...
0
Сокровища Британского музея Лондон, Великобритания
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Лондон

    Лондон

    LAT
  • 51.51259N, 0.11742W
  • Я здесь был
    Было: 553
    Хочу посетить
    7361

    781 материал по 246 объектам,  14 476 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Shche 678
    Vazlav 339
    ntalka 327
     
    annapavlovna
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 мая 2018

    Сокровища Британского музея

     
    24 мая 2018 года|| 7| 11971

    Британский музей. Август 2017 г.
    Работает с 10 утра до 17.00. Вход бесплатный. Фотографировать можно. Есть несколько кафе и огромный магазин, продающий книги и сувениры.
    Британский музей – величайшая сокровищница культуры. Осмотреть его полностью за одно посещение невозможно. Посетителям предлагаются аудиогиды с несколькими вариантами маршрутов. Экскурсоводы стараются показать то, что наиболее знаменито. Я же заблаговременно составила собственный план, даже нашла план музея и проложила маршрут, новсё пошло не совсем по плану.

    0

    Автор: annapavlovna


    Если вы приходите в Британский музей не с экскурсией, а самостоятельно, то, возможно, вас отправят с центрального входа на «черный», и в музей вы зайдёте с противоположной стороны. И сразу попадёте в зал под названием «Жизнь и смерть». Здесь выставлены экспонаты из Новой Зеландии, Ганы, с Соломоновых островов, из Южной Америки и американской Арктики, связанные с шаманством, почитанием духов и т.п.
    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna


    Почему «Жизнь и смерть»? Потому что первобытные племена старались задобрить духов, чтобы выздороветь.
    Экспонаты очень интересные. Есть даже статуя с острова Пасхи – один из знаменитых «моаи». Эту скульптуру называют Хоа Хакананаиа – «Потерянный (или украденный) товарищ». Эта каменная статуя примерно 1000-1200 гг. , выполненная из базальта, когда-то стояла на берегу океана вместе с другими. Высота её 2.42 м, ширина 96 см, диаметр 47 см, вес около 4,2 тонн (включая постамент – 5 тонн).
    0

    Автор: annapavlovna


    Её глазные впадины были изначально заполнены красным камнем и кораллом, и скульптура была раскрашена в красное и белое, но краски смылись, когда её перевозили на корабле в Европу в 1869 г.
    Мне «Товарищ» показался не слишком большим и подозрительно новым, гладеньким, чистеньким. Как-то одиноко и неприкаянно выглядел он в зале музея среди толп туристов.
    0

    Автор: annapavlovna


    Затем я попала в зал египетской скульптуры. Огромные головы и конечности фараонов.
    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna


    Розеттский камень, к которому невозможно подойти из-за обступивших его туристов. Так что вот вам: Розеттский камень, вид сзади.
    0

    Автор: annapavlovna


    Надписи, расположенные с другой стороны, выполнены на греческом и древнеегипетском языках – на древнеегипетском двумя видами письма. В 1822 г. французский учёный Шамполион предположил, что содержание надписей одинаково. Он сопоставил имена собственные «Птолемей» и «Клеопатра» из греческого текста с группами иероглифов, окружённых картушем –так было положено начало расшифровке египетских иероглифов.
    А кто хочет всё-таки увидеть надписи – добро пожаловать в сувенирный магазин. Там Камень представлен в виде копий разных размеров, на кошельках, косметичках, галстуках, носках, кухонных передниках… (Вы представляете себе, кому можно подарить чёрно-белый передник с рядами букв и иероглифов? Преподавателю истории, причём с подколкой: я, мол, был в Британском музее, а твоё место на кухне?)
    А рядом витрина с предметами быта Египта ХХ века. Не помню, какие годы – могли быть и 20-е, и 50-е. Зачем? Почему здесь? Загадка британской души…
    0

    Автор: annapavlovna


    Читая материалы о Британском музее, я думала: «Зато у них нет кошачьих мумий, как у нас в Пушкинском музее». Есть, да ещё какие! Новёхонькие! И каменные саркофаги, в которых их хоронили. А также мумии других священных животных и птиц, например ибисов и соколов. Правда, эти фото я делала уже в другом зале – логика их расположения довольно загадочна.
    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna


    Вверху собственно мумии в изящных пеленах (обратите внимание на недоумевающую мордочку мумии справа), внизу – кошачьи саркофаги.
    А это просто статуя кошки (конечно, богини) с золотым кольцом в носу.
    0

    Автор: annapavlovna


    На человеческие мумии я любоваться не собиралась (и вообще, Египет – это, конечно, интересно, но он представлен и в других музеях, в том числе в России). А вот чего у нас точно нет – это материалов по Месопотамии и Ассирии. И я поспешила в нужные мне залы.

    Ассирийская скульптура и Балаватские ворота. 11-8 века до н.э.
    Здесь вы увидите то, что, возможно, напомнит вам учебник истории Древнего Мира. Ассирийские статуи и барельефы кажутся знакомыми.

    0

    Автор: annapavlovna


    Гигантские львы находились при входе в храм Иштар.
    0

    Автор: annapavlovna


    У этих человеко-львов («шеду» или «ламассу», как их называют ассирийские тексты), очень выразительные лица. А ещё у них 5 ног: спереди кажется, что они стоят, поставив обе передние лапы рядом, а сбоку – что идут.

    К сожалению, фотография не передаёт размер Балаватских ворот – они поистине огромны.

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna


    Фрагменты их бронзовых петель и то производят впечатление!

    А дальше – потрясающие рельефы с изображением львиной охоты. Их можно рассматривать, как своеобразный «фильм».
    Вот собаки обнаружили львов.
    0

    Автор: annapavlovna


    Вот люди вступили в борьбу с животными. Стреляют из луков, бьют с коня копьями, вступают в рукопашную схватку. Меня порадовало, что звери сопротивляются.
    0

    Автор: annapavlovna

    Но человек победил. Посмотрите, с каким мастерством изображены умирающие львы!

    0

    Автор: annapavlovna

    Ещё раз взгляните на эту львицу…

    0

    Автор: annapavlovna


    Да, люди мало изменились с тех пор…
    А вот ещё: какой-то царь захватил чужой город. Побеждённые ползут к его ногам на карачках.
    0

    Автор: annapavlovna


    А с тем, кто не хочет покориться, разговор короткий: перерезать горло.

    0

    Автор: annapavlovna

    Не правда ли, что-то знакомое?
    Опять «шеду», на этот раз человеко-быки. Великолепны!

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna

    И наконец я вышла в прекрасный внутренний двор музея, с крышей Нормана Фостера.

    0

    Автор: annapavlovna


    Интересно, как выглядел этот двор до появления крыши? Пишут, что это было «потерянное пространство» – видимо, просто внутренний двор с круглым зданием книгохранилища внутри. А сейчас – оригинальный, великолепный зал с мраморными полами и экспонатами.
    Вот, например, лев из Книдоса (греческий город на территории современной Турции). Мне кажется, он смотрит на мельтешащих вокруг людишек с какой-то горькой иронией. Что ж, имеет право. Ему уже почти 2500 лет!
    0

    Автор: annapavlovna


    А вот тотемные столбы, расположившиеся посреди кафе:
    0

    Автор: annapavlovna

    Вообще мне показалось, что экспонатов в музее так много, что многие (прекрасные и, наверное, ценные) размещают просто на лестницах, и люди в основном проходят мимо них:

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna


    Каждую такую мозаику хочется долго разглядывать, но я старалась придерживаться намеченного плана.
    Опять Месопотамия (Междуречье Тигра и Ефрата).
    0

    Автор: annapavlovna


    Древние арфы.
    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna

    И этот баран в кустарнике мне почему-то знаком…

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna

    И – опять неожиданно: картина ХХ в., изображающая сражение короля Эфиопии с итальянскими колонизаторами.

    0

    Автор: annapavlovna


    Это, если не ошибаюсь, тот самый Хайле Селассие I, происходивший из легендарной династии потомков царя Соломона и обожествлённый растафарианцами. С ним встречались Н.Гумилёв и Н.Вавилов.

    Зал Северной Америки (8000 г.до н.э. – наши дни) – небольшой и тёмный. Вообще в Британском музее не запрещено фотографировать, но некоторые залы настолько тёмные, а стёкла витрин так отсвечивают, что сделать хороший снимок очень трудно. Наверное, нарочно.

    0

    Автор: annapavlovna


    Представлены как исторические артефакты, так и современное искусство коренных обитателей Канады и США: трубки в форме животных (200 г.до н.э.), карты на оленьих шкурах (18 в.). текстиль, одежда, резьба, керамика.
    А дальше зал Мексики (200 г.до н.э. – 16 в.), в котором хочется сфотографировать буквально всё! Опять оживают фотографии и рисунки из любимых книг по истории.
    Каменные скульптуры 900-1450; барельефы, статуэтки, сосуды…
    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna



    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna

    Статуэтка ягуара.

    0

    Автор: annapavlovna


    Не очень похож? Но древний художник так видел!

    Керамический сосуд в виде собачки. Очень мило.

    0

    Автор: annapavlovna


    А это – дама с собачкой.
    0

    Автор: annapavlovna


    Не верите? Перевожу надпись с таблички:
    «Глиняная фигурка женщины, держащей собачку. Найарит, 300 г.до н.э. – 300 г.н.э.
    Богато украшенная женщина с кольцом в носу, в серьгах, ожерелье и браслетах, что указывает на её высокий статус. В левой руке она держит контейнер с крышкой, лежащий на её плече. Маленькая собачка уютно устроилась на сгибе её правой руки. Открытый рот указывает на то, что женщина поёт».
    Вот, теперь вы рассмотрели эту гламурную фифу? В кольцах-браслетах, с кольцом в носу и с ма-а-ленькой собачкой под мышкой? И с сумочкой на плече? Хоть сейчас в клуб…

    А какая великолепная змея! Обратите внимание: внизу расположено зеркало в подсветкой, и в нём вид снизу.

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna


    Что я не сфотографировала – так это инкрустированные опалами и перламутром черепа. Жуткое зрелище! И мозаичные блюда – повторяю, витрины устроены так хитро, что ничего толком снять нельзя.

    Возвращаемся в Старый Свет.

    0

    Автор: annapavlovna


    Пелерина из Молда (англ. Mold cape) – изделие из цельного листа золота, датируемое примерно 1900—1600 гг. до н. э. (бронзовый век). Обнаружена в г. Молд, графство Флинтшир, северный Уэльс, в 1833 году. Она находилась в могильном кургане бронзового века на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «Холм сказочных существ». Пелерина была надета на тело погребённого в грубом каменном саркофаге в кургане. Сохранились отдельные фрагменты скелета, а сама пелерина была серьёзно повреждена. Другие артефакты из этого захоронения: янтарные бусы (почему-то сохранилась одна бусина), бронзовые фрагменты, какие-то золотые полосы. И урна с остатками сожжённых костей.
    Ширина пелерины составляет 458 мм. Она была предназначена для человека очень субтильного телосложения, и хотя пол погребённого достоверно не известен, сопутствующие находки, при сравнении с материалами в аналогичных погребениях, указывают на то, что это с большой вероятностью была женщина.
    • Золотой кубок из Ринглмира — гофрированный золотой сосуд эпохи бронзового века, обнаруженный в кургане на территории фермы Ринглмир около Сэндвича в британском графстве Кент в 2001 г. Хотя кубок был сильно повреждён в результате удара плуга, видно, что его изначальная высота составляла 14 см.
    0

    Автор: annapavlovna


    Почему-то мне кажется, что не только №1, воспроизводящий первоначальный вид кубка, но и №2 – кубок, повреждённый плугом – это лишь макеты. Может, дело в удивительной отполированности и блеске? Каждый раз изделия из золота здесь и в Дублине будут вызывать у меня эти подозрения.

    Следующий зал посвящён культуре кельтов.
    Мечи и щиты

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna



    Двурогий кельтский шлем Ватерлоо, найден в Темзе (Лондон), Железный век, 150-50 гг до н.э.
    0

    Автор: annapavlovna


    И забавные статуэтки диких кабанчиков.
    0

    Автор: annapavlovna

    Бычки (служили то ли печатями, то ли гирьками для весов).

    0

    Автор: annapavlovna

    А львица в прыжке (причём, кормящая мама) – это уж чистое искусство.

    0

    Автор: annapavlovna

    А вот Человека из Линдоу (англ. Lindow man) я не нашла. Был там какой-то малоинтересный скелет под стеклом. Но Человек из Лидоу, судя по описаниям, должен быть мумией. Так назвали человека, умершего в эпоху железного века (20-90 гг.н.э.) и обнаруженного в торфяном болоте Линдоу близ деревни Мобберли, графство Чешир. Скорее всего, это было ритуальное убийство, т.е. жертвоприношение: не занимавшийся физическим трудом, с аккуратно подстриженными бородой и усами молодой мужчина умер страшной смертью: череп был проломлен в двух местах тяжелым орудием (предположительно топором), а горло перерезано. Кроме того, на шее была затянута тонкая, плетеная из кожи веревка, свидетельствующая об удушении, а сама шея сломана. Одно из ребер со стороны спины тоже было сломано. Были обнаружены и следы пыльцы омелы, которую друиды считали священным растением.

    Почему-то у меня нет ни одной фотографии из зала, посвящённого римской оккупации Британии (43 – 410 гг. н.э.). Это очень странно: ведь я хотела посмотреть и на Кубок Ликурга (римский стеклянный кубок IV век н. э., меняющий цвет в зависимости от освещения), и на таблички из Виндоланды (памятники письменности I-II веков).
    Возможно, кубок убрали из экспозиции? Ведь он найден не в Британии (и вообще неизвестно где).
    Таблички же я прекрасно помню, но для фото – ничего интересного. Надписей практически не видно. Конечно, рассмотреть бы их поближе, да кто ж мне даст…
    Большинство табличек относится к периоду до сооружения стены Адриана, наиболее богат находками слой, относящийся ко временам Нервы и Траяна (97-105 годы).
    Гарнизон Виндоланды составляли германцы из племён тунгров и батавов (обитали на территории современных Бельгии и Нидерландов). Некоторые люди, упоминаемые в документах, носят кельтские или германские имена; их командиры, возможно, также были уроженцами северных провинций, чьи семьи получили римское гражданство сравнительно недавно, но уже были романизированы и свободно владели латынью.
    Таблички из Виндоланды содержат переписку римских командиров, отчёты, списки поступающей в гарнизон провизии, различных вещей, а также частную переписку. Наиболее известно письмо Клавдии Северы, жены Элия Брокха, командира соседнего форта (вероятно, называвшегося Брига), к даме по имени Сульпиция Лепидина, жене виндоландского командира префекта девятой когорты батавов Флавия Цериала, с приглашением на свой день рождения (табличка 291). Севера «сердечно приглашает» подругу на праздник, который должен состояться 11 сентября, и далее шлёт приветы «твоему Цериалу» от себя, а также от «моего Элия и сыночка». Всё это написано одной рукой (очевидно, писца), далее следует приписка другой рукой (очевидно, рукой самой Северы): «Я жду тебя, сестра. Прощай, сестра, душа моя, приветствую тебя и желаю тебе всего самого наилучшего» (Sperabo te soror. Uale soror anima mea ita ualeam karissima et haue). Это письмо, датированное примерно 100 годом н. э., — один из старейших документов, написанных женщиной. Некоторые таблички содержат литературные цитаты — отрывки из «Энеиды» Вергилия, использовавшейся в античности для обучения письму (вероятно, это детские упражнения).

    Эти средневековые миниатюры на кости я сфотографировала, потому что по ним прекрасно видно, для чего они служили: чтобы неграмотные люди, получив минимум объяснений, могли представить себе всю историю распятия и воскрешения Христа.

    0

    Автор: annapavlovna

    Саттон-Ху и средневековая Европа.
    Извините, но никакого «погребального корабля англо-саксов», о котором пишут в Интернете, я в зале не видела. Вот сейчас смотрю на фотографию зала на официальном сайте музея – и тоже ничего нет. «Сгнившие балки 24-метровой ладьи оставили в песчаной почве четкие отпечатки, позволяющие восстановить первоначальный облик этого прочного мореходного судна» – ну и где оно?
    Находки же, сделанные в кургане Саттон-Ху, знамениты. Вот как они выглядят.
    «Большой круглый щит и меч с золотой рукояткой, украшенные гранатами». Описание красивое, а на самом деле вот:
    То есть мы видим только сохранившиеся детали щита.

    0

    Автор: annapavlovna


    «Искорёженная шестиструнная лира, завёрнутая в бобровую шкуру». Искорёженную не запомнила, а её реконструкция вот:
    0

    Автор: annapavlovna


    И самый знаменитый экспонат из этого зала – «шлем Беовульфа».
    0

    Автор: annapavlovna


    Здесь вы опять же можете видеть сохранившиеся фрагменты, наложенные на основу. Реконструкция – золотая, целенькая – находится рядом, но сфотографировать её не получилось – сплошные блики. Всё расплылось.
    0

    Автор: annapavlovna


    Конечно, этот шлем не принадлежал легендарному Беовульфу. Лицо, погребённое в Саттон-Ху, не установлено. Вероятнее всего, могила принадлежит восточно-английскому королю Редвальду (около 599—624). Просто шлем из Саттон-Ху часто используют для иллюстрации изданий поэмы «Беовульф». Ведь могильник под Вудбриджем относится к культуре англов и саксов VI—VII веков —это тот самый мир, который нашёл отражение в англосаксонском эпосе. И сходные археологические находки сделаны как раз в Швеции, откуда прибыл легендарный Беовульф.

    А потом я узрела уголок, посвящённый восточным славянам – фрагменты «Киевского клада» (не знаю, какого века).

    0

    Автор: annapavlovna


    Обнаружен он был в 1906 г., часть украшений с эмалью находится в Метрополитен Музее Нью-Йорка, а кто и когда это всё продал англосаксам — не знаю.

    Зал Средневековой Европы (1050-1500 гг.).
    Забавные шахматы с острова Льюис Средневековая Европа 1050 – 1500 гг.

    0

    Автор: annapavlovna

    0

    Автор: annapavlovna


    78 фигурок, выполненных из моржового клыка (XII век) и китового зуба. Ещё 11 фигур находятся в Национальном музее Шотландии. Это остатки 4-х комплектов.
    Короли сидят на тронах, держа меч.
    Королевы сидят на тронах, подперев щёку рукой либо держа кубок.
    Епископы (слоны) увенчаны митрами и держат посохи.
    Рыцари (кони) сидят на пони.
    Стражники соответствуют современным ладьям. Это пешие воины.
    Утверждение, что «четыре стражника изображены как берсерки, грызущие свои щиты», при ближайшем рассмотрении кажется спорным. У них просто искажённые лица с раскрытыми ртами. Впрочем, не буду спорить. Не очень удобно было рассматривать.
    Пешки имеют вид усечённой пирамиды со скруглённой верхушкой, т.е. больше похожи на шашки.
    Ну, а дальше были драгоценные церковные реликвии:
    • королевский золотой кубок, или Кубок святой Агнессы, — золотой кубок, украшенный эмалью и жемчугом, изготовленный для французской королевской семьи в XIV веке;
    • рака для святого тернового венца (ок. 1390-х годов) — выполненная из золота и богато украшенная драгоценными камнями и жемчугом рака для хранения одной из главнейших христианских реликвий. Принадлежала французскому королевскому дому;
    • триптих Боррадейла и триптих Вернера — византийские триптихи из слоновой кости (X век);
    • триптих Джона Грандисона — триптих из слоновой кости (Англия, около 1330 г);
    • посох епископа Келлса (IX-XI века) — посох с серебряным набалдашником, предположительно принадлежавший епископу Келлса (Ирландия).

    На меня же произвела впечатление эта прекрасная скрипка:

    0

    Автор: annapavlovna

    Её фрагмент:

    0

    Автор: annapavlovna


    Сейчас задумалась: а почему, собственно, этот музыкальный инструмент украшен явно демонической фигурой? Может, не только священнослужители считали светскую музыку греховной, но и сами трубадуры-менестрели были не прочь позаигрывать с дьяволом?

    Суммирую.
    Многое из того, что я целенаправленно шла посмотреть, я либо не увидела, либо не запомнила. Не стану утверждать, что публику обманывают. Конечно, нет. Приходилось видеть витрины с надписями, что экспонат находится на выставке, реставрации или изучении. Что-то пропустила по собственной невнимательности. Что-то закрыли от меня другие посетители (а их было о-о-чень много). В общем, Британский Музей, как и Эрмитаж, это целая вселенная, и обозреть за одно посещение можно лишь небольшую его часть.
    И всё-таки я не верю своему счастью: я там была! Я это видела!

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    68 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Лондон
    сообщить модератору
      Наверх