...
3
Эрмитаж. Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты Санкт-Петербург, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Санкт-Петербург

    Санкт-Петербург

    LAT
  • 59.93868N, 30.32536E
  • Я здесь был
    Было: 1803
    Хочу посетить
    25669

    1407 материалов по 995 объектам,  43 390 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ZweZet 1211
    Vazlav 973
    Были в Санкт-Петербурге?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
    • +7 (812) 571-34-65
    • chancery@hermitage.ru
    Фотографии
    Карта
    330 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (11) помощь
    1499Sergey
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 5 мар 2012

    Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти

    Достопримечательности → музеи, выставки
    9 февраля 2017 года||
    GPS
    |26 (7)| 25| 283318

    Этот совет является частью дневников «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»«Мой Эрмитаж»

    5
    «В искусстве я всегда ставлю эксперименты и показываю свои работы по всему миру, как почтальон» — Ян Фабр.

    Начало экскурсии здесь:
    Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака

    Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...

    В детстве он мечтал стать почтальоном, ему казалось, что это самые свободные люди на свете, они ходят от дома к дому, разносят письма и ни от кого не зависят, но однажды на день рождения отец подарил ему микроскоп и набор химических реактивов, надеясь, что сын выберет достойную профессию. Мальчик так увлёкся опытами, что решил стать химиком, но не простым, а химиком-почтальоном. Повзрослев, Ян Фабр превратился в художника-экспериментатора, демонстрирующего свои произведения по всему миру. И как знать, может секрет его непростых для понимания работ кроется в прошлом, в том далёком детстве, когда он мечтал стать почтальоном, разносящим письма, если так, то мечты его сбылись.

    А как же химия, неужели она забыта? Пожалуй, нет, но с годами претерпела странные изменения, она то появляется, то исчезает, а всё благодаря совершенно простому предмету – шариковой ручке фирмы Bic синего цвета. А метаморфоза заключается в следующем:

    В юности из-за отсутствия достаточных средств Фабр вместо красок и кисточек очень часто использовал шариковые ручки, именно Bic, вероятно другие были малодоступны, и именно синего цвета. В процессе работы он выявил их удивительную особенность, оказалось, что синий цвет наполнителей ручек в силу особого химического состава со временем приобретает различные оттенки, мало того, если при этом основное изображение нанести на фотобумагу, а поверх него несколько слоёв ручкой Bic, то в результате появляется необычное изображение. И в зависимости от угла зрения рисунок то появляется, то исчезает.

    Так возникли многочисленные серии картин под общим названием: «Появление и исчезновение…»

    Кстати, а вот и одна из них – это «Появление и исчезновение Антверпена I» (2015 г.). Должен сразу предупредить, родной город Фабра на этом полотне мы не увидим, во-первых потому, что он исчез, как явствует из названия, а во-вторых, по другой совершенно причине, отсутствия должного освещения и угла зрения.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Многие, проходящие мимо этого и других аналогичных его полотен, задаются вопросом, а в чём собственно смысл представленных здесь картин? Обыкновенное синее пятно и ничего более, вроде квадрата Малевича. После чего они укоризненно вертят головой и идут дальше. Но нам повезло, мы знаем секрет, а потому, поколдовав немного над контрастностью и тенями, открываем для себя замысел автора.
    8

    Автор: 1499Sergey


    «Антверпен I» на поверку оказался… женщиной, довольно интересной и загадочной, как на полотнах старых мастеров, у которых Фабр постоянно черпает вдохновение.
    3

    Автор: 1499Sergey


    Видимо существуют Антверпены II, III, IV... что ж, было бы приятно познакомиться с каждой.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Совсем рядом можно наблюдать другую его работу в той же технике шариковой ручкой Bic: «Появление и исчезновение Вакха I» (2015 г.).
    5

    Автор: 1499Sergey


    Правда данный конкретный образ, запечатлённый на глянцевой фотобумаге, приятных восторгов в себе не таит.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Вакх бог вина, чревоугодия, безудержного веселья и нехороших излишеств выглядит несколько непрезентабельно.

    Чего нельзя сказать о «Человеке с палочкой, намазанной птичьим клеем» (1990 г.).
    1

    Автор: 1499Sergey


    Это довольно внушительных размеров картина почти в человеческий рост. Здесь следует заметить, что дед Яна Фабра Жан-Анри Фабр был довольно известным энтомологом, написал множество научных трудов о жизни насекомых, за что был награждён французским орденом Почётного легиона. Его современник Виктор Гюго называл его «Гомером насекомых», так были велики заслуги этого учёного мужа перед многочисленным отрядом жесткокрылых, чешуекрылых и прочих членистоногих животных.

    Внук пошёл дальше, наряду с жучками он полюбил птиц, кошек и собак. С последними из перечисленных мы ещё встретимся в его творчестве, то будет в других залах, а пока рассмотрим пернатых и начнём с «Человека с палочкой, намазанной птичьим клеем».

    Сюжет данного произведения кроется в деталях. В образе птицелова выступает сам Ян Фабр. Его голову покрывает шляпа пчеловода, она призвана защищать от дурных помыслов и поступков, однако с помощью особого клея и палочки он пленяет сову, которая является одновременно символом мудрости и приближающейся смерти. Можно только догадываться, что произойдёт в дальнейшем, вернётся ли наш герой в дом, кажущийся нереальным в отражении тёмных вод, или дорога его никогда не закончится, и точно одинокому дереву ему предначертано вечно тянуться к свету, оставаясь при этом во мраке своих мыслей.

    Порой случается, что безумие – это благо, а разум холодный лишь беды приносит. Мы ловим птиц, ставим капканы на зверя и не догадываемся, что сами попадаем в силки. Даже если клетка открыта, из неё нельзя убежать.

    Впрочем, у данного произведения могут быть и совершенно другие толкования, всё зависит от личного восприятия, а тем временем надо двигаться дальше, к безумию, тем более, как утверждает Фабр, оно такое приятное.
    4

    Автор: 1499Sergey


    Очередная его работа, выполненная шариковой ручкой Bic: «Какое приятное безумие» (1986 г.)
    Увы, к сожалению, найти подходящий ракурс, чтобы представить произведение в полной мере, не удалось, в происходящее в качестве отражений вмешались посторонние предметы, как то эрмитажная картина, настенный подсвечник и … ваш покорный слуга с фотоаппаратом. Однако сова, как главный элемент картины и символ приятного безумия, думаю, хорошо получилась, во всяком случае, общей композиции она не портит.
    4

    Автор: 1499Sergey


    А далее у нас «Человек с пером и птенцами орла» (1986 г.) Видимо, некоторые остатки безумия, что не поместились на предыдущей картине, нашли место здесь, особенно в глазах птенцов и, вероятно, их матери.
    1

    Автор: 1499Sergey


    Проследить по руке, держащей перо и венок, кому принадлежит она, не удалось, но имеются предположения, что рука эта имеет глубокие корни. Ну, вы догадываетесь, о ком идёт речь, да простит он меня.
    4

    Автор: 1499Sergey


    Продолжая птичью тему, хочу представить «Обезглавленных вестников смерти» (2006 г.). Уж простите, но пора нам как-то двигаться к серьёзным вещам, хотя шариковые ручки ещё будут.
    Здесь семь совиных чучел, вернее, их головы, выполненные из натуральных перьев на гипсовой основе со стеклянными человеческими глазами.
    4

    Автор: 1499Sergey

    2

    Автор: 1499Sergey


    Всё это добро выставлено на длинном столе, покрытом белой льняной материей. Рядом висят картины старых фламандских мастеров.
    7

    Автор: 1499Sergey


    В средневековой Европе отношение к совам было, мягко говоря, неприветливое. Эти ночные птицы считались предвестниками скорой смерти и встреча с ними, как понимаете, к радости не приводила.
    4

    Автор: 1499Sergey


    Им приписывали дружбу с самим дьяволом. Наряду с кошками, крысами и жабами, их нещадно уничтожали, вероятно, население Европы тех лет очень недолюбливало животных.
    5

    Автор: 1499Sergey


    Возможно, те объедали их, а ещё разносили по местам общего проживания какие-нибудь страшные заразные заболевания, например чуму, однако делали они это не со зла, а исключительно по причине общей поголовной безграмотности, как в вопросах здравоохранения, так и личной гигиены.
    6

    Автор: 1499Sergey


    Руки и лапы никто не мыл, зубы и клювы не чистили, отхожие места устраивали, где попало, отчего всевозможные микробы и вирусы лишь процветали.

    Совиному поголовью и их товарищам грозило полное истребление, к тому же ведьмы, самая одиозная часть женского населения тех лет, взяли за правило готовить из них всякие отвратительные снадобья, выдавая те за врачебные микстуры, чем окончательно подорвали духовное и физическое здоровье тамошних граждан.
    5

    Автор: 1499Sergey


    До наших дней дошло множество рецептов тех препаратов, например у Шекспира в Макбете:

    «Три раза кот клейменный промяукал. Три раза и еще раз еж скулил. Сова кричит: "Пора! Пора!" Туда бросаем части потрохов. Вот жаба в котел полетела бурлящий, что яд свой копила в болотистой чаще. Двойная работа, двойная забота.
    6

    Автор: 1499Sergey


    Огонь гори, котел кипи. Пусть варятся в котле совместно тритона глаз и жало слепозмейки. Пускай кипят в соседстве с ними крыло совы и пух летучей мыши, лягушки палец и язык собаки сок отдают, как и язык гадюки.
    6

    Автор: 1499Sergey


    И ящерицы лапка и кусок змеи болотной, свернутой в кольцо. Варись, дьявольский навар!»
    6

    Автор: 1499Sergey


    А вот интересно, кто-нибудь в наши дни пробовал воссоздать данный навар, если да, то, как его следует применять, до или после еды и какими ложками, и самое главное, имеются ли противопоказания?
    3

    Автор: 1499Sergey


    Прошли годы и в наши дни некоторые из ведьм, которые в тёмном средневековье сгореть на кострах не успели, получили правильное образование и мучить сов, как и других животных, перестали.
    Однако нам следует двигаться дальше в другой зал…
    4

    Автор: 1499Sergey


    Продолжение следует:Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом

    Санкт-Петербург, январь 2017

    (Все фото из личного архива)
    • Адрес:

      Государственный Эрмитаж
      Россия, 190000,
      Санкт-Петербург,
      Дворцовая набережная, 34

    • Дополнительная информация:

      Время работы
      вторник, четверг, суббота, воскресенье:
      10:30 — 18:00
      среда, пятница:
      10:30 — 21:00
      Музей закрыт: по понедельникам,
      1 января, 9 мая

    • Телефон:

      7 (812) 571-34-65

    • Web-адрес:

      chancery@hermitage.ru

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    28 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
    сообщить модератору
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      9 фев 2017, 15:21
      удалить
      Техника с чернилами и фотобумагой — неожиданное открытие. Очень интересный эффект!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      9 фев 2017, 19:22
      удалить
      Самое удивительное, что большинство его подобных картин на выставке я смог свободно разглядеть лишь дома на фотографиях, когда колдовал с тенью. Ничего подобного до сих пор не встречал.
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      10 фев 2017, 18:57
      удалить
      Не иначе, как волшебство.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      10 фев 2017, 20:57
      удалить
      Rainbowнаписала 11 февраля в 03:57

      Не иначе, как волшебство.


      Или мастерство, чему научиться можно )
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      9 фев 2017, 20:30
      удалить
      Помнится в школе на уроках, от нечего делать, я тоже баловалась BICовскими чернилами:))
      Но велосипеды мне за это не давали:)))
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      9 фев 2017, 20:59
      удалить
      Видимо у администрации Вашей, Лена, школы были несколько другие воззрения на искусство, да и велосипедов, вероятно, не хватало. Надо было не бросать занятия шариковыми ручками. )
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      9 фев 2017, 21:38
      удалить
      Да кто ж знал, Сергей:((((
      Сейчас бы в Эрмитаже "висела":)))
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      9 фев 2017, 22:38
      удалить
      Norisfoxнаписала 10 февраля в 06:38

      Да кто ж знал, Сергей:((((
      Сейчас бы в Эрмитаже "висела":)))


      И в Лувре )
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      10 фев 2017, 06:58
      удалить
      Вам бы, Сергей, экскурсоводом работать в Эрмитаже — так много интересного узнала из вашего рассказа. Благодаря скандалу имя Фабра стало знаменитым на просторах русскоязычного интернета, но нигде так подробно я не читала о творчестве Фабра. Очень интересно и пока не страшно — чучела сов получились очень примиленькими.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      10 фев 2017, 12:35
      удалить
      Спасибо, Татьяна!
      По поводу экскурсовода, при повторном посещении выставки Фабра, когда многое я узнал о нём и его творчестве, со мной произошёл такой случай. Стою я как-то у одной из его картин, нарисованной шариковой ручкой, стараясь поймать нужный ракурс для фотографирования. Мимо проходит пара молодых людей. Почти зевая обращают внимание на картину. Абсолютно синее полотно и ничего более. Между ними возникает диалог, мол, что здесь смотреть, какая-то чернота, пошли дальше. Объяснил, что фокус весь в цвете, а главное — в ракурсе, но самое интересное, что картина открывается только на фото, когда убираются тени. Молодые люди заинтересовались. Вдобавок рассказал им о самом Фабре, кто он такой и чем занимается. К нам стали подходить другие посетители Эрмитажа. Вскоре собралось человек десять, а потом более. Несколько залов пришлось ходить вместе с ними, рассказывать, отвечать на вопросы, пока не выдал им страшную тайну, что ни какой я не экскурсовод, а просто, как и они, посетитель, пришедший познакомиться с выставкой Яна Фабра, а заодно сделать несколько сот фотографий его работ. Чем и пытаюсь сегодня делиться со всеми в своих советах, надеюсь, последующие будут более интересными. Очень хотелось бы.
      Ещё раз спасибо за терпение!
    • tulip
      помощь
      tulip
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 янв 2012
      12 фев 2017, 04:24
      удалить
      Как все-таки восприятие выставки меняется, если знаешь о художнике , о его восприятии мира, о технике, которую он использует.
      Я помню на уроках литературы в школе, никогда не любила задание : изучить биографию автора. Мне всегда казалось это скучным и ненужным. Но с возрастом я поняла насколько многограннее и интереснее предстают перед нами произведения, когда мы знаем биографию автора.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      12 фев 2017, 13:49
      удалить
      tulipнаписала 12 февраля в 13:24

      Как все-таки восприятие выставки меняется, если знаешь о художнике , о его восприятии мира, о технике, которую он использует.
      Я помню на уроках литературы в школе, никогда не любила задание : изучить биографию автора. Мне всегда казалось это скучным и ненужным. Но с возрастом я поняла насколько многограннее и интереснее предстают перед нами произведения, когда мы знаем биографию автора.


      Полностью с Вами согласен, без знания автора, очень трудно понять смысл его произведений, особенно, когда значения его работ скрыты тремя слоями чернил. )
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      10 фев 2017, 14:29
      удалить
      Так,так! Интересненькое пошло!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      10 фев 2017, 14:52
      удалить
      Maynurнаписала 10 февраля в 23:29

      Так,так! Интересненькое пошло!


      Спасибо!
      Стараюсь по мере сил)
      Следующий совет будет специально для тех, кто следует со мной по пятам, для вас готовлю сюрприз...
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      10 фев 2017, 18:58
      удалить
      Сов жаль, нельзя чучела животных считать искусством.
      А в остальном все очень интересно.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      10 фев 2017, 21:00
      удалить
      Rainbowнаписала 11 февраля в 03:58

      Сов жаль, нельзя чучела животных считать искусством.
      А в остальном все очень интересно.


      По поводу сов спорить не стану, но добавлю, что это только цветочки, ягодки ещё впереди.
      К самому интересному подхожу постепенно, готовлю читателя, обрабатываю его вкус)
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      18 фев 2017, 01:16
      удалить
      Очень интересно, открываю для себя этого автора, спасибо Сергей в том числе за интересную интерпретацию
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      18 фев 2017, 01:45
      удалить
      Спасибо, Николай!
      А экскурсии по выставке продолжаются.)
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      18 фев 2017, 02:09
      удалить
      читаю — просто был неделю недоступен я
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      21 дек 2018, 23:53
      удалить
      Очень необычное зрелище безумства, но ведь был же и Ван Гог...чьи безумные картины продаю сегодня по безумным ценам.
      спасибо за показ того, что сама не увидела
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      22 дек 2018, 01:15
      удалить
      Безумство в искусстве и безумство цен не всегда идут бок о бок, Ван Гог при жизни не продал ни одной своей картины, они стали ценными только после его смерти. Фабру повезло, его безумство приносит плоды, и весьма ценные.
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      22 дек 2018, 12:54
      удалить
      Да, вы правы, Ван Гог умер в нищете, даже не узнав, что будет оценен (и как!) после смерти...
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      22 дек 2018, 16:31
      удалить
      Кто-то сказал, что настоящий художник всегда должен быть голодным. Если он сыт, талант исчезает. Конъюнктура всё портит. Однако существует золотая середина, и примеров тому множество.
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      22 дек 2018, 16:47
      удалить
      Про голодного художника я тоже знаю, и совершенно с вами согласна, когда нет заказа, художник свободнее творит.

      Хотя и это спорно — ведь какие вещи творили итальянцы эпохи Возрождения, а в общем-то все это были заказы....
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      22 дек 2018, 17:05
      удалить
      Когда заказчик чувствует, как художник, рождаются настоящие шедевры.
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      22 дек 2018, 17:09
      удалить
      Верно, заказчиками тоже были великие люди!
    Наверх