Тонга

ОКЕАНИЯ НА ТРОИХ. часть Тонга

4 октября 2011 года|| 4| 10183

ТОНГА
То́нга (тонг. Tonga, англ. Tonga [ˈtoŋa]), официальное название — Короле́вство То́нга— тихоокеанское государство в Полинезии. Общая площадь Тонга составляет около 748 км². Из них суши — 718 км², водной поверхности — 30 км². Страна расположилась на 172 островах, из которых обитаемы только 36 (площадь обитаемых островов составляет около 670 км²)[6]. Наиболее крупными островными группами, входящими в состав Королевства, являются острова Вавау, Тонгатапу и Хаапай. Второстепенная группа, острова Ниуас, состоит из трёх небольших островов Ниуафооу, Тафахи и Ниуатопутапу, являющихся самыми северными островами страны. Важнейшими островами являются Тонгатапу (на нём расположена столица), Вавау, Ниуатопутапу, Ниуафооу, Тафахи, Хаапай и Эуа. Высшая точка страны, которая достигает 1033 м, расположена на острове Као[5]. Столица — Нукуалофа.Острова Тонга были открыты для европейцев голландскими мореплавателями Виллемом Схаутеном и Якобом Лемером в 1616 году.
20 августа. На Тонга летели и с кастрюлей, с едой. В самолете летела команда регбистов – тонганийцев. Все как на подбор – высокие, здоровенные с такими лицами... ну в общем..каннибалы)) Жители Тонга не похожи на тувальцев, и на самоанцев и уж тем более – на фиджийцев. У женщин длинные, красивые, густые волосы, которые они закручивают в большой узел. Мужчины тоже зачастую с длинными, прямыми волосами. Фиджийцы имеют на голове просто шапку волос. Самоанцы высокие и очень толстые, тувальцы толстые, но не высокие))) Ну и у всех разный цвет кожи, я уж не говорю про язык, деньги, традиции и т.д.
На таможне вдруг стали проверять рюкзаки – хотя я читала, что на Тонге вообще никто ничего не проверяет. Сверху лежал мой рюкзак, набитый под завязку – тряпки, какие то сувениры, нежно укутанный во что то мягкое Баунти. Как только таможенник открыл молнию из рюкзака все стало валиться с дикой скоростью) Он поспешил затолкать все обратно и пропустил нас. На выходе нас ждало такси с моим именем на табличке. Мы поменяли деньги там же на выходе и поехали в наш отель. До Nerima Lodge добрались уже в темноте. Номер был более, чем скромный. В небольшой комнате стояло три кровати и одна тумбочка) На кроватях было несколько матрасов и теплые одеяла! На Тонге было прохладно. К нашим услугам в вестибюле был стол, диванчики и самое главное – кухня. В общем – разместились. Спали под одеялами. Время от времени я орала злым шепотом то в одну, то в другую сторону с «просьбой» не храпеть)
21 августа – было восресенье. Тонганийцы в воскресенье не работают. Все молятся. Зато работал англичанин – товарищ Тони из Tonys getshouse. Хорошо, что поиском экскурсии озадачились с самого утра, иначе день бы пропал. Тони – пожилой англичанин, давно осевший на Тонге, в Тонгатапу – столице Тонги.
- Елена, ты будешь понимать меня прекрасно - сказал он, подойдя к моему окошку в автобусе – у меня прекрасный английский )
В том то ж и дело, что это у тебя прекрасный, а не у меня, подумала я.
Свои деньги Тони отработал – мы проехали вокруг всего острова, увидели все места, которые надо посмотреть и НИГДЕ!! В отличии от Самоа никто не стоял и не требовал платы за вход, въезд, снимок или вдох) Правда ...магнетических кораллов тоже не было.
Но был океан, фонтаны из дыр, летающие лисицы, странные ворота, происхождение которых никто толком не знает и красивая природа. Вечером сидели на лавочке с женщинами, работающими в отеле Томми и Миа. Миа общительная, хорошо говорит по английски, приволокла большой атлас – чтобы увидеть, где же такой Мурманск. Потом посоветовала нам погулять по набережной – сказала, что там гуляет много людей, красиво, а чтобы мы не заблудились – вот тебе Елена номер моего телефона и помни – вам надо поворачивать у большого супермаркета, где будет очень много людей. Быстро темнело, мы перелезли через дырку в заборе и пошли гулять на набережную. Кроме нас и летающих лисиц там в общем никого не было)) Видимо все уже отгуляли, или еще не собрались) В темноте мы пошли обратно искать нашу дырку в заборе, по пути нашли ориентир – маленький магазинчик, где стояла толпа народу – оказывается там продают хлеб.Это и был большой супермаркет. Немножко поблукав по чужим огородам, мы все таки нашли нашу дырку, наш забор и упали под теплые одеяла.
ХААПАИ
Острова Хаапай (англ. Haʻapai) — группа островов в центральной части Тонга в Тихом океане, входящая в одноименный округ. Группа включает в себя 62 острова, из которых 45 необитаемы. Общая их площадь составляет около 110 км². Большинство островов представляют собой низменные атоллы. Исключением являются вулканические острова Тофуа (на нём находится действующий вулкан) и Као (на нём расположен потухший вулкан)[. Крупнейшие острова группы — Лифука и Фоа, численность населения которых составляет 4249 человек. Другие крупные острова — Нукунамо, Хаано и Уиха. К западу от группы расположены острова Тофуа и Као, к юго-западу — острова Коту, к югу — острова Номука.
22 августа в 5 утра разбудили нашу Томми, которая в свою очередь разбудила такси, заказанное вчера вечером!! И мы поехали в аэропорт, чтобы лететь на Хаапаи, самолет Дуглас тыща девятьсот сорок какого то вроде года выпуска в отличном состоянии летел до Хаапай недолго. Такси в аэропорту не было. Впрочем аэропортом небольшое помещение тоже назвать было трудно. Пока Миша с Романом ждали багаж, я проскочила вперед, пошукала на чем ехать. В один микрик садилась пара, за которыми прислал машину их отель, Серенити бич, мы же на Хаапаях ничего не бронировали. Попросили их добросить нас до..центра) Ехали недолго, заплатила 10 паангов и вышли у Marines’s кафе. Я пошла в Fifita гестхаус договариваться о жилье, были свободны две комнатки – 1 местная и 2 местная, в которую приволокли вместо второй кровати пару матрасов. У Миши был сортир и душ – в общем коридоре, у нас – за занавеской. Поэтому посещение распределялось по очереди) Стенки – картонные, завтрак – все те же батоны с чаем) Пока мы загружались в гест – ко мне подошел белый мужчина
- Привет, Елена, вы приехали?
- ээээээээээээээээ….ооооо! Привет, Craig !
Это был Craig Airey , владелец Marines’s кафе , с которым мы переписывались накануне нашего отъезда. Крэйг ушел работать в кафе, а мы стали обживать наш «отель». Большинство проживающих в гесте – немецкая молодежь. Хаапаи – это группа островов, и только на трех есть жизнь. Лифука – центральный, соседняя Фоа и через пролив – Волева. Решили остаться на Лифуке, в Пангаи –в центральной деревне, а на следующий день на великах съездить на Фоа. Разведка показала, что два велика можно взять в офисе турфирмы Fins and Flukers, а еще один нашли в другом гесте. Лифука напомнила наши деревни, только с пальмами – одна главная улочка, есть пристань, пара магазинов – работают конечно, китайцы, и ларек, где иногда продают пиво) есть овощной рынок и рыбный (на котором не было рыбы), а также ларек, где можно купить ЖАРЕНЫЕ ОКОРОЧКА!!! С касавой, которыми мы и питались два дня на Лифуке) Есть в Маринас кафе было дороговато мало и не очень вкусно, пиво тоже было дороже, чем в том пресловутом ларьке. Подружились с местным псом, который решил сопровождать нас повсюду, и даже когда нас подбросил местный пикапчик – пес бежал за нами с развевающимися ушами, как сумасшедший, после этого мы его уже не бросали)
На Хаапаях было еще ветренней и прохладней, чем в Тонгатапу, но днем было солнце и мы пошли искать магнетические кораллы в океане. Нашли немножко))
23 августа. Утром проснулись от громкой немецкой речи. Казалось, что мы в окопах, а кругом – вражеские враги) Это наверное, немцы отплатили нам за то, что мы вечером громко обсуждали что то на кухне) Позавтракав, мы оседлали велики, причем – я с большим трудом, держась одной рукой за забор, а ногами пытаясь достать до педалей, а Мише достался велик, давно уже нуждающийся в частичном ремонте) Ну, все ж таки – поехали.
Ехать на велике – кайфово, ветер в лицо, солнце,слева шумит океан и самое главное для меня – поворачивать нигде не надо – дорога на Фоа одна и прямая. У Миши через каждые 10 метров начинает срывать цепь. Мы останавливает какую то машину и просим помощи. Выходит мужик с гаечным ключем, подтягивает на велике чего то и мы едем дальше. Два острова соединяет дамба. Тут уже у меня слетает цепь и я не сумев затормозить, нелепо махая руками и ногами с размаху падаю на каменюгу. Асфальтовая болезнь на руках и ногах моментально. Правая ладонь быстро распухает и синеет)) Сажусь на велик и едем дальше.
Фоа выглядит богаче и чище Лифуки. Красивый остров. Наша цель – доехать до конца острова, и там в лагуне возле дорогущего, опять же немецкого, тьфу ты, отеля Сэнд бич –прячутся магнетические кораллы))) Вернее, между двумя дорогими отелями, название второго не помню. Приехали. Тишина. НИКОГО на пляжах. Ни одного человека. Только океан, мы и ура!! Вот они – наконец то, не обманули – вот они – кораллы!
Наконец то на двадцать какой то день нашего путешествия у нас случился пляжный отдых. Купались и плескались как дети, смотрели на рыб, рыбы смотрели на нас – счастье! Обратно ехали с ветерком, Миша подгонял – давайте быстрее – поедем еще позырим на другой конец Лифуки! После этого залихватского призыва у его велосипеда отвалилась педаль))) Пришлось ехать на разведку без него. Другой конец Лифуки был тоже хорош, несмотря на то, что ветер собирал тучи и дождь. В общем, вдвоем с братом мы катались до темноты, снимали очередной закат, каких то занятных сектантов, дома нас ждали Мишка, окорочка с касавой и ром)
24 августа. В 10.05 вылетаем опять на Тонгатапу, чтобы оттуда вылететь в 16 часов на остров Эуа. Оставив вещи в аэропорту, взяли такси с уже знакомым дяденькой и поехали во Френдс кафе. Там была настоящая, вкусная еда. Мне правда не повезло – суп из лобстеров оказался омерзительным, но у ребят все было вкусно. В кафе был бесплатный интернет. Местный кот пришел просить кушать, мы с братом не могли не поделиться с ним, оголодавший Мишка обидел ребенка, не дал косточку. Времени до вылета было еще много – пошли гулять по набережной, но повернули назад дойдя до дерева, где по вечерам обитают летающие лисицы, и вернулись в центр. Присмотрели сувениры, которых в общем то нет...Хотелось что то, что бы оно было с Тонги и непохожее, на все остальные островные безделушки. Кроме футболок в одном магазинчике и кофе – ничего не нашли. Возле кафе нас ждала машина, водитель с бумажкой с моим именем)) В аэропорту снова взвесили багаж, снова взвесились с ручной кладью сами и вот он – самолет Исландер постройки 1967 года - на чем мы полетим на Эуа.
Пока я бегала вокруг и фоткала это чудо – мест в самолете не осталось,
– садись здесь – сказал мне пилот и показал на место рядом с собой.
- ты шутишь? – я была несколько сконфужена)
- да нет, все в порядке, садись!
Мне ничего не оставалось как сесть рядом с ним. Перелет со взлетом и посадкой занял 10 минут. 10 минут обосрачки и мы в глуши под названием Eua.
ЭУА
Эуа ('Eua) — остров в архипелаге Тонга в 18 км к юго-востоку от острова Тонгатапу (Королевство Тонга). В отличие от других островов архипелага Эуа имеет гористый рельеф и вулканическое происхождение. Высшая точка достигает высоты 383 м. Длина Эуа составляет около 19 км, ширина — 7,5 км. Общая площадь суши — 87,44 км². Эуа покрыт тропическим лесом, а почвы отличаются высоким плодородием, что положительно сказывается на развитии сельского хозяйства. Остров был открыт в январе 1643 года голландским путешественником Абелем Тасманом, который назвал его Миддельбург-Эйландт (нидерл. Middelburg Eylandt). В октябре 1773 года на Эуа высадился английский путешественник Джеймс Кук. Географически Эуа является частью островов Тонгатапу, административно — разделён на два административных округа: Эуа-Пропер и Эуа-Фооу. Всего на Эуа 13 деревень. Административный центр — Охонуа.
Настоящая полинезийская глушь. От «аэропорта» до геста Хайдэвэй ехали примерно минут 30. Как проехали центр – не заметили)) Отель оказался на каменистом берегу океана, вне цивилизации. В нашем номере на троих было - три кровати, стол, душ-туалет, дверь-купе в который заклинило еще видимо задолго до нашего приезда. Позвали администраторшу. Она позвала одного мужика. Он пришел, попытался подергать деврь – ничего не получилось. Он позвал другого мужика – покрупнее – тот пришел уже сразу с топором и зубилом. Снес кусок двери и ушел. Она стала открываться. Мы вздохнули свободнее. Стали искать ключ от дверей. Позвали администраторшу. Она позвала мужика. Мужик пришел и сказал, что ключей у них нет, так как они никому не нужны. Мы просто прикрыли дверь и пошли в «город» за жрачкой)) Шли минут 30, в «центре» было целых два магазина. Бич пакеты – тушенка – в ассортименте) В больших морозильных камерах мы нашли окорочка и купили их, а также картошку и колу для разбавления рома.
За ужином, который успели заказать еще до выхода в «город» - познакомились с Таки, хозяином отеля. Вернее, мы с ним друг друга уже знали и видели по переписке. На Эуа мы прилетели для встречи с китами. Таки нам рассказал, как это все происходит – рано утром какой то волшебный человек с самой высокой точки острова смотрит в бинокль на океан. Как только он видит китов – сразу звонит Таки, Таки бежит (хотя слово бежит неприменимо к полинезийскому быту) за нами, мы вскакиваем и не емши, не....короче – быстро, пока киты не уплыли - бежим в лодку. Если китов нету, или они далеко и возможности к ним приблизиться нету – никто никуда не бежит.
- Таки, а на лодке есть все для нашей безопасности? – наивно спросила я нашего хозяина.
- Конечно – он удрученно посмотрел на меня, как будто я его смертельно обидела.
Ну слава Богу, я была счастлива. Кроме нас в отеле было еще несколько европейцев. Надо ли говорить, что это все были немцы?!!!
25 августа – утром , часов в 8 нас разбудил крик Таки – киты, киты! Мы вскочили, и едва успев почистить зубы, поехали смотреть китов. В пикапчик нас набилось 8 человек – нас трое, три немецких девчонки, один непонятный лысый дядька с бородкой Мефистофеля, и гид.
Приехали к пристани. Подплыла лодка. РАЗУМЕЕТСЯ на на ней не было ни одного спасательного жилета! Ну что делать – киты ждут.
-если вы хотите снимать – сказал наш гид, глядя на камеры в наших с братом руках – садитесь на нос.
-мне кажется, это плохая идея – сказал брат, и мы полезли на нос. Все остальные как люди расселись по лавкам в лодке. Лысый надел маску, трубку и ласты)) Плыли долго и медленно. Видать – боялись спугнуть китов. Прошло наверное часа полтора. Китов не было. Все уже заскучали, когда вдруг наш гид протянул куда то вдаль руку – смотрите – кит! Далеко-далеко мы увидели фонтанчик! И все. Он исчез. Прошло еще с полчаса времени – мы озирались по сторонам. Никого.
-смотрите, кит идет к нам – тихо покричал сквозь ветер гид. И мы увидели недалеко от нашей лодки кого то здорового, с белым пузом? – и он плыл прямо на нас! Через несколько секунд он пропал. Мы неотрывно смотрели в то место, где только что был кит – ничего. И вдруг с правого борта, близко и неожиданно он выпрыгнул!! Весь! Развернулся в прыжке на спинку и рухнул, подняв миллион брызг!! Никто не успел это снять. Все сидели ошалевшие, мокрые и орали друг другу на разных языках – ты видел, вы видели?!!!
Китов было два. Мы еще долго и медленно крались к ним и пытались сделать хорошие кадры, они порой были совсем рядом с лодкой и если бы дебильный лысый не нырнул с лодки в какой то момент - без предупреждения, то наверное смогли бы сделать больше удачных фоток. То ли он потревожил китов, то ли им просто надоела эта медлительная погоня, но они развернулись и стали уходить в океан. Лысого мы чуть не убили. Мы повернули назад, но не так все просто на Тихом океане. Стало штормить. Мы с братом по прежнему сидели на носу лодки и держались за одну веревку. Камеры пришлось попрятать в мешки. Слезть в лодку не было никакой возможности. Нас кидало и бросало из стороны в сторону, сверху вниз, и каждая следующая волна была больше и выше. Я радовалась, что мы не позавтракали, и в сто первый раз клялась себе больше никогда не садиться ни в какую лодку. Заплыли в погоне за китами далеко. Обратно добирались долго и в прямом смысле – муторно, наконец то уже ближе к берегу волны стихли, а совсем близко – ребята пошли даже смогли поплавать с масками – магнетические кораллы ведь! В воде было тепло, а наверху задувал нешуточный ветрище.
Довольные, вернулись домой. Показали фотки Таки – он сказал, что мы везунчики. Вечер провели тихо – готовили еду, отмывались, отогревались, болтали в интернете, показывали фотки из разных путешествий немецким девчонкам, дышали океаном.
26 августа – поехали на прогулку по острову, на сей раз на грузовике. Забрались на самую высокую точку острова – вид ошеломительный, по пути поснимали диких хорзов, то бишь лошадей. На спуске, уже почти в какой то деревеньке взорвалось колесо. Мы застряли почти на два часа. На Тонге никто никуда не спешит. Полчаса водитель и гид рассматривали лопнувшее колесо. Потом звонили Таки. Потом Таки приехал. Потом вместе с Таки смотрели на лопнувшее колесо. Потом сняли колесо и повезли чинить . Мы все уже легли ждать прямо на обочине, Мишка уснул на травке. Наконец то привезли колесо, прикрутили и мы поехали дальше смотреть очередную дырку, которую сделал океан, баньяновое дерево, посноркать времени на магнетические кораллы уже не было. В глубине острова увидели другую гостиницу, Тайна гест – я порадовалась , хорошо, что мы в Хайдэвее – слишком далеко было бы ездить на океан.
В очередном китайском ларьке купили еды – картошки и окорочков, и поехали домой. Пока я готовила ужин – и в очередной раз кормила местных кошек, они бедолаги такие худущие и голодные, что едят все от хлеба – до костей. Когда я спросила Таки – почему он не кормит кошек – он возмутился
-ты что, их кормит каждый со своего стола! Да и вообще, кошки не должны много есть, иначе они не будут ловить мышей!
Я клянусь, что кроме нас кошек не кормил никто!! Да и мышей на Эуа мы не видели!
В общем, у кошек был сегодня пир, а я все искала приглянувшегося мне черного котика с рыжим носом, чтобы он тоже поел, но большой рыжий кот его прогнал. Ужинали мы, как обычно, в общем «вестибюле», после ужина к нам подошла одна из немецких девчонок и шепотом спросила – а как и где вы готовили свою еду – так вкусно пахло! Я показала на электрическую кастрюлю, в которой я умудрилась поджарить окорочка и сделать жареную картошечку, намять салатик из капустки – вот и ужин просто и вкусно)
- а вы что едите?- спросила я
-мы ждем, когда поедят все и освободится кухня и тогда за 2-3 доллара мы можем приготовить себе еду
Я посмотрела на пар из ее кастрюльки –
-макароны?
-ага, вздохнула девчонка
-купите электрическую кастрюлю и готовьте себе все!
- а куда ее включать – ведь мы же в палатке?
Мда, про это я не подумала))
Вернувшись в номер, хотела приготовить на утро бутерброды с холодной отварной курицей, но здоровенного окорочка, мною заботливо очищенного от шкурки и жира в нашей кастрюле не было. Крышка валялась на полу, и пара яиц, сваренных также на утро, была просто понадкусана. Вот же ж ворюги, ведь кормила же всю свору, или может это приходил тот самый, черный с рыжим носом и оторвался за всех? Сие осталось тайной!
27 августа – утром летим обратно в Тонгатапу. На том же Исландере и с тем же пилотом. Второй раз уже не так страшно. В Тонгатапе все повторилось – вещи оставляем в зале внутренних перелетов – потому что зал международных – закрыт и откроется за два часа до нашего вылета, нас встречает наш уже знакомый пожилой, седой дяденька водитель и везет во Фрэндс кафе. По пути он останавливается возле какого то ларька.
- куда он пошел, спрашивают меня Ромка с Мишей.
-откуда я знаю, сказал слово – бой – что он имел в виду – не знаю.
Водитель купил буханку хлеба, банку тушенки и спрайта, в это время из за будки к нему вышел пацан лет пятнадцати, стало понятно, что он болен, все признаки ДЦП. Водитель отдал ему продукты и сел за руль.
Возле кафешки опять встретились тонганийской командой регбистов, снова подивились –какие же они здоровые!,Времени было навалом до вылета, была суббота и многие магазинчики уже не работали. Пришлось долго есть в кафе, прошлись опять по набережной, опять завернули возле китайской кафешки обратно, не дойдя до порта, нашли в каком то магазине диск для нашей старенькой видеокамеры, которого не могли найти даже на Фиджи! Купили холодного пива в дьюти-фришном магазине Ликер-чего то там, который единственный в субботу на Тонгатапе работал до 6 вечера!докупили тонганийского кофе там же, во Фрэндс кафе, а тут и наш водитель подъехал. Уселись в микрик и поехали...в другую строну от аэропорта! Оказывается нашему дядечке надо было купить рыбы, а рыба продается естественно на рыбном рынке, а рынок естественно там где порт, куда мы идиоты, два раза не дошли! Но все таки там еще много чего оставалось интересного, мы все поснимали и поехали в аэропорт.Прощаясь с водителем, я его спросила
- скажите, а вот тот пацан, он болен? У него есть родители?
-да, есть, он болен, не умеет говорить, немой, просто когда я проезжаю мимо этого ларька, я ему покупаю еду.
К концу путешествия у нас уже не оставалось никаких русских сувениров, ни наличных денег.
-знаете..передайте ему большой привет и пожелания здоровья и благополучия из России от нас, ладно? –попросила я водителя, он внимательно посмотрел на меня, и кивнул головой – Передам.
Сдали багаж, и сидя на лужайке перед аэропортом, ждали начало регистрации, прощались с Тонга.