...
7
Пантеон Агриппы Рим, Италия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Viktor-Viktor 18 апреля 2021 г. в 15:25
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Рим

    Рим

    LAT
  • 41.90062N, 12.47849E
  • Я здесь был
    Было: 953
    Хочу посетить
    9566

    1027 материалов по 325 объектам,  16 007 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Vazlav 410
     
    Viktor-Viktor
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 сен 2011

    Пантеон Агриппы

     

    Этот совет является частью дневника «Италия - волшебный край»

    Гражданская война, развязанная Гаем Юлием Цезарем из-за непримиримых разногласий с сенатом, привела к падению республиканского строя Древнего Рима. После убийства Цезаря его усыновленный внучатый племянник и наследник Гай Октавиан объединился с Марком Антонием, создав второй триумвират под предлогом борьбы с республиканцами — участниками заговора против Цезаря. Свой союз они подкрепили браком между Антонием и старшей сестрой Октавиана. После побед союзников над убийцами Цезаря римские земли оказались разделенными на две части: восточная под управлением Марка Антония и западная под управлением Гая Октавиана. Между ними началась новая кровопролитная гражданская война за единоличную власть в Римском государстве, да еще усиленная родственными проблемами: Антоний развелся с сестрой Октавиана ради египетской царицы Клеопатры. В 31 году до н. э. между соперниками произошло решающее морское сражение при Акциуме. Сражение у греческого мыса Акций считается последним великим морским сражением Античности, завершившим период гражданских войн в Древнем Риме.

    9

    Автор: Viktor-Viktor

    Древний Рим

    Флотом Октавиана, не обладавшего военными способностями, командовал его друг и выдающийся полководец Марк Агриппа. Под командованием Агриппы находилось 400 легких и быстроходных кораблей «либурнов» с одним рядом весел: этот новый тип кораблей Агриппа позаимствовал у иллирийских пиратов, оснастив дополнительной поясной броней против таранов, а также метательным оружием и гарпагом — специальным серповидным брусом, который разрушал оснастку вражеского корабля или при зацеплении за борт даже переворачивал его.

    Флот Марка Антония и Клеопатры состоял из 200 больших кораблей с тремя-пятью рядами весел. Это были огромные корабли с мощным тараном и высокими бортами, на палубе стояли тяжелые метательные машины, что делало корабли такой конструкции тихоходными и неповоротливыми.

    О ходе морского сражения при Акциуме 2 сентября 31 года до н. э. подробно рассказал в книге «Сравнительные жизнеописания» древнегреческий писатель Плутарх: «Приняв решение дать морской бой, Антоний распорядился все египетские суда сжечь, а лучшие и самые большие из своих снабдил дополнительными гребцами и разместил на палубах двадцать тысяч тяжелой пехоты и две тысячи лучников. Говорят, что один начальник когорты, весь иссеченный в бесчисленных сражениях под командою Антония, увидевши его, заплакал и промолвил: «Ах, император, ты больше не веришь этим шрамам и этому мечу и все упования свои возлагаешь на коварные бревна и доски! Пусть на море бьются египтяне и финикийцы, а нам дай землю, на которой мы привыкли стоять твердо, обеими ногами, и либо умирать, либо побеждать врага!». На это Антоний ничего не ответил, ибо уже и сам не верил в успех».

    8

    Автор: Viktor-Viktor

    Скульптура Марка Антония у Венского сецессиона

    Далее Плутарх пишет: «Наконец завязался ближний бой, но ни ударов тараном, ни пробоин не было, потому что грузные корабли Антония не могли набрать разгон, от которого главным образом и зависит сила тарана, а суда Агриппы не только избегали лобовых столкновений, страшась непробиваемой медной обшивки носа, но не решались бить и в борта, ибо таран разламывался в куски, натыкаясь на толстые, четырехгранные балки корпуса, связанные железными скобами. Борьба походила на сухопутный бой или, говоря точнее, на бой у крепостных стен. Три, а не то и четыре судна Агриппы разом налетали на один неприятельский корабль, и в дело шли осадные навесы, метательные копья, рогатины и огнеметы, а с кораблей Антония даже стреляли из катапульт, установленных в деревянных башнях».

    Неповоротливые корабли Антония не могли сопротивляться быстроходным кораблям Агриппы. Большая часть флота Антония была потоплена или сдалась, а сам Антоний и Клеопатра на легких кораблях сумели прорваться к Египту. Вот как это описывает Плутарх: «Вдруг, у всех на виду, шестьдесят кораблей Клеопатры подняли паруса к отплытию и обратились в бегство, прокладывая себе путь сквозь гущу сражающихся, прорываясь через их строй, сеяли смятение. Вот когда Антоний яснее всего обнаружил, что не владеет ни разумом полководца, ни разумом мужа, и вообще не владеет собственным разумом, но — если вспомнить чью-то шутку, что душа влюбленного живет в чужом теле, — словно бы сросся с этою женщиной и должен следовать за нею везде и повсюду. Стоило ему заметить, что корабль Клеопатры уплывает, как он забыл обо всем на свете, предал и бросил на произвол судьбы людей, которые за него сражались и умирали, и, перейдя на пентеру, погнался за тою, что уже погибала сама и вместе с собой готовилась сгубить и его».

    Марк Антоний и Клеопатра целый год жили в ожидании неминуемого конца, пока в гавани Александрии не появился флот Октавиана, Антоний закалывает себя мечом и смертельно раненый умирает на руках Клеопатры. Египетская царица, не желая доставаться главным призом победителю Октавиану, также погибает: «Аспида принесли вместе со смоквами, спрятанным под ягодами и листьями, чтобы он ужалил царицу неожиданно для нее, — так распорядилась она сама. Но, вынувши часть ягод, Клеопатра заметила змею и сказала: «Так вот она где была» — обнажила руку и подставила под укус». Так завершились десятилетия гражданских войн, Гай Октавиан оказался единовластным правителем Римского государства и под именем Октавиан Август стал первым римским императором. Наступила эпоха Римской империи.

    7

    Автор: Viktor-Viktor

    Статуя Октавиана Августа в ватиканском музее Кьярамонти

    Октавиан Август, понимая, что стал императором во многом благодаря полководческим талантам Агриппы, сполна вознаградил своего соратника. Агриппа трижды становился консулом, сначала был женат на племяннице императора, а затем на его дочери, назначен трибуном, префектом, соправителем и наследником Октавиана Августа.

    Агриппа, будучи вторым лицом в государстве, занимался активной строительной деятельностью, превращая республиканский Рим в имперский город. Дион Кассий в книге II века «Римская история» пишет: «Агриппа согласился стать эдилом, и ничего не взяв из государственной казны, отремонтировал все общественные постройки и все улицы, вычистил канализационную систему и проплыл по ней под землей в Тибр». Он провел в Рим новые акведуки Юлия и Девы, отремонтировал акведуки Аппиа, Старый Аниен и Марция, построил мост, канал, термы, фонтаны и сады. Во многом благодаря строительной деятельности Агриппы Октавиан Август заявил: «Я принял Рим кирпичным, а оставляю — мраморным».

    6

    Автор: Viktor-Viktor

    Ватиканский обелиск Октавиана Августа

    Легенда о возникновении Пантеона приведена в фундаментальном труде «История города Рима в Средние века» немецкого историка XIX века Фердинанда Грегоровиуса: «Когда Агриппа, префект Римской империи, после покорения швабов, саксов и других народов Запада вернулся в Рим, статуя Минервы, помещавшаяся в храме Юпитера на Капитолии, зазвонила своим колокольчиком. Сенаторы поручили тогда Агриппе ведение войны против персов. Агриппа испросил себе три дня на размышление. В последнюю ночь, во время сна Агриппы, к нему явилась женщина и сказала: «Агриппа, что с тобой? Тебя удручают большие заботы!». Он ответил: «Да, госпожа». Тогда она продолжала: «Не тревожься! Обещай мне построить такой храм, какой я тебе покажу, и я возвещу тебе, победишь ли ты». И женщина показала ему в видении храм. Тогда Агриппа спросил женщину: «Госпожа, кто ты?». И она отвечала: «Я Кибела, мать богов. Принеси жертву Нептуну, богу морей, и он поможет тебе. Воздвигни этот храм ему и мне. Мы будем с тобой, и ты победишь».

    Оповестив сенат об этом сновидении, Агриппа выступил в поход с большим флотом и пятью легионами, победил персов и снова вернул их под власть римлян. Возвратившись после того в Рим, Агриппа построил храм, посвятил его матери богов Кибеле, Нептуну и всем другим богам и назвал этот храм Пантеоном. На вершине храма, над отверстием в крыше, Агриппа поставил в честь Кибелы вызолоченную статую и покрыл всю крышу листами позолоченной бронзы. Из этого же металла были сделаны и два тельца, стоявшие на крыше храма».

    6

    Автор: Viktor-Viktor2

    Римский Пантеон

    Самым известным римским зданием, возведенным Агриппой в 27—25 годах до н. э. в память о своей победе в морском сражении при Акциуме, стал Пантеон (греческое слово «пантéон» обычно переводят как «храм всех богов»). Дион Кассий в книге «Римская история» утверждал, что название храма происходит от статуй многих богов, установленных внутри здания и от сходства его купола с небесами. Агриппа задумал Пантеон как династическое святилище, являющееся частью культа императора Октавиана Августа и Гая Юлия Цезаря. Авторитетный современный исследователь архитектуры Римской империи американский профессор Уильям Ллойд Макдональд в книге «The Pantheon: Design, Meaning, and Progeny» рассказывает о таком предании: «Пантеон находится на месте древнего Козьего болота и с этого места Ромул, основатель Вечного города, был вознесен на небо богом Марсом, после чего Козье болото стало Марсовым полем».

    6

    Автор: Viktor-Viktor

    Римская площадь Навона находится на Марсовом поле

    Описание Пантеона Агриппы приводится в крупнейшем энциклопедическом сочинении античности «Естественная история» древнеримского писателя Плиния Старшего. Пантеон Агриппы был обращен на юг (сейчас на север) и имел прямоугольную форму, стены были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами. Пантеон украшали статуи и кариатиды: «На редкость прекрасны кариатиды на колоннах храма, а капители этих колонн сделаны из сиракузской меди. Разрезанная пополам жемчужина Клеопатры — достойное украшение для ушей статуи Венеры». На фронтоне здания буквами из бронзы была выложена надпись «М. AGRIPPA. L. F. COS.TERTIVM. FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).

    7

    Автор: Viktor-Viktor

    Надпись «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это» на Пантеоне

    Дион Кассий в книге «Римская история» рассказывает, что Агриппа хотел установить внутри Пантеона статую Октавиана Августа, но император отказался от этого. В храме была поставлена колоссальная культовая статуя обожествленного Гая Юлия Цезаря, статуи многих богов (точное количество не известно), главными среди которых были Марс и Венера, «родоначальники» рода Юлиев. Купол Пантеона украшала позолоченная медная статуя богини Кибелы. В пристройке перед входом (пронаос) в нишах по обе стороны были поставлены колоссальные статуи Октавиана Августа и Агриппы. Плиний Старший в «Естественной истории» называет имя архитектора Пантеона — Валерий из Остии и имя скульптора Пантеона — Диоген из Афин. Перед Пантеоном был круглый мощеный плитами двор, окруженный портиками, с триумфальной аркой в центре и храмом Нептуна на противоположной стороне, возведенного в честь морских побед Агриппы.

    4

    Автор: Viktor-Viktor

    Остатки храма Нептуна у Пантеона

    Пантеон Агриппы простоял чуть более века, пока не сгорел в пожаре 80 года. Это произошло во время трехлетнего правления императора Тита Флавия, который возглавлял римскую армию в Иудее, после ожесточенных боев взял штурмом Иерусалим и разрушил храм Ирода. Короткое правление Тита отмечено серьезными бедствиями в Римской империи. Первым, случившимся всего через месяц после его вступления на трон, стало знаменитое извержение вулкана Везувий, разрушившее Помпеи. После катастрофы Тит находился в пострадавшем районе и руководил работами у подножия Визувия, когда в Риме случился сильный пожар на Марсовом поле. За три дня и три ночи были уничтожены храмы Юпитера Капитолийского, Нептуна, Сераписа, Исиды, театры Бальба и Помпея, портик Октавии с библиотекой, Септа, Дирибиторий, термы и Пантеон Агриппы.

    3

    Автор: Viktor-Viktor

    Римский Пантеон

    Фредерик У. Шипли из Вашингтонского университета в книге «Строительные мероприятия Агриппы в Риме» приводит результаты современных археологических исследований Пантеона Агриппы: «При раскопках под портиком на глубине около 2,5 м были обнаружены стены подиума продолговатого прямоугольного строения, предположительно, храма, с пронаосом к югу от длинной стороны прямоугольника. Стены этого фундамента сложены из травертиновых блоков, облицованных рустикой. Эти руины были идентифицированы как Пантеон Агриппы. Само здание имело размер 43,76 на 19,82 м. На северной стене фундамента стоят восемь колонн нынешнего портика, ширина которого 34 м. Следовательно, более древняя стена была шире нынешнего ряда колонн на 4,88 м с каждой стороны. Такая планировка позволяет предположить, что фронтон пронаоса поддерживали кариатиды Диогена, упомянутые у Плиния Старшего как особенность храма Агриппы».

    Шипли продолжает: «На глубине около восьми футов под полом современного Пантеона были обнаружены остатки бетонного основания мраморного покрытия, которое лежит под бо́льшей частью площади нынешней ротонды и судя по объектам, обнаруженным под этим покрытием, эта территория датируется эпохой Агриппы. Возможно, эта круглая территория, крытая или нет, была окружена стеной, необязательно высокой, в которой имелись ниши для статуй, о которых сообщает Дион Кассий. В таком случае, в более древний храм нужно было входить с этой территории, и надпись Агриппы изначально должна была находиться на южном фасаде храма, а не на северном, как сейчас. Если этот храм, как теперь представляется вероятным, был Пантеоном Агриппы, то, чтобы надпись на южном фасаде была видна с Марсова поля, стены внешнего ограждения круглой территории не могли быть очень высокими». Таким образом, современная археология доказала, что пантеон Агриппы существовал, а тот Пантеон, которым мы восхищаемся сегодня, построен на месте Пантеона Агриппы.

    5

    Автор: Viktor-Viktor

    Археологические раскопки Пантеона

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    10 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Рим
    сообщить модератору
      Наверх