• Церковь Петра и Павла с Буя
Псков — город древний, город славный Псков, Россия

Псков

С нами с 27 июн 2014

Псков — город древний, город славный

2 сентября 2014 года||17 (8)| 24| 310121

На Псков у нас было не так уж много времени. Накануне, наполненные впечатлениями под завязку в Изборске, мы, поужинав в одном из кафе Пскова, дотащились до номера в гостинице и, приняв душ, рухнули в кровать. Я с трудом помню, как донесла голову до подушки.

Поэтому утром мы не торопились. Для себя мы решили — что хотели бы осмотреть в городе за те не многие часы, что у нас были до отъезда. Это был, в первую очередь, псковский Кремль с музейной экспозицией в Приказной палате и историко-архитектурный музей в Поганкиных палатах. На большее, к сожалению, у нас не хватило бы времени.

Утром, позавтракав, мы сдали номер (вещи мы оставили в отеле) и отправились гулять по городу. По тихой, зеленой улице Воровского, на которой находится отель «Каркушин дом», мы направились в сторону псковского Кремля. По дороге увидели две необыкновенные церкви с прекрасными звонницами.

Первая церковь – Петра и Павла с Буя стоит на крутом обрывистом берегу реки Пскова. С удивлением для себя узнала, что название с «буя» указывает на существование в этом месте кладбища. Оказывается, что буями в древности назывались места погребений.

Церковь Петра и Павла с Б

Церковь Петра и Павла с Буя

Первое упоминание о церкви относится к 1373 году. Церковь несколько раз переносилась территориально и перестраивалась (последний раз в XVI веке), и до наших дней дошла в сильно перекроенном виде. По легенде, здесь, в церкви Петра и Павла, Петр I, во время посещения Пскова, участвовал в богослужениях и читал Евангелие.

Серебристая глава небольшой церкви сверкала на солнце и напоминала елочную игрушку. Да, и сама церковь была похожа на сказку. Сказочности образу добавляла аккуратная звонница.

На противоположном берегу Псковы мы увидели еще одну церковь — Церковь Богоявления с Запсковья. Впервые церковь упоминается в летописях в конце XIV века, но тот храм, что мы видим сейчас, был построен спустя сто лет от этого события. Церковь была поставлена на «Богоявленском красном кресте», т.е. на красивом перекрестке.

Церковь Богоявления с Зап

Церковь Богоявления с Запсковья

Место, действительно, «красное». Церковь показывается не сразу, сначала она как будто кокетничает с Вами, выглядывая из-за деревьев. И уже потом выступает во всей своей красе — белоснежная, с главами и крышей зеленого цвета, она демонстрирует себя после реставрации. И конечно, звонница…. К церкви ведет пешеходный мостик, перекинутый через реку.

Живописное местечко.

Эти две церкви не входили в наш план осмотра города, и свидание с ними явилось приятным бонусом.

Автор: Lesik1

В Кремле мы заказали экскурсию. Экскурсовод Юрий, невероятно влюбленный в свой город, увлеченно рассказывал нам об истории Пскова и Кремля. Он настолько захватывающе вел свое повествование, что мы заслушались. И хотя он предупредил нас, чтобы мы его остановили, если он слишком увлечется, мы даже и не пытались.

Троицкий собор Псковского

Троицкий собор Псковского Кремля

Полтора часа пронеслись, как полторы минуты. Пересказывать ничего из услышанного не буду, потому что это все нужно и видеть, и слышать. Короче, все в комплексе.

Интересна постоянная экспозиция Приказной палаты. Сама палата построена в конце XVII века и служила центральным органом воеводского управления Псковом.

Приказная палата

Автор: Lesik1

В конце XVII века делопроизводство в Приказной палате Пскова распределялось по пяти столам (департаментам): судный стол, поместный или земельный стол, посольский стол, денежный стол, разрядный (военный) стол. По опыту работы подьячие делились на 3 категории: старшие, средней статьи и младшие. В основном, подьячие «кормились от дел», иногда получали «жалованье» из казны, а постоянный денежный оклад они получали только после значительного срока службы.

В настоящее время здесь, на втором этаже, воссоздан интерьер палаты таким, каким он был в то время. Тетенька-смотрительница провела нам бесплатную «экскурсию». Я узнала для себя большое количество интересных вещей, за что ей огромное спасибо.

На первом этаже находится выставочный зал. Здесь были размещены две выставки – «Ратная доблесть веков» и «Униформа войны».

«Ратная доблесть веков» — выставка организована Псковским музеем совместно с Тульским молодежным клубом военно-исторической реконструкции.

На выставке

Автор: Lesik1

На выставке "Ратная доблесть веков"

Представлены копии доспехов и оружия, выполненные тульскими реконструкторами.

Автор: Lesik1

Размещены они не на манекенах в том понимании, как мы привыкли, а на каком-то каркасе. И не висят, будто на вешалке, а изображают действие воина. Классная выставка. А если еще вспомнить, что выставка «на злобу дня», что буквально вчера мы, практически, побывали в «средневековье»….. (Изборск - град железный. Часть вторая)

На выставке

Автор: Lesik1

На выставке "Униформа войны"

На выставке «Униформа войны» представлено подлинное снаряжение и реконструкция военной формы, советские агитационные плакаты, предметы быта времен Великой Отечественной войны.

И последний (как принято говорить – по списку, но не по значению) из запланированных пунктов нашей программы – Поганкины палаты.

Поганкины палаты

Автор: Lesik1

«Что это за название такое?» — спрашивали меня некоторые знакомые. А название палатам дал их заказчик постройки и владелец Сергей Иванович Поганкин. Сергей Поганкин заведовал в Пскове денежным двором и таможней, был кабацким головою, вел обширную торговлю. Ну, и соответственно своим доходам домик белокаменный и выстроил, а точнее целый комплекс.

Один, трехэтажный, для себя. Второй, двухэтажный, для семьи сына своего взрослого. А третий, одноэтажный, предназначался для кухни.

В настоящее время палаты принадлежат историко-архитектурному музею. Здесь располагаются несколько музейных экспозиций. Особенно ценной является выставка иконописи псковской школы XIV-XVII веков. Да, и все остальное не менее интересно.

Ну, и хотелось бы коснуться немного темы псковского общепита. Мы посетили в Пскове два кафе — «Эпоха» и «Старая Крепость».

Кафе

Кафе "Эпоха"

Кафе

Кафе "Старая Крепость"

Оба эти кафе размещены в остатках старых крепостных стен города, оба имеют интересный интерьер и вкусную кухню. Эти кафе привлекли наше внимание еще утром, в день приезда, когда мы направлялись в гостиницу. Мы проезжали мимо в автобусе, и как только увидели их, о других точках общепита вопрос не стоял. И мы не ошиблись. Так что, если будете в Пскове, милости просим – не промахнетесь.

Время, отпущенное на Псков, подошло к концу. Забрав оставленные в гостинице вещи, мы отправились на вокзал.

Дешёвый ✈️ по направлению Псков
    • ERCHOV
      ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      3 сен 2014, 20:10
      Я помню время, когда все наши российские музеи были на одно лицо, ибо экспонаты состояли из всевозможных черепков и наконечников... Теперь я вижу, всё меняется в лучшую сторону, и не только в Москве, но и по России.
      3 сен 2014, 21:08
      Да, Максим, это так. Иногда в музеях небольших городов находишь такие уникальные экспонаты! Часто проходят интересные выставки.Сейчас сотрудники музеев подходят к вопросу экспозиции так, чтобы увлечь посетителя. И всегда с такой любовью и гордостью обо всем рассказывают. Нам остается только проявить интерес :).
    • ERCHOV
      ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      3 сен 2014, 21:11
      Lesik1написала 3 сентября в 21:08

Сегодня был на ВВЦ на книжной ярмарке, видел министра культуры Мединского. Он книгу по истории России написал. Книгу его я не читал, но вообще, он для нашей культуры много сделал.
      3 сен 2014, 23:19
      ERCHOVнаписал 4 сентября в 05:11

Интересно было бы почитать. Надо будет найти.
    • yto4ka

С нами с 16 сен 2009
      9 июн 2015, 22:36
      Лена,
      а остались ли у Вас контакты гида по Пскову?
      9 июн 2015, 22:52
      Christinaнаписала 9 июня в 22:36

Лена,
      а остались ли у Вас контакты гида по Пскову?

Кристина, контакты конкретно Юрия у меня не остались. Мы просто подошли в кассы Псковского Кремля и спросили про экскурсию, и я как-то не подумала потом взять визитку :(
    • KuznetsovSergey
      KuznetsovSergey
      С нами с 5 авг 2013
      14 янв 2016, 20:40
      Спасибо, Елена, что напомнили об этом прекрасном городе! В Пскове я бывал несколько раз. Последний раз — довольно обстоятельно снял его. К сожалению, пока не доходит дело до размещения заметок о нем на Турбине...
      14 янв 2016, 21:51
      KuznetsovSergeyнаписал 14 января в 20:40

Буду ждать Ваш материал по Пскову :) Мы ведь многое не успели посмотреть, было бы интересно посмотреть на неувиденное :).
    • acvazul-V2010
      acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      7 дек 2016, 19:23
      Да, слава Богу наши музеи стали другими. В Туле, Зарайске, Коломне Чёрная птица и средневековое оружие в "Маринкиной" башне
      Доспехи можно там даже примерить и послушать увлекательные истории
      10 дек 2016, 07:28
      acvazul-V2010написал 7 декабря в 19:23

Доспехи можно там даже примерить и послушать увлекательные истории

Да, в Коломне и в Зарайске очень интересные музеи. А недавно я была в музее города Егорьевска — восторг!
    • acvazul-V2010

16 дек 2016, 19:36
      acvazul-V2010написал 11 декабря в 20:56

Заметку напишите?

Хотела, но я не фотографировала там, а без фотографий это будет не интересно :) Придется съездить еще раз :)). Впрочем, я все равно хотела туда друзей отвезти :)
      11 мар 2017, 12:15
      Псков и Псковская область — настоящий клондайк — столько там интересностей!
      А еще, там работают одержимые (в хорошем смысле) профессией экскурсоводы.
      У нас была энергичная молодая женщина за 80 лет. Наши великовозрастные детки за ней еле поспевали:)
      Она рассказала о себе, что из Москвы, закончила институт и попросилась во Псков (здесь ей ее нахождение казалось нужным и полезным), вот так всю жизнь прожила в этом городе, всю жизнь проработала экскурсоводом, да еще каким!!
      11 мар 2017, 21:56
      Norisfoxнаписала 11 марта в 12:15

Псков и Псковская область — настоящий клондайк — столько там интересностей!
      А еще, там работают одержимые (в хорошем смысле) профессией экскурсоводы.

Боже мой! Нам бы в этом возрасте оставаться такими энергичными!
      Хороший экскурсовод — великое дело! Но, к сожалению, не всегда попадаются такие замечательные, любящие свое дело, люди...