Уотертон

С нами с 12 мар 2009

В краю сплошных Вотертонов

19 августа 2010 года|| 6| 40011

Хочу поделиться с вами еще одним куском воспоминаний о поездке в Канаду в июле-августе 2007 г. Для ясности следует упомянуть, что ездили мы на свадьбу к моей подруге Юле. День, о котором я пишу ниже, был следующим днем после торжества. Итак...

В это утро, а вернее сказать, уже днем (режим дня у нас сложился совиный), вся наша честная компания – молодожены, мама Юли и мы – выехала из Лезбриджа в Калгари, где живут ребята. По дороге планировали заехать в национальный парк Waterton Lakes (Вотертон Лейкс, http://www.watertoninfo.ab.ca). Там Джерри сделал Юле предложение, и они оба очень хотели показать это место маме (а мама об этом так просто мечтала!).

По пути в Вотертон мы заехали в крохотный городок Кардстон (Cardston). Юля очень к месту вспомнила Марка Твена – это был типичный one horse little town (городок с одной лошадью). Главной его достопримечательностью является грандиозное сооружение из белого мрамора, напоминающее одновременно Мавзолей и Театр Советской Армии – первый построенный в Канаде и, со слов Джерри, самый крупный в мире мормонский храм.

К сожалению, внутрь простых смертных не пускают, мы походили немного вокруг, пообщались с древней-древней бабулей-служительницей (она нас снабдила информационным листочком) и поехали дальше.

Пейзажи вокруг шоссе уже давали понять, что мы едем в сторону гор, хотя классических предгорий практически не было. Местность из почти плоской становилась сразу гористой. Путеводитель сообщил нам, что это следствие хитрого многоступенчатого процесса формирования Скалистых гор.

Примерно через полчаса мы пересекли границу заповедника, проехав через пропускной пункт. У Джерри как раз закончился комплексный годовой абонемент на въезд в парки Альберты, и он купил новый, на этот раз для посещения всех национальных парков в Канаде за 60 с чем-то долларов. Можно купить абонемент только в этот парк или просто билет на день. Цена зависит от того, кто вы – взрослый, пенсионер, ребенок, член семьи или группы, и варьируется от 3 до 7 CAD в день.

Отдельные деньги берут за использование кемпингов – мест для ночевки – на территории парка. Разный уровень комфорта стоит по-разному. Можно жить в домиках с электричеством, водопроводом и канализацией за 35 CAD за человеко-ночь, а можно – просто в палатке за 5 CAD. Захотите развести костер или порыбачить – тоже нужно раскошелиться (8 CAD – костер, 10 – рыбалка). Кстати, для тех, кто заранее запасся пропуском на территорию парка, есть отдельная полоса шоссе на въезд, чтобы зря не стоять в очереди.

Мы спросили у Джерри, каким образом контролируется нахождение людей внутри. Оказывается, есть специальная служба, которая патрулирует территорию заповедника. Если найдут тебя ночью спящего зайцем в машине, а не в кемпинге – выгонят. Но сам он пару раз так спал – когда было уже слишком поздно ехать куда-либо. И никогда не попадался!

Дорога к заповеднику и внутри него идет вдоль озер Нижний и Средний Вотертон (Low Waterton Lake и Middle Waterton Lake) и речушек, соединяющих их друг с другом, и озером Верхний Вотертон (Upper Waterton Lake), на берегу которого находится городок Вотертон (Waterton) – фантазией местные топонимисты явно не отличаются. Последнее озеро – самое крупное и красивое, обрамлено горами. Южная его часть находится уже на территории США, в тамошнем Ледниковом национальном парке (Glacier National Park).

В сущности, парк Вотертон Лейкс – это продолжение американского парка (или наоборот). Они составляют единый комплекс и управляются централизованно с территории США. Когда мы ради смеха полюбопытствовали, можно ли сбежать через озеро в Америку, Джерри сообщил, что ТАМ дорог нет, одни горы, хоть и не очень высокие (в этом месте нет вершин выше 3000 м, в основном – около 2500 м). Поэтому никто не переживает по поводу нелегальной эмиграции. Правда, на карте парка на всякий случай указано, что скалолазы, перелезающие из или в США по территории парка, должны объявится на таможне.

Мы высадились у отеля "Принц Уэльский" (Prince of Wales). Он стоит на высоком холме над озером, и виды отсюда захватывающие. 200 дней в году дует очень сильный ветер с озера. Джерри рассказал, что за всю его жизнь только однажды он стоял на этом холме, и не было ветра. Именно тут он сделал Юле предложение. Был канун Рождества, так что я могу себе представить, какая была погодка! Долго думать не станешь!

Полюбовавшись видами снаружи, мы зашли в отель. Интерьеры отделаны в замковом стиле, над головой в холле висит кованая люстра устрашающих размеров. Юлька сказала, что они думали устроить свадьбу здесь, но это оказалось слишком дорого. Парк Вотертон Лейкс, в отличие от Банффа и Джаспера, не очень-то популярен у туристов, потому что находится немного на отшибе. С одной стороны, это хорошо – меньше толп, с другой – и денег посетители привозят меньше. Поэтому отель работает только летом и пытается выжать из постояльцев по максимуму.

Выпив в баре отеля по рюмочке, мы поехали в Вотертон обедать. Городок не меньше (а то и больше) Кардстона заслуживает названия one horse little town – примерно три улицы вдоль и столько же поперек. По улицам ходят олени и объедают листья пионов. :-) Вдоль озера находятся, в основном, отели – очень небольшие, максимум двухэтажные.

Атмосфера вообще очень тихая и умиротворяющая. Никаких новомодных построек – все деревянное или хотя бы выглядит деревянным. Даже полицейский участок выглядит кукольным домиком. Земля в заповеднике принадлежит государству, горожане её арендуют. При этом новые дома строить нельзя – можно только снести старый, чтобы построить новый, или купить уже существующий.

Любопытно, что на территории парка нет мобильной связи. С одной стороны, ясно – горы. С другой, если надо, поставили бы вышки и здесь. Но, видимо, не очень-то и надо. Народ в городке активно пользуется телефонами-автоматами. Нам даже пришлось постоять в очереди, чтобы позвонить в турагенство, где мы бронировали две экскурсии из Калгари. Бронь пришлось отменить, т.к. Юля с Джерри вызвались нас сами покатать по окрестностям.

Напоследок зашли в сувенирный магазин. Он оказался довольно оригинальным местом – среди сувениров мы увидели матрешек (в т.ч. почему-то Гарри Поттера) и даже фарфор Ломоносовского завода под Питером! А купили мы там вообще-то чай. Юля очень любит разные ройбосы. А мы с удивлением обнаружили белый чай со Шри-Ланки! Те самые silver tips, которые мы покупали год назад на чайной фабрике в Канди! Правда, там он стоит 8,5 долларов за 50 г, а тут – уже 35. Решили, что перетопчемся, и купили кое-что попроще, из Китая.

Другой точкой заповедника, куда мы хотели попасть, был Краснокаменный каньон (Red Rock Canyon). Это ущелье, которое проложила себе горная речка. Берега каньона – красно-белые, слоеные, поросшие елками и можжевельником, по ним бегают олени. Здесь они более пугливые, чем в Вотертоне. Мы увидели одного в кустах, зверь мирно ел, но я нечаянно спугнула его своим радостным возгласом, он встрепенулся, быстро оглядел нашу группку, и чем-то мы ему не понравились – сбежал в чащу.

Глубина каньона разная, где-то можно легко спуститься к воде, где-то стены поднимаются на высоту 30 м. Многие туристы поднимаются вверх прямо по дну каньона. Среди нас была немолодая женщина (мама невесты), да к тому же еще и с травмированной ногой, поэтому мы пошли по дорожке по верху. Кроме оленя, нам встретился бурундук. Они довольно пугливые, и быстро прячутся. Вода в реке – очень прозрачная. Вероятно, она течет из родника, т.к. ледниковые речки и озера – мутные.

Ледник, медленно сползая по горе, перемалывает породу под собой в мельчайшую пыль. Пыль эта уносится вместе с талой водой в озера и реки. Она настолько тонкая, что не оседает на дно и, отражая солнечный свет, создает удивительный эффект – озеро будто светится изнутри изумрудным светом. Это мы видели позже, на озерах Луиз и Морэйн.

Было уже довольно поздно, солнце садилось, да и до Калгари нам было еще 250 км пути, так что мы решили ехать. По дороге к выезду из парка нас ждало еще одно развлечение – дикие медведи! Их довольно легко можно увидеть на склоне горы или у реки, надо только внимательно вглядываться в окрестности, лучше с помощью бинокля. У нас его не было, но мы ориентировались по другим туристам: то тут, то там вдоль шоссе попадались припаркованные машины и их пассажиры, внимательно изучавшие пейзаж через оптику. Раз стоят – значит, рядом кто-то есть.

Сначала мы увидели медведя очень далеко на склоне, а чуть позже – гораздо ближе, зверь шел на водопой через поле для гольфа. Чуть позже показался еще один! Один из них, со слов Джерри, точно был гризли. Любопытно ужасно! Джерри еще сказал, что уже не первый раз видит медведей на этом поле. Тяга к благородному виду спорта?

В результате мы выехали из парка уже около десяти вечера. Дорога в Калгари довольно пустынная, населенных пунктов мало, а таких, где можно в такое позднее время найти еду, еще меньше. Нам повезло в Пинчер Крик (Pincher Creek), правда, и там лишь одно заведение выглядело живым. Так мы оказались в крайне аутентичном канадском кафе. Что-то вроде паба на окраине Лондона, куда ходят только местные завсегдатаи.

Девушки-официантки явно были местными школьницами, подрабатывавшими на каникулах. И они, и повара явно никуда не торопились, так что прождать нам пришлось довольно долго. Еда была, конечно, не как в рыбном ресторане в даунтауне Торонто, но съедобная. Отдельно порадовал счет – 46 CAD с копейками. Напомню, что ели мы впятером.

Примерно после часа ночи мы, наконец, оказались на подъездах к Калгари. Город очень красиво выглядел – огромное море огней в ночи. Еще три дня назад, подлетая к нему на самолете при свете дня, мы обратили внимание, что Калгари занимает колоссальную площадь, его протяженность с юга на север – около 50 км (у Москвы, например, около 30 км). При этом население – всего 1 млн. человек. Можете себе представить, какое это море небольших одно-, двухэтажных домиков на одну семью.

В Калгари у нас была забронирована гостиница сети Best Western (Best Western Downtown Suites, www.bestwesternsuitescalgary.com/), т.к. Новотелей, в которых мы весьма успешно жили в Монреале и Торонто, в этой части страны уже нет, да и вообще нет привычных нам по Европе гостиничных сетей бюджетного плана. Мы позвонили туда и предупредили, что обязательно приедем. Правда, о нас бы и так не забыли – около полуночи Денису приехала смс-ка из банка, что на счету его кредитки заблокирована энная сумма. :-)

Гостиница оказалась довольно средненькая, но в третьем часу ночи это нас уже совершенно не волновало. Уснули как убитые.