Аландские острова осенью Мариехамн, Аланды

С нами с 19 дек 2012

Аландские острова осенью

19 декабря 2012 года|| 20| 1123010

Мечта съездить на Аландские острова возникла столь же внезапно, сколь безотлагательно требовала осуществления. Только туда, только золотой осенью, причем ближайшей. Полное отсутствие денег после поездки в Испанию не смущало. Смущало другое. Все предлагаемые туры, обычно трехдневные, фактически отводили на Аланды полдня. Первый день – Турку, третий – Хельсинки. Ничего не имею против экскурсии по Турку, но, извините, острова так острова! Не нравится мне эта манера посмотреть за раз всего побольше. И вот, о радость, нашла! Тур в конце сентября с фирмой «Серебряное кольцо»!
    Из трёх дней полтора – на Аландах! И никаких рыбных магазинов и «Тысячи мелочей». Итак, выпьем за сбудку мечт!
    Конечно, полтора дня – это тоже мало, но для первого знакомства неплохо. Особенно если учесть квалификацию нашего гида Татьяны Пушенко и удивительную насыщенность программы.
    В Турку автобус из Петербурга привез нас рано утром. Было еще темно, шел проливной дождь. Так что круг по городу был познавательным, но почти лишенным визуального ряда. Только мелькали в темноте фонарики финских велосипедистов. Что ж, сюда мы приедем отдельно. А пока – светает, мы грузимся на паром. Часа четыре пути до Мариенхамна проходят в постоянных вылазках на верхнюю палубу, где на редкость пусто, потому как дурних нэма.

Автор: Denise58

Небо постоянно меняется – то тучи, то солнце, то дождь… а ветер неизменен – того и гляди сдует. Но как можно пропустить красивейшие шхеры – сперва архипелаг Турку, а потом – Аландские острова, числом около 6000?

Автор: Denise58

Двадцать минут на палубе – полчаса отогрева в теплых салонах. Наверх, кроме нас с мужем, выходят только люди, выгуливающие собак (для чего есть специальные ящики). Количество собак решительно поразило – кажется, половина пассажиров везли с собой четвероногих друзей, часто парами одной породы. Как мы потом выяснили, на следующий день на Аландах была международная собачья выставка.

Мариенхамн встречает нас мелким дождиком, постепенно превращающимся в крупный. Выслушиваю от мужа все, что он думает о женщинах, которым нужна золотая осень в Ботническом заливе. Но расслабляться нельзя: наш экскурсовод должна до темноты познакомить нас с городом.

Автор: Denise58

Сперва мы осматриваем знаменитый парусник “Pommern” и морской музей, а затем отправляемся на прогулку по столице, самому большому и к тому же единственному городу Аландских островов, размером примерно 1х7 км. Городок поражает своей, мягко говоря, немноголюдностью. Мы проходим по эспланаде, осматриваем церковь, старинную школу, памятник императрице Марии Александровне, в честь которой назван город, но главное все-таки для меня – просто уютные провинциальные домики с яблоневыми садами, сушащимся бельем и сапогами на крылечке.

Автор: Denise58

Но больше всего в Мариенхамне нам понравился своеобразный центр ремесел, организованный в рыбацкой деревушке. И там же – малюсенькая часовенка на сваях. На серебряные серьги с изображением цветка – символа Аландов – мы только полюбовались… как и на все прочее.

Автор: Denise58

Ливень усилился, с мокрыми ногами и холодными носами мы, наконец, добежали до гостиницы (Park Alandia Hotel, 3*), надеясь, что после заселения прямиком побежим в сауну. Но увы! Имейте в виду, сауна (платная) – по предварительному заказу. А друзья-собаководы уже заняли все места.

Автор: Denise58

Вторая сложность заключалась в том, что нам просто необходимо было купить хлеба и местного сидра для нашего с мужем традиционного пикника в номере. Но оказалось, что магазины здесь закрываются часов в шесть… Хорошо, что напротив гостиницы была небольшая лавочка. Правда, обязательный пункт моей культурной программы – покупка традиционного аландского хлеба – выполнен в этот вечер не был. (К счастью, я смогла купить этот вкуснейший хлеб на пароме, идущем в Хельсинки, в магазине Tax Free). Приняв горячий душ и прислонив к батарее мокрую обувь, мы пируем… Потом муж выходит на улицу покурить, а я засыпаю намертво и сплю часов двенадцать.

Утро мы начинаем с вожделенной сауны и простого, но вполне вкусного и сытного завтрака, после чего наш автобус отправляется в большое путешествие по островам.
    Сначала мы едем в самую западную точку Аландских островов (когда-то – самую западную точку Российской империи), остров Экеро, на русскую почтовую станцию. Там находится музей, но он закрыт вместе с туристическим сезоном. Осмотрев памятник работникам почтовой дороги, связывавшей Скандинавию и Россию, и кинув взор на запад, едем дальше, в традиционную рыбацкую деревушку.

Автор: Denise58

Характерные для Финляндии красные строения живописно обрамляют берега. В воде мы увидели медуз (заснять не получилось), а на берегу – огромную улитку. Здесь нас даже немного побаловало солнышко, выглянув через облака.

Автор: Denise58

Затем мы поехали на скалу Godbyvägen, поднялись на высокую смотровую башню, которая на ветру гудела и покачивалась, и перед нами развернулись великолепные панорамы Аланд. С каждым витком лестницы горизонт расширялся, открывая новые и новые планы, подобные театральным кулисам, – чередования воды и лесистых островов.

Автор: Denise58

Следующим пунктом нашего путешествия был замок Кастельхольм. Местный гид рассказала о замке, который, как и почтовая станция, оказался закрыт вместе с туристическим сезоном, а затем провела нас по музею быта под открытым небом Яна Карлсгордена. Здесь мы увидели традиционные деревянные строения, привезенные из разных мест Аландских островов: жилой дом, хозяйственные постройки, лодочный сарай, мельницу…

Автор: Denise58

А потом нас ждал обед на винодельческой ферме. Вино на ней делается только из местного сырья.
    После обеда и дегустации автобус повез нас к руинам крепости Бомарсунд, самого крупного сооружения, когда-либо построенного на Аландских островах. Идея создания принадлежит Барклаю де Толли. Заложена крепость была в 1830 году, а разрушена (еще не будучи достроенной) во время Крымской войны в 1854 году англо-французским флотом. Оборона Бомарсунда – одна из малоизвестных трагических страниц русской и финской истории. Руины крепости, взорванной и уничтоженной, до сих пор впечатляют.

Автор: Denise58

С одного из разрушенных бастионов также открывалась замечательная панорама. А дорога зовет дальше…

Автор: Denise58

Уже в сгущающихся сумерках и под моросящим дождем мы приехали к курганам викингов. Ну, лично я ожидала увидеть нечто вроде городища Воронич… Оказалось – это несколько определенным образом уложенных валунов. Без экскурсовода никогда бы не догадалась, что это курган викингов.

Мы побывали еще возле двух старинных церквей, видели по дороге мохнатых аландских коров и уже в темноте под вновь начавшимся дождем вернулись в Мариенхамн, откуда ночью паром увозил нас в Хельсинки.
    Вечером хотелось побродить по городу, наблюдая «ночную жизнь Мариенхамна», но дождь разошелся не на шутку, так что пришлось искать открытое заведение. Им оказалась пиццерия недалеко от паромного терминала, где мы смогли выпить сидра, съесть огромную пиццу на двоих и посмотреть футбол.
    Ночь мы провели на пароме, а следующий день – в Хельсинки, Свеаборге и по пути домой… но это уже другая история.

Автор: Denise58

Но, подъезжая к Петербургу, наш гид Татьяна сказала очень правильные слова о том, что кажется, будто мы провели в поездке не три дня, а минимум неделю. Впечатления просто переполняли нас, а кроме того, мы побывали в каком-то совсем ином, непривычном мире.

РЕЗЮМЕ:
    Посещение Аландских островов после закрытия туристического сезона, который длится с мая по середину сентября, имеет свои плюсы и минусы.
    Плюсы: красота и очарование осени, отсутствие туристов.
    Минусы: часть музеев закрыта, погода может оказаться не самой комфортной.
    Лично для меня минусы оказались не слишком существенными. Но летом я, пожалуй, приеду сюда еще раз, уже сама, чтобы покататься на велосипеде, побродить по лесным дорогам… Аландские острова – удивительное по красоте место, чистое, спокойное и безопасное, где люди живут неторопливой жизнью в согласии с природой. На нем действительно можно отдохнуть душой. Но термобелье и штормовка не помешают.