Получив после подписания Портсмунтского договора южную часть Сахалина, японцы очень активно занялись обустройством полученной территории. Открывались шахты, порты, строились дороги, бумкомбинаты, линии электропередач и , конечно же, строились железные дороги.
Со временем возник вопрос о строительстве жел. дороги, соединяющий административный центр Тоехаро (Ю.Сахалинск) с портами западного побережья Сахалина. Первоначально было принято решение строить дорогу до Невельска, ( Хонто) но рыбопромышленники сумели доказать, что дорога до Холмска (Маока) более перспективнее и мы обязаны им наличию одной из красивейших дорог Советского Союза.
Рельеф местности был гористый, со множеством рек и ручьев, крутыми обрывами, множеством поворотов, склонами, покрытыми густым лесом.
Строительство дороги началось в 1921 г. , завершилось в 1928 г. В первые годы на строительстве использовался труд китайцев, завершали строительство корейские рабочие.
На расстоянии 83,9 км. было возведено 15 тоннелей общей протяженностью 5087 м. и 35 мостов протяженностью 1047 м.
Город Маока, ставший после войны Холмском, превратился в главные морские и жел.дорожные ворота Сахалина.
Дорога функционировала до 1994 г. Зима 1994 г с сильными заносами и частыми метелями явилась той каплей, которая переполнила чашу весов и сняла с повестки дня вопрос о дальнейшей эксплуатации жел. дороги. К тому же по Сахалину уже вовсю передвигались составы с материковскими вагонами, которые переставлялись на японские колесные пары в Хомском порту. Руководство посчитало, что расширение тоннелей и реконструкция мостов слишком затратны и было принято решение о закрытии дороги.
На Холмск поезда стали ходить через Арсентьевку , что удлинило путь на 174 км.
В настоящее время от дороги сохранилось насыпи, кое- где рельсы, снегозащитная галерея и тоннели. Из мостов — знаменитый Чертов мост.
До последнего времени функционировали два отрезка ж.дороги Ю. Сахалинск — Новодеревенская на востоке и Холмск- Николайчук на западе. Дорога работала только с весны до осени и обслуживала дачников.
С перешивкой дороги с японской колеи на материковскую прекратилось движении и на этих участках.
На Ю.Сахалинский грязевый вулкан можно попасть по лесной дороге через деревню Ключи, которую окончательно добили джипами, и по старой японской ж.дороге через ст. Новодеревенская. Пройти по этой дороге мне хотелось давно- привлекали тоннели и снегозащитная галерея.
От платформы ст. Новодеревенская на микроавтобусе мы доехали до первого тоннеля. Ехали по насыпи, на которой не было ни шпал, ни рельс. Накануне стояла замечательная погода, а в день выезда разыгралась самая настоящая метель.Это был первый снег, который падал на влажную землю и риск съехать с насыпи был велик.
. .Тоннель прямой, не очень длинный и на мой взгляд простоит еще долго, но перед каждым тоннелем установлены предупреждающие таблички.
Вход во второй тоннель виден на выходе из первого
. Этот тоннель короче первого и тоже прямой.Оба тоннеля без шпал и рельс. Также без шпал и рельс находится снегозащитная галерея, но здесь дела обстоят еще хуже .
В качестве столбов, подпирающих крышу галереи, были использованы рельсы, которые в 90 годы срезали, но не до конца. Видимо ворье побоялось свалить крышу на себя. На многих рельсах осталось клеймо изготовителей. Среди них произведенные с 1884 по 1940 в США, Великобритании и Японии. Сегодня это уже раритет.Выход из галереи.
Недалеко от выхода стоит указатель поворота на тропу, которая ведет на грязевый вулкан, У нас есть время и мы продолжаем идти дальше по колее к следующему тоннелю. Слева появляется разрушенное здание станции , справа хозяйственные постройки и мы входим в тоннель. Он не такой как предыдущие, с изгибом и построен из кирпича. За сто лет ни один кирпичик не выпал из гнезда.Выход из кирпичного тоннеля.
Путь к следующему тоннелю преграждает небольшой разрушенный ж.д. мост, который полностью обвалился и, утопая в грязи , мы все же перебрались через ручей и подошли к очередному тоннелю.
Здесь нас ожидало разочарование. В тоннеле была вода и немалая.
И только дома, работая с фотографиями, я обнаружила, что в глубине тоннеля из воды выходят рельсы и видны шпалы. Был шанс пройти и этот тоннель, возможно еще несколько, но контраст света и темноты сделал свое дело, нам пришлось вернутся к указателю на вулкан.
Путь в такую погоду до вулкана (2км.) по скользким склонам, вброд по ручью оказался не из легких, да и надежды увидеть что- нибудь стоящее не было, но идущий осилит.
Вулкан расположен на высоте 300 м над уровнем моря, имеет почти круглую форму диаметром 200 м., поле его выпукло и слегка приподнято над окружающей местностью. На поле практически отсутствует растительность, трава растет только по периметру поля.
Последнее извержение вулкана произошло в 2011 г. Ученые связали это извержение с катастрофой в Японии.
Как и ожидалось, вулкан не произвел должного впечатления. Поле было покрыто снегом, лишь кое -где просматривались грязевые лужицы с булькающими грифончиками.
Идти по такому полю с сюрпризами под снегом никто не рискнул, недалеко от края нашлась лужица, на поверхности которой булькала грязь. Как говорится, хоть что -то.Обратная дорога к ж.дороге показалась легче, прошли галерею, два тоннеля и по проторенной колее поехали в сторону Ю.Сахалинска.