• Дорога к Иммузеру

С нами с 6 мар 2009

Коктейль Марокко 7 - Иммузер, Эссувейра, Марракеш

21 июля 2009 года|| 16| 56424

Дорога в предгорьях Атласа была на удивление живописной. Коричные горы, белые деревни, какая-то не знакомая нам растительность. Самое интересное, впрочем, мы встретили на равнине: стада коз, пасущихся на деревьях арганы. Зрелище настолько занимательное, что мы выбрались из машины и, всучив какие-то деньги подоспевшему за гешефтом пастуху, поспешили поближе к деревьям, чтобы со вкусом насладиться происходящим. Мишук присвоил предприимчивым козам наименование «нептицы», которое вполне укоренилось в нашей семье. Так мы их по-прежнему и называем.

Кроме эффектных нептиц, пару раз нам повстречались и вполне банальные полицейские. И вот привычная разница между севером и югом: если на севере мы подписывали протоколы и платили штраф, то на юге полицейские с благодарностью принимали взятки. Отбившись от стражей порядка, мы продолжили путь, удивляясь одному обстоятельству: почему-то и в сторону Иммузера, и в обратную сторону двигалось очень мало машин, которые можно было бы отнести к туристическим. Наверное, для поездки на водопад уже поздновато для большинства туристов, но почему никто не едет обратно? Вскоре мы остановились на какой-то развилке, силясь понять, в какую сторону ехать. К нам тут же подкатил на мопеде неизвестно откуда взявшийся марроканец. «Вы едете к водопаду? Давайте, я покажу вам дорогу!» Памятуя об эпизоде в Фесе, мы с благодарностью приняли приглашение.

И вот, наконец, надписи по краям дороги объявили о том, что мы подъехали к водопаду. На подступах к нему расположилась маленькая деревенька, весь быт, которой, судя по всему, был связан с туристическим потоком к Иммузеру. Была лишь одна странность: отсутствовал шум воды. Когда приближаешься к водопаду, даже небольшому, шум воды всегда слышен издалека. А здесь царила блаженная тишина. Может, мы не туда приехали? Да нет, туда: во-первых, вот соответствующие надписи, а во-вторых, марроканец-поводырь призывно кивает головой. Мы выбрались из машины, и к нам тут же устремилась стайка местных жителей. Поводырь с готовностью протянул руку за деньгами.

- Андрей, здесь нет водопада! – растерянно говорила я, теребя его за руку.
    - Сам вижу, но надо понять, куда он делся, - Андрей обернулся к поводырю. – Пока не увидим водопада, никаких денег.
    Марроканец сразу ощетинился:
    - Водопад есть, есть! Он вот там, - и махнул руками в сторону какого-то пригорка.
    - Да-да! Водопад там! – загалдели остальные.

Водопада там не было, но мы все-таки решили прогуляться, уже из принципиального любопытства. Обогнув пригорок, мы увидели высокую красную скалу, совпадающую по форме со скалой на фотографиях Иммузера. Но вот вода со скалы не низвергалась. Водопад оказался сезонным: он появляется весной, когда его питает тающий в горах Атласа снег, и пересыхает к осени. Черт, убили три часа времени на поездку к сухой скале, каких полно и в окрестностях Агадира! А эти деятели нам даже словом не обмолвились! Деятели между тем хватали нас за руки и требовали денег.
    - Нет водопада – нет денег, - резюмировал Андрей.
    - Вот водопад, вот! – суетились марроканцы, подсовывая нам под нос открытки, на которых, действительно, была вода.

Я, конечно, все понимаю: и их зависимость от туристов, и разницу в доходах. Но откровенное вранье и вымогательство – это было уже чересчур. Скажи нам марроканец-поводырь о том, что водопад временно пересох – и он получил бы от нас щедрое вознаграждение за сэкономленное время. А сознательное мошенничество вознаграждения не заслуживало. Под проклятия местных жителей мы загрузились в машину и отправились в обратный путь. Эта поездка и стала последней каплей.

- Мы здесь не останемся! – решительно объявил Андрей. – Зачем сидеть в этом захолустье, где ничего нет: ни солнца, ни эстетики, ни вкусной еды, ни французских вин. Даже водопада, и того нет! Ты нормально себя чувствуешь?
    - Да… Но у нас же по программе следующий город – Эссувейра. Через три дня.
    - Да бог с ней, с программой! Хотите в Марракеш? Проведем оставшиеся дни там, а поедем туда не через горы, а через Эссувейру.

Аргумент про Марракеш сразил нас с Мишуком наповал. Вечером мы забронировали номер в своем Меридиене Н-Фис, быстро собрали вещи, а утром, не тратя время на завтрак, отправились в дорогу. Никогда еще, кажется, мы так не радовались, уезжая из какого-либо места. В Агадир мы больше не поедем. И с тех пор я ненавижу запах розового масла, которым пахли все «мыльно-пузырьные» принадлежности в ванной.

По сравнению с козьими тропами Высокого Атласа, дорога до Эссувейры показалась нам идеальной. Впрочем, о перевале Тизи-н-Тест мы нисколько не сожалели: возможно, только ради него стоило съездить в Агадир. Откуда ни возьмись, появилось солнце, и мы посматривали на бесконечную береговую полосу Атлантики.

А по сравнению с Агадиром Эссувейра показалась нам шедевром эстетики и цивилизованности. Цветовая гамма – ослепительно белая, ярко-синяя, с вкраплениями песочных оттенков, быстро излечила наши глаза от кошмарной рыжей плитки отеля. Дивный город Эссувейра: чайки, лодки, кошки, дети, белые стены домов и синие двери. И в нем вполне можно было бы пожить немного, но ничто не сравнится с Марракешем, поэтому мы едем в Марракеш. Ура, мы снова едем в Марракеш!

Дорога до Марракеша не показалась нам утомительной. И когда по сторонам замелькали открытые кафе Гелиза, нас охватило чувство ликования. Мы дома! И в отеле нас встретили по-домашнему: «Вы у нас постоянные клиенты», - не без юмора отметила черноокая девушка на ресепшн. Наш номер оказался, увы, занят, однако девушка позаботилась о том, чтобы новый номер был не хуже. Устроившись на своей террасе в саду, мы поклялись друг другу, что больше мы из Марракеша ни ногой, по крайней мере, в эту поездку.

Ощущение ликования не прошло и на следующий день. Напротив: теперь, когда нам было, с чем сравнивать, и свежесть травы, и благоухание роз, и пение птиц, - все казалось самым лучшим в мире. И уже неважно было, куда мы пойдем и что увидим, потому что в Марракеше нам нравилось все, даже одичавший и неухоженный сад Менара, запомнившийся грязноватой водой в пруду и громадной ленивой жабой на его поверхности. И даже шокирующие ремесленные районы Медины, пройти по которым можно было только с пучком мяты под носом. А вечера мы проводили в Европе, для компенсации дневной экзотики: в полюбившейся «Траттории ди Джанкарло» или в дизайнерском ресторане отеля «Ивернаж». За все время ощущение рая так и не притупилось.

Когда три идеальных дня закончились, мы по идеальной же дороге очень быстро доехали до Касабланки. И триумфально заблудились там, потратив на поиски отеля столько же времени, сколько на всю дорогу от Марракеша до Касабланки. А затем… Драматичное расставание с нашей Хондой в офисе рент-э-кар, прощальный кус-кус, беспокойный сон в беспокойном городе… И рейс Касабланка-Милан-Москва.