Москва

grau59 5136
    ERCHOV 2457

20
    С нами с 31 окт 2009

Ближе к звездам или урок астрономии для начинающих

25 августа 2013 года||11 (9)| 18| 299420

"Космос есть внутри нас, мы сделаны из звёздного вещества, мы — это способ, которым Космос познаёт себя."

Текста в заметке много, но часть информации, на мой взгляд, интересна и пригодится при посещении этого места и для общих знаний.

Наконец-то я добрался второй раз до Московского планетария. Впервые, на разведку я заехал сюда в октябре 2011 года, но мне не повезло, в этот день был открыт только Лунариум. И вот, теперь, в августе 2013 года я посетил и другие места планетария.

Автор: DK1974

В этой заметке его описание, несколько советов и мои некоторые впечатления.

С последних и начну. Более всего мне понравилось в Большом звездном зале. Понравился не сам зал, а небольшой фильм, который там показали «Два стеклышка: удивительный телескоп». Это научно-образовательный фильм для школьников. Но уверен, что и многие взрослые, у которых не было в школе четверок и пятёрок по астрономии впервые узнали много интересных вещей.

Мое впечатление, конечно, субъективно, ведь при просмотре этого фильма я вспомнил свое детство, которое я проводил на территории, теперь уже разных стран: России и Украины. Так вот, летом я ездил в одно маленькое село в Днепропетровской области.
    Вечерами, когда все домашние животные были накормлены, куры, утки и поросята ложились спать я выходил на открытую часть двора и в кромешной тьме смотрел на звезды. Это было непередаваемо красиво. В городе вы такого не увидите, он сам светится как ночное небо, плюс загрязненный воздух от машин и заводов добавляют белесоватости в черноту неба.
    В этом селе прошли мои лучшие уроки астрономии. После этого я на балконе часто смотрю в небо и взглядом пытаюсь улететь в другую галактику.

Автор: DK1974

Свои детские картинки звездного неба я увидел в этом зале. Там есть момент, когда показывают реалистичное звездное небо наших дней. И потом говорят, что сейчас мы уберем все побочные световые и экологические эффекта города и вы посмотрите как выглядело небо несколько тысяч лет назад. Когда это действительно показали, я словно на машине времени перелетел в ту деревню тридцать лет назад. Я был в шоке. Короткий фильм а столько эмоций. Только ради этого мне стоило сюда приехать. Там есть и более интересные фильмы.

Описание с сайта планетария.
    Сегодня в Большом Звездном зале Планетария снова можно увидеть звезды на самом большом куполе Европы. Диаметр купола-экрана — 25 метров, а площадь −1000 квадратных метров. Зал оборудован с учетом новейших разработок в области проекционных технологий. В центре установлен самый совершенный оптико-волоконный проектор звездного неба последнего поколения «Универсариум М9» легендарной компании «Карл Цейс Йена». Именно он показывает более 9000 мерцающих звезд, максимально точно передает незабываемую картину звездного неба, воспроизводит астрономические явления в промежутке времени 10 000 лет!

Московский Планетарий сыграл важнейшую роль в развитии космонавтики. Начиная с 1960-го года, в течение 15 лет в Большом Звёздном зале проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами.
    Здесь же проходили стажировку штурманы полярной и дальней авиации.
    Фотографировать в этом заде нельзя, так что взял фото с сайта.

Несколько советов.
    1. Приезжайте сюда в рабочие дни, когда меньше народу либо в выходные к открытию.
    Если в Большом звездном зале кол-во людей не принципиально (там все по местам), то в Лунарии чем больше народу, тем сложнее найти свободный интерактивный экспонат.

Автор: DK1974

2. В Лунарии на каждом познавательном устройстве есть табличка, что нужно делать и почему происходит тот или иной процесс. Так вот, не все дети любят читать, сразу начинают крутить нажимать на кнопки, не добиваясь при этом нужного результата. Поэтому обращайтесь чаще к персоналу, который интересно расскажет и покажет что нужно делать. Это намного скрасит ваше впечатление о планетарии. Некоторые экспонаты с первого взгляда просты и неинтересны. Но когда начинаешь вникать, то порой узнаешь новые факты из области физики и астрономии.

2

Автор: DK1974

3. Заранее определитесь по времени и возможностям своего ребенка. Можно разбить посещение планетария на два визита. Поскольку один может оказаться информационно утомительным.
    До посещения сеанса в зале Урании проводится групповая экскурсия. Так же я видел экскурсию на открытой площадке. В этот раз у меня ушло почти три часа на посещение планетария (без 4D, кафе). Этого вполне достаточно.

Описание Лунариума.

По оснащению «Лунариум» не уступает европейским научным центрам и музеям. Он размещается на двух этажах и состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». В экспозиции представлено более восьмидесяти экспонатов, которые в игровой форме наглядно демонстрируют различные физические законы и явления природы. Здесь проявления законов природы иногда наглядны, иногда забавны, иногда выглядят как чудо.

Автор: DK1974

Многим женщинам нравятся вот этот экспонат, на котором можно посмотреть свой вес на других планетах. Главное выбрать правильные. На некоторых из них ваш вес значительно меньше:)

Описание Урании

Первый уровень музея посвящен истории Планетария и истории развития инструментов и методов познания Вселенной.
    Встречает посетителей Астроном — Звездочет. Его окружают старинные книги, гравюры, инструменты – все, что необходимо для занятия наукой.

Автор: DK1974

В разделе, посвященном истории Планетария много фотографий, документов, книг, предметов оборудования, которые наглядно демонстрируют события и факты из истории Московского планетария с 1929 года до наших дней.

На втором уровне музея Урании посетители вовлекаются в мир небесных светил. Глобусы Земли, Луны, Марса и Венеры. Они чем-то похожи друг на друга – ближайшие наши соседи в Космосе. Каждая планета по-своему неповторима. Пустынная, безмолвная Луна с темными морями, светлыми материками и разновеликими кратерами. Красный таинственный Марс с гигантскими вулканами, полярными шапками и бесконечными лабиринтами. Загадочная Венера без облачного покрова с застывшими потоками вулканической лавы, высокими плато и целыми горными странами. Земля — самая живописная из всех – синие моря и океаны, голубые реки и озера, золотые пустыни, зеленые леса и горы, белоснежные снега и льды – единственная из всех живая планета.

Автор: DK1974

После музея Урания и Большого звездного зала мы пошли в небольшой парк неба.

Первый в мире общедоступный Парк неба — собрание древних и новых орудий познания Вселенной.
    Парк неба это комплекс астрономических приборов и инструментов, соединение астрономической обсерватории и музея под открытым небом – достопримечательность Московского планетария. Впервые в мире этот уникальный комплекс инструментов познания, обращенный к живым светилам, был задуман московскими астрономами и сотрудниками Планетария еще в 1939 году.
    Решение о строительстве астрономической площадки было принято в 1941 году. Однако Великая Отечественная война разрушила эти планы. Астрономическая площадка Московского планетария была открыта к 800-летию Москвы в 1947 г. (реставрация и переоснащение в 2005-2010 году).
    Она продолжала традиции древних звездных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, обсерватория-музеум в Александрии, Нюренбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре.

Приборы Парка позволяют отслеживать астрономическое положение Солнца, Луны, планет и звезд над горизонтом Москвы, а также представляют посетителям увлекательную историю развития астрономии и наук о Земле.
    На территории Парка неба размещаются две башни-обсерватории – большая и малая.
    Более подробно можно почитать на сайте московского планетария.

Автор: DK1974

Несмотря на то, что экзамен в школе по астрономии я сдал на пять, сейчас в памяти у меня осталось не многое. Единственное, что я всегда знал, понимал и не переставал удивляться это расстояниям в космосе.
    Чтобы немного освежить память и заинтересовать вас походом в планетарий я решил привести здесь несколько простеньких данных, после которых, надеюсь, будет немного интереснее смотреть на макеты планет, карты звезд и другую атрибутику связанную с космосом.
    Теорию я помню, но цифры чтобы быть более точным я взял из Википедии. Пишу так просто, потому что так обычно я рассказывал детям или людям, которые не слышали про астрономию вообще ничего. Так что товарищи ученые и доценты, можете пропустить абзац ниже:)

Скорость света. Она огромна и равна 300 000 км в секунду. Луна не близка, но лучу света, запущенному с Земли, потребуется всего 1,22 секунды, чтобы достичь ее поверхности. А вот до Солнца с Земли свет будет "лететь" 8,31 минуты. Уже долго:)
    А теперь вдумайтесь, ближайшая к Солнцу звезда — Проксима Центавра. Расположена она на расстоянии в 4,2 светового года! от центра Солнечной системы. Представляете сколько луч света пролетает за день, если за 8 минут он летит от Земли до Солнца. А сколько за неделю, месяц? За год вырисовывается непостижимое расстояние.
    А есть известные науке звезды, до которых луч света летит за несколько тысяч лет!!! Никогда не забуду как узнал впервые о том, что смотря на какую нибудь яркую звезду понимаешь, что ее уже давно нет. А свет все продолжает идти...

Космос это реальная возможность познать по-настоящему наше прошлое и будущее. Я уверен, что скоро технический прогресс позволит нам это сделать.

2

Автор: DK1974

Несколько афоризмов на данную тему.

— Хотел бы я знать, зачем звезды светятся… Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
    Антуан де Сент-Экзюпери

Ещё ни один пессимист не проник в тайны звезд, не открыл неизвестную землю и не распахнул перед человеческим духом новые небеса.
    Хелен Келлер

Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.
    Юрий Гагарин

Norisfox
      С нами с 20 окт 2011
      25 авг 2013, 15:57
      удалить
      Прекрасная заметка! Планетарий люблю с детства! Единственное, что раздражает в нынешнем это обилие народа:))
    • DK1974
      25 авг 2013, 16:00
      Norisfoxнаписала 25 августа в 15:57

Москва только для рабочих дней. В выходные ее осматривать проблематично. Либо быть первым в очереди:)
    • Norisfox
      Norisfox
      С нами с 20 окт 2011
      25 авг 2013, 16:04
      DK1974написал 25 августа в 16:00

Да я была в рабочий день, днем, билеты купили заранее! Но все равно, от обилия народа устала:))
    • Viktor-Viktor
      Viktor-Viktor
      С нами с 16 сен 2011
      25 авг 2013, 16:11
      удалить
      В Московском планетарии был в далекие студенческие годы 30 лет назад. Сейчас все поменялось кардинально и от того стало еще интереснее. Обязательно надо сходить!
    • ERCHOV
      ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      25 авг 2013, 17:32
      удалить
      Спасибо, это действительно интересно. Хочу своего малыша туда отвести.
    • chedty
      chedty
      С нами с 14 мая 2012
      25 авг 2013, 17:36
      удалить
      Было хорошее место, а стало и вовсе замечательное.
    • Optimistka16
      Optimistka16
      С нами с 26 мая 2011
      26 авг 2013, 09:13
      удалить
      Не ожидала, что так интересно стало в планетарии. Когда-то нас туда отправляли из школы вместо уроков астрономии. Тогда было скучновато.
      Спасибо, Дмитрий за такой подробный и познавательный рассказ!
    • Leolik
      Leolik
      С нами с 4 июн 2011
      26 авг 2013, 15:34
      удалить
      Сколько раз в детстве нас туда на экскурсию водили, и не сосчитать. Всегда очень мне это нравилось. А нонеча, при совсременной технике, так вообще, наверное обалдеть!
      А что етперь в школах экзамен по астрономии сдают! Круто. У нас только по физике экзамен был!
    • DK1974
      26 авг 2013, 16:35
      Leolikнаписала 26 августа в 15:34

Не знаю даже, я в 1991 году сдавал:)
    • enza
      enza
      С нами с 18 июн 2009
      27 авг 2013, 00:57
      удалить
      Я пока не добралась. Последний раз была в пражском. Там не так роскошно, но тоже очень интересно.
    • Naira