Сарпи – село, разделенное грузинско-турецкой границей Сарпи, Грузия

Были в городе Сарпи?

sicheslavets
    С нами с 8 июн 2011

Сарпи – село, разделенное грузинско-турецкой границей

1 мая 2012 года||
    GPS
    |2 (2)| 18| 161996

Автор: sicheslavets

Я люблю границы! Люблю их пересекать, люблю на них смотреть! Люблю границы, которые проходят прямо по населенным пунктам! Поэтому прогулка по северной части Никосии и тамошние приключения на границе стали для меня одними из самых ярких впечатлений за всю историю моих путешествий.
    А потому, оказавшись в Батуми, я не упустил возможности погулять по селу Сарпи, которое уже сотню лет разделено грузинско-турецкой границей.

Те, кто читал мои отчеты о прошлогодней поездке на Кавказ, возможно, помнят, как я рассказывал про это село. Тогда мы устроили себе отдых на пляже прямо у границы, и чуть было до самой этой границы ни дошли, но грузинские пограничники стали нам усердно махать руками, советуя оставить эти попытки.
    В этот раз я решил идти к границе с другой стороны, со стороны гор.
    На погранпереход Сарпи нам с Олей и так нужно было попасть. Ведь наш самолет на Стамбул (откуда у нас был самолет на Харьков) отправлялся из турецкого города Трабзон. Так что, проснувшись утром в Батуми и сделав небольшой круг по центру этого города, мы сели на маршрутку и поехали к границе, в Сарпи.
    Первое, что бросается в глаза по приезду туда, это новое здание грузинского пограничного терминала.

Автор: sicheslavets

Год назад я писал про проект этого сооружения на сайте Novate.Ru, но мало верил в то, что он будет осуществлен.
    Однако летом этого года, вопреки моим сомнениям, терминал сдали в эксплуатацию. Я видел его фотографии в Интернете, но глаза отказывались верить в реальность существования этого здания. Уж очень все это похоже на компьютерную графику.
    И только сейчас я окончательно убедился в том, что на грузино-турецкой границе, действительно, стоит столь удивительное и красивое архитектурное сооружение.

Вышка и мечеть — уже на турецкой стороне

Автор: sicheslavets

Но новый погранпереход был лишь одним из пунктов, интересных мне в Сарпи. Другим пунктом являлась сама граница.
    Ведь граница тут проходит прямо через некогда единое лазское село Сарпи ( лазы – субэтнос грузинского народа, живущий, преимущественно, в Турции) и делит его на два населенных пункта с одинаковым названием. Одно село Сарпи находится с грузинской ее стороны, другое, Сарп, — с турецкой.

Вид на Сарпи со стороны моря

Автор: sicheslavets

Время на прогулки по Сарпи было, так что мы свернули на дорогу, ведущую вверх и пошли в село.
    Еще до 1995-го года нужно было получить специальное разрешение, для того, чтобы попасть в эту приграничную зону. Сейчас же в Сарпи вовсю развивается туризм, строятся небольшие частные гостиницы. Мы, правда, попали не в сезон, так что местные жители смотрели на нас с удивлением.

Автор: sicheslavets

Особенно запомнился очень старый колоритный дедушка, который сидел на перекрестке двух улочек и пил кофе.

— Здравствуйте, а как подойти к границе?
    — А зачем тебе?
    — Хочу посмотреть, как граница проходит через село.
    — Слушай, ты говоришь такие вещи, которые у меня в голове не помещаются. Как это так, самому ходить по селу и искать границу? Нет, так нельзя!
    — Может, тогда вы подскажете, как нам подойти к границе?
    — О! Вот это правильный вопрос! Иди по этой улице и все время держись правой стороны.

Дальше мы куда-то спускались, куда-то поднимались – рельеф в Сарпи очень непростой.
    Поговорили с еще одним местным жителем, он рассказал, что просто так к границе подойти нельзя, арестуют. Нужно заранее предупредить начальника погранзаставы, и тогда он, может быть, выделит сопровождающего. Ведь даже местные жители его предупреждают, когда хотят подойти к границе (там у многих на пустующей от застройки земле расположены мандариновые сады).
    Чтобы мы не сильно расстраивались, он указал по какой дороге нам следует идти, чтобы просто полюбоваться турецкой частью Сарпи от последнего дома в грузинской части села.
    Дошли, посмотрели, решили возвращаться обратно.

Дома в турецком Сарпи

Некое пограничное сооружение

Автор: sicheslavets

И тут нас окликает местная жительница, которая указывает на тропинку, по которой можно напрямую дойти до погранперехода, чтобы не петлять по холмистым улицам.

Спускаемся по ней, еле удерживая равновесие, чтобы не упасть. И тут видим мостик через небольшую речушку, за которым находится … граница!

Автор: sicheslavets

И в дальнейшем тропинка, по которой мы идем, также проходит мимо пограничных ограждений.

Автор: sicheslavets

По ней выходим к новому терминалу.

За забором — жилой дом в турецкой части села

Автор: sicheslavets

Грузинскую часть границы прошли за минуту-две, много окошек, никаких проволочек. А вот на турецком переходе пришлось задержаться где-то на час. Там почему-то работало только одно окно, к которому стояла огромная очередь. Да еще и пришлось черт знает куда бежать за новой турецкой визой, так как турки отказывались понимать английский язык и отказывались пускать меня по полученной в мае визе, аргументируя тем, что она действует всего 90 дней (хотя на ней написано, что 180, но находиться можно не больше 90, и за неделю до этого в Стамбуле меня по ней, после определенных споров, таки пустили в страну).

Вид на грузинский погранпереход по стороны Турции

Та самая мечеть

Турецкая часть Сарпи

Слева — грузинское Сарпи, справа — турецкое Сарп

Ну а дальше автостоп до Трабзона!

Дешёвый ✈️ по направлению Сарпи
    • noff
      noff
      С нами с 23 сен 2009
      7 авг 2012, 11:15
      классная тема! очень там живописно!)