• Легкая полевая 4-х фунтовая пушка образца 1867 года
  • Диарама Западная часть линии обороны Владивостокской крепости. Передний план — Укрепление № 1. Сейчас Укрепление заброшено, но бетонные постройки более-менее восстановлены общественными силами, хотя и размалеваны местными художниками (от слова худо). Задний план — Люнет № 2 (в настоящее время полностью уничтожен) и Форт № 1 Муравьева-Амурского. До конца 80-х годов XX века бетонные постройки форта использовались как склады, но с середины 90-х они  полностью заброшены.
  • Экспозиция музея, посвященная Форту № 6 Русских (Форт царя Иоанна Грозного)
  • Картина-карта Вид Владивостока и его укреплений. На переднем плане на верхушках сопок, как на ладони, форты второй линии.
  • Вид с новой скоростной дороги, построенной к саммиту 2012 года, на полуостров Басаргина. А корабль находится почти там, где были корабли японской эскадры, обстреливающей Владивосток.
  • Сравните для наглядного примера морально устаревшие цены тех далеких лет и наши современные. Вот так, наверное, выглядели копеечными и наши укрепления после Русско-японской войны. Несерьезное сравнение, но все же...
  • Форт N3 Императрицы Екатерины Великой, расположен на горе Попова 426 м. Форт состоит из трех укреплений, которые так искусно разбросаны по сопке, что их трудно увидеть невооруженным взглядом. Доступен для осмотра. Сюда часто устраиваются экскурсии, так что можно, воспользовавшись услугами опытного проводника, заглянуть и в подземные сооружения.Фото из интернета
  • Вагонетка подвесной канатной дороги
  • Внешняя экспозиция музея посвящена боевым орудиям со времени строительства крепости до наших дней
  • Такой больше нет, даже если вспомнить Севастопольскую. Вес башни — 1200 тонн. Броневая защита -300 мм. Вес ствола — 51 тонна, длина — почти 16 метров. Обуховский сталелитейный завод, 1914 год. Башни могут выдержать ракетный удар
  • Береговая 305 мм башенная артиллерийская батарея № 981 имени К. Ворошилова – крупнейшая в России, является одним из самых уникальных артиллерийских сооружений в мире
  • Вооружена батарея двумя трехорудийными бронебашенными установками с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава»).
...
1
Картина-карта Вид Владивостока и его укреплений. На переднем плане на верхушках сопок, как на ладони, форты второй линии. Владивосток, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Картина-карта "Вид Владивостока и его укреплений". На переднем плане на верхушках сопок, как на ладони, форты второй линии.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Владивосток

    Владивосток

    LAT
  • 43.13069N, 131.92383E
  • Я здесь был
    Было: 261
    Хочу посетить
    1861

    210 материалов по 93 объектам,  3 280 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    palt 261
    Были во Владивостоке?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    palt
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 21 июн 2011

    Уроки истории. Владивостокская крепость.

     
    2 ноября 2013 года|| 15| 67489

    Есть такие места, где история — не просто сухие строчки из учебника. У нас одно из них – уникальная Владивостокская крепость. Здесь к истории страны и города можно в прямом смысле прикоснуться и учиться, учиться и учиться. А урок истории, вполне возможно, может быть примерно таким.

    И начать его, конечно, нужно в музее "Владивостокская крепость", расположенном в самом центре Владивостока, рядом со Спортивной Набережной.

    3

    Автор: palt

    Адрес нашего импровизированного класса: г. Владивосток, ул. Батарейная, 4а, территория береговой батареи Безымянная, которая является частью оборонительных сооружений Владивостокской крепости.

    1

    Автор: palt

    К моменту создания музея в 1988 году одна из старейших береговых батарей крепости была в числе самых разрушенных. По иронии судьбы восстановление и разрушение батареи произошли по одной и той же причине: расположение в центре города. Приговоренная властями к сносу под “благовидным” предлогом необходимости застройки территории нужными городу объектами (гаражами, складами, магазинами, домами), батарея все-таки продержалась, хотя и с большими потерями, и дожила до открытия в 1996 году в честь 300-летия Российского Флота общественного музея истории военно-морской крепости Владивосток.

    1

    Автор: palt

    “Владивосто́кская кре́пость — комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенный в конце XIX — начале XX века во Владивостоке и его окрестностях. Крепость принадлежит к числу самых мощных приморских крепостей мира. Создавалась исключительно силами русских военных инженеров и строителей” (из так любимой нами Википедии).

    1

    Автор: palt

    2 июля 1860 года с военного транспорта "Маньчжур" по приказу Николая Николаевича Муравьёва-Амурского на берег бухты высажен десант под командованием прапорщика Николая Васильевича Комарова. Это были основатели и первые жители будущего города.

    1

    Автор: palt

    В 1862 году Владивосток уже становится портом. А намерения России всерьез и надолго остаться здесь подкрепляются необходимыми мерами защиты. В 1862 году на сопке Безымянной размещены гладкоствольные орудия и расквартирован взвод горной артиллерии. Батарее дано имя Безымянная, а сопка с этого времени стала называться Батарейной. Одновременно орудия были размещены и на сопке Тигровой.

    1

    Автор: palt

    Еще до того, как Владивосток в 1889 году официально становится крепостью, в 1877-1878 годах начинаются крупномасштабные оборонительные работы по инициативе заведующего инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковника Павла Фридриховича Унтербергера, впоследствии военного губернатора Приморской области. В это время русско-турецкой войны, когда возникла угроза разрыва отношений и войны с Англией, возведены батареи на входе в бухту Золотой Рог для защиты от десанта со стороны Амурского залива. Батареи построены в деревоземляном варианте — каждая позиция представляла собой окоп с низким бруствером, прикрытый сверху навесом из плетня. Руководил строительством на этом этапе военный инженер Василий Павлович Широков. На вооружении береговых батарей были 9 и 11-дюймовые нарезные орудия образца 1867 года.

    По своим баллистическим качествам русские береговые орудия образца 1867 года являлись в то время лучшими в мире. Так, снаряд 9-дюймовой пушки на расстоянии одного километра пробивал броню толщиной до 203 миллиметров. Это орудие выдерживало до 700 выстрелов, превзойдя по прочности все западноевропейские береговые орудия того времени. И то, что этими орудиями были вооружены береговые батареи города, едва справившего свое 20-летие и к тому же еще официально не являющегося крепостью, дорогого стоит.

    Легкая полевая 4-х фунтов
    2

    Автор: palt

    Легкая полевая 4-х фунтовая пушка образца 1867 года

    Дальнейшее развитие крепости связано, прежде всего, с именем её первого начальника инженера-полковника Кондратия Степановича Чернокнижникова. Во второй половине 90-х годов 19 века деревоземлянные береговые батареи крепости перестраиваются в бетонные. Общая конфигурация береговой обороны, разработанная П. Ф. Унтербергером, сохраняется. На этом же этапе разрабатываются первые проекты сухопутных долговременных оборонительных сооружений.

    Диарама
    1

    Автор: palt

    Диарама "Западная часть линии обороны Владивостокской крепости". Передний план — Укрепление № 1. Сейчас Укрепление заброшено, но бетонные постройки более-менее восстановлены общественными силами, хотя и размалеваны местными "художниками" (от слова "худо"). Задний план — Люнет № 2 (в настоящее время полностью уничтожен) и Форт № 1 Муравьева-Амурского. До конца 80-х годов XX века бетонные постройки форта использовались как склады, но с середины 90-х они полностью заброшены.

    Чернокнижников первым обращает внимание на географические преимущества горы Русских на острове Русском. В 1897 году по его плану начали возводить форты Северо-Восточный, Северный и Северо-Западный, а также форт Южный на горе Русских. Но по разным причинам строительство батареи на этой горе было закончено лишь в 30-х годах 20-го века, уже в советское время. И именно отсутствие подобной батареи позволило японской эскадре беспрепятственно зайти в Уссурийский залив и обстрелять Владивосток 22 февраля 1904 года.

    Экспозиция музея, посвяще
    1

    Автор: palt

    Экспозиция музея, посвященная Форту № 6 Русских (Форт царя Иоанна Грозного)

    Проект первого долговременного сухопутного обвода (вторая линия обороны) Владивостокской крепости был разработан в 1899 году под руководством известного русского фортификатора, профессора Николаевской Инженерной Академии, полковника Константина Ивановича Величко. Она проходила от Амурского до Уссурийского залива, поперек полуострова Муравьева-Амурского на расстоянии 3-5 км от бухты Золотой Рог и представляла собой ограду из сплошного вала и рва, прерываемую рядом долговременных опорных пунктов. Укрепления второй линии обороны Владивостокской крепости были аналогичны укреплениям, построенным в Порт-Артуре. Местность как бы подгонялась под такие укрепления. Искусственно срывались одни сопки и насыпались другие. В результате позиции оказывались демаскированными. К тому же вторая линия проходила слишком близко к центру города. И начавшаяся вскоре Русско-японская война обнажила все просчеты таких укреплений.

    Картина-карта
    1

    Автор: palt

    Картина-карта "Вид Владивостока и его укреплений". На переднем плане на верхушках сопок, как на ладони, форты второй линии.

    “В конце декабря 1903 года Главный штаб в докладной записке Николаю II обобщил всю поступившую разведывательную информацию: из неё следовало, что Япония полностью завершила подготовку к войне и ждёт лишь удобного случая для атаки. Кроме реальных доказательств неизбежности войны, русская военная разведка смогла установить и практически точную дату её начала. Однако никаких экстренных мер со стороны Николая II и его окружения так и не последовало” (Википедия) А далее “внезапное, без официального объявления войны, нападение японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года... Начало Русско-японской войны…” . Через 37 лет и 4 месяца ситуация повторилась, изменились только дата, страна и имя главного человека государства…

    А 22 февраля 1904 года в 13:30 японская эскадра в составе пяти броненосцев и двух крейсеров подошла на расстояние около 8 км к полуострову Басаргина и начала обстрел Владивостокской крепости и восточной части города. Их разведка тоже работала и сообщила наши слабые места в обороне. В течение 50 минут японцами было выпущено около 200 снарядов. И хотя результат был ничтожен (разрушения города и крепости минимальные, а в корабли эскадры попаданий вообще не было), наш моральный урон был огромен.

    Вид с новой скоростной до
    2

    Автор: palt

    Вид с новой скоростной дороги, построенной к саммиту 2012 года, на полуостров Басаргина. А корабль находится почти там, где были корабли японской эскадры, обстреливающей Владивосток.

    Крепость на обстрел японцев не ответила ни одним выстрелом. От огня орудий Новосильцевской береговой батареи на острове Русский и Петропавловской береговой батареи, способных поразить японские корабли, те были заслонены полуостровом Басаргина. А подвергшиеся основному удару форты Линевича и Суворова, были оснащены устаревшими орудиями. К тому же часть орудий к тому времени по железной дороге была отправлена на укрепление Порт-Артура. Эх, знал бы, где упадешь… И что самое обидное – ведь знали…

    1

    Автор: palt

    В декабре 1904 года пал Порт-Артур, и Владивосток стал единственным оплотом империи на Дальнем Востоке. Крепость в спешном порядке принялись достраивать. В 1904 — 1905 годах начальник инженеров и строитель Владивостокской крепости полковник Вацлав Игнатьевич Жигалковский перенес главную линию обороны на 5-7 км вперед от старого долговременного обвода проекта 1899 года на высоты южного борта долины реки Седанки. Это решение было связанно с необходимостью обеспечения безопасности порта от возможной бомбардировки со стороны суши. В условиях военного времени проект реализовывался средствами полевой фортификации. В результате после русско-японской войны Владивосток не имел ни одного долговременного укрепления на главной линии обороны, а его укрепления более ранней второй линии устарели морально.

    Сравните для наглядного п
    1

    Автор: palt

    Сравните для наглядного примера "морально устаревшие" цены тех далеких лет и наши современные. Вот так, наверное, выглядели "копеечными" и наши укрепления после Русско-японской войны. Несерьезное сравнение, но все же...

    Строительство главной линии обороны проекта 1910 года шло под руководством генерал-майора Алексе́я Петро́вича Шошина. Теперь уже главная линия обороны проходит в 15-20 км от бухты Золотой Рог и состоит из мощных опорных пунктов — фортов. Теперь укрепления вписываются в окружающий ландшафт, располагаются не на вершинах, а на склонах и на разных уровнях, чем добивается хорошая маскировка от вражеских наблюдателей. Форты проекта 1910 года имеют много подземных сооружений, толщина стен которых достигает 4 метров, что обеспечивает защиту при обстреле 420-мм орудиями даже при повторных попаданиях. Для защиты личного состава применена система противооткольного укрепления сводов казематов.

    Форт N3 Императрицы Екате
    2

    Автор: palt

    Форт N3 Императрицы Екатерины Великой, расположен на горе Попова 426 м. Форт состоит из трех укреплений, которые так искусно разбросаны по сопке, что их трудно увидеть невооруженным взглядом. Доступен для осмотра. Сюда часто устраиваются экскурсии, так что можно, воспользовавшись услугами опытного проводника, заглянуть и в подземные сооружения.Фото из интернета

    Все крепостные сооружения нового проекта были связаны между собой большой рокадной шоссейной дорогой, проходящей параллельно предполагаемой линии фронта и предназначенной для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, а с центром крепости системой радиальных дорог. Общая протяженность построенных дорог свыше 200 км.

    На строительстве крепости впервые в России были применены подвесные канатные дороги. Они позволяли доставлять необходимые материалы к строительным участкам от железнодорожных станций и обходились казне значительно дешевле прокладки новых дорог и увеличения транспортного парка. Электрокомпрессоры и бетономешалки, переносные узкоколейные дороги и электроприводные лебедки также были впервые опробованы во Владивостоке.

    Вагонетка подвесной канат
    2

    Автор: palt

    Вагонетка подвесной канатной дороги

    Укреплениям предыдущего крепостного обвода была отведена роль главного ретраншемента — внутреннего оборонительного заграждения, расположенного за главной позицией обороняющихся, позволяющего обстреливать пространство за ней и принуждающего противника, овладевшего главной позицией, вести дальнейшую атаку. Здесь же были размещены различные хозяйственные и тыловые службы.

    В результате Владивосток получил крепость, не имеющую аналогов в мире — 16 фортов, 18 опорных пунктов и 23 укрепления, 50 береговых и 21 сухопутную батарею. Крепость, имеющую электрическое освещение и водяное отопление, телефон и подъездные шоссированные дороги. Крепость, укрепления которой защищали подступы с моря на расстоянии 70 километров, и протянувшуюся по береговой линии почти на 250 километров. Оборонительные сооружения крепости расположены на площади большей, чем площадь современной городской застройки. Площадь форта № 2 Императора Петра Великого сопоставима с площадью Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а длина его подземных и закрытых сообщений составляет более 3,5 погонных километров.

    Владивосток по праву стал грозной военно-морской крепостью первого ранга. Практические решения, использованные при строительстве Владивостокской крепости, в мире начали применять только спустя десятилетия.

    Надежность сооружений крепости прошла совершенно неожиданную проверку через 80 лет в мирное время, но в условиях, соответствующих боевым. В мае 1992 года на артиллерийских складах Тихоокеанского флота на Второй речке вспыхнул пожар. В непосредственной близости от тоннелей пороховых погребов проекта 1910 года, где хранился запас артиллерийских взрывателей, рвались сотни тысяч снарядов. Говорят, болванки находили после на другом берегу Амурского залива. Этот артобстрел владивостокцы запомнили надолго. А стареньким пороховым погребам хоть бы что. Продуманная система вентиляции и конструктивные особенности хранилищ не дали подняться температуре и погасили детонацию от взрывов. Содержимое тоннелей осталось невредимым.

    К началу Первой мировой войны укрепления Владивостокской крепости были готовы на 2/3. Гарнизон крепости составлял 80 тысяч человек. Вооружение только береговых батарей — более 200 орудий калибра 120-280 мм. В годы Первой мировой пехотный гарнизон и части тяжелого вооружения крепости были отправлены на Западный фронт. Во время Гражданской войны, несмотря на то, что крепость неоднократно переходила из рук в руки, ее штаб функционировал, а имущество и техника охранялись. Упразднили крепость только в 1923 году по условиям соглашения с Японией уже при Советской власти. Оставшиеся вооружения были демонтированы, штабы и управления расформированы, фортификационные сооружения остались заброшены.

    Но уже весной 1931 года Реввоенсовет СССР постановил — усилить оборону Владивостока. По решению комиссии во главе с наркомом обороны К. Ворошиловым на высоте вблизи восточного угла бухты Новик на острове Русский устанавливается 305-мм башенная артиллерийская батарея, вооруженная двумя трехорудийными бронебашенными установками с линейного корабля "Михаил Фрунзе" (бывший линкор "Полтава").

    Такой больше нет, даже ес
    4

    Автор: palt

    Такой больше нет, даже если вспомнить Севастопольскую. Вес башни — 1200 тонн. Броневая защита -300 мм. Вес ствола — 51 тонна, длина — почти 16 метров. Обуховский сталелитейный завод, 1914 год. Башни могут выдержать ракетный удар

    Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами. Для транспортировки по берегу острова проложили железную дорогу. Механизмы и металлоконструкции к месту строительства батареи доставляли по льду, используя тракторные волокуши. Монтаж первой башни был закончен 1 февраля 1934 года, вторую сдали два месяца спустя. 11 ноября того же года только что сформированной батарее присвоили имя К. Ворошилова.

    Береговая 305 мм башенная
    4

    Автор: palt

    Береговая 305 мм башенная артиллерийская батарея № 981 имени К. Ворошилова – крупнейшая в России, является одним из самых уникальных артиллерийских сооружений в мире

    Мощнейшая по тем временам батарея № 981 Ворошиловская (калибр – 305-мм, вес ствола – около 52 тонн, вес снаряда – 471 кг, дальность полета снаряда – 32-35 км) и часть старых укреплений Владивостокской крепости вошли в систему береговой обороны Тихоокеанского флота и стали надежным щитом для Советского Дальнего Востока. Это послужило одной из причин, по которым японское правительство не решилось вступить в войну на стороне гитлеровской Германии.

    Вооружена батарея двумя т
    4

    Автор: palt

    Вооружена батарея двумя трехорудийными бронебашенными установками с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава»).

    Орудиям Владивостокской крепости за всю ее историю не пришлось сделать ни одного выстрела по врагу. Но… “Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела, из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу” (Н.Л. Кладо, военно-морской теоретик).

    Внешняя экспозиция музея
    1

    Автор: palt

    Внешняя экспозиция музея посвящена боевым орудиям со времени строительства крепости до наших дней

    А теперь о грустном на тему “что имеем, не храним”. Факты из совсем недалекого прошлого, когда уже просто охрипли, ругая советских разгильдяев и негодяев (часто заслуженно, еще чаще “ради красного словца”). Когда уже, казалось, все осознали историческую важность и нужность в патриотическом воспитании Владивостокской крепости. Оказалось — показалось…

    “Подрыв крепости. В 2005 году военные решили уничтожить на форте некоторое количество списанных артиллерийских снарядов, вероятно у кого-то в руках оказалась инструкция 40-х годов об уничтожении, оставляемых армией объектов, дабы те не достались врагу. Пострадали убежище для противоштурмовой артиллерии и кофр. Теперь кто это будет восстанавливать не совсем ясно. Военные как всегда оказались в стороне, а тех, кто давал разрешение на подрыв снарядов практически в городской зоне, теперь отыскать невозможно”.

    Апрель 2012 года. “Прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело по факту повреждения строителями саммита АТЭС памятника истории и культуры… Речь идет о береговой батарее 55-ой высоты, являющейся частью Владивостокской крепости. Строители проложили через старинную батарею дорогу, в результате чего памятник оказался значительно поврежден… Владивостокская крепость – памятник федерального значения, к тому же внесенный в список Юнеско. Это самая большая из морских крепостей России… Это уже не первый случай повреждения Владивостокской крепости строителями саммита… при новострое так или иначе задеты десятки объектов крепости…”

    “Серьезно пострадали объекты, расположенные на Русском острове. Там больше всего досталось Поспеловской батарее. На ее территории складировались различные сыпучие грузы для строек саммита — песок, щебень. В результате был уничтожен киот для иконы, который был поднят со дна моря самими же строителями. Повреждена и сама батарея, работа экскаваторов не прошла для нее бесследно.”

    Это “плюсуется” к разрушениям, и немалым, советского периода. Больно и обидно. Но надежда есть. Тому подтверждение – музей Владивостокской крепости на территории береговой батареи Безымянная. И едва сводящая концы с концами, но все-таки существующая батарея № 981 Ворошиловская Остров Русский И восстановленная Новосильцевская береговая батарея на Русском.Фото Almirante

    3

    Автор: Almirante1

    Кстати, это фото из заметки Через всю страну на поездах. "Магистраль 110" - Владивосток и подвигло меня написать наконец-то о крепости. Спасибо таким позитивным гостям нашего города.

    Историю нельзя повернуть вспять, но ее можно творить так, чтобы потом “не было мучительно больно”.

    1

    Автор: palt

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    25 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Владивосток
    сообщить модератору
      Наверх