Ходжа-Сала

С нами с 1 мар 2009

Над миром в Мангуп-Кале. Часть 2

3 января 2011 года|| 6| 15831

В девять утра мы уже были на ногах. Более того - умылись и позавтракали, оставили вещи в палатке, наверх взяли только перекус. При свете дня окружающая местность оказалась вполне себе миленькой. Мангуп-Кале напоминал бастионы древней крепости, водруженной, как пилотка на голову, на самый верх треугольной горы. Потом, конечно, оказалось, что с этой точки виден только один из четырх когтей-отрогов Мангупа.

Справа под ногами расстилалось искусственное Юстинианово озеро, дамбу которого мы проскочили в темноте накануне. Даже утром на его берегах было оживленно: рыбаки, туристы из гостиницы и частных гостевых домов поселка.

Над озером правее Мангупа возвышалось нечто, напоминающее городище. Дядя Миша сказал, что это и есть Эски-Кермен, но его мы решили оставить на "когда-нибудь потом". Как потом уточнили наши украинские друзья, правильно сделали - до Эски-Кермена оттуда час пёхом, а то, что мы видели, - одна из безымянных вершин Крымского плоскогорья.

Территория Мангуп-Кале - особо охраяемая, вход платный, 15 гривен с человека. Их мы честно и уплатили в будочке на тропе. Нам пытались впарить путеводитель, но на руках были две подробнейшие схемы городища, потому от него мы отказались.

Тропа ненапряжная. по пути попался родник, где мы утолили жажду, а также пострясающий аттракцион "качели". Фиг знает за сколько сотен километров от родного края в очень хорошо проходимых крымских лесах встретилась... дикая виноградная лоза в руку толщиной. На ней-то, как на качелях, мы с Валей и катались некоторое время, пока Антон не угрозил уйти наверх без нас.

Мы не ищем легких путей, потому что нам лень. Это утверждение полностью про нашу компашку, поэтому трое crazy не пошли проторенной тропой, которой ходят все нормальные группы, а поднялись напрямки какой-то козьей тропкой, забравшись в городище через разлом в мщной каменной стене.

Столица древнего княжества Феодоро встретила шелковыми лугами, где мы принялись валяться, а также одуряюще пахнущими весной зарослями дикой сирени. Со стены в том месте, где мы поднялись, открывался замечательный вид на село и озеро.

Цитадель мы нашли довольно быстро. Общий архитектурный замысел сейчас угадать неискушенному довольно сложно, в руинах высится только одна башня и часть стены. Но размеры сооружения внушают как минимум уважение. В оконных проемах сохранилась узорчатая резьба.

Ноги сами вынесли к дальней оконечности плато Мангуп. Здесь, как нос корабля, торчал многоуровневый бастион. Во времена расцвета цитадели в его стенах находилась тюрьма. Осмотрели его, затем направились вглубь плато, на соседний "коготь". По пути перекусили, полюбовались видами, нашли указатель к монастырю. Антон прогулялся по этой тропе недолго, но спускаться не стал.

По дороге на турбазу наметили планы на завтра. В магазине Ходжа-Сала купили пива, я приготовила обед. Согласно расписанию, автобус в Севастополь уходил утром. На нем мы и планровали выбраться к морю. Уплатили дяде Мише еще за одну ночь, собрали вещи, с тем чтобы утром не тратить много времени на сборы. Угомонились часов в десять и заснули, как младенцы.