Кинешма

С нами с 2 ноя 2009

Кинешма. Осень -2008

5 ноября 2010 года|| 7| 27387

Зачем серым ноябрьским утром мы поехали в Кинешму? Что нас влекло в этот незнакомый волжский город? Знакомые и родные не понимали и пожимали плечами. Мы с дочкой конкретно сформулировать ответ тоже не могли. Хотя тот, кто любит дорогу, нас поймет. 350 километров езды в незнаемое, новые впечатления, движение, что еще надо для счастья? И эти неведомо откуда взявшиеся 4 праздничных дня грех не использовать…

Почему именно Кинешма, а не Ростов Великий или Переславль-Залесский (расстояние примерно такое же)? Ну, в свое время красавицу-соседку, Ярославскую область, мы с мужем исследовали достаточно внимательно – от Данилова до Переславля, от Любима до Углича, а Кинешму мы выбрали, памятуя о летней поездке в Кострому. Заворожили нас тогда приволжские места, да и названия чем-то созвучны: Кострома-Кинешма, все на –ма…

Лично у меня была еще одна манящая ассоциация. В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» этот город упоминался в какой-то щемящей сцене, что-то связанное с Дашей и Телегиным. Молодые люди этот роман наверняка не знают, но в свое время Алексей Николаевич Толстой, «красный граф», «входил в обойму» классиков советской литературы… Поэтому я достала затрепанный томик и нашла нужные страницы. Да, была встреча красивых влюбленных героев на пароходе, плывущем по Волге, но память меня подвела.

Именно Кинешму Телегин проигнорировал, не сошел на берег, увлеченный прекрасной Дарьей. А город с парохода ему виделся таким: «с деревянными лестницами, с деревянными, точно кое-как нагороженными домишками и яркими по-утреннему, желтовато-зелеными липами городского парка, с неподвижно висящим облаком пыли над возами, тянущимися по городскому спуску». (А. Толстой. «Хождение по мукам», кн. первая «Сестры»). Что ж, он проигнорировал, а мы посетим!

Номер в гостинице «Русская изба» я заказала по телефону. Выбрала эту гостиницу, потому что она расположена в самом центре.

Итак, в 8 утра выезжаем, чтобы засветло успеть в пункт прибытия, ведь осенние дня короткие. Едем-едем не свистим, дорога до Ярославля «лентою вьется». Сам Ярославль проезжаем легко. В связи с праздничными днями центр города довольно пустынен, автомобилей немного, вот уже знакомый поворот на Кострому. Вспоминаем летнее путешествие. Сейчас мой водитель держится намного уверенней, да и неполадок явных в машине нет. Печка барахлит, то греет, то не греет, но это еще терпимо.

Второй раз ехать по трассе проще, знаешь, что тебя ждет. Вот живописный поселок Малые Соли, здесь рядом санаторий Большие Соли. В наших газетах его часто рекламируют, вот в соснах какие-то армейские расположения, а вот и Кострома-матушка. Так сердце и защемило, когда стали подъезжать к городу, но нам направо, на Кинешму.

И опять знакомые вехи: Волгореченск - вроде стал еще краше, Приволжск… Дорога хорошая, не то, что летом. Ехать одно удовольствие. Въезжаем в Приволжск, следим за указателями… Ага, на Кинешму сюда… Качество дороги существенно ухудшается, но еще терпимо. Машин мало. Это тоже понятно – праздничные дни, люди отдыхают… От Приволжска до Кинешмы около 50 километров – пустяк, по сравнению с тем, что за плечами - около 300 позади. Но эти километры и оказались самыми трудными.

Во-первых, больше от Приволжска почти до самой Кинешмы мы не встретили ни одного указателя. Туда ли едем или нет, выясняли по атласу, которым в этот раз предусмотрительно запаслись. Во-вторых, чем дальше мы отъезжали от Приволжска, тем отвратительнее становилась дорога. «То яма, то канава», - вспомнила я обрывок старого анекдота. По бокам – то ли степи, то ли поля, покрытые рыжей поникшей растительностью, изредка попадаются убогие деревеньки в несколько домов, заброшенные церкви, какие-то столбы – русский стоунхендж.

Мрачно, уныло, ощущение безвременья. В настоящих степях я не была, но фильм про пушкинского Петрушу Гринева, по-моему, можно снимать и здесь, в центре России, в Ивановской области. За все время встретили три машины, так же, как мы, прыгающие по кочкам. Наконец выбираемся на довольно приличную трассу. Впереди кольцо, даже разметка начинается. Тут наконец убеждаемся, что едем в правильном направлении. Километров 10 до Кинешмы катим с удовольствием. Широкое шоссе, рекламы, указатели, бегут машины.

Кажется, что мы вернулись из какого-то временного кармана в настоящее, вполне комфортабельное время. Вот и Кинешма! Проезжаем заводы, рабочие районы из пятиэтажек. Я думала, что Кинешма меньше, а это городок тысяч под сто жителей. Позже сверилась – так и есть, 92 тысячи. Но нам надо в центр. Девушка на остановке любезно разъяснила, как туда проехать, и вот мы попадаем в старую часть города. Двух-трехэтажные старинные особняки из кирпича, по левую руку просвечивает Волга, спускаемся вниз по довольно крутой улочке и попадаем к речному вокзалу из металла и стекла. Напротив него розовый домик, похожий на купеческие хоромы,– наша гостиница.

Оставляем машину у вокзала и вперед, заселяться. По-моему, один из самых красивых видов, которые я вообще встречала в жизни, разворачивается сейчас передо мной во всей своей прелести. Справа – Волга, широкая, могучая, ни на миг не останавливающая свое движение, слева – белоснежная колокольня и соборы (Успенский и Троицкий) в кружеве осенних ветвей. Прямо – Волжский бульвар, очень ухоженный, вымощенный плиткой. Вход в гостиницу именно с бульвара. С этой стороны здание кажется одноэтажным. Вообще город расположен на холмах, что придает ему дополнительное обаяние.

В гостинице высокие потолки, приятная атмосфера. Милая женщина провожает нас в номер, один из восьми. Наш люкс небольшой, но уютный. Огромные окна выходят на площадь перед вокзалом и на собор. В «гостиной» мягкие диван и кресла, телевизор, холодильник, спальня вся в зеленых спокойных тонах, душевая кабинка. Все чисто, мило. Обедать идем в чайную «Русская изба» в этом же здании. Чайная выдержана в русском стиле. У входа – чучело медведя, кругом самовары, горшки… К сожалению, в меню национальный колорит не так уж прослеживается.

Из вин – только Аргентина и Испания, хотя водки много, но водку мы, увы, не пьем. А какую-нибудь местную настоечку продегустировали бы с удовольствием. Тем не менее обед удался, и мы выходим на улицу. В пять уже темно, как ночью. Мне кажется, что темнота здесь «темнее». Возможно, это ощущение от того, что справа Волга, на ней ведь нет огней, и на другом берегу их тоже мало. Так что первое знакомство с городом производим в вечернее время. Волжский бульвар великолепен! С него просто не хочется уходить.

Люди, прогуливающиеся по нему, кажутся исключительно интеллигентными и добрыми. А люди есть… И молодые парочки, и постарше. В непременных круглых беседках тоже кто-то сидит. Восхищенно рассматриваем подсвеченные соборы, они прекрасны! Представляю, как в разное время тут так же прогуливались люди: и современники А. Н. Островского, который в Кинешме бывал неоднократно, прообразы его Кабаних, Диких и Катерин, и молодые рабочие ребята 20-х годов, и городская партэлита в белых полотняных штанах и светлых рубашках в предвоенные годы…

Бульвар помнит всех, так же, как и Волга, которая одна неизменна. Нагулявшись над Волгой, выходим на центральную площадь. Вдалеке светится мост, универмаг – типовое здание – уже закрыт, вообще народу и машин мало. Поднимаемся по нешироким улочкам, рассматриваем старинные дома. На одном висит доска – здесь родился писатель, краевед, драматург А. Потехин (1829-1908гг). Кстати на нашей гостинице тоже висит мемориальная доска: «Дом бывшей чайной общества трезвости…» В этом уютном доме, оказывается, хранилась нелегальная литература и проводились совещания большевиков по подготовке Октябрьской революции. Вот до чего доводит полная трезвость!

Гулять по Кинешме приятно, погода довольно теплая для ноября, поэтому мы описываем все новые круги. У «Дома техники» увидели даже действующий фонтан. Сам «Дом техники» явно разместился в бывшем ДК или театре. Такие желтые здания с белыми колоннами есть почти в каждом провинциальном городе, как правило, это дворцы культуры. А здесь – торговый центр.

Театр мы тоже нашли. Естественно, он носит имя А. Н. Островского, открыт 8 января 1898 года, о чем сообщила очередная памятная доска. Наверное, хороший театр, с историей, жаль, здание очень обшарпанное. Но, возможно, оно на ремонте, так как афиша извещает только об «утренниках» для детей.

В продовольственном магазине покупаем еду на ужин и возвращаемся в свой уютный номер. На сегодня программа выполнена!

К сожалению, сбылось то, о чем читала в Интернете. Гостиница нравится всем, кроме соседства с чайной-рестораном. По выходным там проводятся корпоративы и юбилеи, и музыка гремит до 2-х часов, жаловались постояльцы в своих отзывах. Так и произошло. Кто-то из местных жителей что-то отмечал, и мы прекрасно слышали песни в его честь, исполняемые музыкантами в ресторане.

Разъезд гостей состоялся как раз около 2-х, после этого все стихло… А в самой гостинице было очень тихо и уютно. Для курильщиков существует огромный балкон-веранда с видом прямо на Волгу. Людям, склонным к романтизму, на нем тоже понравится, я уверена… Может, даже стихи родятся! «О Волга! Колыбль моя!» или что-нибудь в этом роде.

Завтрак мы заказали в номер: чай, ветчина, сыр, булочки - все хорошо. После завтрака снова отправились гулять, знакомиться с Кинешмой теперь уже при дневном свете. Наверное, ни для кого не секрет, что в осенние дня наши города выглядят не лучшим образом. На площади у речного вокзала выросли торговые ряды с сапогами, футболками и бижутерией. У магазинов появились личности с уставшими от борьбы с зеленым змием физиономиями. Покатили забрызганные грязью машины, откуда-то появился мусор, совершенно невидимый вчера…

Зазвучали над площадью рекламные ролики. В общем, картинка ожила. Подруга дочери, родом из Кинешмы, советовала разыскать дом, памятный ей с детства. Будто бы за ним очень любил сидеть известный (кто не знает его «Купчиху»!) художник Б. Кустодиев и писать свои бессмертные картины. Не подкрепленные более никаким сведениями, мы все же нашли этот дом, особняк некоего юриста, очень красивый, сложенный из красного кирпича, но ныне, к сожалению, заброшенный. Подруга позже подтвердила, что этот тот самый дом.

Еще мы отыскали магазин сувениров, но местных штучек на память о поездке в нем не обнаружили. Также не было ничего «национального» и в универмаге, к сожалению. Так что из Кинешмы мы увезли с собой только нематериальные впечатления: милый, очень русский городок, наверняка особо очаровательный весной и летом, а осенью подернутый нашей извечной русской грустью…