...
2
Красивой Мече — соку и реке. Окончание прогулки по Лебедяни Лебедянь, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Лебедянь

    Лебедянь

    LAT
  • 53.00542N, 39.15059E
  • Я здесь был
    Было: 8
    Хочу посетить
    182

    21 материал по 10 объектам,  265 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    acvazul-V2010
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 28 ноя 2010

    Красивой Мече — соку и реке. Окончание прогулки по Лебедяни

     

    Предыдущие заметки о Лебедяни здесь Поездка в Лебедянь. Троекуровский женский монастырь Прогулка по старинной Лебедяни. Город, носящий имя ЛЕБЕДЯ

    После посещения Троекуровского монастыря было решено обозревать достопримечательности славного посёлка Троекурово.
    Село Троекурово в конце XVII века было владением князя Троекурова, спутника юности царя Петра. Вот откуда такое название.
    По дороге заехали в фирменный магазин, принадлежащий местной агрофирме «15 лет Октября». Здесь купили местный сок «Красивая Меча».

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Вкусный сок.

    Красивая Меча — так называется не только сок, но и река, текущая здесь.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Очень удивил данный торговый центр. На кассе стояли……. СЧЁТЫ.
    Не калькулятор, а именно счёты. Ну такие, с костяшками.
    Помните как в Советском Союзе в бухгалтериях и магазинах на них лихо отсчитывали? Фотографировать этот советский калькулятор я не стал.
    Не хотел конфузить милых продавщиц, показаться насмешником.
    Как будто я вернулся назад лет на 25. В такое себе сельпо.

    Напившись сока «Красивая Меча», решили осмотреть одноимённую реку.

    2

    Автор: acvazul-V2010


    Одна из местных достопримечательностей находится километрах в двух от моста через Красивую Мечу, если ехать с Лебедянской стороны, это заброшенная плотина со сохранившимся зданием гидроэлектростанции.
    3

    Автор: acvazul-V2010


    Бросив машину, шли до этой ГЭС по берегу реки довольно долго.
    1

    Автор: acvazul-V2010


    После Великой Отечественной войны стали ускоренными темпами строить малые гидроэлектростанции по всей стране.
    Надо было быстро восстанавливать народное хозяйство, для этого нужна электроэнергия, а строить крупные тепло- и гидроцентрали дорого и требуется много времени.

    В 1945 году вышло правительственное постановление «О развитии сельской электрификации». Были созданы специальные организации «Сельэлектро», которые организовывали эту работу: проектно-изыскательские работы, строительство, эксплуатация станций и электрификация близлежащих хозяйств. Большая экономия была еще и потому, что стройки велись силами местных колхозников. Электростанции в области строились на притоках и в верховьях Дона, в том числе на Красивой Мече.

    5

    Автор: acvazul-V2010


    Красивая Меча, глубокая извилистая река с холодной водой и каменистым дном, течет в узких известняковых берегах.
    2

    Автор: acvazul-V2010


    Название происходит от удмуртского «Мечь», что означает «крутой, обрывистый). За стремительное течение в ряде мест иногда Мечу именовали еще Быстрой.
    Такая река не разливается в ширину, а поднимается во время разлива в высоту. Идеальная река не только по красоте пейзажей, но и по способности к работе: хоть мельницу строить, хоть ГЭС.
    4

    Автор: acvazul-V2010


    Вот так и построили Троекуровскую ГЭС (мощность 375 кВт) для нужд местного колхоза и силами самого колхоза, причем всего за год: она сдана в строй летом 1953 года.
    5

    Автор: acvazul-V2010


    Кстати, строители создали не только саму ГЭС, но и красивый вид на правый берег реки. Крутой обрыв, похожий на стену, сложенную из известковых кирпичей — творение рук человеческих.
    И таких малых ГЭС, как Троекуровская, в Липецкой области работало 27, суммарной мощностью 4000 кВт. Судьба их довольно типична, Троекуровская может служить примером.

    В 70-х годах решено было подключить всю страну к высоковольтным магистральным линиям — это давало возможность централизованно перераспределять потоки энергии и главное – ниже была себестоимость. Поэтому в 1974 году станцию перестали эксплуатировать и законсервировали.

    6

    Автор: acvazul-V2010


    В 80-х колхоз пришел в упадок и развалился, поддерживать станцию в порядке стало некому. Потом плотину повредил ледоход, здание разрушилось, станцию забросили окончательно. Внутри развалин еще сохранились какие-то механизмы.
    Плотина же и по сей день служит своеобразной переправой, а летом еще и пляжем для местной молодежи.
    2

    Автор: acvazul-V2010


    Впрочем, возможно, у этой истории еще будет хорошее продолжение. Электроэнергия в наши дни настолько подорожала, что рентабельным становится использование даже ветровой и солнечной энергии, и уж тем более перспективны менее затратные небольшие местные ГЭС.
    Уже существует проект воссоздания в Троекурово гидроэлектрического комплекса с вводом новой мини-ГЭС на основе существующего здания и плотины. Успели бы, пока плотину окончательно не прорвало!

    После осмотра ГЭС, вновь отправились в Лебедянь.

    2

    Автор: acvazul-V2010


    Обратите внимание на сохранившиеся здесь для чего-то таксофоны. И как заросло травой это необходимое сейчас чудо техники.

    Город Лебедянь Липецкой области известен тем, что здесь расположен крупнейший в Восточной Европе завод по производству соков «Фрутто-Няня» «Фруктовый сад» ….., но не все знают о том, что здесь живет и трудится, пожалуй, самый уникальный метростроевец.

    Хотелось посмотреть ещё одно чудо этого славного города – местное строящееся МЕТРО!
    Лебедянь — город небольшой, всего 20 тысяч человек.

    Ещё в 1974 году местный житель, Леонид Мулярчик, задумал провести в городе метро — чтобы прославить свой город и заодно попасть в Книгу рекордов Гиннесса как строитель самого маленького метро в мире.

    В 1989 году Мулярчик создал кооператив "Радость", в который вошли 166 человек, и начал работы. Однако, узнав, что оплата за работу предполагается только после того, как построенное метро будет приносить дивиденды, все моментально отказались от работы.
    Леонид Владимирович остался один, но работы не забросил.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Фото из интернета.

    В результате уже в середине девяностых с помощью кирки, лопаты, кирпичей и бетона Мулярчик проложил под Лебедянью несколько тоннелей общей длиной около 150 метров и установил в них рельсы для небольшой тележки. Фактически метро работало — тележка двигалась под землёй на электротяге. Перекрытия тоннелей выдерживали вес в 60 тонн. Отдельная ветка вела прямо в гараж стахановца — метростроевца.
    Поскольку на поверхности в этом месте находится овраг, то пришлось углубится под землю. В среднем на проходку 1 метра тоннеля уходил один день, и еще 3 дня на бетонирование свода.

    2

    Автор: acvazul-V2010


    Фото из интернета.

    Леонид Мулярчик водил на экскурсии в метро лебедянских детей. С взрослых же, особенно журналистов, приезжающих даже из столиц и, порой, из-за рубежа писать и снимать репортажи о самом маленьком метро в мире, Мулярчик нередко брал деньги, мотивируя это тем, что средства ему нужны для строительства.

    По одной из легенд Мулярчик строил метро под берегом реки не для книги рекордов Гиннеса и не для прославления родного города.
    На другом берегу реки жила неразделённая любовь Леонида.
    Таким оригинальным способом, прорыв метро, Леонид хотел предложить руку и сердце возлюбленной. На этом месте читательницы должно быть скажут «какая романтическая история» и вздохнут. Мужчины же покрутят пальцем у виска.

    Примерно так же покрутили пальцем (по поводу метростроевца) местные мужики, которые распивали пиво у гаражей. У них мы спросили дорогу к метро.
    Все увлечённые и неординарные люди кажутся обывателям не от мира сего.
    Вот если бы Леонид пьянствовал с ними у гаражей, вместо воплощения мечты — метро, то он бы был свой мужик, хороший парень. А так остаётся только сказать про человека что он был слегка «ку–ку», не такой как все.

    А почему был, а не есть?
    Мужики рассказали нам что, оказывается, Л. В. Мулярчик умер ещё в 2011 году.

    А как же метро?
    Родственники похоронили Леонида вместе с идеей строительства метрополитена. Теперь на входной двери мини-метро красуется замок.
    Как говорят местные жители и чиновники мэрии Лебедяни, дочь покойного всем посоветовала забыть о безумной затее отца, чем закончила удивительную эпопею, которая прославила Лебедянский край даже за границей.

    Вот так, уважаемые читатели!
    Жил человек, была у него мечта – идея. Отдавал ей все силы, деньги, время, всю жизнь. А умер и ничего не осталось. Только память.
    Не похоже ли это на наше с Вами увлечение? Некоторые мои друзья узнав, что многие вечера у меня уходят на чтение и написание здесь заметок, скорее всего за глаза тоже говорят, что я слегка «того…..ку – ку».
    Интересно, а что будет с нашими заметками после нас? Я бы не хотел, чтобы заметки пропали вместе с нами. Это как память о людях.
    Такие мысли о вечном посетили меня.

    На закрытое метро и замок у входа решили не ехать смотреть.
    Слишком грустное зрелище.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    Здесь размещаю только фото из интернета.

    Как же окончить вечер в Лебедяни?
    Вроде все достопримечательности в городе и окрестностях осмотрены за день.
    Спросили совета у тех же местных мужиков возле гаражей.
    Они посоветовали посмотреть старую полуразрушенную водяную «мельницу» в Курапово.
    Начали объяснять нам как доехать. Лесом, полем, полем, лесом…..
    Поняли, что без проводника заблудимся. Долго уговариваем одного из мужиков показать дорогу, сесть к нам в авто.
    Тот мнётся, чего – то побаивается. К туристам здесь не привыкли.
    Разве мы похожи на разбойников?
    Наконец, он соглашается.

    Алексей, как звали нашего провожатого, по дороге поведал историю о происхождении названия реки Красивая Меча.
    Называется так река по уроненному в неё мечу.
    Оказывается, меч в эту реку потерял не абы кто, а сам Александр Македонский.
    Ну, конечно, а кто же ещё? Ведь всем известно, что Македонский воевал именно на средне – русской возвышенности. Где же ещё. Ха-ха….
    Умничать по поводу Македонского перед Алексеем не стали, чтобы он не тушевался.
    Дорога оказалась запутанной. Сами бы не нашли и спросить не у кого. По дороге не души.

    3

    Автор: acvazul-V2010


    А вот и «старая мельница».
    Как вычитали потом в интернете это не мельница, а ГЭС.
    Изначально это была, конечно, старинная водяная мельница.

    Позже она превратилась в Кураповскую ГЭС, созданную Н.Д. Констатиновым в 1923 году.
    Н.Д. Константинов — армейский сапер, в 1923 году создал один из первых крестьянских кооперативов в Советской России. Кураповцы получили небольшой банковский кредит, в их распоряжение передали две водяные мельницы и оказали помощь в приобретении строительных материалов.

    2

    Автор: acvazul-V2010


    "Курапстрой" — именно так назывался кооператив — имел мощность — 76 киловатт (по нашим меркам, конечно, смешная, но для того времени — весьма мощная!), осветительную сеть на 45 км, снабжал электричеством Лебедянь, а помимо этого обеспечивал электрификацию сельского хозяйства (молотьба хлебов), имел несколько мельниц.
    Однако после 1928 года (когда политика НЭПа была прекращена, началась коллективизация) на предпринимателей стали накладывать непосильные налоги, и их деятельность прекратилась. Тогда же прекратилась деятельность и "Курапстроя".

    4

    Автор: acvazul-V2010


    Но до сих пор у правого берега Красивой Мечи стоит коробка белокаменного здания.
    4

    Автор: acvazul-V2010


    Подниматься от воды меж зарослей крапивы на крутой песчаный взгорок и очутишься у дверного проема.

    По оценке прежнего обслуживающего персонала, машина была весьма надежной. Ведомое зубчатое колесо водяной турбины имело зуб из мореного дуба с клиновой регулировкой зацепления, что продлевало срок службы шестерни.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    На перекрытии помещения увидишь остатки передаточного механизма – плохо сохранившуюся коническую пару. Только всего и осталось.
    Вандалы, охотники за металлом здесь поработали. Но до конца своё чёрное дело не закончили. Что – то у них не получилось.
    1

    Автор: acvazul-V2010


    Как будто сталинский металл встал на последний бой с расхитителями и выстоял.
    В Европе бы из этого сделали небольшой музей.

    Долго спорили с лебедянскими мужиками, отдыхавшими здесь, по поводу незнакомого металла.

    1

    Автор: acvazul-V2010


    По срезу (сколу) похоже на сильно углеродистую сталь или чугун. Мнения разделились.
    Впрочем, если большинство не догадывается что это не мельница, а электростанция, то о чём спорить?
    4

    Автор: acvazul-V2010


    Еще от одного берега реки к другому на месте разрушившейся плотины шумит и поныне речной перекат, напоминая местным жителям о былой электростанции, светившей еще их молодым дедам и отцам.

    Вечереет. Отвозим Алексея назад. Благодарим, прощаемся.
    Пора и домой, в Липецк.
    Вот такой город Лебедянь, носящий имя птицы Лебедя и окрестности этого города.
    Вот такая поездка получилась.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    23 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Лебедянь
    сообщить модератору
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      11 июл 2015, 00:01
      удалить
      Отличная поездка! Жалко, что метростроевец умер. Я передачу про него по телеку видел.
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      11 июл 2015, 00:05
      удалить
      А я узнал о нём только когда собирались в Лебедянь. По местным СМИ его не очень пиарили.
      Когда вернулся из поездки почитал о нем и его метро. Есть и на Турбине заметки о метро, когда он ещё был жив.
      Ещё у него перед домом стоял разукрашенный, красивый баркас. Его купили у родственников. Теперь в Липецке из баркаса сделали интересный ресторан на реке Воронеж.
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      12 июл 2015, 09:54
      удалить
      Спасибо,что поделились с нами своими впечатлениями!
      Очень интересно!
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      12 июл 2015, 12:47
      удалить
      Я тоже смотрела передачу про метростроевца. Как хорошо, когда у человека есть мечта... А места красивые!!!
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      12 июл 2015, 22:47
      удалить
      Да, только глаз у нас замылился нашими красотами. вот и тянет нас за тридевять земель.
    • Nina__Pastuhova
      помощь
      Nina__Pastuhova
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 янв 2012
      13 июл 2015, 11:16
      удалить
      acvazul-V2010написал 12 июля в 23:47

      Да, только глаз у нас замылился нашими красотами. вот и тянет нас за тридевять земель.


      Дело по-моему не только в этом, туристический сервис у нас совсем не налажен. У нас вот очень красивые места, приезжали люди из-за границы — восхищались, но ведь ни одной базы отдыха не построено, старинная усадьба развалилась, а можно организовать и эко.отдых, охоту, рыбалку да и исторических мест в округе достаточно...
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      13 июл 2015, 20:27
      удалить
      Вы правы. Не хотим развивать турбизнес, а надо бы.Первомай в Волгограде. Всех с праздником Победы
      Вот в Волгограде заплатил бы денег. Съездил бы на майские и в Элисту, Сарай — Бату, и по Волго — Донскому каналу покатался бы.
      Но не тут — то было! Всё у нас косно и неповоротливо. Никто не хочет на майские работать, с туристов деньги собрать. У всех выходной.

      Мало сохраняется и реставрируется.
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      14 июл 2015, 19:43
      удалить
      Я тоже помню передачу про лебедянского метростроевца :). А поездка у Вас очень интересная получилась.
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      15 июл 2015, 19:12
      удалить
      Спасибо. Однако, жаль никто не заметил моих выводов после смерти метростроевца.
      Мысли о вечном посетили меня. Их я изложил в заметке. Что останется поле нас?
    • KuznetsovSergey
      помощь
      KuznetsovSergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 авг 2013
      20 июл 2015, 23:50
      удалить
      Как же, как же! Пьём лебедянский сок! Теперь, прочитав вашу заметку, буду пить сок и думать о том, что же будет с нашими заметками потом...Что-то мне кажется, что интернет более вечен, чем мы...
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      23 июл 2015, 20:53
      удалить
      Вы меня успокоили.

      пойду выпью.....
      ........сока лебедянского!
    Наверх