Ужгород

С нами с 22 дек 2009

Встреча через 35 лет.

28 декабря 2010 года|| 7| 12162

Как и предполагалось, в Ужгород мы приехали к 6 часам вечера. Июньские дни - самые длинные в году, и у нас было еще несколько часов, чтобы погулять по городу, узнать, что, да как, да и хотелось сравнить город с тем Ужгородом, каким он нам запомнился лет тридцать с лишним назад. Тогда, то ли в 74-м, то ли в 75-м, уже точно и не помню, мы приехали в Ужгород на поезде из Львова. Помню, как трудно было выехать из Львова, как не было билетов на поезд, и, как мы томились в очереди, дожидаясь, когда "выбросят" бронь. Ну, наконец, "выбросили", и нам досталось два счастливых билетика в плацкартный вагон. Ну и пусть, что старенький, ну и пусть, что в разных местах, ну и пусть, что только верхние полки - главное - мы будем в Ужгороде! Вот с такими радужными мыслями мы садились в поезд. Рано утром, уже на подъезде к Ужгородскому вокзалу, у меня что-то зачесалась нога выше колена. Когда я посмотрела место - я ужаснулась. Там, размером, больше ладони, на меня уставилась, продолжая зудеть, твердая, как будто, налитая каким-то горячим раствором изнутри, покрасневшая "лепешка". Я стала осматривать себя, и такую же бяку, только поменьше размером, нашла на другой ноге. Все радужное настроение, как рукой сняло. Мы никак не могли понять, что бы это могло быть!? и в недоумении находились до тех пор, пока соседка по месту не заметила нашу тревогу, не посмотрела на "лепешку", и потом спокойно не выдала - "Блохи".

О! Я встала в ступор. :shok: Короче, меня действительно покусали блохи. Они, припеваючи, жили в вагоне, спокойно катались из Львова в Ужгород и обратно, и, так же спокойно, втихаря, покусывали пассажиров. Вот только мой организм взбунтовался ихней бурной деятельности и выразил протест "лепешками".

Планируемый, припасенный со Львова, завтрак в поезде, отложился сам собой - не будем же мы кушать в окружении этих "тварей". Решили позавтракать сразу по приезду на вокзале. Так и сделали: обработав "лепешки" духами, так как больше под рукой ничего не было, помыв руки, мы принялись раскладывать завтрак на вокзальном столике. И тут, из освобождающейся от бумаги курицы, выпрыгнула... блоха! Настоящая! Живая! Чернявая! Мы ее очень хорошо увидели...

Ну, что ж, завтрак , конечно, мы есть не стали, а вот город навсегда запомнился такой вот историей.

...Теперь мы ходили по Ужгороду, вспоминая свой первый приезд: где-то не узнавали город совсем, а где-то он был даже очень узнаваем. Если в первый раз Ужгород нам показался мрачноватым, с народом, одетым в преобладающий черный цвет, с большим количеством калек и нищих у храмов, то теперь на этот счет, это был совсем другой город: чистый, опрятный, и светлый.

Прежде всего, нас поразил железнодорожный вокзал. Выйдя на перрон из вагона, мы вокзал совершенно не узнали. И не потому, что "что-то с памятью моей стало..." , а потому, что вокзал был совершенно другой. Где уж тут искать место "прыжка блохи!" Новый вокзал пришел на смену старому, который был построен еще при императоре Франце Иосифе в 1903 - 1905 гг. Новый вокзал дышал свежестью, чистотой и уютом. Никаких вокзальных запахов, никаких бомжей - ни местных, ни странствующих, никаких поддатых мужиков! Да и народу в целом на вокзале почти не было.

До вечера мы успели погулять по центральным улицам города, пообедать-поужинать в кафе, а, главное, мы узнали, что завтра, то есть, 19 июня, Краеведческий музей города будет отмечать свой 65 год рождения, и всех желающих приглашает на праздник "День Ужгородского замка". Мы и так собирались посетить замок и музей, а тут - такое замечательное предложение - в подарочной упаковке!

О замке и празднике я расскажу отдельно, а пока - о том, что интересного увидели в городе.
    Прежде всего, несколько слов об особенностях Ужгорода. Как "город" в современном варианте, он образован в 1946 году, и является административным центром Закарпатской области Украины, а как город-поселение, - известен с IX - X веков. Расположен Ужгород в Предгорьях Карпат, на границе со Словакией, и стоит на реке Уж, вытекающей из вершин Карпат. После объявления независимости Украины, Ужгород стал самым маленьким из 24 областных центров страны.

Первоначально территория, на которой раскинулся город, была заселена восточнославянскими племенами белых хорватов, но соседи-венгры в 903 году захватили город, и стали оказывать на него свое влияние до тех пор, пока в 1241 году орды Батыя не перешагнули через перевал и не сожгли город. Дальнейшая история Ужгорода наполнена различными событиями: то мирными, способствующими развитию и процветанию, то конфликтными и революционными, приводившими к разрушениям и упадку. В разное время на историю города оказывали влияние и итальянские венгры, и австрийские немцы, и чехо-словаки, и Украина, в составе СССР... Следы их присутствия, как отпечатки, остались в городе храмами, памятниками, названиями улиц, колоритным многонациональным языком, народными традициями и кухней.

Если говорить о населении города - то оно многонациональное. На улицах слышится и украинский, и русский, и венгерский, и молдавский, и словацкий, и польский, и немецкий языки, и, даже, еврейский и русинский. Говорят быстро, эмоционально, даже русский в Ужгороде имеют свой оттенок, и порой бывает его трудно разобрать. Но все местные прекрасно понимают речь друг друга, а многие в разговоре с легкостью переходят с одного языка на другой. Мы в этом неоднократно убеждались, и, как пример - хозяйка кафе, в котором у нас случился обедо-ужин в день приезда. Сама она - коренная венгерка, по линии отца - имеет французские корни. В Ужгород приехала несколько лет назад, к родственникам, и... осталась. По "долгу службы" общается с клиентами на "их" языке - выучила и разговаривает на русском, украинском, молдавском, цыганском, чешском и словацком. Понимает еврейский, польский и немецкий... Мы разговорились с хозяйкой кафе о житье-бытье многонационального города, и она нам ответила, что ни национальной, ни религиозной проблемы в городе нет. Все привыкли жить в мире, понимать друг друга, уважать традиции и чтить память... Мы от души порадовались такому обстоятельству дел. А на следующий день, на фестивале в Замке, увидели выступающих "народных" артистов Закарпатья в ярких национальных костюмах, исполняющих одинаково прекрасно свои и "чужие" национальные номера.

Центром Ужгородской жизни является Крест - так на языке горожан с давних пор называется перекресток улиц Корзо и А. Волошина в Старом городе. В этом месте пересеклась, да так и осталась, история: название "Корзо" - в итальянском языке обозначает «улица для прогулок», - осталось еще с тех пор, когда хозяевами города были итальянские венгры, графы Другетти - выходцы из аристократических кругов Неаполитанского королевства. Августин Волошин - президент Карпатской Украины более позднего периода.

Перекресток улиц - место самое-самое... Тут принято прогуливаться, назначать романтические свидания, устраивать деловые встречи. Обе улицы - пешеходные. На них много небольших уютных кафешек и магазинчиков, красивых особнячков с причудливой лепниной и своей историей, много лавочек-скамеечек, располагавших к отдыху и неспешному разговору. Мы заметили, что посидеть в кафе за чашечкой кофе горожане очень любят. С поводом, без повода - без разницы. Просто: никуда не торопиться, посидеть и попить - такая особенность жителей Ужгорода, такая, как и всей Западной Украины в целом. А кофе пьют там по-особому. Я уже не говорю о разных разностях сортов и способах их приготовлениях. Кофе вам подадут ровно на три глотка. Но это будет настоящий кофе!

Улочки Старого центра - уютные, не широкие и не длинные, с разноцветными старинными домиками в 2-3 этажа, с романтическими фонариками и множеством цветов, создают впечатление какого-то сказочного городка, очень милого, доброго и гостеприимного.

Старый город - это только одна часть Ужгорода и находится она на правом берегу реки Уж. На левом берегу - раскинулся Новый город. Соединяет "города" Каменный Пешеходный мост - от площади Театральная на правом берегу до площади Петефи - на левом. С моста открываются замечательные виды на обе части города. У горожан существует поверье: если очень хочется, чтобы исполнилось желание, надо пройти с ним по мосту из "нового" города в "старый". Говорят - обязательно сбывается. Не знаю, не пробовала... Но главное - верить...

С моста, мы посмотрели на самую длинную Липовую алею в Европе. Ее длина 2 километра 200 метров! В наш приезд, как раз цвела липа. Запах - не передать! Он просто сводит с ума! Пьянящий, медовый, - он слился с пчелиным жужжанием, и наполнил всю набережную. Что еще может быть лучше для горожанина!?

А еще в городе цвела катальпа. Это зрелище тоже незабываемое! По обеим сторонам улицы стоят высокие деревья - все в цвету. Белоснежная пена цветков, чередуясь с зеленью листьев, вызывает настоящее восхищение. Тонкий нежный аромат едва уловим. По пышности цветения дерево можно сравнить, только если с черемухой, когда она по весне благоухает цветением.

Через мост мы перешли на площадь Петефи. Шандор Петефи – это венгерский поэт-революционер. В сквере рядом с площадью установлен поэту памятник.

На следующий день нам довелось видеть очень трогательную картину. Не совсем ранним утром шли мы в Старый город. Нам нужно было пройти сначала через сквер Петефи, а дальше - на уже знакомый Пешеходный мост. В сквере перед собой мы заметили откуда-то неожиданно появившуюся группу туристов. Группа бодро и уверенно вышагивала впереди нас. Мы сочли, что они, как и мы, идут в Замок. Но... группа внезапно повернула, и, по еще росистой, не кошенной траве, напрямик пошла к памятнику Петефи. Как и полагается в таких случаях, возложили венок из цветов. Потом... запели. Я не знаю венгерского, но по выражению лиц, и по торжественному пению было ясно, что поют гимн поэту.

Как нам сказали позднее в музее, венгры - частые гости в Ужгороде. И не только гости. Одни приезжают к родственникам, другие - как туристы, третьи - "просто так", а многие устраивают в Ужгороде свой бизнес. Пример этому - уже знакомая нам хозяйка кафе. Кстати, в том кафе мы кушали еще пару раз - блюда национальные, вкусные, свежие и не дорогие.

За два дня нашего пребывания в городе мы еще много чего увидели, но но об этом я расскажу в другой.