• Фото 2

Как мы чуть было не взошли на высшую точку Норвегии в 2009 г

27 марта 2012 года||1 (1)| 6| 38723

Предисловие

Чем хороша страна Норвегия? Да всем! Там есть всё то, что мы ценим: уникальные горы и тундра, открытый океан и фиорды (с рыбой!), лес (с ягодами, грибами), уютные небольшие города с человечной архитектурой, и исключительно гостеприимные, приятные люди. А еще тем, что от нашего дома (а Выборг расположен в 40 км от границы с Финляндией) до океанского побережья Норвегии ходу на машине всего 1500 км, не считая части пути, которую проходишь на пароме через Балтику от Финляндии в Швецию. В смысле, страна вполне доступна и очень привлекательна! По этой причине мы с женой (Мирой) бываем в Норвегии в отпускное время, начиная с 2000-го года, чуть ли не ежегодно. Но в 2009 году мне отпуск дали только к концу сентября, что наложило на поездку неизгладимый отпечаток…

В этот раз мы решили провести в Норвегии две недели чистого времени, разделив его пополам: в первой части – походы по горам в национальном парке Йотунхеймен maps.google.ru/maps/ms?msid=207706535531147387550.0004bc47505f8702b0a96&msa=0&ll=61.732176,8.475952&spn=0.339501,1.352692 .
    в районе кемпинга Спитерстулен, а во вторую неделю заняться рыбалкой неподалеку от деревни Бйорке, где наши норвежские друзья по фамилии Морк имеют сельский родовой дом, регулярно предоставляемый нам во временную оккупацию на период приступов нашей рыбацкой страсти (фото 2)

Фото 2

Автор: Tornado

Путь к местам не столь отдаленным

Первая часть пути пролегает от нашего дома по трассе Е18 до морского порта в финском городе Турку, и составляет около 400 км. Туда мы добираемся на своей машине часов за 6 (с учетом формальностей на пересечение границы), потом часов в девять вечера садимся на комфортабельный ночной паром компаний «Силья Лайн» или «Викинг Лайн», и в 7 утра на следующий день стартуем уже в Стокгольме. Отсюда, в принципе, можно за один дневной пробег добраться до первой цели поездки, кемпинга Спитерстулен.

В пути по Скандинавии, из Стокгольма до места назначения, пару раз останавливаемся на перекус, благо, удобных мест для отдыха вдоль дорог предостаточно (фото 3)

Фото 3

Автор: Tornado

Совсем неподалеку, в 25 км от парка Йотунхеймен лежит симпатичный город с героическим названием Лом (против которого, как известно, нет приема!). От него в четыре стороны, крестообразно расходятся горные долины с красивейшими осенними пейзажами. Тут мы немного размялись на общенародном скалодроме (фото 4 и 5),
    Фото 4

Фото 5

что очень поспособствовало нормальному самочувствию! А заодно в ломинском кемпинге, стоящем прямо у дороги, и заночевали, чтобы в горы по серпантину заехать поутру, по светлому. Наутро двинулись дальше и, чем выше шла дорога, тем прохладнее становилась окружающая среда, и в кемпинге Спитерстулен (фото 6),

maps.google.ru/maps/ms?msid=207706535531147387550.0004bc47505f8702b0a96&msa=0&ll=61.732176,8.475952&spn=0.339501,1.352692 на высоте 1200 м над уровнем моря, стало уж и вовсе свежо – едва за +5С. На календаре было 20 сентября. На циферблате — 10 часов с копейками.

Предзимье в горах

Сам горный кемпинг нас порадовал своей добротностью и основательностью (фото 7).

Фото 7

Автор: Tornado

В центральном капитальном здании гостиничного типа было «сердце» кемпинга – кают-компания (прекрасный холл ресторанного типа с витражным окном во всю стену). Как мы выяснили из наглядной агитации, обильно вывешенной на стенах кают-компании (фото 8),

Фото 8

Автор: Tornado

на месте кемпинга в давние годы стояла одноименная деревушка, через которую проходил караванный путь от побережья во внутренние, горные районы страны, куда вьючным образом доставлялись необходимые товары. Вот по этим древним путям и проложены сейчас основные туристские тропы, радиально расходящиеся от кемпинга.

Мы обосновались за речкой в своей палатке «Ред фокс» питерского «разлива» (фото 9),

Фото 9

Автор: Tornado

рядом с социальным блоком, где размещалась кухня-гостиная со стандартным набором услуг: холодной водой из крана, туалетом типа «люфт-клозет», умывальниками, а главное, крышей над головой на время еды. Весь палаточный городок при кемпинге «гужевался» вокруг этого домика. В нем можно было приготовить себе на двух электроплитках горячую пищу, а если плитки заняты, запалить свою газовую горелку и сделать то же самое, но побыстрее. Такие условия проживания стоили 100 норвежских крон (НОК) за ночь за палатко-место. В столь прохладное время условия были, прямо скажем, спартанскими. Отогреваться и предаваться роскоши цивильной жизни мы ходили по вечерам в кают-компанию основного здания, где за чашечкой кофе (за 15 НОК) можно было сидеть в удобных мягких креслах, любуясь горной осенью через огромную стеклянную стену. По всему чувствовалось, зима придет буквально со дня на день. Казалось, сам воздух пах подступающей зимой. В то же время, окружающие виды радовали нас сочетанием сдержанно-блеклых и особо ярких красок, оставшихся в наследство от минувшего лета (фото 10-13).
    Фото 10

Фото 11

Фото 12

Фото 13

У нас получилось 4 полноценных ходовых дня, причем, каждый день мы выходили от кемпинга в разные стороны, крестообразно (фото 14-16).

Фото 14

Фото 15

Фото 16

Автор: Tornado

К ночи возвращались на базу, в свою уютную маленькую палатку, которая отлично себя проявила под ветром и дождем (а этого было предостаточно каждый день). Ни одной протечки! Пять баллов. По ночам нас согревали пуховые спальники, и жизнь, казалось, на данном отрезке вполне удалась!

Чем еще запомнился кемпинг, так это множеством детей лет 10 — 14, которые под руководством взрослых мужчин-инструкторов проходили тут горную школу. Они, вне зависимости от погоды, каждое утро после завтрака становились в строй перед кемпингом, с рюкзаками и в отличной экипировке, и все затем уходили в горы на занятия, до обеда. Мы их несколько раз встречали во время наших выходов. То они отрабатывали страховку, то занимались лазанием на невысоких скалах, то слушали какие-то лекции, сидя полукругом напротив инструкторов. Вот так выковывается норвежский характер в детях современной компьютерной цивилизации! – сделали мы вывод.

Восхождение

23 сентября мы с Мирой решили сходить на вершину Галдхопигген, 2469 м. По описанию, от кемпинга это занимает пути 4 часа туда и 2,5 часа обратно. Гора стоит прямо над кемпингом и к ней ведет не просто маркированная тропа, но что-то типа Бродвея – по утоптанности и однозначности. Ночь накануне восхождения принесла первый морозец – проснулись мы уже в зиме. Шел негустой снежок. Под ногами хрустело. Но главное, путь вверх просматривался хорошо! Здоровье было еще в наличии и в достатке. Ну, мы и пошли… Причем, впереди нас на час раньше вышла группа норвежской молодежи, по виду, студентов, человек 50, в отличной экипировке, с уверенными молодыми инструкторами. Они приехали с утра прямо снизу на шикарном автобусе, и с веселым гомоном устремились мимо нас вверх, пока мы завтракали и собирались на выход.

Где-то в полукилометре над кемпингом мы вошли в облака и дальше путь выглядел плаванием в молочной пелене то более, то менее плотной, в русле маркированной тропы. Несмотря на туман и постоянно идущий густеющий снег, маркировка тропы (красная буква Т на серых камнях с регулярностью 50 – 100 м, фото 17) была хорошо различима.

Фото 17

Автор: Tornado

А что будет, если облачность сгустится и снег пойдет валом? Этот вопрос стал неотвязно донимать сознание… Хотя, шлось хорошо, даже приятно, в графике. Между тем, снег на тропе и между камнями уже стал доходить до щиколотки, а то и по колено, он стал морознее и суше, появились под ногами его завихрения и вьюжные хвосты (фото 18).
    Фото 18

Автор: Tornado

На гребень, ведущий к промежуточной вершине Кейлхаус (2372 м) мы вышли через 4 часа от начала движения, догнали норвежскую «альпиниаду», и еще через полчаса достигли макушки Кейлхауса (фото 19).

Фото 19

Автор: Tornado

Угостили там четырех девушек-студенток, подвернувшихся под горячую руку и не успевших от нас убежать, шоколадными конфетами «Ласточка» петербургской фабрики им. Крупской. Подумали-подумали и… решили идти обратно. Толкаться с норвежскими «паломниками» еще полчаса до Галдхопиггена на хотелось, тем более, что вниз потом пришлось бы брести промежду ними, а это нам как-то не глянулось. Да и морозец наверху был уже, по ощущениям, около -10С. В общем, мы туда-сюда прикинули и двинулись вниз.

Через час нас настигли муки голода и мы стали привалом в мульдочке, защищенной от ветра, достали газовую горелку фирмы «Примус» и по-быстрому сварганили кипятку для супа и чая. Тут мы оттянулись с-полчаса, хорошо перекусили и дождались студентов, которые стали проходить мимо нас по тропе на спуск, систематически отказываясь от нашего угощения чаем. И что удивительно, среди ребят мы вдруг увидели парнишку, который очень неуверенно двигался в сопровождении двух гидов – парня и девушки. Когда он поравнялся с нами, по его движениям мы поняли, что он инвалид, и скорее всего, после ДЦП... Тут мы еще больше зауважали норвежский подход к воспитанию молодежи в горных походах: надо не только себя любимого донести до вершины и назад, но и помочь более слабому почувствовать себя человеком, проявить и укрепить себя как личности! До лагеря было еще около часа ходу, и этому парню явно не хватало для опоры и устойчивости трекинговых палок, которые были у нас с Мирой. В общем, в отличие от чая, мою пару палок они приняли с благодарностью, пообещав оставить их внизу у нашей палатки. В кемпинг мы возвратились часам к четырем пополудни изрядно уставшие, влажно-мокрые, а здесь нас ждала уже настоящая зима – насыпало снега, хотя было и не очень морозно, около нуля. Хорошо, что в кемпинге работала отличная сушилка – комната с тепловентилятором и змеевиками горячей воды, где вся мокрая одежда и обувь высыхали буквально за пару часов (фото 20)!

Фото 20

Послесловие и послевкусие
    На следующий день мы совершили еще один памятный поход — в соседнюю долину Глиттерхейм, через каменистое горное плато, по которому бегали живые горные куропатки, а еще через день уехали вниз (фото 21).

Фото 21

Автор: Tornado

На этом горные походы 2009 года в Норвегии для нас закончились. По пути мы снова заглянули в город Лом, посетили горный музей, где познакомились с историей горовосхождений в этом районе (фото 22, 23).
    Фото 22

Фото 23

И уже на выходе я решил купить значок на память о посещенном месте. Подошел к стенду и рядом с небольшим круглым значком (фото 24)
    Фото 24

Автор: Tornado

увидел трогательную надпись, от которой просто обалдел: «Вершина Галдхопигген, 2469 м, высшая точка Норвегии». Тут нас с Мирой настигла немая сцена: мы были в получасе ходу по простой тропе от высшей точки страны, не догадываясь об этом, и повернули вниз!!! Олухи, короче. В общем, осталось послевкусие конфетки, пронесенной мимо рта…Правда, в 2011 году мы с друзьями из Израиля реабилитировались перед высшей точкой Норвегии и взгромоздились-таки на нее всей компанией. Но это уже предмет отдельной истории.

А в этот раз пришлось искать утешения в рыбалке у деревни Бйорке (район Олессун-Оршта-Сэбо), куда мы совершили четырехчасовый переезд по дождливым дорогам и перевалам, раздвигая бампером стада коз, периодически забредающих на дорогу. Но о своих опытах рыбалки в Норвегии (фото 25 – 27)

Фото 25

Фото 26

Фото 27

Автор: Tornado

я расскажу подробно в другой заметке, ибо это тема, достойная особой повести!

Дешёвый ✈️ по направлению Лом
    • isfoto
      isfoto
      С нами с 8 авг 2010
      16 апр 2012, 20:35
      Спасибо за рассказ, очень интересно и познавательно. Взял на заметку на случай путешествия в эти края. Мы в Ломе всего лишь переночевали — 55 дорогу занесло (май), ее закрыли из-за опасности схода лавин — пришлось вернуться и поехать другим путем.