Абрамцево

Абрамцево

LAT
  • 56.22346N, 37.96716E
  • Я здесь был
    Было: 50
    Хочу посетить
    129

    17 материалов по 2 объектам,  542 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    1
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Абрамцево. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» ч.1

     
    9 сентября 2011 года|| 3| 12971

    Мы собрались поехать в Абрамцево достаточно спонтанно. Хотели найти какое-нибудь красивое место, чтобы отметить одну торжественную дату и наш выбор остановился на Абрамцево — ведь оно сразу ассоциируется с красотой природы и русской культурой. И для себя хотели вообще понять – что же такое это Абрамцево.

    Почему название этой усадьбы связано с такими талантливыми людьми – Васнецовым, Врубелем, Коровиным, Нестеровым, Поленовым, Репиным, Серовым, Станиславским, Шаляпиным и многими другими. Почему именно там творили. Почему именно там собирались. Почему талантливых художников притягивало именно это место. Что туда тянуло. Почему именно в этом месте пишутся сказки и картины, создаются скульптуры и песни. И какое оно сегодняшнее – Абрамцево. ???

    Абрамцево находится на Ярославском шоссе, ~ 60 км от Москвы. Но дорога туда заняла у нас около 4-х часов. Суббота. Выехали в 12 – приехали в 16. Пробки – перманентные, плюс ремонт дороги, плюс искусственное создание скопления машин нашими доблестными сотрудниками ГАИ – нас держали на одном светофоре до тех пор, пока в противоположном потоке не пронеслась с разноцветной мигалкой некая важная гаишная машина, которой козырнули в подобострастном поклоне, и только после этого стали пропускать лавину офигевших от ожидания зелёного света водителей.

    Музей-усадьба Абрамцево работает с 10 до 17, а парк до 18. Поэтому у нас был час на музеи, и час на прогулку.

    Феномен таких мест, как Абрамцево, заключается в том, что имена, ещё недавно бывшие от тебя на почтительном временном расстоянии и мысленной дистанции, оживают и становятся практически физически ощутимы. Это невероятно интересно. Но с другой стороны, присутствовало некоторое чувство разочарования. Ощущалась какая-то грусть оттого, что Абрамцево всё теснее и теснее зажимается кольцом коттеджных посёлков, что дома усадьбы – и основной дом, и мастерская, и прочие постройки – стареют, ветшают, и выглядят как-то заброшенно и очень скромно. Картинное наполнение отдельных зданий усадьбы – очень невпечатляющее, скульптуры на территории «таинственно» исчезают, дорожки после дождя представляют собой размокшую глиняную грязь.
    Я пишу об этом не для того, чтобы подбавить грязи к дорожкам :) — просто после Абрамцево у нас действительно остались двойственные впечатления. Обо всём расскажу по порядку.

    Абрамцево представляет собой довольно большой огороженный парк с липовыми аллеями, тёмными елями, корабельными соснами, каскадом прудиков и мостиков, небольшим яблоневым садом и речушкой Ворей; кассу и охрану на входе; достаточно скромный по нынешним понятиям основной Дом-музей, бревенчатые домики – Кухню, Студию -Мастерскую и Теремок, маленькую домашнюю церковь Спаса Нерукотворного, Поленовский дом, Васнецовскую Избушку на курьих ножках, и большое здание с колоннами – бывший лечебный корпус. Да, и огромный, высоченный, в пять обхватов красавец дуб, который помнит, наверное, всех хозяев этого места. А ещё две древние Каменные Бабы, которых привезли из-под Киева и которые уж точно о многом могли бы рассказать — они ведь точно всё видят, всё слышат, но молчат.

    Но начинать знакомство с Абрамцево надо не с описания домиков и их содержимого, а с людей, которые здесь жили, гуляли, творили, любили, спорили, строили, пели, играли. Уверены в этом. Без этих людей – пустота. Без этих людей – нет Абрамцева. Потому что Абрамцево – это особый дух — русский, это особая аура – вдохновение, это особое состояние – талант, это особые отношения – любовь и дружба, это особые люди – поцелованные Богом, особые места и природа – побуждающие творить.

    На сайте музея (abrm.ru/hist/mamo.php) выложены дивные старинные фотографии. Все о ком я пишу (ниже), там есть. Самое смешное и парадоксальное, что, обычно, когда читаешь о месте, в котором не был – это холостое попадание. Ну-у, вроде как интересно. Равносильно тому, как попытаться познакомиться, к примеру, с морем, прочитав про него рассказ. Поэтому перед тем как поехать в Абрамцево, вы можете прочитать всё написанное здесь по диагонали или начать с главы «Что мы увидели в Абрамцево», чтобы не ныть преждевременно: оо-й, какой дли-и-нный расска-аз, и на кой мне это на-адо.. эта история ещё в шко-о-ле надоела…:). Действительно ведь – разве вам сейчас интересно знать кто такой этот Савва Мамонтов, Елена Поленова и т.п. Зато потом – уверены – прильнёте к рассказу, как к роднику в пустыне Гоби, или зашуршите прочими. :) Потому что там почувствуете дух Абрамцева, потому что обязательно захотите узнать про историю и обитателей этого места.

    Аксаковское Абрамцево.
    Место, где была построена усадьба, раньше называлось пустошь Обрамково. Усадьба была небольшой, принадлежала помещикам средней руки, неоднократно переходила от одного владельца к другому, пока не была приобретена Сергеем Тимофеевичем Аксаковым (1791—1859). Что интересно – в это время Аксаков ещё не был известен как писатель, он вообще даже о писательстве и не помышлял. Приехал в Москву (1826г., 35 лет) из Оренбурга с семьёй, работал цензором в Московском цензурном комитете, потом директором Межевого института.

    Но такая прозаичная работа с одной стороны, а с другой – Аксаков любил театр, обладал тонким вкусом и изящным слогом, по этой причине, помимо работы, он начал печататься в журналах как театральный критик. В театральном мире он был уважаем и авторитетен. И тут в 1843г. (52 года) Аксаков приобретает имение Абрамцево! И что вы думаете? Именно в эти годы в Абрамцеве, несмотря на то, что Аксакову шел уже шестой десяток, в нем проснулся замечательный художник слова. Что же стало причиной столь волшебного превращения?

    Считается, что этот творческий катализатор – абрамцевская природа. Аксаков называл свою усадьбу «премилой деревенькой», «прекрасным уголком», «раем земным», обожал местные грибные леса, рыбные пруды, «ершовые места», живописную речку Ворю, свой уютный старинный дом с мезонином и парк с вековыми деревьями. «Деревня обняла меня запахом распускающихся листьев и цветов, своею тишиною, своим пространством. Не могу передать, какой мир пролился на мою душу».

    Его первые книги, написанные здесь – это «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». В них дается столь тонкое и поэтическое описание природы здешних мест, птиц и животных, что Тургенев в своей первой рецензии на «Записки ружейного охотника» писал: «Эту книгу нельзя читать без какого-то отрадного, ясного и полного ощущения, подобного тем ощущениям, которые возбуждает в нас сама природа, а выше этой похвалы мы никакой не знаем». А Горький говорил: «Вы прочитайте Аксакова «Об уженье рыбы» — заразитесь! Удивительная книга, так, знаете, написана — Брем позавидовал бы». Дальше – больше. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику», многие рассказы.

    К гостеприимным, умным, тонким, добросердечным Аксаковым в Абрамцево приезжали друзья-гости – писатели, поэты (Кольцов), философы (Белинский, Герцен), артисты (Щепкин). Аксаков дружил с Гоголем. Здесь, в абрамцевском доме, в один из августовских вечеров 1849 года Гоголь читал первую главу второго тома «Мертвых душ». Николай Васильевич считался с мнением Аксакова, требовал от него замечаний, вычеркивал те места, при чтении которых Сергей Тимофеевич хмурился. Аксаковы были одними из самых преданных, стойких и восторженных друзей Гоголя. Аксаков дружил с Тургеневым. Оба обожали природу и охоту. Тургенев восхищался тонкостью наблюдений Аксакова и его богатым вкусным языком. Возможно, что возможно, одна из обаятельных дочерей Аксакова навеяла Тургеневу образ Лизы в «Дворянском гнезде». В 1870 году у дочери Софьи Т. Аксаковой, которая к тому времени осталась единственной наследницей усадьбы, опустевший абрамцевский дом приобрел Савва Мамонтов.

    Мамонтовское Абрамцево.
    Мамонтов привел в порядок заброшенное аксаковское имение. Капитально отремонтировал главный усадебный дом, очистил пруды, сделал новые постройки.
    Вот так своё первое впечатление от Абрамцева, когда его владельцем стал Савва Мамонтов, описывает художник Нестеров в письме к сестре: «Абрамцево, имение... — одно из живописнейших в этой местности. Сосновый лес, река и парк... тут в парке первое, что останавливает внимание, это баня в стиле 17 века — архитектура профессора Ропета; далее, углубляясь в глубь парка, темной вековой сосновой аллеей, вы выходите на небольшую поляну, посреди которой стоит чудо-церковка...
    Из православного храма отправились мы в «Капище» или нечто подобное избушке на курьих ножках. Против нас — оригинальный киевский идол. Тут русский дух, тут Русью пахнет, всё мрачно, серые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии...
    Далее идет мастерская С. И. Мамонтова — архитектура знаменитого Гартмана. Вот главное, что поражает на первый раз, мне кажется, всякого, кто попадет в Абрамцево».

    Хозяева Абрамцева.
    Главное обаяние Абрамцева – это его хозяева. Савва Иванович Мамонтов (1841—1918) — потомственный купец, выросший в промышленника, меценат, деятель в области русского искусства. («Портрет С.Мамонтова» artprojekt.ru/Gallery/Vrubel/…, Врубель). Отец Саввы прошёл школу жизни от управляющего трактиром в Сибири до руководства строительством железных дорог в Москве. Из 10 детей – своим преемником выбрал Савву.

    Мамонтов — человек очень мощной энергетики. Он ярок и противоречив. Коммерческий ум и талант – с одной стороны. С другой — музыкальные и художественные способности, незаурядный вкус, остроумие, благородство, магнетические личные данные. Он притягивал к себе талантливых людей, а природная магия Абрамцево ему в этом помогала. Мамонтов собрал все художественные сливки общества у себя в Абрамцеве и хотел сделать так, чтобы талантливые живописцы, ничуть не заботясь о быте, могли воплотить свои творческие замыслы. С такой целью Мамонтов специально построил здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов-мастерских.

    В Абрамцево у него царил культ трех Муз – Живописи, Скульптуры и Театра. Художники, музыканты, собравшиеся постепенно в Абрамцеве, составили "Мамонтовский", или "Абрамцевский" кружок. А начало ему было положено в 1872г. (31 год) в Италии после знакомства Саввы с архитектором Гартманом и скульптором Антокольским. Также в Париже он познакомился с Репиным. В Риме впервые увидел Валентина Серова, тогда еще совсем мальчика. Они подружились. Из киевской нищеты и осмеяния стараниями Мамонтова был вырван Врубель. Позже здесь появился Костенька Коровин, любимец Саввы Ивановича. Мамонтов деликатно помогал всем советами и заказами, которые избавляли художников от постыдной нужды. Антокольскому он заказал знаменитую скульптуру "Христос перед судом народа". Васнецова поддержал в его стремлении изображать русскую старину, давал заказы и деньги. Друзья прозвали Мамонтова Саввой Великолепным по аналогии с другим выдающимся меценатом эпохи Возрождения – итальянским герцогом Лоренцо Великолепным.

    Дух мамонтовского художественного кружка захватывал всех, кто хоть раз попадал сюда. Зимой мамонтовский кружок собирался в Москве, в его доме на Садовой-Спасской, 6, рядом с Красными Воротами. Летом же он почти весь переезжал в Абрамцево – его усадьба становилась творческой дачей. Мамонтовский кружок имел свой «дух» и свое «силовое поле». Философ Павел Флоренский об Абрамцеве: «Абрамцево, прежде всего, есть духовная идея, которая неуничтожаема; если будет жива идея Абрамцева, то не всё погибло».

    Елена Поленова о мамонтовском абрамцевском художественном кружке: «Собственно прелесть и польза этих собраний, не в том, что на них производится, а именно то, что собираются люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важнее самой работы» Горький о Мамонтове: «Мамонтов хорошо чувствовал талантливых людей, всю жизнь прожил среди них, многих таких, как Федор Шаляпин, Врубель, Виктор Васнецов,— и не только этих — поставил на ноги, да и сам был исключительно, завидно даровит». Скульптор Антокольский писал Мамонтову: «Вспоминается мне и моё первое посещение Абрамцева... Ты, Савва Иванович, одел меня в белую холстинную блузу, в каких вы все там ходили, и я стал одинаков со всеми вами. С тех пор ваш дом стал мне дорог, в нем я нашел приют, в нем я часто отдыхал, отдыхала и моя усталая душа».

    Жизнь в Абрамцеве била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером — музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей, знаменитые "живые картины". По признанию всех, попадавших сюда, невозможно было здесь Не лепить, Не рисовать, Не сочинять. У Саввы Ивановича была поистине драгоценная для русского искусства черта характера — трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей (к которым он писал тексты и в прозе, и в стихах), он увлеклал своим примером и других.
    По словам старшего Васнецова Мамонтов имел «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм: работая с ним, немудрено взвиться повыше облака ходячего». Например, Савва Мамонтов был отменным скульптором. А как человек с неуёмной творческой энергией, он так заразительно работал, что однажды подбил и Васнецова с Репиным на эксперимент с глиной, да так, что оба художника стали ещё и скульпторами.

    Вот, как сам Мамонтов рассказывал про эту затею Поленову: «Я, Репин и Васнецов, вылепили друг друга, и теперь торжественно стоят три бюста». А вот так обрисовал это творческое соревнование его сын: «Занимался отец изредка и скульптурой. В его скульптурной мастерской всегда были наготове глина и все принадлежности для лепки. И вот в один прекрасный день Репин, В. Васнецов и отец одновременно занялись совместной работой. Васнецов вылепил бюст Репина, Репин — отца, а отец — Васнецова. Все эти три бюста, отличающиеся редким сходством с натурой, всегда стояли в столовой абрамцевского дома».

    Удивительно — успешный коммерсант и промышленник Мамонтов был чрезвычайно творческой натурой, искренне любил искусство – музыку, театр. В области театра им было сделано очень много (помимо прочего!). Увлекался он театром ещё с юности – у Саввы был красивый баритон, он любил музицировать в четыре руки с братьями, не только не пропускал ни одного спектакля, но и сам активно играл в студенческом театральном кружке. В 1885 (44 года) Мамонтов создаёт театральную антрепризу, из которой выросла знаменитая Русская Частная опера. Были приглашены балетная труппа из Италии и лучшие голоса России. Вскоре в театр пришел Шаляпин. Мамонтов забрал его из Мариинского императорского театра, заплатив немалую неустойку. Можно даже сказать, что он этим спас Шаляпина, потому что, то, чему певец научился в Частной опере у Мамонтова, стало основой его всемирного успеха. Основу репертуара Русской Частной оперы составляли исключительно произведения русских композиторов. (!) Благодаря Мамонтову увидели свет и получили признание оперы «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка» (Римский-Корсаков), «Борис Годунов», «Хованщина» (Мусорогский) и многие др.. Мамонтовская Русская Частная опера смогла соперничать с императорскими Большим и Мариинским театрами! (Заметьте сколько раз, описывая деятельность Мамонтова, употребляется слово «русский»!). Также впервые Мамонтов привлек к созданию декораций профессиональных художников — Коровина, младшего Васнецова, Врубеля.

    Продолжение следует.

    Часть 2я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…
    Часть 3я: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…

    (c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый ✈️ по направлению Абрамцево
    сообщить модератору
      Наверх