Республика Карелия

Республика Карелия

LAT
Регион ЗТ
Я здесь был
Было: 535
Хочу посетить
7543

696 материалов по 186 объектам,  13 630 фотографий

Вики-код направления: помощь
Топ авторов помощь
Turbik 783
Были в Республике Карелия?

Поделитесь впечатлениями!

 
2
travellive
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 18 мая 2012

Экспедиция на квадроциклах "Осударева дорога", 10.2010 День6

 
29 мая 2012 года|| 5| 26042

Эта заметка является частью дневника «Экспедиция на квадроциклах "Осударева дорога", октябрь 2010»

Утро Шестого Дня. Шелтопорог — Данилово — Тихвин Бор — Лобское — Повенец — Медвежьегорск

Заключительного. Сегодня уже не будет "помпасов" и засад. Будут грейдера и километров
50 асфальта...

Утро снова солнечное.
Здесь немного теплее (на юг же едем), заморозка ночью практически не было... Неторопясь завтракаем, лениво собираемся.

Дима снова на фотосессии на реке Выг, Серега реанимирует Каву — доливает масло, чистит радиатор, я — ем, а, обозный Сашка, воспользовавшись моментов, что ничего делать не надо, хватает спиннинг и через 15 минут притаскивает пару щучек.
Доброе утро!

День хоть и «грейдерный», но очень насыщенный.
Первую половину пути мы идем по Выгореции.
Увы, но от Выгореции осталось минимальные следы в архитектуре и современной жизни.
И, дело не только в советской власти. Основной удар по Выгореции был нанесен еще в 19 веке. В общем, ниже я привожу выборку краеведческую(опять длинно, но достаточно интересно).

Выгореция Верховья Выга стали для этих людей родным домом. А в 1692 году шунгский дьячок Даниила Викулов и житель Повенца Андрей Денисов основали «на горе у ручья» общину. К 1695 году община за счет бежавших «по перемене благочестия» колонистов со всей округи, даже с Соловков уже называлась Выгорецкой пустынью. А имя его основателя Данилы дало название монастырю и дошло до наших дней в названии деревни, которая стоит на месте пустыни.

Выгорецкая республика получилась уникальным духовно-мирским образованием. Даниила был приверженцем строгих монастырских правил, Андрей же получил великолепное образование и, по сути, был отличным хозяйственником. Во время его жизни до 1730 года Выгореция достигла необычайного расцвета. Принимали в республику всех очень добродушно. Кто родился после Никона, но крестился двоеперстно, того исповедовали и перекрещивали. Тому — кто троеперстно, объявляли что примут только в том случае, если будет крестится двоеперстно. Принимали даже иноземцев, их просто крестили заново. Община росла и крепла.

В 1702 году в пятидесяти верстах ниже по течению (в Петровском Яме) проходило войско Петрово со своей тайною миссией (Осударева дорога). Эта информация была для жителей Выгореции подобно грому. Многие приготовились принять в огне смерть за веру. Ведь Петр был ярым сторонником реформ Никона. Но услышав от поданных, что здесь живут староверы спросил «Подати платят!», и, получив ответ, что «платят исправно», пожаловал – «пусть живут». Но не забыл. Однако вместо разгрома староверческой обители разрешил!! «отправлять богослужение по старым книгам, но с тем, чтобы они приписались на работы к повенецким горным заводам». Выгореция первая и почти единственная из староверческих общин поняла необходимость союза с властью. Это и предопределило бархатные условия для ее развития.

Но самое знаковое, что оставила после себя Выгореция это, несомненно, культура. Пустынь стала главным центром старообрядства всей России. Сюда в школу свозились ученики отовсюду. Старообрядческое книгопечатание было поставлено на широкую ногу. Достаточно сказать, что книги, выпущенные в Данилово до сих пор можно встретить у старообрядцев на Печоре. В Выгореции была собрана и огромная библиотека старорусских древних рукописей и книг. Их не только активно коллекционировали, но и реставрировали, а иногда и восстанавливали. Обитель явилась и колыбелью для многих знаменитых ученых и философов того времени.

С 1780 года по 1830 год в Выгореция достигает пика своей экономической и духовной мощи. В округе строятся дороги, через реки наводятся мосты, многие из современных дорог проложены именно по тем старым гатям через «болота и мхи». На Онего община строит и содержит большой торговый флот. Строится большой торговый порт в местечке Пигматка, останки ее до сих пор можно обнаружить в бухте.

Но как это нередко бывает, как только оппонент, который был лоялен к власти, оказывается экономически независимым, он представляет угрозу для нее. С 1830 года начинаются гонения и притеснения.

Закрываются кельи, рушатся вроде бы как опасные для эксплуатации часовни. Жизнь в Выгореции затихает. И в 1854 году наступает апофеоз разорения. Сожжены множество построек, вывезена библиотека. И самое главное староверы перевезены по месту своей приписки по ревизии, а на их место присланы православные переселенцы.

Староверческие молельни и часовни уничтожены или превращены в православные. Прежде богатые и оживленные села превращены в ничтожные и запустелые деревни. Так окончились 150 лет славной истории старообрядческой общины Выгореции.

НО, ОСТАЛАСЬ ПРИРОДА!!!!
И, ЧТОБЫ НЕ ГОВОРИЛИ, ДУХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЭТИХ МЕСТ!

Заехали в Огорелоши. Надеялись найти хоть что-нибудь от старой деревне – ничего. Средней запущенности лесной поселок, даже сфотографировать ничего не захотелось.

Дальше Данилово.
В Данилово был целый монастырь! Сейчас остался крест на кургане, да несколько старых домов. Зимой жизнь в этой деревне практически замирает. Здесь на пару часов остановились. Поставили некую точку в путешествии....

Тихвин Бор.
Старинная разрушенная деревянная церковь…

Вот и все, что осталось от Великой Выгореции…. Есть еще Сергиево, Челмужи но, и там примерно все также. Время стирает всё…
От Тихвиного Бора до Лобского была та самая СЕЛЬГА!!!! О которой писал Зураб.

Сельга, с карельского – каменистая гряда. Вот по таким грядам с выпученными глазами, и выплескивающимся адреналином через все дырочки, мы пролетели километров, наверное, двадцать со скоростью 60-70-80-90 км в час. Реально раллийная трасса. Быстрая и техничная. Сдерживающим фактором была вероятность «встречки», да у меня, идущего первым, еще мысли о том, что сзади едут азартные, но не сильно опытные в таких «отжигах» братья, которых хочется до финиша довести живыми.

В Лобском вышли на асфальт и чинно, колонной, с замыкающим процессию «Газоном», где прямо по асфальту, где по обочине добрались к Повенцу.

Повенец – делу венец
Поселок, рядом с Онежским озером, отсюда начинается Беломорско-Балтийский канал, и дорога лежит прямо через Шлюз № 1. Таким образом мы «завенчали» ББК, пройдя по 19 и 1 шлюзам.

Сюда, в итоге вышел Петр Великий с гвардейцами, и уже на всевозможнейших баркасах, карбасах, лодьях пошел Онегой в Свирь, да по Свири в Ладогу, далее в Неву, да и вышел к устью в Финский залив…

Здесь проходила одна из линий обороны Карельского фронта в Великую Отечественную войну (в Поморье немцев не было, да и финнов тоже), не пустили их туда, и оккупации не было. А, здесь были очень серьезные бои. Медвежьегорск был оккупирован, как и вся Южная Карелия.

Еще в Повенце стоит Церковь, новодел, но святая. Построена в память всех погибших строителей ББК…

Фотки мрачноватые и сумрачные.... В Данилово Солнце выключили и дальше пришла осенняя хмарь.
Из Повенца прямая дорога на Медвежьегорск, где означен финиш нашего путешествия.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
28 фото
dots

Дешёвый ✈️ по направлению Республика Карелия
сообщить модератору
    Наверх