Один день в Хайкоу.Ч-3.Как я искал и нашёл мемориал Хай Жуя Хайкоу, Китай

5 материалов по 1 объекту,  388 фотографий

Один день в Хайкоу.Ч-3.Как я искал и нашёл мемориал Хай Жуя

Один день в Хайкоу. Ч - 2. Хайнань в годы войны. Парк Угунцы

На выходе из храмового комплекса, меня окликнули молодые китаянки. Думаю, они хотели спросить, понравилось мне здесь или нет. Поднимаю две руки со сжатыми кулаками и оттопыренными вверх большими пальцами. Они в ответ что-то щебечут на ломаном английском, улыбаются. Тут я решил с ними поговорить и выяснить, как мне доехать до мемориального комплекса, где похоронен Хай Жуй.

Улыбаюсь, насколько это получается, повторяя что-то типа: "Мадам, плис бусс намбе Хай Жуй?"
    Девчушки загадочно потряхивают плечами. Пытаюсь разжевать: "Хай Жуй! Хай Жуй!"
    Они же в ответ, вновь и вновь переспрашивают, но при этом напрочь не понимают. Между нами стена! Мне бы следовало попросить их, чтобы они позвонили Ваня - русскоговорящий гид в городе Санья. Я же решил — фигня вопрос. Раз я сюда попал, то и до Хай Жуя доберусь.

Прощаюсь с китаянками, поднимаюсь к шоссе на остановку.

Автор: ERCHOV

Прикинув, что вокзал должен был остаться где-то слева, определяю, что мне нужно ехать в противоположную сторону, соответственно мне направо. Прогулявшись до следующей остановки, стою и жду,

когда подойдёт 11 номер. Интервал движения автобусов не более 5-7 минут. Транспорт в Хайкоу работает как часы. Не прошло и двух минут, как я зашёл в желанный автобус. Водитель показал, что за проезд я должен положить в кассу 2 юаня.

Автор: ERCHOV

Утренний час пик прошёл. Пассажиров было немного.

В салоне работал кондиционер, что по такой жаре немаловажно. Плюхаюсь в кресло. Еду.

Тут одна из соседок начинает меня о чём-то спрашивать. Я в ответ жую: Ван Жуй, Хан Жуй, Хай Жуй и тому подобное.... К разговору подключается водитель. По всей видимости, я распечатал и выписал неверную либо устаревшую информацию. Я прочитал, что до могилы Хай Жуя нужно ехать на 11 автобусе. Хай Жуй конечная. Подобное было у меня написано по-русски. Иероглифами удалось пропечатать только Храм пяти чиновников и Железнодорожный вокзал.

Водитель же, увидев иероглиф вокзала, принялся ожесточённо жестикулировать, что мне нужно в обратную сторону. Он был столь эмоционален, что в какой-то момент буквально выпустил из рук баранку. Я же принялся вновь твердить про Жуй Жуя, заверяя, что мне по пути именно с ним.

Между тем, садился я в автобус что-то около 12 часов, а стрелка всё ближе и ближе подходила к часу. За окном менялись кварталы, мы проезжали какие-то развязки, куда-то поворачивали, но город даже и не думал заканчиваться. Где-то впереди замаячило колесо обозрения. Я подумал, если что, выйду в парке и там погуляю, но водила в очередной раз повернул.

Тут я уже сам начал нервничать. Теоретически я ничего не терял. Я ехал и смотрел город, понимая, что до вокзала уж как-нибудь всегда доберусь. И тем не менее в какой-то момент моему терпению пришёл конец. Разуверившись в помощи зала, я решил попросить помощь друга, как это обычно бывает в программе Д.Диброва,

Я стал тыкать под нос китайцам карточку Вани. Те, кто со мной изначально ехали, давным давно-давно вышли. Молоденькая девчонка меня совершенно не поняла и даже спрятала телефон, на который я ожесточённо показывал. На помощь пришёл старик. Мы позвонили Ване. Я сказал, что ищу мемориал Хай Жуя, что еду в автобусе, а народ меня не понимает.

Когда Ваня перевёл всё это старику, тот с придыханием на весь салон выдохнул: "Хай Жуй! Хай Жуй!" Пассажиры, кто остался в автобусе, обрадовались не меньше его. Ко всеобщему ликованию подключился водитель. Буквально через остановку он начал указывать, что мне необходимо выйти. Старик же, похлопав меня по руке, пояснил, чтобы я не волновался. Где выходить он скажет и всё мне покажет.

Через пару остановок в салоне остался только я, старик и сам водитель. Огромнейший город закончился. Глядя на пустую трассу и на развязки, я понимал, что где-то вот вот должна быть конечная.

Автор: ERCHOV

Так оно и вышло. Мы приехали в автобусный парк. Ни о каком Хай Жуе речь здесь идти не могла. Та информация, которую я себе переписал, по всей видимости была устаревшей. Китайские города за пять лет могут вырасти на 5 километров, а то и больше. Соответственно, маршруты наземного транспорта подстраиваются под новые кварталы.

Сидим со стариком в салоне. Водила вышел покурить. Смотрю, он своим друзьям принялся про меня рассказывать. Те удивляются и даже смеются. Я же подметил интересный момент. На некоторых китайских маршрутах в автобусе вместе с водителем находится кондуктор. Её грудь украшает красная лента, подобная той, что надевают свидетельницы на российских свадьбах. Кондуктор отвечает за кассу.

Мой же водитель на правой руке сам носил красную повязку, словно заступил на какое-то дежурство. Что это обозначает, я так и не понял. Если во всё в Китае вникать, то можно попросту сломать голову.

Через какое-то время к нашему автобусу подкатила женщина с тележкой. Её сопровождал полицейский. Она вскрыла кассу, вытащила кассетный блок, что-то сказала нашему "дежурному" и покатила дальше. Собранные кассеты с выручкой, словно кирпичики, всё больше и больше наполняли её тележку.

Автор: ERCHOV

Тупое сидение в автопарке никак нельзя сравнивать с изучением достопримечательностей, и всё же интересно, как у кого, где и что устроено....
    В подобном ритме прошло минут двадцать. Далее, поправляя повязку, вернулся командир автобуса. Получается, я со своим Хан Жуй-Жуем скрасил его монотонный рейс....

Автор: ERCHOV

Старик подсел ко мне, написал иероглифы, вновь объясняя, что меня он не бросит. Полупустые окраины Хайкоу напоминали спальное Бутово. Вот только дома здесь были повыше, этажей эдак на десять.

Наконец, мы со стариком добрались до нужной остановки. На прощанье я поблагодарил водителя. Увидев то место, куда мы приехали, мне вспомнилось, что именно здесь, но только с другой стороны, водитель предлагал старику вместе со мной выйти.

Автор: ERCHOV

Я тому мужчине очень благодарен! И тем не менее получается, что он поехал вместе со мной в автобусный парк, вместе со мной сидел там и после мы сюда же вернулись. Иногда китайцев понять сложно. Думаю, он просто перестраховывался.

Китаец нашёл на схеме 17-ый маршрут. После принялся выискивать определённого вида иероглифы. Когда всё сошлось, всё это он мне предъявилмне. В последующем я убедился, что свою остановку подобным образом ищут практически все.

Автор: ERCHOV

Думаю, буквы сложенные в надпись, до сознания доходят быстрее, нежели иероглифы. Хотя... Кто к чему привык....

Когда подрулил мой автобус, я от всей души поблагодарил старика. Он же, решив меня подстраховать, объяснил водителю, куда я хочу попасть.

Со всех сторон высотными домами, пышными бульварами, транспортными развязками, машинами, мотоциклами и пешеходами замелькал ухоженный, продуманный, но бесконечно длинный город. До нужного места я добирался минут сорок.

Автор: ERCHOV

Забегая вперёд скажу, что после я дважды прокатился по Хайкоу на такси, но при этом не обнаружил ни одной пробки. Движение в Хайкоу организовано великолепнейшим образом.

Мне довелось видеть аварию. Дамочка, выезжая из двора, сшибла мотоциклиста. Тот встал, осмотрел мотоцикл и далее что-то вполне спокойно сказал. Разбирались они тихо и мирно, во всяком случае, я застал именно такую картину.

Поворачивая, водитель автобуса обратил моё внимание на некий старинный комплекс. Правильнее сказать, таковых было аж целых два. Остановка от этого места оказалась довольно далеко и потому мне пришлось возвращаться. Сперва я решил обойти комплекс слева,

Автор: ERCHOV

где обнаружил построенную в национальном стиле, но почему-то заброшенную беседку.

Самое удивительное, если в Китае везде и всюду полным-полно народа, везде идут стройки, то здесь царило запустение. В добавок к этому, в поле зрения не попадалось ни одной живой души. Я вернулся к главному входу.

Автор: ERCHOV

Однако главные ворота были закрыты.

По разложенным строительным материалам можно было понять, что здесь наметился какой-то ремонт, тем более что рядом располагались строительные модули. Увы, рабочих нигде также не наблюдалось.
    Чуть в стороне, зияя пробоиной в обороне, слегка поскрипывала от ветра открытая калитка. Через неё я зашёл на территорию комплекса.

Автор: ERCHOV

Удивительное дело, но выходило так, что я оказался там совершенно один.

Внутри разруха если и не царила, то во всяком случае запустила коготок. Дело уверенно шло к запустению. Возле входа я заметил домик, где в прежние времена продавали билеты. Теперь же он был брошен.

Автор: ERCHOV

Подобное казалось вдвойне странно, ибо мемориал Хай Жуя во всех проспектах упоминается как одна из главных достопримечательностей острова.

Я без труда определил, что куполообразная ступа является могилой Хай Жуя. Странно ибо подобным образом мусульман не хоронят? Впрочем, Китай это особый случай.

Автор: ERCHOV

Так чем же прославился этот самый Хай Жуй?

Хай Жуй (23 января 1514 — 13 ноября 1587) — китайский чиновник династии Мин. Вошел в историю как образец неподкупности и нравственной силы. Имя Хай Жуя получило дополнительную известность благодаря пьесе У Ханя «Разжалование Хай Жуя», разгромную критику которой считают началом китайской Культурной Революции.

Автор: ERCHOV

Великий кормчий лично присутствуя на премьере. Мао Цзэдун усмотрел в образе Хай Жуя намёк на отстранённого от должности маршала.

Хай Жуй происходил из мусульманского национального меньшинства хуэй. Прапрадед Хай Жуя принял ислам, женившись на арабке. Хай Жуй родился на о. Хайнань и был воспитан матерью-мусульманкой. Начал официальную карьеру в 39 лет в провинции Фуцзянь после неудачных попыток сдать государственный экзамен. Получил популярность благодаря собственным нравственным качествам, но по той же причине нажил себе влиятельных врагов.

В 1565, несмотря на опасения семьи, подал меморандум, осуждающий императора за попустительство негодным чиновникам. В 1566 приговорен к смертной казни, но ввиду внезапной смерти государя в начале 1567 приговор не был доведен до исполнения.

В царствование императора Лунцина Хай Жуй восстановлен в должности, но в 1570 вынужден уйти в отставку из-за жалоб на «чрезмерное усердие». Провел 15 лет на родине, умер через два года после третьего возвращения к службе, в царствование императора Ваньли, в возрасте 74 лет.
    По легенде, когда Хай Жуй умер, а он был мусульманином, и потому похоронить его нужно было в тот же день. Его понесли на городское кладбище и по дороге уронили. Люди посчитали, что покойный таким образом просит, чтобы его не несли на кладбище, а похоронили там, где упало его тело. Так они и поступили.

В справочниках сообщается, что окончательный вид ритуальный комплекс приобрёл в 1589 г.
    (((Получается, через два года после смерти Хай Жуя? Что-то мне не особо верится.
    Будем считать подобное очередной китайской загадкой.)))

Автор: ERCHOV

В последующем мемориал очень сильно пострадал от хунвейбинов вследствие критики, развернутой против вышеупомянутой пьесы. (((А вот в это я охотно верю.)))

Теперь же рядом нет ни старого города, ни мусульманского кладбища, ничего от прошлого не осталось, кроме мемориала Хай Жуя.

Автор: ERCHOV

Моё же ощущение было таким, будто хунвейбины побывали тут неделю назад. Если на улицах китайских городов денно и нощно трудятся уборщики, то сюда они даже не заглядывают.

То тут то там можно было видеть кучи мусора. Траву вроде как скосили, но свалили в кучу и дальше про неё забыли.

Автор: ERCHOV

Продолжая осмотр, я направился к храму. Он имел круглую форму, чем-то напоминая Храм Солнца в Пекине. По задумке архитекторов возле храма расположился пруд. Вода в нём зацвела, не стриженная трава, пробившись среди камней, нависала кустами, однако подобное наоборот добавляло романтизм этому месту.

Чуть в стороне от храма располагался сад камней. Он весь зарос травой, но его по-прежнему опоясывала галерея коридоров.

Двигаясь по ней,

я восхищался росписью потолочные балок

и орнаментом.

В какой-то момент мне показалось, что это не я осматриваю достопримечательность, а наоборот, круглый храм наблюдает за мной,

Автор: ERCHOV

желая подсказать, чтобы я не спешил, должным образом изучив развешанные таблички.

Таковых было много.

Автор: ERCHOV

Они представляли собой рисунки с сюжетами из жизни Хай Жуя.

После галереи я направился к храму. Он оказался открыт. На столе лежали банки с красками, кисти и всё такое прочее. Получается, комплекс не брошен. Здесь идёт ремонт, но протекает он довольно странно.

Автор: ERCHOV

Годы Культурной революции напрочь отбили у китайцев тягу к своей истории. Зато если рядом устроить парк, со всевозможными развлекушками, народ бы сюда потянулся, а так нет. Жители Хайкоу сюда не ходят, ну а туристы с материка до сюда не добираются.

Также спокойно как и заходил, я вышел через калитку. Мемориал Хай Жуя, если про него не знать, снаружи можно принять за крепость.

Автор: ERCHOV

В свою очередь, китайцы любят всевозможный фен-шуй, предполагающий параллели. По другую сторону дороги, красовалась похожая крепость. В азарте я туда направился, однако таковая оказалась воинской частью или чем-то подобным. От военных и от полиции лучше держаться подальше. Втихаря сфотографировав,

я побрёл своей дорогой. Хотя, которая из них моя? Дорог в Хайкоу много и они широченные.

Автор: ERCHOV

Мне же предстояла следующая задача — попасть в старый город.

Р.S. Если кто-то когда-то захочет посетить мемориал Хай Жуя, привожу название места на китайском: 海瑞墓 (Hǎi ruì mù)
    Вот как пишется адрес: 海口市龙华区丘海大道39号

23 июл 2017, 22:27
      Забавное приключение! :))
      24 июл 2017, 20:09
      Лена, спасибо за внимание!
    • Melnickiy
      Melnickiy
      С нами с 26 янв 2010
      24 июл 2017, 18:23
      Прикольное имя, прости за цинизм (ну что взять со старого придурка) в голову сразу приходит другое словосочетание.
      24 июл 2017, 20:09
      Ну, во первых ты не старый, а слова за скобками ни в коем случае к тебе относиться не могут.
      9 сен 2017, 00:27
      Максим, неужели твое произношение Хай Жуй настолько сильно отличалось от произношения старика, что тебя не поняли? Вопрос, скорее, риторический. Больше интересна твоя точка зрения, чем ответ. Сама сталкивалась с подобным неоднократно. В Греции с трудом поняла, что "кецуп" — это кетчуп, а в Таиланде таксист упорно не понимал слово "макдОнальдс", у них оказывается он "макдонАльдс":)))

А вообще — даже одна поездка на рейсовом китайском автобусе — уже подвиг и целое отдельное путешествие, на мой взгляд:))
      9 сен 2017, 00:35
      Чтобы с ними нормально разговаривать нужно в рот камней или орехов положить...))) Не понимаем мы друг друга — это факт!