Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

LAT
  • 59.93868N, 30.32536E
  • Я здесь был
    Было: 1793
    Хочу посетить
    23093

    1331 материал по 981 объекту,  39 018 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ZweZet 1166
    Были в Санкт-Петербурге?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
    • +7 (812) 571-34-65
    • chancery@hermitage.ru
    Фотографии
    Карта
    330 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (11) помощь
    1499Sergey
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 5 мар 2012

    Ян Фабр в Эрмитаже #6 / Дары смерти

    Достопримечательности → музеи, выставки
    19 февраля 2017 года||
    GPS
    |16 (8)| 38| 747717

    Этот совет является частью дневников «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»«Мой Эрмитаж»

    5
    Каких только грехов не приписывают современному бельгийскому художнику Яну Фабру, его называют провокатором, шарлатаном и даже живодёром. Ему вменяют в вину работы с чучелами животных, при этом злые языки даже не удосуживаются разобраться, для чего он это делает.

    Мы старательно отводим глаза от вещей, кажущиеся нам непонятными, не укладывающиеся в узкие рамки обыденности. Всё, что за гранью нашего понимания, отвергается. Нам так удобно, а главное – комфортно. Зачем тревожить разум, пусть отдыхает, а лучше – спит. Говорят, сон разума рождает чудовищ. Впрочем, к теме нашего разговора эта фраза отношения не имеет. Полагаю, рано ещё. Хотя, как знать, может уже и поздно. Однако вернёмся на землю, в Эрмитаж на выставку Яна Фабра.
    Начало экскурсий здесь:


    Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
    Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
    Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
    Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
    Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы

    5

    Автор: 1499Sergey


    Мы посетим очередной зал, где наряду с постоянными музейными экспонатами встретим работы Фабра, но прежде поговорим о значении всем хорошо знакомого слова «натюрморт».
    Если дословно в переводе с французского языка оно означает «мертвая природа» (nature morte).

    Так называют изображения в живописи или ином виде искусства неодушевлённых предметов, в первую очередь фруктов, цветов и других растений. Натюрморт возник очень давно и поначалу служил неким дополнением к картинам на религиозную тему. Однако со временем он выделился в отдельный жанр. Добавилось и содержание, на картинах стали появляться животные, птицы и рыбы. А так как натюрморт подразумевает демонстрацию мёртвой натуры, то соответственно и перечисленная выше живность приобрела вид умерщвлённой плоти. Таков закон жанра.
    4

    Автор: 1499Sergey


    Особенно ярко подобные натюрморты проявились в Голландии XVII века, возник даже термин – «застывшая жизнь». Это когда убитая дичь, благодаря высокому мастерству художника, выглядела предельно натуралистично. К таким изображениям, дабы подчеркнуть их значение, добавилось выражение из библии: «Суета сует, всё суета». А чтобы сильней подчеркнуть аллегоричность, художники начали добавлять на свои полотна человеческий череп, как символ смерти, чтоб уж совсем у зрителей не возникало сомнений к чему идёт дело. Так в натюрмортах появилось целое направление — «Vanitas» (Суета, тщеславие).
    2

    Автор: 1499Sergey


    О суете, тщеславии и бренности бытия нам расскажут работы Фабра, а помогут в том натюрморты его соотечественников Франса Снейдерса и Пауля де Воса в зале искусства Фландрии XVII столетия. Надо заметить, что картин «неживой природы» этих старых голландских мастеров в зале развешано предостаточно, на любой вкус. Здесь и всевозможные лавки – мясные, рыбные и овощные.
    3

    Автор: 1499Sergey

    2

    Автор: 1499Sergey


    Имеются также сцены с охотой на дикого зверя, собачьих драк и прочих умерщвлений, где все детали убийств и травли прописаны со скрупулёзной точностью и со знанием дела. И что самое интересное, ни общественность, ни уважаемые критики от искусства нисколько не возражают, что оные произведения здесь размещаются, мало того, все восхищаются мастерством и талантом Воса и Снейдерса, сумевших добиться от убитых зверей такой натуралистической правды жизни.
    4

    Автор: 1499Sergey


    И это ещё не всё, так хранитель эрмитажной коллекции Наталья Грицай заявляет, что «цветы, фрукты, овощи, рыба и дичь, изображённые во фламандских натюрмортах, имеют такую мощную энергию и силу, излучают такое ликование земной жизни, что к ним нельзя применить термин «натюрморт» («мёртвая природа»)».

    Получается, что на картинах с травлей животных с последующей их разделкой присутствует некий праздник. Спрашивается, кто празднует? Звери? Вряд ли, они лишь «излучают ликование жизни», но сами её не испытывают, не могут уже, у большинства перерезаны глотки, выпотрошены внутренности, им просто физически невозможно участвовать в празднике.
    3

    Автор: 1499Sergey

    2

    Автор: 1499Sergey


    Остаются охотники, мясники и те, кто кормится с их стола, собаки и кошки. Вот им то, действительно, есть чему радоваться.

    Однако вернёмся к работам Фабра, о которых некоторые непрестанно твердят, что им не место в Эрмитаже. Попробуем разобраться, кто в них ликует.
    3

    Автор: 1499Sergey

    3

    Автор: 1499Sergey


    Начнём с «Тщеславия, опирающегося на смертность» (2013 г.) Это настоящее чучело павлина, восседающее на плечах смерти в облике человеческого скелета, выполненного из проволоки и сплошь покрытого надкрыльеями златки, хорошо нам знакомых из предыдущих работ Фабра.
    4

    Автор: 1499Sergey


    Павлин выступает в образе Тщеславия. Трудно представить на эту роль другую птицу, а потому неудивительно, что Тщеславие так ярко себя проявляет и как бы оно высоко не взлетало, итог всегда один и он предсказуем – это смерть. Всё суета.
    3

    Автор: 1499Sergey


    Другая работа Фабра – это «Глупость опирается на смертность» (2013 г.) Действующие лица несколько изменены. Вместо павлина появился лебедь.
    3

    Автор: 1499Sergey

    0

    Автор: 1499Sergey


    Скелет трансформировался в некоего ужасного монстра, смахивающего на паука. С ним всё более или менее ясно, смерть разнообразна в своих проявлениях. А вот почему Фабр выбрал символом глупости лебедя, попробуем разобраться.
    3

    Автор: 1499Sergey

    2

    Автор: 1499Sergey


    Для этого обратим взор на полотно Снейдерса «Мясная лавка». Из огромного числа всевозможной дичи бросается в глаза одинокий лебедь, подвешенный за крючья на шест. Являясь птицей очень гордой и благородной, он всё же умудрился попасть в ловушку. Видимо, глупость, а с ней безрассудство в той или иной степени присущи всем, независимо от ранга и положения, однако лебедь фигура видная, не воробей всё-таки, а потому его слабые стороны гораздо заметней. И вновь, всё суета.
    2

    Автор: 1499Sergey

    2

    Автор: 1499Sergey4


    Как ни крути, а праздника жизни не получается.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Может более мелкие персонажи других работ Фабра, что большим числом разместились по стенам в промежутках между золочёными рамами картин старых голландцев, испытывают нечто похожее на ликование? Попробуем рассмотреть их.
    1

    Автор: 1499Sergey


    «Череп с кротом» (2012 г.) Полимеры, надкрылья златки, чучело крота.
    3

    Автор: 1499Sergey


    «Череп с куропаткой» (2012 г.) Полимеры, надкрылья златки, чучело куропатки.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Рядом с куропаткой Фабра полотно Снейдерса «Повар у стола с дичью». Обратим внимание на детали, посмотрим, чем занимается он и другие.
    1

    Автор: 1499Sergey


    На столе мы наблюдаем всевозможную дичь, как очень мелкую, неизвестно для кого приготовленную, так и крупных птиц и среди них – павлин.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Из живых персонажей видим только двоих, повара и кота. Последний явно старается что-то стащить, но вряд ли ему удастся исполнить свой замысел, повар уже замахнулся, ещё мгновение и коту несдобровать. Однако вернёмся к Фабру.
    2

    Автор: 1499Sergey


    «Череп с кроликом» (2012 г.) Полимеры, надкрылья златки, чучело кролика.
    3

    Автор: 1499Sergey


    Несчастный кролик соседствует с другими зверюшками с картины Воса «На кухне». Присутствие на полотне молодой пары не случайно, она демонстрирует нам торжество жизни, о чём недвусмысленно говорят характерные жесты рук юноши. И не важно, что при этом лицо девушки повёрнуто в сторону от кавалера, она просто наблюдает за работой повара, проявляя попутно интерес к тому, что он готовит.
    3

    Автор: 1499Sergey


    «Череп с куропаткой» (2012 г.) Полимеры, надкрылья златки, чучело куропатки
    1

    Автор: 1499Sergey


    «Череп с камышницей» (2012 г.) Полимеры, надкрылья златки, чучело камышницы.
    1

    Автор: 1499Sergey


    Продолжать можно долго, подобных черепов с дичью по стенам развешано больше десятка и на всех звериных мордочках, как вы, вероятно, успели заметить, отсутствует улыбка. Как-то не получается у них праздновать, несколько разочарованы они жизнью.
    1

    Автор: 1499Sergey


    О кистях в челюстях смерти следует рассказать особо. То символ внутреннего мира художника, он разнообразен, как и шерсть, что пошла на изготовление кисточек.

    Фабр в своём творчестве одинок – это удел настоящего мастера. Он хорошо понимает, что произведения, созданные человеческими руками, имеют свой срок и что обязательно наступит час, когда они исчезнут, как бы нам этого не хотелось. Всё суета.
    4

    Автор: 1499Sergey


    И последняя из работ, на которую хотелось бы обратить внимание, это «Череп с зайцем» Фабра и полотно Воса «Натюрморт с битой дичью и омаром».
    2

    Автор: 1499Sergey


    Два этих произведения не случайно оказались рядом. Здесь и там присутствуют мёртвые зайцы.
    3

    Автор: 1499Sergey


    Правда у Воса компанию серому составляют омар, павлин, десятка два перепелов, рыба и овощи, не живые естественно, и собака с кошкою, разделяющие совершенно противоположные взгляды на праздники и ликования, но когда не дерутся.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Натюрморт, действительно, получился очень натуралистичным, даже в некотором роде радостным, чего нельзя сказать о Фабровском зайце.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Ну не увидел я в его облике былой бодрости,
    1

    Автор: 1499Sergey


    А в косых глазах искр радости и отблесков счастья, хоть и всматривался, признаюсь, долго. Если и отражалось в них что-либо, так это тоска, помноженная на отчаяние и возведённая в такую степень безысходности, от которой даже грешники в аду содрогаются.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Всё суета, в который раз говорит Фабр.
    2

    Автор: 1499Sergey


    А далее продолжает: «Лавки Снейдерса и охоты Воса испускают тошнотворный запах бойни, распада и смерти…»
    3

    Автор: 1499Sergey


    Смерть, в какие бы привлекательные образы не рядилась, всегда занимается одним и тем же — собирает дары.
    2

    Автор: 1499Sergey


    Всё суета сует и тщетная ловля ветра.

    Однако на этом знакомство с выставкой Фабра не заканчивается, впереди у нас новый зал:Ян Фабр в Эрмитаже #7 / Автопортреты: "Главы I – XVIII"
    3

    Автор: 1499Sergey


    Санкт-Петербург, январь 2017 года

    (Все фото из личного архива)
    • Адрес:

      Государственный Эрмитаж
      Россия, 190000,
      Санкт-Петербург,
      Дворцовая набережная, 34

    • Дополнительная информация:

      Время работы
      вторник, четверг, суббота, воскресенье:
      10:30 — 18:00
      среда, пятница:
      10:30 — 21:00
      Музей закрыт: по понедельникам,
      1 января, 9 мая

    • Телефон:

      7 (812) 571-34-65

    • Web-адрес:

      chancery@hermitage.ru

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    56 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
    сообщить модератору
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      19 фев 2017, 03:44
      удалить
      Ну то ж, в этом зале эти работы Фабра явно к месту:))
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      19 фев 2017, 07:28
      удалить
      Norisfoxнаписала 19 февраля в 01:44

      Ну то ж, в этом зале эти работы Фабра явно к месту:))


      В этом зале заметно особенно, но я так поняла, что и другие выбраны не просто так. Даже в размещении экспонатов выставки проявилось целое искусство
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      19 фев 2017, 03:59
      удалить
      Одним словом — натюрморт.
      А если серьёзно, Эрмитажу следовало бы приобрести несколько экспонатов Фабра, например Мёртвого зайца.
    • maklai
      помощь
      maklai
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 июн 2011
      19 фев 2017, 05:25
      удалить
      Смерть — неизбежна, но как в неё не хочется верить и тем более любоваться. Но в любом случае, мастерство проявляется и в её изображении.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      19 фев 2017, 05:45
      удалить
      Что-бы предмет не казался чудовищным, в нём надо найти хорошие стороны. На крайний случай, не замечать плохие.)
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      20 фев 2017, 02:07
      удалить
      Честно сказать, у меня было неприятное чувство от этого зала, особенно от некоторых натюрмортов.
      Примерно также, как от чтения Стивена Кинга.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      20 фев 2017, 02:47
      удалить
      Вероятно, не зря слово "натюрморт" переводится, как мёртвая натура. Не изобрели ещё способов возвращать утраченную жизнь, как бы этого не хотелось.
    • Hevron
      помощь
      Hevron
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 ноя 2011
      20 фев 2017, 13:18
      удалить
      Как ни крути, а смерть красивой быть не может. Лучше бы они пускали свой талант на более благородные моменты нашей жизни...
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      21 фев 2017, 10:35
      удалить
      Иногда надо отражать и неприятные стороны, мир так устроен, в нём есть всё — хорошее и плохое, может поэтому он так интересен, есть из чего выбирать.
    • Donnico
      помощь
      Donnico
      в друзья
      в контакты
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      21 фев 2017, 12:09
      удалить
      Вот это пожалуй лучшее!
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      21 фев 2017, 12:38
      удалить
      Возможно )
    • Omite
      помощь
      Omite
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 сен 2011
      26 фев 2017, 10:24
      удалить
      Никогда, посещая Эрмитаж, не заходила в этот зал — натюрморты голландцев меня не очень привлекали, но композиции Фабра в этом зале заставляют присмотреться не только к фабровским чучелам, но и к старинным картинам. Очень интересная идея.
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      26 фев 2017, 14:43
      удалить
      Когда художнику 400 лет его работы так примелькаются, что зрителям уже тяжело взглянуть на них непредвзятый взглядом, привыкли, и здесь самое время внести в них некий раздражитель, чтоб возникли эмоции, а они в свою очередь пробудили разум. Порой, это очень полезно.
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      5 мар 2017, 00:54
      удалить
      Предлагаю идею. Хотя все не смотрел — может уже и реализовано.
      Выбрать зал, где портреты дам в роскошных платьях.
      А внизу положить экскременты — типа принцессы тоже какают :)
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      21 дек 2018, 23:35
      удалить
      Сергей, первое же фото вернуло в тот зал Эрмитажа, который у меня вызывал скорее негативные ассоциации в детстве. Мне скорее ближе малые голланды с их жанровыми сценками, чем буйство и пиршество охотничьих трофеев.

      Однако ваш рассказ и параллели с НИМИ РАБОТ фАБРА ЗАСТАВИЛИ ПО-ДРУГОМУ ВЗГЛЯНУТЬ НА ЭТИ КАРТИНЫ. и СОВЕРШЕННО С ВАМИ СОГЛАСНА, СЕГОДНЯ МИР предстает перед нами в другом восприятии, другого времени и других ресурсов. Об этом можно спорить, что было впрочем всегда во все времена искусства, а потом спортные вещи становились шедеврами. Тому примером много.
      Еще раз спасибо
    • 1499Sergey
      помощь
      1499Sergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мар 2012
      22 дек 2018, 00:40
      удалить
      Меняется время, а с ним и мы, даже если этого не хотим. Спасибо за понимание!
    Наверх