Токио

maklai 165

Поездка в Японию в 1993-м. Часть 9: Завершение путешествия

30 декабря 2016 года||6 (3)| 5| 11204

День тринадцатый 24 ноября — среда. Покупка телевизора.

На электричке – на фирму.

Вечером я поехал на «Хибару», то есть Акихабару в электронный рай. Пора было принимать решение с покупкой, ведь до отъезда оставалось три дня. Большинство "запали" на 14-и дюймовые "Сони". По моим же расчетам получалось, что у меня должно хватить денег на 19-и дюймовый телевизор.

Теперь "телевизионное" отступление. Раньше считалось, что по количеству телевизоров на душу населения СССР находится на одном из первых мест в мире. Производство телевизоров "Рубинов", "Темпов", "Горизонтов" и других происходило на оборонных предприятиях с военной приемкой. Поэтому их качество было относительно неплохим. Однако в восьмидесятых годах сменилось поколение телевизоров, а мы застряли на устаревших моделях. Поэтому телевизор японской марки был мечтой каждой советской семьи. У нас дома был относительно неплохой "Рубин" с диагональю 61 сантиметр. Японский телевизор с такой диагональю был мне недоступен по деньгам. Маленькие телевизоры брали в качестве вторых телевизоров в спальню или на кухню. Я же решил заменить свой большой телевизор. Поэтому выбрал максимально посильную мне по деньгам диагональ.

С огромной коробкой я погрузился на электричку и приволок свою "драгоценность" к себе в номер. Вся делегация сбежалась смотреть. Получалось, что и в этом вопросе я всех "переплюнул". Единственной закавыкой было то, что в самолет можно брать с собой бесплатно до 20-и килограммов груза, а коробка с телевизором весила уже 19 килограммов. Это обстоятельство беспокоило меня все оставшееся до отъезда время.

День четырнадцатый 25 ноября — четверг. Обычный трудовой день.

Автобусом на фирму.

День пятнадцатый 26 ноября — пятница. В логове японского капитализма.

В пятницу на автобусе нас отвезли в Токийскую фондовую биржу. Для экскурсантов здесь предусмотрен специальный балкон на втором этаже. Все действо происходит внизу, где брокеры совершают свои «операции». А на огромных электронных табло высвечиваются результаты их деятельности: изменяются котировки акций. Так как все это нам было все равно непонятно, я просто пытался осознать, что это и есть один основных центров мировой экономики. С тех пор, как только в мире происходит какая-нибудь напряженная финансовая ситуация, я регулярно вижу по телевизору знакомый зал токийской фондовой биржи, где суетятся и мечутся японские брокеры. А я там был!

Токийская биржа (открытка

Автор: KuznetsovSergey

Токийская биржа (открытка)

После обеда было назначено подведение итогов в конференц-зале "Оотори" в нашей гостинице. Снова приехало японское руководство из МИДа, включая моего «японского друга». Они попросили каждого высказаться и поделиться своими впечатлениями. Когда очередь дошла до меня, я сделал акцент своих благодарностей на финансовой стороне обеспечения нашей поездки. Тогда я еще не знал, что деньги давали не японцы, а ТАСИС. Японцы на нашей поездке тоже неплохо заработали! И лекции, и экскурсии, и банкеты оплачивались «добрым дядюшкой».

Прощальный ужин состоялся в банкетном зале. После нескольких тостов я разговорился с Хасимото. Она рассказала, что она живет с мужем и дочкой в пригороде Токио, где у них трехкомнатная квартира, купленная за несколько сотен тысяч долларов. Я рассказал, что у меня тоже есть трехкомнатная квартира примерно той же площади. Она похвасталась, что в выходные они с семьей ездят отдыхать за город на своей машине. Я поведал, что у меня тоже есть машина, и мы ездим с семьей на одну из четырех загородных дач и участков: к моим родителям, к родителям жены, на участок жены и на мой личный участок. Общая площадь этих земельных участков составляет более 40 соток. Тут у нее округлились глаза. В Японии такое есть только у очень богатых людей. Когда она рассказала, что ее отпуск составляет семь рабочих дней, я огорошил ее своим двухмесячным отпуском. Иметь и содержать, как я, двоих детей для Японии тоже роскошь. А когда она узнала о моих двух немецких овчарках, то совершенно онемела. Я снисходительно ее успокоил «Ничего, ничего… Когда-нибудь вы тоже сможете себе это позволить!» Мне показалось, что после беседы со мной она во многом изменила свое представление о России как о бедной стране, где живут нищие русские. Оказывается, наш уровень жизни вполне соизмерим! Шутка.

День шестнадцатый 27 ноября — суббота.

Утром нас собрал руководитель – господин Майский. Примерно неделю назад он придумал каждому из нас командировочное задание с тем, чтобы по окончании поездки каждый написал отчет. С самого начала было ясно, что выполнить это задание невозможно, ведь тематика лекций и экскурсий не совпадала с тематикой его вопросов. Вечерами публика мыла руководителю кости, возмущалась его тупостью и солдафонством. Но надо было что-то делать. У кого-то оказался путеводитель по Японии на английском языке. Там содержались минимальные сведения о системе образования. Этого оказалось достаточно, чтобы выполнить задание Василия Юрьевича. Я ему все перевел, и он сдал свой отчет Майскому. Кое-что я нашел и для наших женщин, они тоже сдали свои отчеты.
    Когда же дошла очередь до меня, то я чистосердечно признался, что задание руководства не выполнил. Что тут началось! Как на партийном собрании он принялся прорабатывать меня как злостного уклониста. Я сначала пытался аргументировано доказать ему, что у нас не было посещений авиатранспортных предприятий, и я не знаю, как в Японии готовятся кадры. Но он был непреклонен и настаивал на том, чтобы я подготовил отчет. Тогда я его послал! Он совсем вышел из себя, и сказал, что доложит о моем поведении министру по прибытии в Москву. Ну, давай, давай!

После обеда мы поехали на прогулку в Сибуа. Это еще один торговый и деловой район Токио. Внешним видом он больше напоминает Нью-Йорк. Десяток небоскребов взметнулись вверх. Больше ничего мне от этого района не запомнилось.
    Ах, да! Вспомнил, зачем мы туда поехали! Конечно, за покупками. Но так как основные деньги были уже потрачены, задача состояла в том, чтобы за минимальные деньги купить домой сувениров. Для этих целей лучше всего подходил магазин, который наши прозвали «стоиенник». В нем продавались разнообразные товары, каждый из которых стоил сто иен – один доллар. Уж здесь наши женщины разгулялись! Я же купил две банки саке, какие-то безделушки.
    Основная масса сувениров сформировалась на халяву в отеле. На каждый ужин стол сервировали палочками, которые немедленно отправлялись в карман. Также очень полезной оказалась фирменная парфюмерия, которая каждое утро складывалась в чемодан. Поэтому в Москве всем родственникам и друзьям достались палочки, мыло, шампуни и бритвенные принадлежности. Все были страшно рады! А банку сакэ мы с отвращением распили в первый же день. Вторая до сих пор стоит в баре. Пить ее совсем не хочется.

Еще с вечера народ начал готовиться к отъезду. Главная проблема — "перевес" груза. Каждый килограмм сверх нормативных 20 килограммов может встать в дополнительные 20 долларов! У кого-то оказались напольные весы. Поэтому все бесконечно взвешивали и перевзвешивали свои "поклажки". У меня тоже был "перевес": 19 килограммов весил телевизор и 12 килограммов — чемодан. Шла дискуссия, как будут оценивать наш вес — раздельно каждому пассажиру или всем вместе? Кроме моего большого телевизора у делегации было шесть маленьких телевизоров, два десятка видеомагнитофонов и простых магнитофонов и много-много другой всячины. В связи с этим обсуждались варианты распределения личных вещей по другим чемоданам. Рассказывали случаи, когда кому-то приходилось прямо в порту одевать на себя все костюмы, куртки и свитера. Я готовился оставить в порту чемодан.

День семнадцатый 28 ноября — воскресенье. Прощай, Япония!

Утром мы выехали из гостиницы. Рейс был около 12.00. Когда мы прибыли в аэровокзал, то сгрудили вещи в одну кучу. Получилась настоящая "Фудзияма". Бедная Хасимото побледнела, увидев все это, и отправилась договариваться с авиакомпанией. Еще одной неожиданной проблемой было то, что радиотехнику надо сдавать в багаж, а для этого ее надо страховать. За страховку надо дополнительно платить, а страховщик предварительно должен убедиться в исправности страхуемого имущества. Для этого все коробки надо распаковывать и проверять. Какое-то время мы были в неопределенности, и готовились к худшему. Мимо нас ходили изумленные пассажиры, и только что пальцем у виска не крутили! Однако обошлось. Радиотехнику разрешили взять с собой в салон как ручную кладь. Второй костюм надевать на себя не пришлось!

Мы гурьбой двинулись в самолет, обвешанные большими и маленькими коробками. Теперь была очередь стюардессам удивляться этой толпе "диких" русских. К счастью, самолет был наполовину пустой, и они разрешили поставить коробки с телевизорами прямо на соседние свободные сиденья. Одна из стюардесс все же подошла ко мне и спросила, зачем мы везем столько телевизоров. Разве в России нет телевизоров? Я ее успокоил, и заверил что в России полным-полно телевизоров, но этот телевизор я везу просто как сувенир из Японии!
    Когда самолет оторвался от земли, повторилась процедура опустошения буфета от спиртных напитков. Снова и снова бутылочки с виски, водкой и вином перекочевывали к ненасытным русским. Незаметно начало смеркаться. Да, да! Мы вылетели утром, а наступала ночь! Я прильнул к иллюминатору и увидел, как заходит солнце на востоке. Это было еще одно чудо, которое приготовила для меня эта поездка! Но и это еще не всё. Через некоторое время, когда самолет изменил курс, я вновь увидел восход. А через несколько минут – снова закат. Так продолжалось три раза. Я как зачарованный смотрел в иллюминатор и не мог оторваться от этой завораживающей и сверхъестественной красоты.

Когда самолет приземлился в Шереметьево через десять часов полета, снова было утро. Поля были заснежены, серая ноябрьская мгла прикрывала знакомые силуэты самолетов. Я подхватил свою коробку, забрал из багажа чемодан и вышел в зал прилета. Меня встречал сын. На остановке стоял 551-ый автобус, мы вскочили в него, и я снова оказался в привычном для себя мире. Как будто вышел из токийского Диснейленда, где 16 дней я прожил в аттракционе под названием «Путешествие в Японию»… Спустя несколько дней с лица сошло ставшее привычным для него чувство глубокого удовлетворения.

декабрь 2000 года

acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      30 дек 2016, 23:35
      Сергей, классный цикл заметок. Я прямо зачитывался.

"Производство телевизоров "Рубинов", "Темпов", "Горизонтов" и других происходило на оборонных предприятиях с военной приемкой. Поэтому их качество было относительно неплохим."

Ну не знаю. Может быть моим родителям с нашим "Темпом" просто не повезло. Его ремонтировали несколько раз. Он был очень тяжелый. этот гроб. И таскать его по советским рембыттехникам было одно мучение. При этом стоил он что-то около 700 рублей. Это было как 7 средних зарплат в нашем селе. Вы представляете сколько теперь стоил бы телевизор какой нибудь китайский или корейский за семь нынешних зарплат? Я себе просто не представляю, машину б\\у можно за эти деньги купить. Слава Богу в 1995 году купили Самсунг 19 дюймов и наши мучения закончились. Я себе купил с первой зарплаты сразу Голдстар так он до сих пор показывает!!!

Улыбнуло и рассмешило про двух овчарок, отпуск, дачу в 40 соток. У нас эта "дача" до сих пор есть. Там родители живут. Получается неплохо живем? Ха-Ха

А как Ваш купленный телевизор? Работает на даче? Или умер? Интересно. И в 1993 году по-моему уже и в наших магазинах можно было купить японские т\\в и по-моему он столько же стоил. Просто как память о Японии купили?

А заметки интересные. С наступающим, Сергей
    • KuznetsovSergey
      31 дек 2016, 08:20
      Спасибо, Владимир!
      Тот телевизор безотказно проработал много лет и заканчивал свою жизнь на даче... И все эти годы напоминал нам о моей поездке в Японию.
      С наступающим Новым Годом! Здоровья, всех благ и радостей путешествий в новом году!
    • acvazul-V2010
      acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      30 дек 2016, 23:38
      А ещё помню папа купил мотоцикл "Днепр". У меня сложилось впечатление что папа его чаще толкал, чем ездил на нем. Постоянно что-то в нем ломалось. Но время всё равно было хорошее, мы были добрее. Как — то так, что ли
    • maya
      maya
      С нами с 2 апр 2010
      6 апр 2017, 21:44
      чудесный цикл! Как я хочу в /Японию!
    • KuznetsovSergey
      7 апр 2017, 20:54
      Желаю, Майя, чтобы Ваше желание сбылось! Я бы тоже повторил поездку туда, но уже не в командировку, а самостоятельно...
    • maya
      maya
      С нами с 2 апр 2010
      7 апр 2017, 22:56
      На неделю нет смысла. Каждая поездка не превышает 6-7 дней с тех пор, как мама болеет