• Гималаи, Непал, провинция Мустанг
  • Я на фоне гималайской гряды
  • завтрак с видом на Гималаи
  • На фоне восьмитысячника Аннапурна

Индо-Непал (21) — Гималаи: Top of the World

6 марта 2013 года||4 (3)| 8| 34007

24.02
    Проснулись мы очень рано, чтобы отправиться на озеро Фева, а оттуда подняться на небольшую гору с японской буддийской ступой на вершине. Оттуда, говорят, открывается великолепный вид на озеро Фева, на всю Покхару и Гималаи. Но ходить туда лучше ранним утром на рассвете, так как ко второй половине дня горы затягиваются облаками и туманом.

Вскоре мы уже были на набережной озера. Торговые лавки, лодочники и близлежащие едальни еще только-только просыпались и открывались. Первый свет прорезал утренний сумрак, освещая синим цветом гладь воды и окружающие холмы. Прекрасное место! Тишина, спокойствие и утренняя свежесть. Вскоре из сумрака показались вершины снежников. Были видны верхушки Аннапурны и Мачапучаре. С горы со ступой, куда мы держали путь, эти горы должны были быть видны как на ладони, если повезёт и будет ясно.

Попив чаю и пофотавшись, мы наняли лодочника. Нужно было переплыть на другой берег озера, где стартовала тропинка вверх к ступе. Плавать по этому озеру на лодочке так же в кайф, как по Ганге в Варанаси. Лодочник оказался тихий ненавязчивый парниша, чему мы были несказанно рады.

Достигнув другого берега, мы договорились, что этот же парниша встретит нас через два с половиной часа здесь же. Этого времени должно было теоретически хватить, чтобы подняться вверх, полюбоваться видом, отдать поклоны Будде у ступы и спуститься вниз. И вот начался наш первый в Гималаях пеший подъём вверх. Сколько их еще предстояло впереди, в том числе на большой высоте в условиях кислородного голодания…

Хочется сразу отметить, что для меня было легче подниматься вверх, особенно на крутом подъёме, чем по этому же склону спускаться вниз. Для Шами же всё с точностью наоборот, вверх тяжело, а вниз наоборот. На подъёмах она видела мою спину, а спусках – я её. Связано это было с разницей в росте. Высоким, как я, людям легче идти вверх, особенно карабкаться. Это связано с длиной ног и чем то подобным. Вниз же для высокого человека сложнее спускаться, так как сложно держать центр тяжести. Низкорослым людям на спуске легче сдерживать равновесие. Такую теорию нам рассказал позже один немец, которые уже много лет посещал Гималаи.

Так же было и на сей раз. Я всё время рвался поскорее вперёд, Шами же уставала и иногда вставала передохнуть. Чем выше мы поднимались по тропе, тем прекрасней становился окружающий вид, изредка выплывавший из густых вечнозелёных зарослей. Примерно через 50 минут интенсивного подъёма мы добрались до вершины.

Круче гор могут быть только горы, но круче Гималаев – только Боги.

Здесь мой мозг был первый раз по-настоящему порван гималайским великолепием. Далеко внизу красовалось синевато-бирюзовое озеро Фева с мелкими домиками Покхары на нём. За водоёмом выросли невысокие горы, за которыми высилась белоснежная гряда высочайших в мире гор. Это было прекрасно, даже сквозь лёгкую дымку. Моему очарованному взору как на ладони открылся острый пик священной горы Мачапучаре (6997 м), а так же белоснежная вершина восьмитысячника Аннапурна-I (8091 м). Рядом высились другие заснеженные громады – Аннапурна Южная (7219 м), Хиунчили (6441 м), Аннапурна – III (7555 м) и другие. Ничего подобного я в жизни не видел! Простор этого места кружил голову и опьянял воображение. Самое любимое для меня в природе и путешествиях – это огромные открытые пространства, ну а гималайский простор сразу же влюбил меня в себя. В далёких прошлых воплощениях я, без сомнения, был орлом или подобной птицей, всю жизнь наблюдающей огромные масштабы.

I believe I can fly
    I believe I can touch the sky
    (R. Kelly)

Мачапучаре – одна из немногих гор в мире, и в Гималаях в частности, куда альпинистам запрещено восхождение по закону. Считается, что она священна и на ней обитают Боги. Эту гору так же называют «Рыбий хвост», потому что с определенных ракурсов она действительно напоминает острый рыбий плавник. С нашего же ракурса Мачапучаре выглядела как острый белоснежный пик.

Аннапурна переводится с санскрита как «Богиня Плодородия». Эта гора считается одним из самых красивых и при этом самым опасным из восьмитысячников мира. Уровень смертности среди альпинистов за все годы восхождений достигает 38%. Однако, для современного альпинизма гора стала чуть менее опасной, немного уступив Канченджанге (8586 м). Блистающими снегами последней мы успели насладиться еще в Индии в Даржилинге, но там это не выглядело так эффектно из-за дымки. Стоит добавить, что Аннапурна является так же первым восьмитысячником в истории, покорённым человеком. Всемирная туристическая организация включила район Аннапурны в десятку самых красивых мест планеты для пеших путешествий, и уже завтра утром мы там окажемся.

В Бхагават-Гите Господь Кришна говорит: «Из недвижимого Я – Гималайские горы». Эта фраза как нельзя лучше характеризует эти горы. Проявление Божественного на Земле. Всё самое великое и большое для человека ассоциируется с неким Абсолютом, с чем-то запредельным, поражающим восприятие. Во многих духовных традициях Востока Гималаи считаются проекцией райских миров на Землю и почитаются как священные. Гималаи дали миру множество мудрецов и святых людей. Гималаи, как маяк, как портал между Землёй и Высшими Мирами.

«Все народы знают, что место святых людей – на горах, на вершинах. Туда стремится дух человеческий. Сама трудность горных путей привлекает. Там случается необычайное. Там мысль народная работает кверху», — Николай Рерих.

«Гималаи – великий Бог, великое духовное бытие, растянувшееся от западного до восточного моря подобно реке, измеряющей величие мира», — Калидас, индийский поэт.

Гималаи – это слово манит многих людей. Я думаю, что в глубине души каждый человек в жизни стремиться прикоснуться к чему-то великому, прикоснуться к чему-то самому-самому, прикоснуться к Тайне, прикоснуться к детской Мечте, если угодно. Top of the World – это выражение так же характеризует Гималаи.

Гималаи – самый высокий горный кряж на планете, протянувшийся на 2700 км. Он высится над пятью азиатскими странами – Непалом, Индией, Бутаном, Китаем и Пакистаном. Это единственная горная гряда, обладающая вершинами выше 8000 метров. Всего насчитывается 14 восьмитысячников и все они здесь. Восемь из них находятся непосредственно в Непале, в том числе «крыша мира» Эверест (8848 м). По-тибетски эту самую высокую в мире гору называют Джомолунгма, по-непальски – Сагарматха.

Полюбовавшись головокружительной панорамой, мы сходили на ступу. Нам она не понравилась. Да, она была красива, но не более. Энергии от неё не ощущалось, совершенно не намоленое место. Использовалась она скорее как смотровая площадка, а так же как объект для фотографирования, но не более. Поставив Будде благовония, мы немного полежали, любуясь горами, и двинулись вниз. Забегая вперёд, скажу, что в последующие дни мы увидели такие горные панорамы, на фоне которых эта смотровая площадка вспоминалась как одуванчики. :-)

Гималаи, Непал, провинция

Гималаи, Непал, провинция Мустанг

Я на фоне гималайской гря

Автор: pavel_razum

Я на фоне гималайской гряды

Спуск дался Шами очень легко. Она так бежала, что я просто не поспевал за ней. Для меня это было реально непросто, мне приходилось всё время балансировать, неудобно напрягая мышцы в ногах. Снизу нас встретил наш парниша-лодочник и переправил на другой берег к Покхаре.

Днём мы узнали, как доехать до рынка для местных, то есть не заточенного под туристов завышенными ценами. Съездили туда. Я пообедал бургерами (!) в местном фаст-фуде. Фаст это, конечно же, не было, но по местным меркам бургер мне сделали довольно быстро и без острых специй, чему я был несказанно рад. Вечером мы гуляли по Лэйк-сайд, подкупая ещё кое-какие вещи. Я, например, прикупил тёплую непальскую шапку, плотно закрывающую уши и всю голову, а так же шерстяные носки. Лишь поздно вечером мы вернулись в номер. Завтра нам предстоял очень ранний подъём и перелёт в Джомсом, откуда и начинался наш трекинг.

завтрак с видом на Гимала

завтрак с видом на Гималаи

Дешёвый ✈️ по направлению Покхара
      7 мар 2013, 14:33
      по-моему Аннапурна по статистике считается все таки самой опасной, К2 на втором месте
    • Natali_F
      Natali_F
      С нами с 12 июл 2012
      11 мар 2013, 19:42
      Мачапучаре — это Кайлас, что ли?
      хотя, он по-моему, не в столь доступном месте...описание его напомнило
    • pavel_razum
      pavel_razum
      С нами с 2 мар 2013
      11 мар 2013, 20:37
      Мачапучаре и Кайлас — две совершенно разные горы. Мачапучаре находится в Непале в Гималаях, а Кайлас — в Тибете в Китае. Кайлас, кстати, не относится к гималайской горной цепи — это отдельная тема =)