Пинега -- ровесница Москвы -- тихий северный городок Пинега, Россия

С нами с 14 июл 2010

Пинега -- ровесница Москвы -- тихий северный городок

2 марта 2011 года|| 4| 24621

На 7-8 января 2010 года у нас, обитателей Дома АВП в Архангельске, была запланирована поездка в старинный городок Пинегу. Когда живёшь в новом месте, каким для нас всех явлеятся Дом Для Всех -- хочется посетить как можно больше интересных и замечательных окрестных мест.

Вечером, накануне поездки в Пинегу, мой друг Антон Веснин, обитающий также в Доме Для Всех, устраивал антирекламу этому северному посёлку:

-- Представляете, там нич-ч-чего нет! Делать там нечего! Смотреть нечего! Приедете в Пинегу, и там нет ни-че-го! Добраться туда сложно, туда могут попасть только мудрецы! Только мудрый человек может поехать туда, куда почти ничего не ездит, и потом ещё можно поехать в Мезень, которая тоже интересна только тем, что в ней тоже ничего нет!

Так долго Антон проводил антирекламу (наверное, целый час) -- что многие уклонились от поездки. Под конец и сам Антон Веснин, уверовав в свою антирекламу, тоже расхотел ехать в Пинегу! Осталось нас четверо – Игорь Лысенков, я, Дима Кондратьев и Семён из Петербурга. Так вчетвером и отправились.

Наш друг Руслан, по обыкновению, остался на эти дни охранять избу. Во все дни он сидел или лежал в избе, а причиной тому было то, что в самоходном походе три недели назад он утратил самоходные свойства. Недавний же поход в лагерь (12 км пешком) был для него тягостным, он решил воздержаться от любых движений.

Седьмого января назначен был пригородный поезд с Архангельска до станции Сия, на нём мы и ехали. Сия станция находится в 150 км от Архангельска на восток, на глухой линии, в сторону ж.д.тупичка Карпогоры. Мы вышли из дома в шесть утра. Самые ранние жители уже пёрлись по холодным улицам Бревенника в сторону переправы. Мы тоже. По счастью, стало тепло: -15 мороза. В первом утреннем автобусе, потом -- мы на вокзале, и тут подошёл поезд – из двух плацкартных вагончиков. Он ходит только по выходным дням. И вчетвером доехали до Паленьги, где трасса на Пинегу пересекалась с ж.д.

Первый УАЗик довёз до ближайшего селения. Посёлок Белогорский порадовал нас провинциальной сущностью. Двухэтажные деревянные бараки и избы, магазин под названием «Провинция». На одном из домов был лозунг: «Пионеры и школьники! Будьте друзьями леса! Охраняйте природу!» Почему только пионеры? И выцветший, ржавый пионер. Забегая вперёд, в Пинеге был лозунг: «Товарищи! Боритесь за посёлок высокой культуры!» А в Онеге был другой лозунг: «Товарищи! Добросовестный труд – основа нашего благосостояния!» опять эти «товарищи»... Этим лозунгам не меньше двадцати лет, а то и 25-30.

После этого образовался КАМАЗ-бензовоз. Он подобрал одну пару – нас с Игорем Лысенковым, и мы поехали в Пинегу, расположенную в 100 км отсюда. Вслед за нами, через полчаса, уехали и оставшиеся двое. Вдоль дороги были небольшие редкие деревушки, леса, заснеженные ёлки. Около 14 часов мы с Игорем оказались в Пинеге.

Посёлок Пинега, называвшийся раньше Волок Пинежский, основан раньше Москвы, и уже около тысячного года н.э. был перевалочным пунктом для новгородских торговцев, отправляющихся на далёкий Северо-Восток. Там перетаскивали суда. Река Пинега, самый большой приток Северной Двины, делает тут изгиб. И рядом, километрах в нескольких, идёт река Кулой, которая течёт на север, в район Мезени. А Пинежский район – самый высокий район Архангельской области, там есть высшая точка области, гора около 150 м над уровнем моря. Итак, новгородские суда, с Пинеги-реки тащили на Кулой, а потом они плыли в Мезень, и дальше потом на Северо-Восток. А в Пинеге были ярмарки, торговля, и обслуживание этого волока, и жило там человек до тысячи – большой городок на Севере. По тем временам.

В 1926 году вместо волока построили канал, крестьян раскулачили, других же, напротив, сослали в этот край. Соборы в Пинеге взорвали, монастыри закрыли, провели ж.д.ветку в Карпогоры и туда же перетащили райцентр. Пинега захирела и сохранилась в виде большого старинного села (с населением около 3000 человек). Только два автобуса в день соединяют Пинегу с Архангельском; а вот в другие места Вселенной -- отсюда нет официального транспорта.
    В Пинеге сохранилось несколько десятков старинных изб, а также штук двадцать каменных купеческих домов столетней давности. А вот каменное здание Сбербанка, с тремя дымящимися печными трубами – построено в самом начале XIX века, ему уже двести лет.

Возможно, это один из самых старых Сбербанков России. Есть ещё несколько школ, одна из которых – в старинном здании, а также ПТУ и несколько котельных. Три главных улицы проходят через всё село; есть, на одной из них, дешёвая столовая, работающая без выходных, с 8 до 22 часов! В этой столовой мы и встретились все вчетвером.
    В ходе нашего осмотра Пинеги стало темнеть. Мы направились в местный школьный спортзал, и попросились ночевать. Испуганная сторожиха:

-- Кто это вам разрешил?

-- Вот затем мы к вам и пришли, чтобы вы нам разрешили!

-- Это я не решаю! Звоните директору! – и набрала номер телефона Ольги Владимировны, директора школы.

Та, после долгих переговоров и сомнений, разрешила-таки ночевать нам в спортзале, удивлённая такой нашей просьбой. Мы и остались. Притащили маты, поборолись, погрелись, сделали чай при помощи кипятильника. Заночевали.

Наутро позвонила тётя-директор и сказала вахтёрше, чтобы собрала с нас по 60 рублей (почему-то именно столько) за ночёвку. Мы отдали – на поддержание школьного хозяйства, и пошли во вчерашнюю столовую.

Та уж открылась. Гороховый суп за 12 рублей, пюре и другие продукты там присутствовали. Семён и Дима вознамерились двигаться далее в Мезень и потом в Нарьян-Мар, если будет такая возможность. Игорь поехал автостопом в Карпогоры. Я же решил возвращаться в избу АВП, чтобы проверить, как там дела, и чтобы не застрять на ночь по дороге в Карпогоры, которая могла быть глухой. Так и разошлись.

Оказалось, что по трассе Мезень – Пинега – Архангельск ежедневно ездят неофициальные ГАЗели – маршрутки, перевозящие людей и товары. Одна из таких ГАЗелей подобрала и меня. Через несколько часов я уже был в Архангельске и, опять в вечерней тьме, воротился в избу. Народу поубавилось – некоторые уехали. Один новый человек приехал, из Ульяновска. Антон Веснин, не посетивший Пинегу, побывал в местной мечети (она занимает комнату в офисном здании в автопарке). Ещё мы засорили печь, она стала испускать дым прямо в избу. После телефонного звонка Хольгеру (печнику) секрет удалось локализовать, и печь опять заработала.

Так продолжалась наша жизнь в самом северном Доме Для Всех в начале 2010 года. Приезжайте в следующий Дома Для всех -- они будут организованы в более тёплых местах!