холодного пива.
    Подняв головы и устремив свои взгляды ввысь, мы увидели на крышах отельчиков и ресторанчиков массу зонтиков, которые возвещали нам о вкусной еде, прохладном ветерке и, конечно же, пиве.

Оккупировали один из столиков на крышной террасе в каком-то ресторанчике, заказали прохладительных напитков и вкусностей в соусе карри, и осталось только созерцать — ступа была на уровне наших глаз.

Пива в тот день почему-то было все время мало, а жара стояла больше тридцати градусов.
    Мы долго сидели на крыше ресторана, пока к нам не подсели два пожилых француза. Они практически не говорили на английском, а мы не говорили на французском. Но беседа у нас лилась рекой. Какие-то обрывки слов, фраз, что-то все-таки всплывало из французских песен Джо Дассена. Вместе помурлыкали его Les Champs-Élysées.
    Вот так необычно и мило мы провели остаток обеда в Катманду, с легким налетом французского флера.

Распрощавшись с французами, мы спустились вниз к ступе и подключились к массе паломников, кружащих вокруг ступы. То ли пиво так на меня подействовало, то ли я влилась в поток молитв и силы. Мне было ТАК хорошо кружить там, среди буддистов, туристов, монахов и праздно шатающихся. Абсолютное состояние счастья.

Мы пробыли в Боднатхе до того времени, пока солнце не начало клониться к закату. Голуби кружили у мандалы, над нами каждые полчаса пролетали огромные лайнеры.
    Звуки колокольчиков, бормотание молитв, наша усталость — все слилось в один ритм, и поток энергии не хотел отпускать нас обратно в Тамель.

Но нужно ехать, завтра утром ранний подъем и поездка в Читван.
    Мы снова взяли такси в Тамель, по пути водитель врубил что-то индийско-непальское, в котором все время проскальзывали наш мат. Это нам очень понравилось, мы подпевали и пританцовывали попами на заднем сидении. На такой радостной ноте вернулись в хостел. Горячая вода закончилась — система солнечных батарей работает только тогда, когда есть солнце и мало постояльцев в гостинице. Постояльцев было много — нам горячей воды не досталось. Мы с визгом приняли холодный душ, собрали рюкзаки с вещами, которые собирались оставить в хостеле, забронировали у них, на всякий случай, комнаты на те дни, когда мы вернемся из Читвана, и улеглись спать.