• Иначе, чем скромным, Киркенес назвать сложно
  • Наш паром MS Nordnorge (Северная Норвегия) на посадке в порту Киркенеса
  • Встретила нас Норвегия хмурым осенним пейзажем
  • Хотя даже тут местами пробиваются яркие краски
  • Панорамный салон в носовой части корабля. Если я правильно понял, в центре салона лестница, по которой капитан судна может подняться к гостям прямо с мостика.
  • Заходим в гавань Вардё
  • Защитный мол
  • Встаньте чайки, встаньте в ряд!
  • На улицах Вардё
  • Крепость так себе, три шага в поперечнике — любителям фортификации смотреть особо не на что. А вот в зданиях на территории действует выставка оружия. Вход платный
  • Непогода нынче в моде...
День 3: Мурманск — Киркенес — Норвежское море Киркенес, Норвегия

Киркенес

VikS 58

С нами с 2 окт 2013

День 3: Мурманск — Киркенес — Норвежское море

26 января 2015 года||10 (6)| 10| 50775

7 октября можно официально считать началом нашего путешествия в Норвегию. Поднимаемся рано (5:00), оперативно собираемся и прощаемся с хозяйкой. Выходим на условленное место и успеваем выпить кофе с бургером, прежде чем нас забирает микроавтобус Мурманск-Киркенес. По сути это маршрутка-челночник, которая утром забрасывает желающих через границу с Норвегией а вечером забирает их обратно. Точно так же в Санкт-Петербурге людей возят за покупками в Финляндию. Стоимость поездки в одном направлении 1100 рублей за человека, ещё 200 рублей доплачиваем, чтобы за нами заехали на адрес — не нужно тащиться на посадку к гостинице "Полярные Зори" (ул. Книповича, 17). Зато за доставку в аэропорт Киркенеса доплачивать не надо, она включена в стоимость проезда. Вот ссылка на сайт перевозчика, разумеется, цены уже подросли.

Из Мурманска выезжаем затемно. По мосту пересекаем залив, и когда дорога поднимается на сопки западного берега, город предстаёт перед нашими глазами во всей своей красоте и иллюминации спящих улиц. Впрочем, очень скоро Мурманск скрывается из виду и только желтое марево в предрассветном небе ещё провожает нас некоторое время.

Светает. Дорога петляет по сопкам, а мы наслаждаемся видами из окна. В суровой и скупой красоте северной природы есть своё тихое очарование. Пейзажи за окном резко сменяют друг друга: то перед глазами лишь унылые каменные россыпи, то взгляду предстают поляны, устланные пёстрым моховым одеялом — мхи осенью окрашиваются в совершенно разнообразные цвета от зеленовато-коричневого до ярко-красного. Берёзки и сосенки здесь не достигают и половины своей обычно высоты, но недюжинная сила воли чувствуется в этих неказистых деревцах, растущих едва ли не на голом камне. В ложбинах между каменных холмов спит зеркальная, нетронутая ветром водная гладь, отражая стальной блеск хмурого неба.
    Километров за 80 до границы пейзаж резко сменяется, оставляя лишь голые скалы, среди которых кое-где сумели зацепиться искорёженные карликовые деревья. Причина тому — город Никель и его завод, выжигающий едкими осадками землю на многие километры вокруг. Мы едем дальше, оставляя город позади, и постепенно природа снова вступает в свои права, с ещё большей пышностью и пестротой.

На границе с Норвегией мы подвергаемся подробным расспросам касательно цели и длительности нашей поездки. Проверяют наличие денег, броней и билетов. Подозрения вполне объяснимы — два человека собираются въехать в страну, не имея билетов, приглашения или хотя бы бронирования, да ещё собираются жить в палатке в сезон, когда погода к этому уже не располагает. Тем не менее, мне удалось доходчиво объяснить ему на английском примерный маршрут нашей поездки, не зря же мы план составляли. И поскольку с золотовалютными резервами у нас всё было в порядке, недоверие таможенника было преодолено а заветный штамп поставлен.
    Существенно упростить данную ситуацию могло бы наличие обратных билетов (озаботиться чем я настоятельно и рекомендую), однако мы точной даты своего возвращения не знали, и от бронирования самолёта из Осло пришлось отказаться.

Путь до Киркенес, как и было обещано, занимает около 4 часов, причём в первую очередь завозят в аэропорт, а уже потом в сам город. Так что в полдесятого утра (с поправкой на время -2 от МСК) мы подходим к стойкам регистрации.
    И тут же сталкиваемся с первой проблемой. Согласно плану, чтобы попасть на мыс Нордкап, мы должны были из Киркенеса лететь в Хоннинсвог с пересадкой в Вадсё. Только билетов мы не бронировали, вот незадача! В итоге на рейс Киркенес-Вадсё WF951 11:50-13:29 места были, а на Вадсё-Хоннинсвог WF937 16:49-18:25 не было.
    Выручил нас сам администратор: видя в какое замешательство мы пришли, он залез со своего компьютера в интернет и стал смотреть для нас альтернативные возможности добраться до Хоннинсвога. Честно говоря, до сих пор сложно поверить, что человек вот так запросто потратил на нас 20 минут своего рабочего времени, да ещё и билеты нам забронировал со скидкой (как студентам). Без него наше путешествие могло приобрести совсем иной оттенок. :)

Реальных варианта оказалось два.
    Первый — лететь самолётом в Альта, ночевать там и утром около 6:00 выезжать в Хоннинсвог. Можно было успеть посмотреть наскальные изображения, внесённые в список всемирного наследия ЮНЕСКО (см. заметку Прикоснуться к эпохе до нашей эры). По цене получалось около 1700 NOK самолёт и 800 NOK автобус, в сумме примерно 2500 NOK на двоих.
    Мы же выбрали второй вариант — плыть до места назначения на пароме Hurtigruten. Это своего рода рейсовый автобус, только по воде. Благодаря тому, что Норвежское море не замерзает, паромы ежедневно в течение всего года курсируют вдоль побережья страны от Киркенеса на севере до Бергена на юге. Согласно расписанию, отправление из порта Киркенеса в 12:45, прибытие в Хоннинсвог в 6:00 утра следующего дня.

На посадку мы успевали с запасом времени, так что позволили себе без лишней спешки сесть на автобус до города и по прибытию в порт немного поторчали в сувенирном магазине. Продавщица оказалась русской и поведала нам историю о жителях приграничной зоны России, которые устраиваются здесь на работу а затем переезжают на ПМЖ.

Иначе, чем скромным, Кирк

Автор: Ataris

Иначе, чем скромным, Киркенес назвать сложно

Билеты на паром покупаются на борту. При этом, стоимость плавания на паромах Hurtigruten зависит от маршрута, сезона и, собственно, судна. Билеты на MS Nordnorge стоили на 1 человека 581 NOK с каютой, либо 381 NOK без каюты. В последнем случае спать можно на диванах и креслах в общем салоне. Мы, естественно, решили сэкономить.

Наш паром MS Nordnorge (

Наш паром MS Nordnorge ("Северная Норвегия") на посадке в порту Киркенеса

Как оказалось, вариант отличный — если вы хорошо переносите качку. К сожалению, когда через несколько часов паром вышел из Варяжского залива (Варангер-фьорда на местном наречии) в Баренцево море, у моего друга открылась морская болезнь. Неожиданный сюрприз для него самого. Не сказать, что погода была плохая, всего лишь остаточный накат после ветреной погоды, да и судно совсем не маленькое. Но этого было достаточно, чтобы у сидевших в носовом салоне желудок периодически прилипал к нёбу. Впрочем, об это чуть позже.
    А пока паром рассекал спокойную воду Варяжского залива, мы поднялись на смотровую палубу и наслаждались свежим воздухом и хмурыми осенними окрестностями.

Встретила нас Норвегия хм

Автор: Ataris

Встретила нас Норвегия хмурым осенним пейзажем

Хотя даже тут местами про

Автор: Ataris

Хотя даже тут местами пробиваются яркие краски

Тут же мы познакомились с Джудетт, милой пожилой женщиной из Австралии. Несмотря на внушительный возраст, она в одиночку путешествовала по Европе и Скандинавии на протяжении 1,5 месяцев! К сожалению, фотографии с ней мы сделать не догадались, но наговорились вдоволь — английский язык, маст хэв. Слегка озябнув, мы вернулись внутрь и продолжили изучение корабля.
    Кому интересно, на этом сайте можно посмотреть планировки всех лайнеров.

Панорамный салон в носово

Автор: Ataris

Обедали в ресторане на корме 4й палубы. Впрочем, в Норвегии этот приём пищи называется ланчем, а обед у них вместо ужина. Фактически же это шведский стол за 310 NOK, полный деликатесов, и никто не ограничивает вас в объёмах поглощённой пищи. Народу на судне достаточно даже для не туристического сезона, поэтому мы решили не спешить и пришли обедать в 14:00, за полчаса до окончания. В принципе, можно появиться и позже, однако в 14:30 блюда начинают убирать со столов, и доедать можно лишь то, что успело перекочевать к вам на тарелки.
    Меню очень разнообразно в плане морепродуктов: мы смогли налечь на салат из креветок, варёное крабовое мясо, биточки из мяса кита, филе парного и копчёного с пряностями лосося.
    С учётом количества съеденного, уплаченные 1600 рублей я посчитал весьма выгодным обменом, что и отразил в своём совете Экономия в Норвегии - питание.

Если отсутствует желание тратить такие деньги или наедаться впрок — альтернативой ресторану на той же 4й палубе является кафе Vagar, где с 10:00 до 22:00 можно заказать более дешёвые и простые горячие блюда. Забегая вперёд, именно здесь мы и ужинали, воспользовавшись передышкой, связанной с заходом корабля в Батсфьорд около 19:00.
    Наш выбор — спагетти карбонара за 129 NOK, спагетти болоньезе за 135 NOK и два чая по 20 NOK. Насчёт болоньезе ничего сказать не могу, восприятие моего друга было немного "смазано" слабым самочувствием. Зато карбонара у них отличная, пожалуй, одна из лучших, что я пробовал.

Около 16:00 наше судно зашло в гавань Вардё, расположенную на небольшом, но живописном острове. Длительность стоянки здесь составляет 1 час, это время мы использовали для прогулки по острову и осмотра местной крепости. Крепость не впечатлила, хотя у неё даже есть своя статья в Википедии. И вроде считается самой северной в Европе.

Заходим в гавань Вардё

Заходим в гавань Вардё

Защитный мол

Встаньте чайки, встаньте

Автор: Ataris

Встаньте чайки, встаньте в ряд!

Непогода нынче в моде...

На улицах Вардё

Автор: Ataris2

Крепость так себе, три ша

Автор: Ataris

В конце концов, налетевший с ветром ливень загнал нас обратно на корабль как раз ко времени отправления, и плавание продолжилось.

Как я уже говорил, качка оказалась достаточно интенсивной несмотря на тихую погоду. В попытках облегчить страдания Алексея я купил в магазине браслеты против укачивания. Что-то из восточной медицины, с пластмассовым шариком, который давит на определённую точку запястья. Честно говоря, помогло слабо, хотя, как потом выяснилось, надевать их нужно до укачивания.

На каждом рейсе паромов Hurtigruten для увеселения пассажиров проводятся увеселительные программы и экскурсии. Вот и этим вечером в салоне 7й палубы какой-то мужчина пел национальные саамские песни. Честно говоря, не впечатлило совсем, русские народные уху куда милее и краше — мы вытерпели около получаса и ушли.

Позднее, сидя в интернет-комнате, я успел познакомиться с юристом из Англии. Николас путешествовал из Бергена до Киркенеса и обратно, так что я не преминул расспросить его насчёт впечатлений о поездке. Слово за слово, по бутылке пива в баре — и разошлись в итоге около 2 часов ночи. Удобно расположившись на диванах там же в салоне, мы с Алексеем отрубились на 3 часа.

Дешёвый ✈️ по направлению Киркенес
      30 янв 2015, 11:31
      А у Вас была какая виза для этой поездки? При подаче на норвежскую визу в 2013 году нужны были и билеты (или бронь), и бронь отелей/хостелов и главное — расписанный по дням маршрут с местами ночевок...
      30 янв 2015, 11:37
      Может быть, расскажете о Вашем способе добраться из Санкт-Петербурга до Мурманска, наверняка тоже какой-нибудь экономичный...
      31 янв 2015, 23:46
      Inga-i-Denisнаписала 30 января в 11:31

Да, с норвежской визой было слишком много головной боли, так что мы въезжали по финской. Причём получили её на руки в конце сентября, откатать в Финку не успели и немного нервничали:) Но проблем с визой на границе не возникло.
      1 фев 2015, 00:14
      Inga-i-Denisнаписала 30 января в 11:37

Я дописываю заметки по 1-2 дням, там об этом говорится:)
      Вкратце, Алексей добирался из Питера в Апатиты на своём автомобиле, он выехал на неделю раньше, чтобы успеть по Хибинам в поход сходить.
      Я летел самолётом, рейс С-Пб — Апатиты ЛП 1939 авиакомпании "Псковавиа". Честно говоря, ощущения от полёта смешанные: хотя уже через 2,5 часа на месте, но лететь на АН-24 занятие не самое приятное:) Стоимость билетов была 4950 рублей с бронированием через агенство ДАВС (глянул из любопытства, сейчас стоит 5684 р.)
      Апатиты выбрали местом сбора, потому что там живёт наша подруга, у неё мы переночевали и перебрали рюкзаки.
      В Мурманск ехали на автомобиле Алексея, Александра ехала с нами и забрала машину обратно в Апатиты. После поездки Алексей ещё раз в Апатиты летал, чтобы автомобиль забрать.
      1 фев 2015, 00:30
      Atarisнаписал 1 февраля в 00:14

Я дописываю заметки по 1-2 дням, там об этом говорится:)

О, да у Вас и до Мурманска целое путешествие получилось )))
      1 фев 2015, 00:40
      Atarisнаписал 31 января в 23:46

Как выяснилось на границе, норвежцы любят поболтать. Я по-английски совсем не говорю, отдувался муж, так его подробно допросили, куда поедем, что будем смотреть, с кем...
      Самое главное я у Вас, Филипп, забыла спросить: Вам понравился такой способ путешествия, и вообще Норвегия?
      1 фев 2015, 03:30
      Inga-i-Denisнаписала 1 февраля в 00:40

Я был в восторге даже при том, что ездили мы осенью и галопом по европам. Есть в диком туризме своя изюминка, и местный колорит ощущается сильнее, и к природе ближе. А в стране с красивейшей природой это вдвойне здорово!
      Безумно хочется совершить вторую поездку летом и всё время посветить уже только региону фьордов, Олесунн глянуть, на Прекестулен залезть, пока он не обвалился... Но это, скорее всего, уже на автомобиле и местами с арендой велосипедов.
      1 фев 2015, 08:45
      Atarisнаписал 1 февраля в 03:30

И мы влюбились в Норвегию, у нас тоже была самостоятельная поездка на общественном транспорте, но, скажем так, не походный вариант, так как при всей любви к природе мы жуткие урбанисты и любители исторического, художественно и культурного наследия. А спрашиваю я Вас так подробно о деталях Вашей поездки, потому что хотелось бы когда-нибудь заехать в Норвегию со стороны Киркенеса. И далее Нордкап, Альта, Олесунн, Гейрангер, Берген. В общем, мечта!
      1 фев 2015, 14:46
      Inga-i-Denisнаписала 1 февраля в 08:45

Тогда нужно морально готовиться к большому количеству длинных переездов! Вообще, как вариант посмотреть всю Норвегию есть ещё круизы на паромах Хуртигрутен, но если раньше это было просто недешевое удовольствие, то в связи с последним курсом рубля... :(
      В любом случае, удачи вам! Пускай мечты сбываются :)
    • Almazoff
      Almazoff
      С нами с 13 июл 2011
      31 мая 2019, 14:42
      Добрый день!
      Никак не могу найти информацию, как купить билет на этот паром от Киркинеса до Нордкапа... Помогите пожалуйста!