• Утро
  • Мы заночевали в одном буддистском монастыре. Он стоит отдельно на холме, а с холма открывается шикарный вид на небольшую деревню.
  • Прощальный чортен-ворота. За этим поворотом начинается спуск и деревня, а через два дня мы были в местах, где работает сотовая связь. В этом месте наше большое путешествие по Dol Pa закончилась.
Мы заночевали в одном буддистском монастыре. Он стоит отдельно на холме, а с холма открывается шикарный вид на небольшую деревню. Непал

Непал

Olegon 1299
    OlgaVar 1278

Dementievskiy
    С нами с 28 мая 2009

Экспедиция «Путь Бон». Часть 5

23 июня 2010 года|| 8| 14635

Эта заметка является частью дневника «Путь Бон»

Ветер принёс снег и новые переживания, что же дальше? Местные отцы на все лады декларировали, что снег может идти ещё полмесяца, и это совсем не обнадёживало. Спать я отправился с весьма мрачными мыслями и вопросом – сколько нам тут сидеть? Масла в огонь подливал повар, в спешке закупаясь немногим провиантом, который продавали ему местные жители… - как бы мы тут зимовать остаёмся...

Это заключительная часть описания путешествия по Гималаям в рамках проекта «Путь Бон». Полную хронику событий можно увидеть в разделе проекта, а сейчас читайте продолжение.

Утром солнце медленно заполняло светом ущелье. И, как только добралось до домов, в тех, словно по команде, задымили трубы. :)

Весь день мы валяли Ваньку. Отъедались и часто поглядывали на небо. Ни единого облака, что было очень хорошо. К обеду почти все горы вокруг нас (4500-4900) очистились от снега, и если так будет завтра и послезавтра, есть все шансы пройти перевал, и фактически, начнётся дорога к дому.

Днём мы собрались на генеральное совещание. Нам предстоял весьма сложный выбор. Ждать ещё день - два, или, всё же идти. Дело в том, что за день перевал не преодолеть чисто физически. Можно только вплотную подойти к нему, заночевав на 5000 и это будет очень жёстко, даже если будет солнце. А если будет непогода – то не все смогут перенести такую непогоду, в основном по причине плохой экипировки у моих друзей. Мы долго решали этот вопрос, и всё же склонились к тому, чтобы утром выходить.

Рано утром, с первыми лучами солнца наш табор медленно начинает набирать высоту. Наверно, это самый легкий переход за всю экспедицию. Да, мы набрали чуть больше 800 метров высоты, но дорога была очень короткой.

Сначала мы шли по ущелью, после, нитка тропинки стала круче и круче забирать вверх к белым вершинам. Я приготовился к долгому переходу, а тут, вдруг из - за очередного холма появляется Ганеш, и радостно рапортует - финиш!

Поднимаюсь чуть выше по пологому холму, и вижу картину - посреди снега небольшой пятачку земли, на котором стоят две палатки и небольшой дом. Вернее четыре стены и крыша. Сквозь камни, из которых выложены стены, видна улица и, конечно же вместо двери просто проём.

Дует ледяной ветер, от которого, по сути, никуда не спрятаться. Уже шумит горелка, а вокруг лагеря непальцы собирают кизяк. Набиваемся всей толпой в «дом, без двери», и у костра из какашек, пьем чай. Идти в палатку и рано и нет смысла - там сейчас намного холоднее. К вечеру становиться совсем морозно, на мне все шмотки и я мёрзну.

После ужина я желаю всем спокойной ночи и удачи завтра на подъёме. Пока тепло горячего чая ещё не успело выветриться, надо успеть запрыгнуть в ледяной спальник. Все батарейки и аккумуляторы рассовываю по карманам, иначе с утра снимать будет нечем. Спать с ними очень неудобно, особенно когда переворачиваешься карманом к земле. Проснулся ночью, оттого, что в «доме» зашумела горелка, подумал, что уже пора вставать, но подозрительно темно, часы показали час ночи. Это была дежурная побудка и проверка, со всеми ли все в порядке. Еще два раза был такой подъем, прежде чем забрезжил первый свет над Гималаями.

С сожалением покидаю свой тёплый спальник. На улице хорошо. Холодно, но нет ветра, а это очень и очень хорошо. Прямо от палатки открывается фантастический вид, никуда ходить не надо – «мы уже итак пришли». Едва я успел, расставить штатив, и настроить камеру, пламя нового дня коснулась первой вершины и вскоре, какофония фейерверка ошеломила нас. Даже повар и остальные непальцы, побросав всё, стали щелкать эти виды на свои мобильники. Но, как водиться, такой свет долго не длиться, и, слава богу, мои руки, несмотря на перчатки и варежки отчаянно замерзли, за эти пять минут, пока я снимал.

Надо было завтракать и в путь, погода благоприятная для перехода. Аппетита нет совсем, наверно это лёгкие симптомы горной болезни, несмотря на хорошую акклиматизацию, иногда я «чувствовал высоту». Сделал несколько попыток съесть овсянки, но так и не смог, ограничившись только чаем. Выходим!

Немного пройдя вверх, уже виден сам перевал – «рукой подать»! Вскоре, я отстаю, и уже традиционно становлюсь замыкающим нашей семёрки. Под солнцем становиться значительно теплее, и где - то через час, я подхожу к перевалу. Все ждут меня и поздравляют. Повар включил музыку на мобильном, Ганеш танцевал, все смеялись и радовались - больше таких перевалов на нашем пути уже нет. Хотя по карте на нашем маршруте ещё один пятитысячник, но со слов Наранга, это простой перевал и там мы пройдем точно. ( пройти то мы его прошли, но с тем, что он простой, я ну никак не могу согласиться).

Я достал и фотокамеру и видео, заснял, как ребята начали спуск и позвонил домой, обрадовать своих, что мы выбрались из снежного плена, и я смогу вовремя быть в Катманду. Теперь предстоял очень долгий спуск. Долгий, но зато спуск. Сперва по снегу, но его было не так много, потом стало показываться всё больше островков земли, а через час от снега не осталось и следа. Заметно потеплело, горы неохотно, но всё же отпустили нас.

Впереди лежала цепочка деревень, через которые мы должны были пройти за несколько дней. Последним важным пунктом была деревня, в которой ещё сохранился боновский монастырь - Charka. Именно в этом регионе (я имею в виду ту цепочку деревень, которую мы прошли за последующие 5 дней) жил и работал Эрик Валли. Хочется отметить, именно на этом отрезке пути, мне понравилось больше всего, и если ехать снова в этот регион, стоит уделить этой местности бОльшее внимание. Теперь, зная эту местность, я бы конечно по-другому составил маршрут.

Увы, если бы было времени побольше, я постарался бы там задержаться, но теперь это невозможно. Утром собираемся и снова в путь. Я конечно довольно долго снимал в деревне, выйдя оттуда последним и вот уже тропа вьется вверх вниз, но уже даже я замечаю как легко идется, все-таки мы на высотах 3700-4500 да и «тренировки» помогли.

По пути запомнилось место где в ущелье стоит одинокий монастырь. как оказалось, за несколько дней до того, мы встретились с ламой, который его и построил.

Мы встали у стен этого монастыря на ночёвку. К нам вышло трое. Два парня лет по 15-17, и один совсем мальчишка, который не разговаривал по непальски совсем. Только тибетский (и при этом, меня все уверяли, что в этих землях тибетцы не живут)

При монастыре построено несколько комнат, в некоторых, когда мы приехали, практиковали будущие ламы. Их задача и сложна и проста одновременно - всем им предстояло просидеть безвылазно около четырёх месяцев и всё время молиться. Дверь в одну келью была открыта, и туда зашёл мальчик. Я заглянул, и собирался уже уйти, но лама был не против, что я сделаю пару кадров.

Мы продолжили путь "вниз". Хотя, конечно, это очень условно. тропа петляла и извивалась, словно змея, прочерчивая горы и ущелья. Заметно приободрились мои товарищи. Начали стирать свои вещи. Всё говорило о том что наше путешествие заканчивается. Непальцы собирались по вечерам и рассказывали, что будут делать, когда вернуться в свою деревню. Я смотрел на календарь и прикидывал что в горах нам ещё не менее 8 дней, а моих непальских друзей уже нет, они мысленно дома...

И вот мы в Чарке. Деревня довольно большая, но многие дома ещё пустуют. Позже, уже подходя к деревне, откуда вылетать, мы стали встречать большое количество возвращающихся жителей. Но пока я бродил по пустым улицам. На дверях многих домов нарисована свастика. Пока я гулял, повар пошёл искать мясо яка. Он сказал - что сегодня будет праздничный обед, поскольку мы достигли последней намеченной нами цели на маршруте.

На следующий день мы спустились в ущелье и пошли вдоль реки. Эта река нас выведет "в цивилизацию", так сказал гид. Как бы мы не спешили домой, на это у нас ушло несколько дней. Стало заканчиваться топливо для горелок. Но появилась растительность, и по вечерам мы уже сидели у костра, на нём же готовя ужины/завтраки.

Когда мы уже порядком спустились вниз, был день, когда Непал праздновал Новый год, и к вечеру пошёл дождь, а верхушки ближайших гор покрылись снегом. Я смотрел на это, и соглашался с восторженными речами непальцев, которые неоднократно повторяли - что нам очень повезло, и мёрзнуть теперь не надо...

Когда мы расставались, я узнал, что ожидается несколько туристических групп в Dol Po, и Наранг вновь пойдёт в горы…

Все фотографии, описываемых в этой заметке событий, можно посмотреть здесь.