• Липтовский Микулаш
  • Кралованы. Река Ваг
  • Оравский Град
  • Оравский Град. Интерьер замка
  • Оравский Град.Интерьер замка. Зал с привидением.
  • Оравский Град. Театрализованное представление
  • Оравский Град
  • Оравский Град. Дракула
  • Оравский Град. Вид на Оравский Подзамок
  • Лучки. Начало маршрута на перевал Яворье
  • Лучки
  • Тропа на перевал Яворье
  • Первые вырубки
  • Вот во что превратили тропу
  • А вот такой она должна быть
  • Когда-то и здесь был лес
  • Зато открылась панорама на гору Хопок
  • Хуты. Начало маршрута в Квачанскую долину
  • Квачанская долина
  • Старая мельница
  • Эта скала называется Голова Яношика (если присмотреться видно лицо). Юрай Яношик — словацкий народный герой, типа Робина Гуда
  • Костёл в деревне квачаны

С нами с 28 фев 2011

Липтовский Микулаш и окрестности

2 августа 2012 года|| 14| 136894

Наверное, ехать в Восточную Европу после неоднократного посещения Западной было слегка неразумно. Но, Альпы, прямо-таки, набили оскомину, и захотелось чего-то новенького. Вот и закрались в подсознание Татры. Путеводитель по Словакии из серии «Вокруг света» оказался совсем тонюсеньким. Но, руководствуясь им и информацией, взятой из интернета, набросали, всё же, маршрутик сроком на две недели. Поездку поделили на три этапа: три дня отвели Низким Татрам и осмотру Оравского замка, неделю Высоким Татрам и исключительно походам в горы и четыре дня на город Тренчин и его окрестности – это развалины замка Чахтице, Бойницкий замок и замок Бухловице, что в Южной Моравии (Чехия).

От нас в Словакию попасть можно через Вену, и столица Австрии встретила нас не так уж и ласково – градусник на автобусной остановке « Аэропорт Швехат – Братислава» показывал всего 13 градусов тепла, а небо изливало на нас противный, мелкий и, по всей видимости, затяжной дождь. От небывалой жары в Европе не осталось и следа.

Уже через час перед нами во всей красе предстала Братислава. Бесконечные «коробчатые постройки» советского периода. Прямо Бирюлёво какое-то. Над всем эти возвышался Братиславский Град. По прибытию на автовокзал, мы первым делом, конечно, пошли…куда? Ну, в туалет, ясно дело. Он оказался платным (собственно, все туалеты в Словакии платные), но достойный своего звания привокзального сортира какого-нибудь провинциального города.
    Нам предстоял марш – бросок с рюкзаками от автовокзала до железнодорожного. Друг от друга они находятся на порядочном расстоянии, но мы намеренно не воспользовались общественным транспортом, дабы хоть как-то ознакомится с городом. Противный мелкий дождь иногда усиливался, иногда ослабевал, и мы зашагали вперёд. Что сразу бросалось в глаза и очень не понравилось – это граффити на всём, на чём только можно: на бетонных заборах, на урнах, а главное на домах и даже дверях. Видели мы это уже и в других странах, но, пожалуй, не в таком количестве. Я бы за это руки поотрывала. Ладно, если бы это, действительно, хоть как-то было похоже на искусство, пусть бы раскрашивали подземные переходы, но портить старинные дома этой пустой мазнёй просто преступление. Город приобретает какой-то помоечный вид. Впрочем, это касается не только Братиславы, подобное явление наблюдалось нами по всей Словакии.

Более детальному знакомству с Братиславой мы отвели день отъезда (самолёт из Вены вылетал в 20.30.), но, пройдя часовой путь от вокзала до вокзала, поняли, что этот город нашего внимания не заслуживает.

Железнодорожный вокзал кишел народом, люди сидели на ступеньках, а кто и просто на полу, ибо сесть там просто больше негде. Слава Богу, наш поезд Братислава – Кошице отходил через полчаса, и ждать нам долго не пришлось. Места достались прямо возле туалета. Впереди четыре часа пути. Наш конечный пункт – город Липтовский Микулаш – «ворота Низких Татр».
    За окном замелькал промышленный пейзаж: заводы, бетонные заборы, свалки металлолома. И дождь, дождь, дождь… У нас упало настроение. Если бы не были заранее забронированы места в трёх пансионах, возможно, мы повернули бы обратно в Австрию, а там…хоть Тироль, хоть Каринтия.

Поезд шёл с опозданием, и Липтовского Микулаша мы достигли лишь ближе к семи вечера. Уставшие и измученные мы позвонили в дверь нашего первого пансиона «Словакия». Нас встретил радушный хозяин, который оказался самым настоящим англичанином по имени Дэн. Нам предстояло общаться с ним на нашем убогом английском. И для нас, и для него это было настоящим испытанием. Но как-то выкручивались, общались, понимали, рассказывали и расспрашивали. Дэн остался в нашей памяти как чудесный собеседник и просто хороший человек.

Утром следующего дня мы поехали осматривать Оравский замок. Пересели с поезда на поезд в живописной деревеньке Кралованы и двинулись на север в сторону Трстены. Замок находится в местечке под названием Оравский Подзамок. Видно его издалека, возвышается он на отвесной скале. Серый, суровый. Но впечатляющий. Вход в замок только с экскурсией, которая длится около двух часов. Бесконечные подъёмы и спуски по лестницам – ноги просто отвалились. Экскурсоводом был очень симпатичный мальчик, похожий на православного священника, понятно, что экскурсия проходит на словацком, поэтому заранее надо всё же почитать о месте, которое собираетесь посетить.

Оравский Град был построен в середине 13 века на месте старого деревянного укрепления, но строительство не прекращалось до 17 века. Впервые упоминается в 1267 году. В 16 веке на территории Оравского Града был построен дворец. В 1800 году замок сгорел и был восстановлён. Полная реконструкция была проведена в 1953-1968 годах и после неё замок стал резиденцией Оравского Музея. Здесь были сняты многие сцены из первого фильма о Дракуле — «Носферату. Симфония ужаса». Имеется даже статуя Дракулы. Зелёный такой, с когтями.

Утро следующего дня вновь выдалось хмурым. Стало ещё холоднее. Ничего не поделаешь, надо вставать и идти. Сегодня нам предстоял большой поход в Низкие Татры из Деменовской долины через перевал Яворье в Янскую долину.

Солнышко всё же порадовало нас своими лучами в одноимённой деревне Лучки, откуда мы начали свой поход. Лесная тропинка, вьющаяся между вековых мохнатых елей вскоре привела нас к затяжному подъёму на Яворское седло (сёдлами в Татрах называют перевалы). И лес туту внезапно кончился. Вместо елей торчали только пеньки. Поднявшись ещё немного, мы увидели самый настоящий лесоповал. Бульдозеры, лебёдки, свежесрубленные деревья, изгаженный горный ручей и главное – дальнейшее отсутствие нашей маркированной тропы. Срубили даже те деревья, на которых стояли метки. К счастью, было воскресенье, и вся вышеперечисленная техника молча отдыхала. Мы представили, какой грохот тут стоял бы в будний день. В течение трёхчасового подъёма ни одного туриста нами встречено не было. Вероятно, где-то в информационных центрах его настоятельно не рекомендуют, но нам про это ничего не было известно. К тому же, лёгких путей мы не ищем. Тропу стали искать чисто интуитивно. По карте она шла вдоль ручья, но по нему прошёлся вездеход, поэтому и ручья-то как такового не было. Потыкавшись здесь и там, тропу мы всё же отыскали. До перевала оставалось совсем немного.

От перевала шло несколько маршрутов и мы выбрали нужный – Янская долина. Спуск оказался гораздо живописней подъёма. Лезвие бензопилы сюда ещё не добралось. Янская долина встретила нас живописнейшей поляной, по левую сторону которой возвышалась огромная скала, и парящие над ней хищные птицы. Мы сделали привал, чтобы перекусить и полюбоваться. Тишина. Никого. Немного жутковато. И какое-то особое чувство единения с природой. Далее на спуске набрели на дом егеря. Добротный такой сруб.

Стал накрапывать дождь, солнце скрылось. Мы зашагали пободрей. Преодолеть нам предстояло ещё километров 20. Тут вдруг видим, навстречу нам поднимается дедок с клюкой, рюкзаком и в войлочных башмаках. В горах вообще принято приветствовать друг друга. Мы поздоровались:”День добрый”. Поинтересовались, куда он направляется в столь уже не ранний час. Ответил что-то неопределённое. Сказал, что 40 лет проработал егерем в этих лесах. В последний путь что ли собрался? Спросили его, сколько до деревни Липтовский Ян осталось. Сказал 10 километров. И до нашего Микулаша примерно столько же. В общем, нам ещё топать и топать.

Дождь разошёлся не на шутку. Но мы шли уже по грунтовой дороге, которая вскоре перешла в асфальтированную. Миновали Станишовскую пещеру. Стали попадаться первые люди. Семь часов без людей шли, не считая этого дедка. Потянулись вереницей пансионы, виллы, отели. Курортная зона Липтовского Яна. Внезапно обрушившийся на наши головы ливень переждали в Колибе ( это такие словацкие таверны), заодно и поели.
    Очень понравился Липтовский Ян. Тихая, живописная деревенька.Подходит для романтического отдыха. К тому же, там ещё и целебные термальные источники.
    В Липтовский Микулаш вернулись уже ближе к 9-ти вечера. Ноги отсутствовали совершенно.

Утро было не только хмурым. Оно было невыносимым. Тело болело так, как будто всю ночь мы разгружали вагоны. Я поняла, наконец, что испытала Русалочка, когда ей вместо хвоста приделали ноги. Вот к чему приводит малоподвижный образ жизни. Приходится расплачиваться за бесцельно проведённый год на сидячей работе. Пожаловались Дэну за завтраком, что природу, мол, губят нещадно – леса вырубают, ручьи портят. Он согласно покивал головой. Посоветовал сегодня сходить нам в другую долину – Квачанскую. Даже карту дал. На этот день мы планировали поездку в Кремницу, но что-то не лежала душа вновь трястись в душных поездах, поэтому предложение его приняли.

Доехали на автобусе до деревни Хуты, откуда начинается маршрут по Квачанской долине. Дождь, как всегда, то начинался, то заканчивался. Долина, действительно, оказалась очень живописной. Предполагалось, что из деревни Квачаны мы, как и вчера, до Микулаша пойдём пешком. Но не тут-то было. Ноги отказывались слушаться, и мы позорно вернулись на автобусе.

А следующим утром мы распрощались с Дэном, завершив первый этап нашего путешествия. Впереди нас ждали Высокие Татры.