• Будва

С нами с 2 ноя 2009

Черногория — нераспустившийся бутон

3 сентября 2011 года||1 (1)| 10| 64964

Так сложились обстоятельства этого лета, что выбирать, где отдохнуть, нам не пришлось. Слава богу, что появилась эта «горящая» Черногория с этим минимальным (и оптимальным для нас) сроком – 5 дней, 4 ночи. Будва, Бечичи – эти названия для меня были совсем не говорящими еще за неделю до отъезда. Спасибо интернету, спасибо всем пишущим свои большие и маленькие отзывы путешественникам – все мною за последние дни перед вылетом прочитанное сложилось в одну довольно полную и довольно объективную, как выяснилось, картину. Постараюсь внести и свою лепту, поделиться собственными впечатлениями и ощущениями от нашего краткого визита в эту милую страну. Сразу скажу, 4-х дней нам хватило: накупались, наелись, отдохнули. Мы с мужем и так-то небольшие любители лежать на пляже, а августовская жара ( + 36) гнала нас с моря то в номер, то в бар, то в бассейн, и нигде наши бренные тела не получили 100-процентного расслабления. Но по порядку. Жили мы в отеле «Иберостар бельвю» ( 4 звезды)в местечке Бечичи. Это совсем рядом с Будвой — популярным черногорским курортом. Территория отеля большая и очень красивая. 3 бассейна (увы, вода пахла хлоркой, как ни горько чернить прекрасный облик этого отеля), бары, чудесные аллеи, газоны, теннисный корт, по ночам все тактично и мягко подсвечено. Аниматоров была целая бригада, очень обаятельные ребята. Днем они проводили игры у бассейна и в воде, вечером плясали с детишками. Правда, после 10 вечера отдыхающих ублажал один солист, не очень голосистый, на мой взгляд, зато смелый: в его репертуаре были песни Синатры, «Битлз», «Квин» и др. мировых звезд.
    Номер у нас был без всякого вида, зато тихий. Холодильника не было, к нашему удивлению. Наверное, надо было на ресепшене этот вопрос провентилировать, но мы махнули рукой. 4 дня, чего уж там... Убирали каждый день, все в отеле приветливые, улыбчивые.
    Ресторан находился в соседнем корпусе, всего корпусов 3, а ресторанов 2. Кормили нормально. По крайней мере, можно было выбрать себе еду, чтобы наесться. Вино же черногорское мне не понравилось. Об этом читала в отзывах и немного сомневалась, так как в соседней Хорватии мне все казалось очень вкусным: и рыбные блюда, и вино, и шампанское. Здесь же и знаменитый «Вранец» (красное виноградное вино) мне не понравился, хотя, как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Хорошо, что была демократичная сангрия. Пиво местное мужу тоже не полюбилось, тут ему верю на слово – сама пиво не пью. Зато доброжелателные улыбки поваров и официантов на пять с плюсом.
    После обеда для особо голодающих работает кафе – там пицца, сардельки и прочие остатки обеда. Когда мы однажды прокатались по горам и пропустили обед, это кафе нам очень пригодилось. Да, у нас было «все включено»(белый браслет на руке как пропуск в мир изобилия), поэтому цен в местных кафе не знаю. Читала, что на пляжах есть вкусные ресторанчики, но увы мне, увы... не пробовали.
    Экскурсий мы не брали. Ценник же и сейчас у меня под рукой (туроператор всем раздавала): самая дешевая экскурсия в Острог – 25 евро, самая дорогая – рафтинг- 79 евро. Дубровник – 45 евро.
    Мы в первый вечер решили исследовать близлежащую территорию. Накупавшись – море теплое, но не такое уж кристально чистое, как Эгейское, например, — мы решили прогуляться по утесу, живописно выдвигающемуся справа и закрывающему от нас Будву. Сказано – сделано, идем... Дорожка вьется, море синеет, горы возвышаются, тепло, вечереет – в общем пуды романтизма, только то тут мусор нахально приковывает к себе взгляд, то там... Романтика начинает скукоживаться под натиском «привета с родины». Дошли до «носа» скалы – впереди остров Св.Николая, красота! Оглянулись, за нами уже целый отряд таких же любителей вечерних прогулок пристроился. Значит, надо идти дальше. Вдруг так и к Будве выйдем? Помнится, примерно по такой же скалистой местности я ходила из Финалса в Ллорет –де-Мар в незабвенной Каталонии. Правда, дорожки там были не такие дикие, и решеточки стояли на площадках, с которых открывались живописные виды, а тут чем дальше, тем запущеннее, какие-то поваленные столбы, строительный мусор и... бездорожье все — таки, как это ни печально. Тропка оборвалась, уткнулась в заросли и нам пришлось повернуть назад. Невольно вспомнилась легенда о Данко М. Горького... Нам, к счастью, не пришлось вырывать из груди свое сердце, чтобы освещать им путь людям. Ограничились констатацией факта: «Тут не пройти». Обратный путь оказался, как обычно, более коротким и быстрым. Потерпев на этом пути неудачу, мы нашли тот самый заветный строительный туннель, через который ходят в Будву. Надо сказать, что расстояние до Старого Града не показалось нам коротким. Пришли мы к крепостным стенам, когда уже совсем стемнело. Шли, наверное, минут сорок. Сначала дорога густо населенная такими же ходоками идет вдоль пляжей. Вот тут — то родиной пахнуло еще сильнее: шашлыки, шаурма, музыка, мусор, пиво, толпы отдыхающих, преимущественно русская речь. Как будто идешь по набережной Анапы или Лазаревской... Правда, говорят, в Анапе теперь чисто – тогда, значит, как на нашем юге лет 10 назад. Потом начался сплошной рынок – может, там глазея на товары, мы время и потеряли, может, люди ходят в старый город быстрее, но мы потом ездили туда на такси. Гвалт, шум пляжей, затем рынка наконец сменился более мерным гулом гуляющих людей. Появились художники, гитаристы, в кафе у крепостных стен на столиках зажгли свечи, на причале нарисовались богатые яхты, но у нас уже не было сил всем этим любоваться и на такси (с нас стандартно брали 7евро, хотя слышали, что норма — 5 )вернулись в отель.
    Конечно, в Будву мы приезжали еще. Ее «визитки» – Цитадель (вход 2 евро), церковь Девы Марии(840г.), памятник «Гимнастка» на берегу моря, открытый театр, где проходят театральные фестивали, старые узкие улочки – мы осмотрели достаточно полно. Средневековый европейский колорит нам мил, поэтому гуляли мы по старому городу с удовольствием. Символ Будвы – 2 рыбы: по легенде, местные Ромео и Джульетта, т.е. Марко и Елена, бросились в море и превратились в рыб, не понятые жестокими родственниками богатой Елены.
    По-моему, находясь в Черногории, трудно удержаться от сравнения ее с соседней Хорватией. Так в Будве вспомнился маленький Пореч, в котором мы когда-то отдыхали. Будва ничуть не хуже и не лучше, просто в Хорватии как-то все комфортнее, изысканнее. Ностальгически вспомнился почти игрушечный туристический поезд, на котором мы ездили из отеля в город. Как его тут не хватает! Если Хорватия – прекрасный пион в букете туристических мест, то Черногория – еще не распустившийся бутон.
    Дальних поездок мы делать не предполагали, а вот к Святому Стефану – знаменитому острову-отелю, принимавшему самых блестящих мировых звезд, конечно, собрались. Тем более этот отель недалеко от нашего местечка.
    Сразу после завтрака мы вышли из ворот отеля к стоянке такси. Свободные машины стоят практически всегда. Оплата по счетчику. Таксисты, как и все, похоже, черногорцы, говорят по-русски и все красавцы, как на подбор. Опять не буду оригинальна в своих наблюдениях, это уже подмечено много раз до меня, но удержаться не могу: красивые мужчины в Черногории!
    Мы с мужем сели в машину к нашему ровеснику Бато, оказалось, что он раньше служил моряком и бывал в наших городах: Мурманске, Архангельске, Петербурге. Разговор завязался быстро и лился рекой. Бато показал нам точки, с которых можно сделать красивые снимки отеля – на остров сейчас не пускают. Хотя Бато сказал, что как-то был там с экскурсией. Ну, место красивое, конечно, этот Св. Стефан. Запомнилось, что на пустом пляже прямо напротив него цена за шезлонг – 50 евро. В нашем «Иберостаре», к примеру, 6 евро. Прошлись, подышали воздухом богатства и захотелось еще куда-нибудь прокатиться. В жару лучше всего или в море купаться или в машине нестись, правда? Тут Бадо сделал предложение, от которого мы не отказались: сейчас едем в Будву, он ставит такси, берет свой джип и возит нас по Черногории, пока мы не устанем. Цена вопроса, включая св. Стефан, – 100-150 евро, в зависимости от времени и маршрута. И вот мы пересаживаемся в другую машину и катим для начала в Цетинье. По дороге Бато просвещает нас, что мы едем в главный православный монастырь Черногории. Там находятся мощи св. Петра Цетиньского, длань Иоаанна Крестителя и еще часть Господня креста. А сам город Цетинье – древняя столица Черногории. Город нам показался небольшим, монастырь тоже. Туристов мало. Из правил поведения в монастыре: фотографировать внутри нельзя, женщинам надо прикрывать плечи, а не головы, как у нас, поэтому при входе дают не платки, а шарфы тем, кому это нужно. Нам с мужем атмосфера в монастыре показалась очень душевной. В церковной лавке монахи по-русски очень понятно и вежливо объяснили, что лучше купить близким в подарок, как и где поставить свечи. У входа в лавку можно написать на бумажках имена тех, о ком здесь помолятся.
    А потом мы стали в небольшую очередь к мощам. Надо сказать, я впервые участвовала в такой церемонии, поэтому волновалась. Но перед нами стоял мужчина с сыновьями-подростками, я повторяла все ритуалы за ними, они за отцом. Не везде даже в святых местах чувствуется такая благостность и в то же время таинственность, как здесь. Конечно, надо в предыдущее предложение вставить слово «мною». ИМХО, как ныне принято писать. Да, слышала, как гид говорила небольшой группе туристов, что если приложить к мощам(вернее, стеклу над мощами) предмет, он освятится.
    А из Цетиньи мы помчались в Острог – монастырь высоко в горах, известный тем, что в нем соседствуют все конфессии. Я, честно говоря, не очень понимала, как это все осуществляется на практике, да и все мое внимание было приковано к дороге. Черногория – это горы,г оры, горы.. То зеленые и «пушистые», то «лысые», высокие и совсем невысокие, порезанные дорогами, негусто заселенные, без снежных вершин и, если верить Бадо, небогатые флорой и фауной. Мы доехали до пригорода Подгориц – столицы Черногории. Читала, там есть памятник нашему Высоцкому, который дважды был в Черногории и посвятил черногорцам взволнованные строки, которые часто цитируются. Пригороды же никакого впечатления не произвели. А вот когда мы стали подниматься все выше и выше по горным дорогам – я очень даже впечатлилась. Обочины над обрывами кое-где чисто символически обозначены булыжниками, а искусственные цветы прикрученные к деревьям, намекали на невеселые события, которые здесь происходили. На узких горных дорогах разъехаться трудно. И мы попали в пробку, образовавшуюся из-за того, что ни наш удалой Бато, ни водитель экскурсионного автобуса не захотели податься назад и уступить дорогу. Водители автобусов, наверное, имеют приоритет в таких ситуациях. Но по совести, сдать назад надо было именно автобусу, так как за ним никто не ехал. А за нами шел тонкий «хвост» таких же автопаломников. Пока шоферы разбирались, с обеих сторон стали накапливаться машины. Уже кое-кто покинул транспорт и пешком двинулся в сторону монастыря. Среди пешеходов мы увидели отца с сыновьями, которых видели в Цетинье. Откуда-то появились монахи в рясах. Я осторожно вылезла из машины – места над пропастью было ровно столько, чтобы поставить ногу. Совершенно странная картина! Сбоку горы, внизу обрывы, под палящим солнцем на узкой дороге стоит автомобильная пробка, а между машинами мечутся водители, монахи, девочки в шортах... Наконец – с Божьей помощью, наверное, нашли выход. Вся наша линия медленно стала двигаться назад под руководством добровольцев из местных. Автобус благополучно миновал узкое место, а мы продолжили путь. Спасибо Бато, который провез нас до самого входа в верхний монастырь. Есть еще и нижний. Мы видели, как люди поднимались от нижнего монастыря к верхнему по живописным, но довольно крутым дорожкам. Мы же оставили машину на стоянке и вошли в ворота. Основатель монастыря митрополит Василий умер в 1671 году. Позже его причислили к лику святых. Его тело покоится в одной из двух пещерных церквей.
    К церкви стояла большая очередь, в которую мы, признаюсь, не встали. Поставили свечи, купили иконы и путеводитель по монастырям Черногории, полюбовались великолепными видами, которые открываются сверху и отправились в обратный путь. Мы видели большие брезентовые палатки, в которых ночуют паломники. «Когда у людей что-то происходит важное, они приходят сюда, ночуют тут, чтобы быть ближе к Богу и, как правило, получают ответ на свой вопрос или совет, как быть», — говорил Бато. Думаю, ночь в Острожском монастыре , действительно, может что-то прочистить в мозгах. Пожалуй, я бы переночевала тут, если б этот монастырь не находился так далеко от моей Вологды.
    От посещения Скадарского озера мы отказались, устали, были и так наполнены впечатлениями и банально хотели есть. В Бечичи вернулись примерно в полпятого. Тут-то и пригодилось нам кафе-пиццерия со всякими вкусностями, раз обед мы пропустили. Заплатили мы за все 150 евро. Конечно, организованные экскурсии дешевле, но нам очень понравился этот день. Бато оставил свой телефон, так что если есть интерес – напишу.
    Это была самая интересная наша прогулка. Как-то поле ужина мы вышли осмотреть Бечичи – ничего интересного не заметили. Пара магазинчиков, дома для отдыхающих, сами отдыхающие... Опять вспомнился наш юг.
    Улетали мы без сожаления, но и без разочарования. Невероятно красивые, просто открыточные пейзажи, добрые открытые люди, теплое море – это то, что мы полюбили в Монтенегро. Толкотня по прилету в Тивате, пресловутый холодильник, вернее, его отсутствие, некоторая избыточная загрязненность отдельных территорий( вот так витиевато получилось!) – это то, что «смазало» картинку. Может, мы когда-нибудь привезем сюда своих внуков. И хотелось бы, чтобы к тому времени турбизнес здесь расцвел полным цветом, как в соседке Хорватии. Черногория этого заслуживает.

Дешёвый ✈️ по направлению Черногория
    • ariana
      ariana
      С нами с 23 фев 2012
      11 сен 2012, 13:59
      Бывала в тех краях. Милая Черногория справду. Как и Хорватия.