...
0
Дулёво или тайна фарфоровых роз. Ч.1 Ликино-Дулёво, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Ликино-Дулёво

    Ликино-Дулёво

    LAT
  • 55.69318N, 38.96247E
  • Я здесь был
    Было: 10
    Хочу посетить
    26

    3 материалa по 1 объекту,  36 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в Ликино-Дулёво?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    2
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Дулёво или тайна фарфоровых роз. Ч.1

     
    21 сентября 2010 года|| 8| 55122

    Съездить в небольшой подмосковный «фарфоровый» город Дулёво было моей детской мечтой. Это желание было одним из основных мотивов и главным стимулом моего короткого путешествия.
    В детстве мы с сестрой были очень общительными девочками, и переписывалась с кучей таких же жизнерадостных детей. Сестра почему-то всегда вспоминает переписку с девочкой из Ликино-Дулёво, родители которой работали на Дулёвском фарфором заводе. Они посылали друг другу письма, открытки, фантики, марки, спичечные этикетки, «жувачки». А переводными картинками из Дулёво было залеплено всё свободное пространство в квартире. Ещё к нам на Север шли посылочки с детской посудой со смешными картинками, ну, а в ответ она слала в загадочное Дулёво какие-то наши мурманские сувениры из оленьего меха. Рисунки из детских сказок на тарелочках и кружках помню до сих пор, ведь, наверное, нет ничего сильнее детской памяти: мишки, лисички, теремки, колобки. Присылались какие-то фигурки пляшущих девушек и чубатого гармониста, медведей с балалайками и кувыркающихся медвежат, купчихи с самоваром и румяной барышни с бантом на толстой фарфоровой косе. Ими уже особенно восхищалась мама и выставляла на книжных полках (до сих пор, кстати, стоят). Лена Зангиева из Дулёво, если прочитаешь мой рассказ, отзовись!
    Следующий мотив такой: мне очень нравятся народные промыслы. Именно не кустарные массовые поделки, а настоящие, искренние, когда встречаешь красивые изделия и душа радуется. Купить через десятые коммерческие руки дулёвскую посуду в Доме фарфора, означало лишить себя удовольствия от соприкосновения с чем-то настоящим. К тому же я как-то видела по TV передачу про народные промыслы, в т.ч. был сюжет и про Дулёвский фарфор. Показали коллекцию настенных тарелок, расписанных их фирменными розами, и я закачалась от восторга. Мне очень хотелось увидеть город, увидеть фарфоровый завод, посмотреть, что они сейчас выпускают. Кроме этого – и купить расписной пузатый чайник и тарелку с розанами – не буду скрывать, хотелось ужасно.

    Но осуществило мою мечту скорее всего другое обстоятельство, при переезде картонную коробку с посудой видимо неаккуратно «поставили» и вместо горы посуды, находящейся в ней, я получила гору осколков и много слез по этому поводу. Вот тогда-то я и решила – заменю все на Дулёвский фарфор!

    Город Ликино-Дулёво.

    Город Ликино-Дулёво. Орехово-Зуевский район Московской области. Расположен в 90 км восточнее Москвы в 7 км южнее города Орехово-Зуево. Население ~ 31,1 тыс. жителей. города.
    Сайт города: http://likino.narod.ru
    Интересен смысл, заложенный в рисунок герба.
    Герб города (утверждён в 1997 г.): «В щите тонкий золотой крест. В первом, серебряном углу - чёрный, украшенный золотом колёсный обод с золотым крылом (крылатое колесо - символ Ликинского автобусного завода); во втором, сине-голубом углу - серебряный сидящий сокол, обращённый влево и обернувшийся (сокол – Дулевский фарфоровый завод, товарным знаком которого является силуэт этой птицы); в третьем, лазоревом углу - два вписанных, поставленных в столб и переплетённых углами золотых сквозных ромба (два переплетённых ромба – челноки, символизирующие Ликинскую прядильно-ткацкую фабрику); в четвёртом, серебряном углу - золотое солнце о пламенеющих лучах (солнце с разноцветными лучами, напоминающими кисти – Дулёвский завод красок). Четверочастное деление щита отражает расположение города на перекрёстке дорог Орехово-Зуево - Куровское и Павловский Посад - Шатура».

    Основными достопримечательностями города являются церковь Иоанна Богослова, который считается небесным покровителем Ликино-Дулёво (конец 19 века), и Дворец Культуры фарфорового завода, который проектировал знаменитый архитектор Мель¬ников (его работы в Москве стали классикой: собственный круглый дом на Арбате, фабрика «Буревестник» и др.).
    Сайт завода: http://www.dulevo.ru

    История Дулёвского фарфорового завода.

    Дулёвский фарфоровый завод основал Терентий Кузнецов.
    Почин положил смекалистый дедушка-кузнец Яков Кузнецов, который свой честно заработанный нелёгким кузнецким трудом золотой червонец решил вдруг вложить в производство керамики. Мысль была удачной. Во-первых, деревня, в которой он жил, была соседней с деревней Гжель. А это была стариннейшая гончарная местность, и все жители деревни издавна занимались гончарством. Рядом были залежи торфа, служившего топливом для обжиговых печек, и также здешние места славились залежами хороших белоснежных глин. Так возник небольшой, но прибыльный заводик. Потом к делу подключился сын – Терентий, который, в свою очередь, вложил капитал в производство побольше – так в 1832 году в Дулёво был основан Дулёвский фарфоровый завод. Причём не на пустом месте, а деловым Терентием было куплено отлично налаженное фарфоровое производство купца Сафонова. На новом заводе уже стали сортировать посуду, мастера знали секреты изготовления качественной фарфоровой массы, а живописцы владели рецептом ярких красок и искусной росписи способом «крытья» - сочным малиновым, желтым, синим, розовым кобальтом и золотом. Далее производство расширяется по нарастающей. Сын Терентия – Сидор, создаёт новый фарфоровый завод в Риге, а в свою очередь его сын – Матвей, становится уже фарфоровым монополистом и владеет 8 фарфорово-фаянсовыми заводами, среди которых (кроме Дулёво) лучшие и известнейшие российские фабрики Гарднера (в Вербилках, Подмосковье, www.farforverbilki.ru) и Ауэрбаха (в Конаково, Тверской области, www.faience.ru).

    Так возникла Кузнецовская фарфоровая империя. Так Кузнецовы стали «поставщиками царского двора».

    Выражаясь современным языком, смекалистый дедушка-старообрядец Яков грамотно «инвестировал наличный кэш», приобрёл правильные «активы», наладил производственный «менеджмент и PR», создал настоящий «бренд», хотя «эмбиэев и университетов не кончал».
    В советское время Дулёвский фарфоровый завод процветал. Один из его художников за скульптуру «Сокол» получил высшую награду в Брюсселе, и поэтому силуэт этой птицы стал торговой маркой завода и его ставят на обороте каждой дулёвской чашки или тарелки. Правда, на старых чашках (я посмотрела специально) под соколом стоит ещё и надпись «Дулёво», а сейчас её почему-то нет.

    На фарфоровом производстве очень много ручного труда. Знаете, как работают фарфористы?
    К работнику подкатывают тележку с сырой глиной. Он аккуратно берет нужное количество глины и кладет в болванку, которая имеет нужную определённую форму, например чашки. Затем опускает рычаг со специальным устройством, и лишняя глина выпрыгивает из болванки. Изделие сушат. Каждая, такая чашка сервиза делается 6-8 дней, и проходит многократный обжиг или «три огня». Её покрывают тонким слоем глазури — и в печь! Температура печи — 1000° С. Затем на изделие наносят красивый рисунок — и вновь в печь. Но температура уже 1500° С. Оказывается, при обжиге глина белеет.

    Я помню, как в детстве была в гостях у одной подружки. Мы скакали по диванам, потом она мне предложила посмотреть «мамин, китайский сервиз». Вещь была, естественно запретная, и держалась под замком в серванте. Но, кто в детстве не знает, куда родители прячут ключи. Ключ извлекли, сервант вскрыли, и подружка дала мне в руки хрупкую чашку. «Посмотри», - говорит, - «её на свет». Я подняла руку с невесомой чашечкой и вгляделась в тонкий нежный фарфор: на донышке просвечивалась фигурка дракончика. До сих пор помню этот момент.

    Так вот, если речь идёт о качестве дулёвского фарфора, то оно действительно отменное до сих пор. При Кузнецовых фарфоровая масса отлёживалась до года в подвалах специальных цехов – «летовалась», т.е. делалась пластичной. Мало того, использовали только торф, добытый до 20 июля. Он считался сухим и выдержанным, остальной считался непригодным, так как его не успевали высушить до нужной влажности. Вот как. Но, даже не зная всех этих технологических подробностей, держать в руках нежную лёгкую фарфоровую чашку с ярким рисунком необыкновенно приятно.
    Теперь о росписи.

    Фирменная дулёвская роспись.

    Для меня лично дулёвская роспись – это знаменитые «агашки». Этим словом обозначают старую русскую манеру росписи, ручную живописную раскраску. Ещё «агашка» это цветок! Самый излюбленный дулёвский узор - яркая роза с круглыми лепестками и называется «агашка». Она выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки, а иногда даже применяют грубый прием мазка пальцем.
    Эту манеру росписи дулёвцы переняли у гжельских живописцев, которые традиционно расписывали посуду крупными розанами. Но в отличие от синего гжельского кобальта, в Дулёво используют в основном четыре краски и золото, а фирменная дулёвская роза – розово-пурпурная.

    Но почему именно дулёвскую розу называют «агашкой»? Дело в том, что у каждого завода существует свой стиль росписи. Если у Императорского завода им. Ломоносова он «дворянский», классический, то дулёвский фарфор – очень яркий, праздничный, народный. Раньше в основном росписью занимались женщины-мастерицы, рисунки их были трогательные и наивные, но очень живые и яркие. В основном мастерицы, работающие на заводе, были из деревень, где имя Агафья было очень распространенным, т.е. Агафьи рисовали, а «агашками» стали называть их рисунки. Такой стиль росписи раньше ещё называли «трактирным».

    На заводе, конечно, есть и рисунки, выполненные в другой технике. Это «деколь», или переводная картинка на фарфор, это трафарет, это печать. Но все эти техники уже механические, что согласитесь, уже совсем не то. Хотя есть очень симпатичные «деколи» (я рассуждаю уже практически, как профессионал!): обычные розы, сирень, кленовые листья и т.д. Но для меня дулёвский рисунок – это только разноцветные яркие «розанчики». Любители классики, возможно, назовут такие узоры «деревенской» расцветкой, хотя они такие жизнерадостные, в отличие от переводной картинки, например. Еще есть «ситцевый» рисунок на посуде – это сплошной цветочно-ягодный «ковёр», но похоже, что здесь не ручной, а машинный способ росписи.
    Короче говоря, что меня интересовало. Большие настенные тарелки. С розами. Красивый заварной чайник. С розами. Скульптурные фигурки. Желательно с розами . Что в итоге привезла см. главу «Магазин и покупки».

    Дорога. Путевые заметки.

    Дорога в Дулёво – это отдельная песня. Потому что связана с вокзалом – Курским и пригородной электричкой – до Петушков, Владимира или Крутого. Муж сейчас в командировке на Земле Обетованной, но и когда вернётся, поездка в Дулёво мне точно не светит. Расписание и маршрут движения электропоездов я нашла в Интернете http://www.tutu.ru/01.php. Успела на утренний владимирский поезд на 8.05. Давненько я не ездила в электричках, поэтому слегка растерялась перед кассами и купила два билета «туда-сюда» почему-то до Петушков, хотя надо было до станции Орехово-Зуево. Помчалась с толпой занимать места, стоять не хотелось, потому что дорога занимает около двух часов. До отправки остаётся минут 10, поэтому вагоны плотно забиты. Только намечаешь кинуть попу в какой-нибудь просвет, как сразу следует окрик: «Куда? Тут занято». Слышу, женщина какая-то мне машет рукой: «Девушка, идите сюда, здесь свободно». Хорошо, что комплекция позволяет втиснуться в какую-то щель, правда плечи прижаты к ушам, ну ладно, мы люди не гордые. Теперь сижу рассматриваю публику. На противоположной стенке болтается пакет с надписью «Петушинский хлебторг». Цвет одежды народа в основном серый, пошив азиатский, шапки надвинуты на брови, вижу «натуральные» густо блондиновые кудри, дебильноватых парней с банками пива в руках, которые не подвинулись даже по просьбе бабульки с тележкой. Глаза у всех грустные.

    Самое смешное, что как раз в день перед поездкой я моталась в очень элитный супермаркет (его как раз недавно открыли в нашей местности, и я поехала туда на разведку). В колбасный отдел впереди меня совершенно юная фифа тюкала чёрным маникюром по французскому паштету за 1,7 т.р./кг, по мобильному телефону давала кому-то ценные указания в Париже насчет размеров, и, несмотря на скопившуюся за ней очередь, заставила худенькую продавщицу строгать ей твердокаменную ногу испанского хамона по 8 т.р./кг. Это было накануне вечером. Утром же картинка перед глазами уже разительно отличалась. Электричка тронулась, и тут выяснилось, что наш народ тоже не промах и развлекается таким образом: кидают шапку или пакет на лавочку в электричке типа «место занято», активно отгоняют всех наивно-желающих присесть, и получают от этого неизмеримое ни с чем удовольствие.
    Далее была кинокомедия под названием «идёт контролёр». Как только на горизонте показались форменные кители контролёрш, полвагона, в основном мужчины, кинулись вперёд в тамбур. Перегоны короткие, поэтому на следующей остановке плотная толпа выбегает на платформу и несётся обратно в тамбур, который проверяющие уже прошли. Толпа набивается как сельди в бочке, и через запотевшее окошко, масса напряженных глаз следит, когда, наконец, контролёры выйдут из вагона. Самое смешное, что половина из оставшейся половины, тоже едет «зайцами», но многим, очевидно, выгоднее заплатить штраф 60 рублей, чем купить билет, тем более можно ведь и не нарваться на проверяющих. До Петушков, кстати, билет стоил – 120 р. В общем смекалистые у нас люди. Вереницей тянутся продавцы. Чего только не продают – чудо-клей, чудо-растворитель, чудо-чесалку для спины, чудо-фонарики, наборы иголок, мочалки, детские игрушки, лимоны, крабовые чипсы и журнал «Плейбой», который «значительно дешевле, чем в киоске». Мне запомнился монолог про «5 мотивов» почему надо купить детскую книжку «Дед Мазай и зайцы» за 10 рублей. Два первых «мотива» вылетели из головы, а далее оратор заливал, что книга «научит ребёнка бережному обращению с природой», «побудит его нарисовать рисунок, а это позитивная творческая мотивация» и «разовьет желание дружить и любить животных, а это очень хорошо, потому что вытесняет из детских душ мрак и равнодушие». Чуть не купила :). Всю дорогу я проболтала с женщинами-соседками. До чего ж наши простые люди цельные и добросердечные. Одна из Петушков и рассказывала, что у неё «20 соток, продуктов в пОдполе полно, возит их взрослым детям в Москву, а те не кушают, на Ашане каком-то помешались». Как доехала, не заметила, время за разговорами пролетело очень быстро. От Москвы до Орехово-Зуево электропоезд шёл ~1 ч. 40 минут.

    Продолжение следует.
    (с) http://www.pamsik.ru
    При использовании текста гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    21 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Ликино-Дулёво
    сообщить модератору
      Наверх