Китай

andreas
С нами с 21 фев 2010

Китай. Собрание впечатлений

Мне лично было очень интересно увидеть современный Китай, насколько он преобразился за последние 25 лет и чем он может впечатлить сейчас. С такими мыслями я въезжал в эту страну, пересекая поездом монгольско-китайскую границу.

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

18 мая 2015.
В Китай я приехал в составе экспедиции «По следам предков», возглавляемой Сериком Нарысовым – Председателем Центрально-Азиатского историко-дипломатического Общества (Казахстан). Первым городом, который мы увидели, был Эрэн-Хот, который в народе называют Динозавр-сити. Около 100 лет тому назад в его окрестностях были обнаружены останки динозавров и сейчас на местах раскопок вдоль дороги стоят фигуры динозавров. А венцом всего этого разнообразия стал дуэт целующихся динозавров. Эти 19-метровые статуи составляют общую длину порядка 80 метров. Впечатляет!

Автор: andreas

В небольшом городе царит большое движение разнообразной техники, люди все чем-то заняты, куда-то спешат, велосипедисты едут в масках, а все надписи на китайском языке. Вдоль улиц бесконечные ряды ресторанов с острой, но довольно разнообразной пищей. Ещё китайцы едят палочками и пьют много чая.

Неожиданно для нас с Олегом глава экспедиции Серик принял решение лететь в Пекин самолётом. Он категорически был против ехать 700 км в автобусе с лежачими местами. По приезду в аэропорт, находящийся посреди пустыни Гоби, оказалось, что на прямой рейс билеты уже закончились. Поэтому мы полетим с пересадкой в Хох-Хот. Несколько часов в малолюдном аэропорту все проводили по-разному. Серик и Олег спали на сиденьях, я же читал Библию, а охранники напротив громко болтали и также громко иногда пукали, совсем не стесняясь. В какой-то момент один из охранников приблизился к спящему Олегу и очень пристально с близкого расстояния заглядывал ему в лицо, потом отошёл, потом снова вернулся и заглядывал… Мне хотелось сказать: «да живой он», только всё равно меня никто не поймёт.

Когда мы летели в Пекин, Серик подчеркнул, обращаясь ко мне: «Сейчас ты летишь в один из древнейших городов мира. Ты летишь в одну из старейших столиц мира. Ты летишь в один из крупнейших аэропортов мира». Это звучало интригующе. Поздним вечером прибыв в Пекин мы поехали в гостиницу.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

19 мая.
После завтрака нанятый водитель-китаец отвёз нас к Великой Китайской Стене. Великая китайская стена представляет собой цепь оборонительных сооружений, протянувшихся от Ляодунского залива Жёлтого моря до песков пустыни Гоби. Великая Китайская стена – это крупнейший памятник архитектуры. Она проходит по северному Китаю на протяжении 8 851,9 км! В воображении китайцев извилистая каменная крепость своими очертаниями напоминает взлетающего дракона, что способствует превращению китайской стены в национальный символ. Надпись, сделанная Мао Цзе-Дуном у входа на реконструированную часть памятника, гласит: «Если ты не побывал на Великой стене, ты – не настоящий китаец». Поэтому в доступных для посещения местах всегда полно туристов, Стену ежегодно посещают миллионы людей.

Нас отвезли в Hongluo Shan – красивое и относительно немноголюдное место, где мы смогли подняться на Стену и с головокружительной высоты созерцать окрестности. Сверху открывался вид на плотину и водохранилище, окружённое красивыми горами. Сама же Стена такой ширины, что рядом могут свободно скакать 5 лошадей. Мы решили прогуляться по Стене, на некоторых её участках нужно круто спускаться или подниматься по ступенькам.

Автор: andreas

Интересно, что Стену строили на самых высоких местах, на гребнях скал, соединяя труднодоступные вершины. Подняться на Стену уже стоит немалых усилий, а каких же усилий стоило её построить? Неудивительно, что при возведении Стены погибло приблизительно два миллиона человек, а их останки были замурованы в её основании. Поэтому в народе Великую Китайскую Стену до сих пор нередко называют китайской «Стеной плача».

После посещения затопленного водой участка мы отправились назад в Пекин. Так как в городе сплошные пробки, то езда заняла 5 часов, а вся поездка длилась целый день. Но цель достигнута – одно из чудес света удалось увидеть своими глазами и даже походить по этому чуду своими ногами. Великая Китайская Стена на самом деле Великая и впечатляет по-настоящему!

ДЕЛЕГАЦИЯ НАПРАВЛЯЕТСЯ В ДАЛЯНЬ

20 мая.
Утром по пробкам мы добрались до железнодорожного вокзала. Сразу заметно, что вокзал хорошо охраняется: на площади стоят по стойке «смирно» солдаты, тут же дежурит полиция. Вход в здание пекинского вокзала только по билетам, даже провожающих не пускают, а вещи сканируют. Несмотря на многолюдие, в залах ожидания чистота и порядок.

В Далянь 830 км, но скорым поездом мы должны приехать туда уже спустя 5 часов. Поезд очень комфортный, с кондиционерами, а за окном мелькают большие города и рисовые поля. Остановок всего несколько, самые большие из которых – это Таншань, Циньхуандао и Цзиньчжоу.

Автор: andreas

Далянь – это жемчужина северо-восточного Китая, он входит в 500 наиболее благоприятных для проживания городов мира, при этом Даляньская городская агломерация с численностью населения более 6 миллионов человек входит в первую сотню мегаполисов мира. От других городов Китая Далянь отличается большим количеством площадей и зон зеленых насаждений, которые рассеяны по всему городу. Здесь есть Русская и Японская улицы, что свидетельствует о колониальном прошлом. В пределах города есть пляж «Золотой Камень» длиной 5 километров, который является одним из самых чистых в Китае.

В Далянь мы направляемся в составе делегации Казахстана, как приглашённые эксперты ЦАИДО (Центрально-Азиатского историко-дипломатического Общества). В официальной программе, посвященной Дню города участвует только Серик Нарысов, глава делегации.

На вокзале Даляня нас встретила представитель правительства города (по-русски Катя) – заместитель руководителя управления туризма Даляня. Она же нас сопровождала в современный 5-звёздочный отель «New World Dalian», расположенный в финансовом районе города. После нашего заселения водитель отвёз нас в ресторан корейской кухни. Там мы узнали от Кати подробнее о программе нашего 4-дневного пребывания в Даляне и с удовольствием слушали её захватывающие рассказы о городе на Жёлтом море. Также в этом ресторане я впервые в жизни пил рисовую водку и ел жареных насекомых в соевом соусе. Впечатляет!

ДАЛЯНЬ КУРОРТНЫЙ

21 мая.
В 8:30 приехал наш микроавтобус и мы, снова в сопровождении Кати, уехали на туристический курорт «Побережье золотой камень». На въезде в курортную зону нас встречал генеральный директор «Золотого Камня» Цяо Шибо и впоследствии сопровождал в течении дня.

Вначале нам показали древние камни, на которых видны следы веков.

Автор: andreas

Раньше здесь было море и солёная вода сделала свою работу, отточив эти камни до таких необычных форм. Затем нас отвезли на панорамное место, откуда хорошо виден «Золотой пляж» Жёлтого моря. Там же стоит памятник лисице, которая является символом курорта. Цяо Шибо с удовольствием с нами фотографировался и показывал самые интересные места.

На обед нас пригласили в шикарный ресторан на территории санатория с горячими источниками. Обстановка была экзотичной и романтичной, посередине круглого вращающегося стола находится фонтан, стулья украшены драконами, а официантки в национальной одежде. Бывает, что здесь обедают высокопоставленные чиновники. Руководитель «Золотого Камня» говорил тосты и подходил к каждому, чтобы с ним выпить вина.

Автор: andreas

После обеда нас провели в сауну с бурлящими бассейнами и горячим источником. Я сначала не хотел идти «париться», но потом, лёжа на кровати в китайском халате, пожалел об этом.

Автор: andreas

В отличном настроении, с хорошим самочувствием, попрощавшись с директора курорта, мы вернулись в центр Даляня. Там у нас было 2 часа на посещение огромного супермаркета. Но, так как он был дорогой, то мы с Олегом пошли гулять по соседним маленьким магазинчикам. Мы даже успели совершить прогулку в парк неподалёку, где китайские женщины занимались гимнастикой.

На ужине сегодня была китайская кухня в одном из ресторанов неподалёку от нашего отеля. Основной рацион составляли различные морепродукты, названия многих из них я даже не запомнил. После ужина ходили в бассейн в нашем отеле, но так и не искупались, потому что пожалели 5 $ за шапочку для плавания. Вот так прошёл первый полный день нашего пребывания в Даляне – развлекались и наслаждались жизнью.

ПОСЕЩЕНИЕ ГОЛЬФ-КЛУБА

22 мая.
Сегодня до обеда у нас с Олегом выпало свободное время и мы решили пешком прогуляться по центральной части Даляня. Начали с центральной площади города, она самая старинная и самая красивая. Площадь спроектирована еще русскими строителями по подобию площади Звезды в Париже. От неё лучами расходятся 9 центральных улиц города.

Деловой район Даляня

Автор: andreas

С Центральной площади мы отправились в старую часть города, на улицу Русскую. Да, там до сих пор сохранились старинные здания, построенные во времена аренды Порт-Артура русскими. В туристической части, в магазинчиках китайцы торгуют русским шоколадом, русскими сигаретами и «матрёшками».

Русский район в Даляне

Автор: andreas

По дороге к отелю мы специально пошли по маленьким узким улочкам, чтобы увидеть обычную жизнь простых людей. Также мы попали на шумный рынок, где продавцы фруктов громко зазывают покупателей. Сложилось такое впечатление, что эта социальная часть населения оттеснена от центра и, как бы зажата небоскрёбами и большими светящимися улицами.

После обеда у нас была экскурсия в гольф-клуб, а такое место я посещал впервые в своей жизни. Играть в гольф, «игру королей», не было возможности, но впечатлений осталась масса и без того. Нас встретила Лили Жанг, главный менеджер заведения и ещё несколько человек из персонала. Как принято в Китае, она при встрече раздала всем гостям свои визитки, после чего все немедленно отправились на парковку небольших электромобилей на 2 человека. У каждого из нас был личный водитель, мы быстро петляли по узким дорожкам среди холмов, иногда поднимаясь на вершины. А вокруг ухоженные зелёные поля для игры в гольф, прямо на этих красивых холмах.

Автор: andreas

Неожиданно на нашем пути возникло препятствие – система полива газона, вращаясь по кругу, поливала и дорожку, по которой мы ехали. Ехать вперёд – значит быть мокрыми. Буквально через несколько минут примчался рабочий на таком же электрокаре, как у нас и днищем накрыл фонтан. Препятствие было устранено и все продолжили экскурсию. Мы поднялись на видовую площадку в ухоженном домике на горе. А оттуда открывался замечательный вид на всю территорию гольф-клуба и пахло цветущей акацией. Это было весьма романтично.

По возвращении в начальную точку экскурсии, Лили Жанг показала нашей делегации отель клуба. Внутри всё устроено довольно роскошно, спальни украшены драгоценным деревом и камнями, ведь сюда приезжают играть богатые люди.

Автор: andreas

Закончилась экскурсия ужином в ресторане, который изобиловал морепродуктами и хорошим вином. По традиции, хозяйка говорила тост всем, затем подходила к каждому с бокалом вина и говорила тост, а после этого уже все подходили друг к другу с пожеланиями. Чтобы не напиться, я пил вино маленькими глотками, иначе, увидев пустой бокал, официанты тут же его наполняют.

Вечером этого дня мы успели ещё увидеть самую большую площадь в восточной Азии, и называется она Синхай. Подумать только, общая площадь достопримечательности – 500 000 квадратных метров! Более, чем впечатляет. В разных местах в поверхность площади Синхай инкрустировано 999 камней из ценного красного мрамора. Они являются ярким и богатым украшением достопримечательности. Это место частых встреч разных культур, нравов и менталитетов, народов и настроений у берегов тёплого и ласкового моря солнечного и гостеприимного китайского города Далянь.

МУЗЕЙ КУЛЬТУРЫ УШУ И ОБЕД С МЕРОМ ДАЛЯНЯ

23 мая.
В утренней программе последнего дня нашего пребывания в Даляне было посещение музея культуры ушу. Он является самым большим музеем китайского ушу в мире. Когда мы вышли из машины, директор музея и с десяток сотрудников встретили нас аплодисментами. Началась экскурсия. В музее всего 4 этажа. В зале просмотра висит много картин, из которых можно узнать историю и направление ушу. В зале ушу представлены 18 видов оружия. Круглый год идут выступления ушу для туристов.

Автор: andreas

После экскурсии нас провели в зал, где как раз начиналось представление под названием «Сотворение мира». Как иностранную делегацию, нас разместили в ложе для почётных гостей. Представление ушу было просто захватывающим дух, ярко одетые участники программы быстро двигались по сцене под быструю музыку, искусно используя палки, нунчаки и мечи. Но ушу – это не только боевое искусство, а это целая культура, которую постарались передать участники представления. Я ничего подобного раньше не видел! Я впечатлён! Ещё не закончилась программа, как нас быстро вывели из зала к машине, на ходу подарив книги на китайском языке о культуре ушу.

Автор: andreas

Из музея делегация направилась на встречу с мэром Даляня Лу Линем. Встреча была запланирована, как совместный обед с градоначальником.

Когда прибыл Лу Лин, он со всеми гостями познакомился и подарил визитки. Он вёл себя непринуждённо, был доброжелательным и внимательным. Например, меня мер похвалил за мою красную китайскую рубашку с драконами, которую я вчера специально купил для этой встречи. Во время обеденного общения Лу Лин рассказал нам немного о себе и о своём городе. Также он говорил, что мечтает путешествовать поездом после выхода на пенсию.

Перед выездом на вокзал мы «присели на дорожку» в ресторане китайской кухни. Долго сидели, анализировали всё увиденное за последних 4 дня и наедались до упора. Катя приглашала нас ещё приехать в Далянь. Эта энергичная дама нам очень помогла увидеть Далянь с лучшей стороны, мы будем помнить её заботу и личный интерес к каждому из нас. Позже Катя проводила нас на железнодорожный вокзал к поезду в Пекин.

В поезде мы ещё долго общались, вспоминая, как нам хорошо было в замечательном городе Даляне. Также мы говорили о том, что поняли о Китае и китайцах. Теперь люди этой национальности стали нам ближе, и они совсем разные, не на «одно лицо», как многие думают. Мы заметили, что в Китае нет культа одежды, все носят, что кому вздумается. Известно, что раньше китайцы хлеба из пшеничной муки не ели, молока не пили, без мяса могли годами жить. А сейчас всё изменилось – детей откармливают мясом, молоко пьют, всё больше можно видеть полных людей. Экономическое развитие страны происходит бурными темпами. Китайцы успешно разрабатывают свои технологии и столь же успешно копируют чужие. Города застраиваются небоскрёбами сразу целыми кварталами и районами. Китай, страна впечатлений, летит вперёд!

Перед сном произошёл смешной случай. К нам в купе пришла 4-я пассажирка, девушка. Оставив на столе плетёную коробку, она куда-то надолго исчезла. Мы уже начали шутить по поводу коробки: может там бомба? покушение на делегацию? Китаянка вернулась, увидела раздетых до пояса мужчин и мгновенно прыгнула на вторую полку, как кузнечик. Через пару минут спрыгнула, схватила коробку и «откочевала» в другое купе. Мы рассмеялись и в таком хорошем настроении улеглись спать. Китаянка до утра так и не вернулась.

ПОЕЗДОМ ИЗ ПЕКИНА В УРУМЧИ

24 мая.
В 6 часов утра пришла проводница и потребовала снять белые тапочки, которые входят в комплект белья. Я был сонным и не сразу понял, что она хочет. Проводница начала переходить на эмоции и я сразу же проснулся и всё понял. Выйдя из поезда, мы поняли, что в Пекине дышать нечем. Смог укутал город густым облаком, дома в дымке, солнца не видно, китайцы ходят в масках. Но не сидеть же на вокзале. У нас было до поезда в Урумчи несколько часов и мы решили посмотреть площадь Тяньаньмэнь – знаковое место столицы Китая. Отправились туда пешком, так как было недалеко.

Пекин. Площадь Тяньаньмэн

Пекин. Площадь Тяньаньмэнь

На входе на площадь солдаты проверяют вещи, поэтому приходится стоять в очереди. На самой же площади, а особенно перед мавзолеем Мао Цзедуна великое множество китайцев, непрерывно фотографирующих всё вокруг.

Мавзолей Мао

Автор: andreas

Из-за отсутствия времени мы не ходили в Запретный город и увидели всё на ходу, так сказать. Само слово Тяньаньмэнь переводится с китайского как “ворота небесного спокойствия”. Площадь названа в честь первых ворот Запретного города, которые находятся здесь. Это один из символов Китая – большое красное здание в традиционном китайском стиле с портретом Мао Цзэдуна на фасаде. Главный же памятник на площади Тяньаньмэнь – 38-метровый Монумент народным героям. Обелиск посвящен всем, кто сражался за свободу современного Китая, начиная от “опиумных войн” и заканчивая образованием новой Китайской республики в 1949 году.

В плацкартном вагоне поезда нам предстояло ехать 32 часа до Урумчи. Купе на 6 человек и меня, как самого молодого, отправили на 3-ю полку. А там нормально, работает кондиционер, что очень уместно в 39-градусную жару. В коридоре есть столики с сиденьями, где можно сидеть и смотреть Китай за окном. Что я и делал почти постоянно. А за окном было много интересного.

Автор: andreas

Сначала около 200 км мы ехали в смоге и смотреть ни на что даже не хотелось. А в районе Шицзячжуана внимание привлекли бесконечные искусственные террасы и копи. Китайцы снесли целые горы на строительные материалы. Перед Янцюанем проезжали множество туннелей, а последний был настолько длинным, что когда поезд выехал из него, то горы оказались позади. После этого легко поверить, что китайцы и под Гималаями смогут туннель прорыть. Вообще, в Китае достаточно много грандиозных сооружений, которые впечатляют размерами.

Интересно, как китайцы используют земельные ресурсы. У них ни один квадратный метр просто так не пустует, даже в оврагах насыпают землю и насаждают фруктовые деревья. Даже железная дорога, по которой мы едем, проложена во многих местах на эстакадах, чтобы под ней высвободить место для сельскохозяйственных угодий.

За окном постоянно меняются картины: города с небоскрёбами сменяются горами, равнины и пустыни сменяются оазисами. А в поезде кипит своя жизнь. Регулярно по коридору проходит тётка и кричит, чтобы все покупали китайскую лапшу. Женщины постоянно делают зарядку и бьют себя кулачками по суставам. Бабушка в кроссовках и со смартфоном, лет 80 из нашего купе, закинув ногу на ногу, фотографирует то ландшафты, то нас. Ещё одна пассажирка, которая громко и часто зевала, села напротив меня в поиске свободных ушей, но я не подошёл, потому что не знаю китайского. В общем, весело мы ехали, пока не приехали в Урумчи, административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района.

УРУМЧИ – ЭТО ДРУГОЙ КИТАЙ

25 мая.
Урумчи известен ещё со времён Великого Шёлкового Пути и расположен он на склонах северного Тянь-Шаня. Это самый большой в мире город, отдалённый от моря, ближайшее побережье Мирового океана располагается в 2500 км. Большинство жителей города – уйгуры, носители отличающейся от остального Китая традиционной культуры, у них даже самобытная система образования. Мужчины ходят в тюбетейках, а женщины в национальной одежде, похожей на таджикскую. Уйгуры – тюркский народ, но внешность, как у европейцев. Это совсем другой Китай.

Автор: andreas

Мы совершили прогулку по старой части города, посетили шумный рынок и посмотрели мечети с минаретами. Для истинного шопоголика Урумчи – место замечательное. Настоящая достопримечательность – это «Да Базар», построенный в исламском стиле как крупный дворец.

Центр Урумчи

Автор: andreas

Город очень живой и колоритный, здесь интересно, но небезопасно. Об этом свидетельствует присутствие китайских солдат в большом количестве. Они стоят по городу под специальными навесами в полном вооружении, рядом бронетехника. Даже в такси решётка между водителем и пассажирами. Напряжённо в городе уже много лет, потому что уйгуры стремятся к независимости от Китая.

Вечером мы отправились на вокзал, чтобы продолжить наш путь в Казахстан. Мы сели в поезд до Хоргоса, находящегося у самой границы. Любопытные попутчики сразу же принялись знакомиться и задавали много вопросов: из какой страны? люблю ли футбол? Путина? есть ли я в социальных сетях?

26 мая.
Утром мы подъезжали к границе с Казахстаном, в окно можно было наблюдать уже, по большей части, зелёные пейзажи. Было приятно осознавать, что я побывал в великой стране, но и было немного жаль расставаться со страной иероглифов. А ведь никто не знает, сколько существует иероглифов на самом деле, их десятки тысяч, и это не буквы, а слова. Можно забыть их написание, но произношение вряд ли. Так и я, может быть, со временем забуду имена китайцев и их города, но то, что попало в сердце, останется навсегда.

Дешёвый ✈️ по направлению Китай
  • acvazul-V2010
    acvazul-V2010
    С нами с 28 ноя 2010
    24 мар 2016, 19:22
    Я был в Китае (Пекине) проездом. И он мне как-то не показался....Красный Пекин - город не для туристов. Впервые в Китае
    Спасибо за интересную заметку
  • Yurivar
    Yurivar
    С нами с 19 мар 2010
    24 мар 2016, 20:01
    Супер! Спасибо за экскурсию! К сожалению в Китае (кроме Гонконга, Макао и Тайваня) не был. Все в планах ...
  • andreas
    andreas
    С нами с 21 фев 2010
    25 мар 2016, 00:22
    А у меня теперь в планах как раз Макао, Гонконг и Тайвань. Но когда, точно не знаю...
  • Yurivar
    Yurivar
    С нами с 19 мар 2010
    25 мар 2016, 09:38
    andreasнаписал 24 марта в 23:22

Стоит, стоит туда поехать!
  • enza
    enza
    С нами с 18 июн 2009
    26 мар 2016, 21:03
    Спасибо, что поделились впечатлениями. У меня от Китая остались очень яркие воспоминания. Удивительная страна и такая разная!