• Настоящее суши. Обратите внимание на рыбу...
  • Мастера делают суши прямо в зале на глазах заказчиков
  • Вход в суши ресторан в Таджими, ни слова по-английски
  • А это наш заказ в Камакуре, в ресторанчике подают и суп, и другие продукты, но суши — основное. На доске в левом дальнем углу очень дорогой и вкусный тунец
  • Ресторанчик в Камакуре
Настоящее суши. Обратите внимание на рыбу... Япония

Настоящее суши. Обратите внимание на рыбу...

Япония

kitya 2758
    oguma 1336
    vazha 855
    Lapine 742

"A taste of NIPPON" - впечатления "чайников". Вкус 1 - суши

10 октября 2011 года||16 (4)| 26| 308835

Этой заметкой начну цикл своих воспоминаний о "вкусе Японии". Причем, здесь будут не только кулинарные заметки, попробую вспомнить и прочие японские "фишки"...

Когда задумал этот материал, в голове крутилась песня битлов "A taste of honney", так родилось название цикла, хотя именно о меде здесь ничего не будет... Ну а начать просто необходимо с суши. Это единственное, что знает каждый, а скорее, думает, что знает...

Когда суши стали популярны в Украине и России, мой хороший друг уже более 5 лет жил в Японии. В письмах он очень настоятельно не рекомендовал мне пробовать суши здесь, что бы не составить себе неправильного впечатления. До моей первой поездки в Японию я таки сдержался. И вот,май 2008 года, мы с женой впервые добрались к друзьям в Страну Восходящего Солнца. Мы прилетели утром по местному времени (глубокой ночью по нашему). Что бы как-то перейти сразу на местное, мы не ложились отдыхать, а сразу отправились в движ. А вечером нас позвали в лучший ресторан суши в Таджими. Несмотря на усталость, а мы были на ногах двое суток, мы согласились...

Мы были полные дебютанты, даже палочки в руках до этого не держали. Друзья заказали нам сливовое вино и различные виды суши и ролы, для пробы. Что нравилось, дозаказали. Первые впечатления и наблюдения. Ресторан небольшой, был полон, пришлось на улице ждать, пока освободится столик. Ни одной надписи на английском языке, ни вывеска, ни меню. Первый признак хорошего японского суши-заведения - они не распологаются в туристических и центральных районах городов, на них нет рекламы и других надписей по-английски. Суши можно есть, как в баре, непосредственно у стойки, где их изготовляют, можно, как в обычном ресторане, занять столик. Прикольнее есть на стойкой, но не первый раз... Поели, вкусно, поехали отдыхать... Самое интересное было дальше...

Прошло 2 дня, мы гуляем по парку с оленями в Наре, а у меня во рту никак не проходит послевкусие нашего суши-ужина, а ведь после того, чего только не ели... Это как побывав на концерте хорошей музыки, потом несколько дней в голове ощущаешь звук. Тоже своего рода послевкусие, ну или резонанс, я сторонник так называть любое явление, которое долго не покидает меня. И я проговорил: "А давай вернемся сегодня вечером опять в тот ресторан." Я заметил удовлетворение на лице друга, он сказал примерно так: "Я специально не затрагивал тему суши, ждал, когда ты сам разберешься, понравилось, или нет." В тот вечер я, уже с чувством и расстановкой ел суши второй раз. Уже появились предпочтения. Я получил кайф... Но все познается в сравнении. Мы ели превосходный суши, уверенные, что так и должно быть... Осознание наступило позже.

Прошло 2 недели, мы в Киото, завтра домой. Время обеда. Я предлагаю в суши-бар около вокзала. Классическое заведение с лентой. Друг сопротивляется: "Я не знаю, где в Киото хорошее суши". "Да брось ты, в Японии не может быть плохого" - считаю я и мы зашли. Все познается в сравнении... То, что мы поели там выглядело внешне, как суши, но, по сути, было рыбное блюдо с рисом и приправами. Не подумайте, что мы попали куда-то не правильно. Именно такие рестораны сейчас под видом суши успешно кормят нас рыбой с рисом в Европе, в Америке, здесь, в Украине. Мы точно знаем, где лучше, где хуже. Но это все не то. Мы нормально поели, даже наелись, но не ощутили ничего того, что было в хорошем ресторане. Я улетел домой с чувством, что во мне кто-то переделал одно из впечатлений. Позже мы ходили в суши в Исландии, других странах. Я успел забыть, что же было за чувство тогда. Думал, что напридумывал себе, типа первая любовь слепа и чиста. Но только через 2 года, вернувшись в Японию, посетив опять тот "правильный" ресторан, я опять вернул себе это послевкусие. А двухлетний опыт поедания "рыбы с рисом" в Европе дает возможность сравнения. Я не специалист, но кое-что могу отметить...

Главное отличие - в настоящем суши рыба, или другой морепродукт - первичны. Именно их вкус должны сопроводить, а не подавить остальные ингридиенты - рис, нори, васаби, инбирь, соевый соус (это джентельменский набор сопровождения, остальное уже для отдельных "букетов"). Рыба должна быть очень свежая, нарезают ее толстыми ломтиками, и довольно крупными (у нас, как правило, риса больше, чем рыбы). В соевый соус суши едва мокают, что бы он не перебил вкус. А у нас практически купают суши с двух сторон, потом сверху кладут васаби, кусок имбиря, иначе не вкусно - пресно. Один мой приятель здесь как-то высказался, да что там суши сложного, лишь бы приправы были хорошие, мне его немного жаль.

Понятно, что некоторые виды можно попробовать только непосредственно на побережье, где есть свежая рыба. Но и там приезжему туристу попасть в правильное место практически невозможно. Мы приехали в Камакуру. Это большой морской курорт. Договорились вечером поесть суши. На берегу ресторанов- тьма, некоторые весьма фешенебельны... Мои друзья начали расспрашивать местных, где можно найти место с хорошим суши.( Я здесь вспомнил фразу друга в Киото) Сперва все предлагают известные заведения на берегу, но поняв, что мы действительно преследуем качество, подсказали одно местечко. Уже потемнело. Мы уходили куда-то от цивилизации в дебри. Какой-то небольшой домик, без специальных вывесок. Зашли внутрь - стол на 4 места перед мастерами суши( по другому и назвать не могу) и пара столиков. За одним скучала одинокая старушка... Там мы поели вообще лучшие в моей жизни суши. Сперва на нас скептически поглядели - одно японка и 3 европейца (хорошо, что я не знаю японский, боюсь их комменты мне бы не понравились). Но когда мы с женой смело расположились перед ними и достали свои баши (баши, это палочки для еды, которые считается хорошим тоном приносить с собой, а не пользоваться одноразовыми, это своего рода шик...), лица мастеров прояснились, мы им даже стали уважительно-симпатичны. Японцы несколько пренебрежительно относятся к иностранцам, но им импонирует, когда иностранцы хотя бы пытаются правильно разобраться в их традициях, причем это касается не только еды... Мы были там долго, причем никто за это время туда не зашел, но у мастеров постоянно была работа - из "фешенебельных" ресторанов прибегали посыльные с заказами, ожидали, и уносили "свежайшие суши" своим респектабельным клиентам. Да, именно здесь я попробовал очень дорогое суши с тунцом, мясо которого мыло с жировыми вкраплениями, как аргентинская телятина...

Выводы: суши, это вкусно, здорово, вообще ВАУ... Но его очень сложно отыскать, даже в Японии. При этом ресторанов, где его подают множество. Все познается в сравнении.
    P.S. Очень недурственный суши подают в аэропорту Чибо в Нагойе...
    P.P.S. Когда мастера суши получают заказ, они громко, на весь зал что-то выкрикивают. Это не прикол, это старая традиция. Даже в Камакуре, в пустом зале, они все равно громко что-то выкрикивали... И это даже нравилось.

Продолжение темы вкусов "A taste of NIPPON". Вкус 2 - ледяной чай и ледяной кофе

Дешёвый ✈️ по направлению Япония
      11 окт 2011, 11:20
      Плюс тыща. :) В Москве есть нигири-дзуси вообще невозможно после Японии. Только американские роллы.

P.S. В Киото на удивление хорошие суси дают в довольно недорогом ресторане Ганко Дзуси (могу координаты дать, если интересно). Ну, и в аэропорту Оита на Кюсю тоже было очень вкусно.
      11 окт 2011, 18:03
      Lapineнаписала 11 октября 2011 г. в 11:20

Конечно, дайте координаты в Киото, будем там еще - заедем. В Киото, почему-то, вообще были проблемы с едой...
      11 окт 2011, 18:14
      Shcheнаписал 11 октября 2011 г. в 18:03

Ну, вот тут можно прочитать, например: lonelyplanet.com/japan/kansai… (мы это заведение, собсно, в Lonely Planet-е и нашли).

На удивление хорошо кормят, в т.ч. суси и сасими, хотя это не чисто суси-бар. Лучше заказывать не сеты, а по меню (есть английское) - тогда получается вкуснее. :)
    • oguma
      oguma
      С нами с 18 мар 2011
      11 окт 2011, 12:31
      Ко всему вышесказанному хочу добавить: японцы считают что наиболее вкусные суши вблизи моря. Почему? Там рыба свежая. Она не нуждается ни в какой обработке для хранения и поэтому вкусная. Не во всех суши барах, но правильные можно найти.
      11 окт 2011, 21:48
      ogumaнаписал 11 октября 2011 г. в 12:31

Сложно не согласиться. Самые шикарные сасими (хоть и не суси, но тоже как бы рыба :))) ) мы ели в Сиретоко на Хоккайдо и, пожалуй, в Канадзаве. Суси в а/п Оита я уже упоминала.
    • Aloha
      Aloha
      С нами с 20 мая 2010
      11 окт 2011, 16:22
      А что традиционно употребляют с суши из напитков? Чтобы было "правильное" сочетание, вкус рыбы не убился и вообще:).
      11 окт 2011, 18:07
      Alohaнаписала 11 октября 2011 г. в 16:22

Этот вопрос, скорее к японцам, я же "чайник", как видно из названия, я пил и сливовое вино, и пиво (на фото видна местная марка), и чай, кстати, с чаем очень неплохо. Саке - вещь вообще тонкая, там все еще сложнее, чем в вопросе с суши, может позже напишу...
      11 окт 2011, 18:07
      Alohaнаписала 11 октября 2011 г. в 16:22

Мы видели как пьют или сакэ, или пиво. Чай зеленый, кстати, никто не пьет. Вообще, если заказываешь зеленый чай, то по умолчанию приносят со льдом. :)
    • oguma
      oguma
      С нами с 18 мар 2011
      11 окт 2011, 18:21
      Alohaнаписала 11 октября 2011 г. в 16:22

Тут сложно дать правильный ответ. Каждый приходит со своей целью суши поесть. Кто прятно првести время за хоршей едой с друзьями и расслабиться, кто суш поесть. Поэтому одним они хорошо с пивом идут, другим с шочу или сакэ. Я предпочитаю зелёный чай (горячий). С ним наверно более правильно, он хорошо с сушами идёт и вкус не портит. Но для заведения это невыгодно. Он подаётся бесплатно, а вот алкогольные напитки составляют немалую часть дохода таких заведений.
      11 окт 2011, 18:13
      Lapineнаписала 11 октября 2011 г. в 18:07

Я "зеленый чай" имел ввиду не ту "болотную тину", которую японцы пьют и называют так, а тот, который мы привыкли пить, Oolong, например
      11 окт 2011, 18:17
      Shcheнаписал 11 октября 2011 г. в 18:13

А я именно про улун и говорю. Попробуйте где-нибудь в кафе или ресторане заказать улун - увидите. :)

Что касается "болотной тины" - тут я с Вам поспорю. Тину Вы, видимо, в отелях на завтрак пробовали? Это т.н. бантя, ее, конечно, пить можно с трудом. Но сентя или гиокуро - это ОЧЕНЬ вкусно. В Москве подобный чай покупали один-единственный раз в Джапро за бешеные деньги. :) Обычно в Японии закупаемся, вот месяц назад были, грамм 700 из Удзи привезли. Пьем и причмокиваем. :)))
      11 окт 2011, 18:35
      Lapineнаписала 11 октября 2011 г. в 18:17

А я в-общем то про "болотную тину" спорить не стану, на вкус и цвет, как говорится... А в Японии я практически в отелях не живу, мы же к друзьям приезжаем... Я пробовал в "правильных" местах, да и домой привозил друзьям тут давать пробовать, все по-науке, с использованием "помазка" для взбалтывания - ну не мое.( а вообще практически обсудился материал второй части цикла. Хотя я "чайник", слов "сентя или гиокуро" даже не слышал. Тем интереснее, кидаешь материал и самобразовываешься при помощи комментов знающих эту тему лучше...
      11 окт 2011, 21:52
      Shcheнаписал 11 октября 2011 г. в 18:35

Помазок для взбалтывания - это была маття. :) Между прочим, довольно дорогое удовольствие, бантя-то как раз наоборот. :) На мой вкус мяття, конечно, штука списфическая, но тиной все-таки называть не рискну. :) Такой чай во время чайной церемонии готовят, и запивают им весьма тошнотворные японские "сладости", так что после них маття идет на ура. :) Хотя, конечно, с более привычным нам китайским зеленым чаем сравнивать сложно. Разные вселенные, имхо.
      11 окт 2011, 22:44
      Lapineнаписала 11 октября 2011 г. в 21:52

Спасибо за коммент... Я знаю одно, на чайную церемонию меня отговорили идти, типа все равно не понравится, а вот в качестве подарков из Украины я привозил японцам именно китайский чай "в таблетках", как я его называю. (это когда листья чая связаны специальным образом, и в кипятке распускаются) , а когда ехал второй раз даже получал на него заказ...
    • nadegdakis
      nadegdakis
      С нами с 29 авг 2011
      23 окт 2011, 01:36
      Выглядит очень вкусно Хочется попробвать
      23 окт 2011, 13:31
      nadegdakis 23 октября 2011 г. в 01:36

Выглядит очень вкусно Хочется попробвать

Не только выглядит, это реально вкусно, но... здесь такое не попробовать...