Минск

Минск

LAT
  • 53.90512N, 27.56118E
  • Я здесь был
    Было: 815
    Хочу посетить
    3016

    377 материалов по 153 объектам,  7 674 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Ena 169
    Olegon 132
     
    городской транспорт
    • GPS
    • Беларусь, Пр. Независимости, 6, 220030, г.Минск — офис предприятия "Минский метрополитен".
    • metropoliten.by
    Фотографии
    Карта
    47 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    TravelGuru
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 13 апр 2017

    Минское метро: когда слезам поверила Москва

    Транспорт → городской транспорт
    12 января||
    GPS
    |8 (2)| 9| 897
    На момент распада СССР минский метрополитен мог похвастаться двумя линиями и 16 станциями, а на конец 2020 года минское метро это без малого 300 миллионов пассажиров в год, 33 станции на 3-х линиях с 3 пересадочными узлами.

    Синяя ветка, Московская,
    1

    Автор: TravelGuru

    Синяя ветка, Московская, строилась первой, и первоначально включая участок от Института Культуры до Московской.

    Красная ветка, Автозаводская, изначально от Фрунзенской до Тракторного завода, сдана в декабре 1990 года.

    Зелёная ветка, Зеленолужская (от названия микрорайона Зелёный Луг) сдана 7 ноября 2020 года.



    И хоть сюда туристов не водят как в московское метро, но туристы здесь всё равно оказываются, потому что это главный городской транспорт Минска, которому неведомы пробки, ДТП и погодные катаклизмы.

    2

    Автор: TravelGuru

    1

    Автор: TravelGuru

    Жетоны минского метро име
    2

    Автор: TravelGuru

    Жетоны минского метро имеют только одну дату и найти более-менее свежие почти невозможно



    Его развитию в отличие от многих других советских метрополитенов не помешали (хоть и замедлили) распад СССР и разруха 90-ых, потому что после тех сложностей, с которыми строители и проектировщики столкнулись изначально, 90-ые показались не такими и страшными, ведь ещё в конце 70-ых минское метро могло умереть так и не родившись.

    Пролог

    Сразу после освобождения в 1944 году в Минске начали строить крупные предприятия — Минский тракторный, Минский автомобильный и другие заводы. Тогда же начали возводить жилые массивы близь заводов для их работников. Однако заводы множились, количество работников на них тоже, а для новых жилых массивов близь заводов места уже не было.

    К 1960-ым по новому генплану крупные жилые массивы стали возводиться на западе Минска, и сразу возникла проблема доставки оттуда в заводские районы сотен тысяч человек в день. Наземный транспорт справлялся с трудом, поэтому уже тогда, в 1960-ые, возникла идея постройки метро.

    Главной формальностью было наличия в городе миллиона жителей. Население города росло быстро, но недостаточно. В городскую черту включали деревни, названия которых становились названиями микрорайонов и отражены в названиях многих станций: "Петровщина", "Малиновка", "Каменная горка", "Грушевка" и т.д., — это "фишка", если угодно, минского метро.

    1

    Автор: TravelGuru

    У нас тоже есть до сих по
    2

    Автор: TravelGuru

    У нас тоже есть до сих пор Малиновка и там тоже играют свадьбы)



    Работающих иногородних студентов переселяли в общежития предприятий, приезжающих на работу из окрестных деревень тоже формально прописывали в Минске, и вот в 1972 году всеми правдами и неправдами население Минска перешагнуло миллионный рубеж.

    Часть 1. Боль и страдания

    В первую очередь планировалось ввести в строй участок из 8 станций от "Института Культуры" до "Московской", включая станцию "Площадь Ленина" у железнодорожного вокзала.

    Двуязычие минского метро
    2

    Автор: TravelGuru

    Двуязычие минского метро — русское и белорусское название станции часто чередуются в интерьере

    1

    Автор: TravelGuru

    0

    Автор: TravelGuru

    Советское и коммунистичес
    3

    Автор: TravelGuru

    Советское и коммунистическое оформление никто не трогал.

    Сзади видны строительные ограждения для соединения станции с третьей линией метро. Начало 2020 года.



    Когда строительство началось, главная транспортная магистраль столицы, Ленинский проспект (ныне проспект Независимости), под которым и проходила линия метро, стал выглядеть вот так.

    фото с сайта, посвящённог
    1

    Автор: TravelGuru

    фото с сайта, посвящённого минскому метро

    1

    Автор: TravelGuru



    Всякое транспортное сообщение по нему прекратилось, а минчане тогда впервые узнали, что такое пробки, хотя автомобилей в Минске было раз в 40 меньше, чем сейчас. Но всё было сносно, ведь грела мысль, что скоро появиться комфортный и удобный транспорт.

    Первыми начали возводить станции "Парк Челюскинцев" и "Московская", так что, формально, это самые старые станции минского метро.

    2

    Автор: TravelGuru

    3

    Автор: TravelGuru



    Но первоначальный проект не предусматривал и половины тех сложностей, с которыми столкнулись строители метро: мягкий песок, валуны по 2 метра, подземные реки, грунтовые воды, — всё это привело к существенному увеличению расходов, а все сметы шли в Москву и там рассматривались. Так в какой-то момент оттуда пришла команда "стоп!". Стройка полностью замерла, как и движение по минским улицам в час-пик.

    В центре склонялась к полной остановке проекта, консервации и возвращению к тому, что было. Мнение простых людей, писавших слёзные письма во все инстанции, мало кого интересовало в Москве, но туда полетели и письма глав профсоюзов минских заводов, членов партии, глав райкомов и горкома, с которым прикрепляли письма заводчан, партийцев и комсомольцев. Есть даже легенда, что в Москве показали фотографии вскрытого главного проспекта столицы республики, города-героя, где планировали проводить некоторые соревнования олимпиады, и именно это помогло сдвинуть дело с мёртвой точки. Так или иначе, Москва дала распоряжение составить 2 сметы: первая — во что обойдётся завершение строительства, вторая — во что обойдётся консервация и возвращение к тому, что было. Оказалось, дать заднюю обошлось бы ненамного дешевле, чем достроить, и Москва вняла слезам. В конце июня 1984 года первая линия минского метро, названная Московской, была сдана.

    3

    Автор: TravelGuru



    Все станции неглубокие и подземные, где-то на половине из них есть эскалаторы. В интерьерах почти каждой станции было соответствующее тематическое оформление

    3

    Автор: TravelGuru

    2

    Автор: TravelGuru

    1

    Автор: TravelGuru

    Оформление станции
    2

    Автор: TravelGuru

    Оформление станции "Октябрьская" ("Кастрычнiцкая")

    2

    Автор: TravelGuru

    Как и собаке в московском
    3

    Автор: TravelGuru

    Как и собаке в московском метро, нос Ленина на "Площади Ленина" тоже трут)



    Часть 2. Только не останавливаться

    Между первой и второй... Правильно, перерыв был небольшим, и в подарок к 1991 году в предпоследний день 1990-го была сдана вторая ветка минского метро.

    Платформа станции
    2

    Автор: TravelGuru

    Платформа станции "Фрунзенская" со сценами, посвящёнными Гражданской войне



    А потом казалось, что всё. Остановилось финансирование из центра и в условиях тотальной разрухи начала 90-ых пришлось изыскивать последнее, но продолжать стройку. И вот в 1995 году 3 июля, в День независимости страны, были сданы первые постсоветские станции — "Молодёжная" и "Пушкинская".

    Фонари, стилизованные под
    3

    Автор: TravelGuru

    Фонари, стилизованные под старину, на станции "Пушкинская". Её назвали в честь площади, но ко времени открытия станции топоним Пушкинская площадь исчез с карт после сооружения крупной транспортной развязки, и слова "площадь" в названии станции не фигурирует.



    А в 1997 ещё две. Кстати, и в советское время и в 90-ые станции имели в своём оформлении названия на двух языках.

    0

    Автор: TravelGuru

    0

    Автор: TravelGuru

    В честь классика белорусс
    1

    Автор: TravelGuru

    В честь классика белорусской литературы

    0

    Автор: TravelGuru



    А вот уже с 2000-го названия в интерьере были только на белорусском, как и на всех указателях.

    У нас тоже есть до сих по
    2

    Автор: TravelGuru

    У нас тоже есть до сих пор Малиновка и там тоже играют свадьбы)

    В преддверие Чемпионата м
    0

    Автор: TravelGuru

    В преддверие Чемпионата мира по хоккею в 2014 все указатели продублировали на английский, как и голосовые объявления в вагонах



    Кроме того, не коснулось станций и переименование. Даже когда Площадь Ленина стала Площадью Независимости, то Ленин остался и на постаменте на ней, и в названии станции метро, и в её интерьерах.

    В 90-ые и начале 2000-ых минимализм был лейтмотивом минского метро. Уже не было какой-то тематичности под название, просто построить, просто сдать, это было важнее. Но всё же пытались даже с теми скромными средствами сделать что-то интересное и тематическое.

    1

    Автор: TravelGuru

    Скульптура пролетария на
    4

    Автор: TravelGuru

    Скульптура пролетария на платформе станции метро "Пролетарская"



    Часть 3. Новая эпоха

    Эпоха 2010-х началась с теракта, произошедшего 11 апреля 2011 года, который устроил отнюдь не религиозный фанатик, не наёмник и даже не иммигрант-иностранец, а химик любитель с садистскими наклонностями.

    Мемориал у входа на станц
    2

    Автор: TravelGuru

    Мемориал у входа на станцию "Октябрьская" ("Кастрычнiцкая") в память о жертвах теракта 11 апреля 2011 года



    После тех событий серьёзное внимание было уделено безопасности: появились сканеры багажа, металлоискатели и в несколько раз больше камер наблюдения.

    Всплакнули, погоревали, но продолжили строить. В 2010-ые стали больше уделять внимание интерьерам и немало вкладывали в это.

    Скульптурная композиция в
    2

    Автор: TravelGuru

    Скульптурная композиция в холле станции "Грушевка", тоже названной в честь вошедшей в городскую черту деревеньки

    1

    Автор: TravelGuru

    Звёздное небо на станции
    3

    Автор: TravelGuru

    Звёздное небо на станции "Петровщина"



    А в 2014 Минск замахнулся на то, чего не было с советских времён, — на новую ветку. Целых 6.5 лет без ввода новых станций, — это был рекорд для Минска, но оно того стоило: новые поезда белорусского производства

    3

    Автор: TravelGuru

    3

    Автор: TravelGuru

    3

    Автор: TravelGuru

    3

    Автор: TravelGuru



    и четыре новые станции с ультрасовременным интерьером и подсветкой.

    2

    Автор: TravelGuru

    2

    Автор: TravelGuru

    Площадь Франтишка Богушев
    2

    Автор: TravelGuru

    Площадь Франтишка Богушевича

    2

    Автор: TravelGuru

    3

    Автор: TravelGuru



    Не скупились на оформление и техническое оснащение — траволаторы и открывающиеся ровно напротив вагонных дверей ворота.

    1

    Автор: TravelGuru

    2

    Автор: TravelGuru



    По сравнению со станциями 90-ых это было просто как наступление космической эры. И эра не закончится: всё десятилетие будет достраиваться третья ветка, а в дальнейшем есть планы на 4-ю и даже кольцевую линию. Пока строители минского метро ещё не давали поводов усомниться в себе. А всё потому, что Москва когда-то поверила слезам минчан))
    • Адрес:

      Пр. Независимости, 6, 220030, г.Минск — офис предприятия "Минский метрополитен".

    • Дополнительная информация:

      Стоимость одной поездки/жетона (начало 2021 года) 80 копеек (0.3$ примерно), можно оплатить банковской картой.

      Есть карточки-проездные с тарифными планами на определённое количество поездок и дней.

      Время работы с 5:30 до 00:40

    • Web-адрес:

      metropoliten.by

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    47 фото
    dots

    сообщить модератору
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      12 янв, 15:24
      удалить
      Ездила в минском метро в середине 2000-х, но вот в последнюю поездку — не удалось. Надеюсь, когда снимут все ковидные ограничения, приеду и посмотрю на новые станции 😊
    • TravelGuru
      помощь
      TravelGuru
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 апр 2017
      12 янв, 16:24
      удалить
      Приезжайте, может, 1-2 новые ещё откроют)
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      12 янв, 15:34
      удалить
      Олег, спасибо за рассказ о метрополитене, прослеживающий его историю от самого начала.

      "Советское и коммунистическое оформление никто не трогал" — очень тронул этот момент и это не потому, что мы все родом из СССР, хотя и не без этого, а потому, что разум возобладал. Как из песни слова не выкинешь, так и единое общее пространство не исчезнет из истории по мановению палочки. Разве только взять все, что осталось в наследство, разрушить и переписать историю, "забыв по дороге" 70 с лишним лет, плохи ли они были или хороши.

      Мне кажется, что и названия площадей, улиц, равно как и памятники прежним вождям, это не маркировка привязанности к общему прошлому, это реальное и уважительное отношению к истории страны, нравится нам это или нет.

      Пройдя все эти атавизмы по отношению к царям, теперь понимаешь, что это наша исходящая линия жизни, и нужно очень хорошо знать и понимать, что в ней происходило хорошего, а не только изрыгать плевки в сторону прошлых вождей, ведь без знания прошлого, как известно, невозможно построить будущее!

      Олег, очень рада видеть, как хорошеет Минск и другие города Белоруссии, показывайте нам их почаще!
    • TravelGuru
      помощь
      TravelGuru
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 апр 2017
      12 янв, 18:07
      удалить
      В советском фильме "Не может быть" бессмысленность переименования была показана прекрасно: "Улица Новолиповая, бывшая Стародубовая")) В Минске есть улицы в историческом центре, которые за свою историю по семь раз меняли название, и там сделаны таблички с названиями в разное время)

      Но само по себе массовое переименование улиц и площадей это самое глупое, что только можно себе вообразить. Не нравится вам царская/советская эпоха/колониальная эпоха, которую олицетворяют площади и памятники, значит, постройте новые улицы и площади, как это в Йошкар-Оле сделали или в Скопье. Или отреставрируйте, видоизмените, покажите, что вы можете лучше, а то это больно напоминает как шильдик мерседеса прикрепляют на трактор "белорус") Да и лучше бы сначала заасфальтировать и освещение дать на улице, чем просто переименовать.
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      12 янв, 18:48
      удалить
      Или вернуть улице тот облик, который у нее был, когда она носила другое имя...
    • TravelGuru
      помощь
      TravelGuru
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 апр 2017
      12 янв, 18:16
      удалить
      У нас же государственный флаг это флаг БССР 1951 года, только без серпа и молота. И вот в разное время то громче, то тише, сейчас громче, конечно, кричат, что надо менять советский флаг на тот, что был в 1991-1995 годах, который появился во время революции и которым пользовались некоторые иммигранткие движения. А другие говорят нет, те самые иммигрантские движения пришли сюда на немецких штыках и принесли этот флаг, став коллаборантами. И самое интересное, что память человека короткая: тот, чьих предков могли мучить и убивать те, кто прикрывался этим флагом во время войны, вывешивают его этот флаг.

      Я постараюсь дописать черновики о белорусских городах и местечках))
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      12 янв, 18:51
      удалить
      Олег, спасибо, написано от души. Я всегда не устаю говорить, что незнание своей истории может наломать много дров...
      Верю, что у славянских народов, и не только из бывших республик СССР, все же хватит ума оставаться друг другу братьями по крови. Только бы не врагами!
    • TravelGuru
      помощь
      TravelGuru
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 апр 2017
      12 янв, 23:42
      удалить
      Пока действительно братское отношение чувствовал только от южных славян
    Наверх