Эфиопия

24 июля 2014 года||
GPS
|14 (13)| 17| 292917

...И вот я уже сижу в самолете с несколькими, такими же как и я, экстремальными друзьями.

ДЕНЬ 1.
Аддис-Абеба. Конечно, увиденное «немного» отличается от моих представлений об этом городе. В глаза бросаются нищета, недостроенные здания, микроскопические трущобы. Периодически попадаются люди в совершенно изорванных одеждах. На улицах грязно. Ловлю себя на мысли, что ни за что на свете не пошла бы здесь гулять после захода солнца. Благо я наблюдаю за всем этим из-за стекла новенького комфортного Land Cruiser 100.

В Эфиопии странная система строительства многоэтажных зданий. Из-за отсутствия необходимой техники сначала вручную возводят каркас из деревьев, а затем конструкцию укрепляют бетоном. Я ерзаю на сидении, представляя, как, должно быть, страшно жить внутри такого многоэтажного дома, слепленного по принципу мазанок кочевников. Медленно наш караван, состоящий из трех машин, пробирается к сердцу города сквозь череду старых автомобилей, среди которых попадаются жигули-«копейки» — наследие Советского Союза. Ох уж этот Советский Союз с маниакальной идеей построить социализм по всему миру!

Когда СССР вкладывал миллиарды долларов в своих африканских единомышленников, Эфиопия казалась крайне надежным партнером в борьбе с американским врагом. Брежнев не жалел средств для эфиопского друга — президента Менгисту Хайле Мариама. Да и другие советские лидеры тратили огромные деньги на благоустройство Эфиопии. В период с 1977 по 1991 год сюда прибыло более 11 тысяч военных советников из стран бывшего СССР, корабли ввезли тонны продовольствия, а финансовая помощь составила более 5 млрд долларов США.

Советские вливания оседали в карманах коррумпированного правительства. Легкие денежки текли ручьем, росли аппетиты местных лидеров, что привело к национализации крупных промышленных предприятий, а также банков, финансовых учреждений и страховых компаний. Страна стала непривлекательной для иностранного капитала, что, естественно, отразилось на уровне жизни и без того нищего среднестатистического гражданина Эфиопии. По сей день средняя зарплата в Эфиопии составляет 20 долларов США в месяц, а есть районы, где средний годовой доход оценивается в 6 долларов!

За размышлениями проходит остаток пути. И вот мы уже подъезжаем к отелю Sheraton Addis. Он был построен в 1997 году по проекту известного архитектора Иво Косека и является подарком саудовского шейха Мухаммеда Хусейна Аль-Амуди.

Вид, открывающийся с холма, на котором возвышается здание, завораживает. Архитектура отеля представляет собой причудливую смесь африканских изысков и европейской практичности. Этот прекрасный комплекс, искусно сочетающий местные художественные традиции и неоклассический стиль, является предметом гордости всех эфиопов. Отель предлагает круглосуточное обслуживание, первоклассные удобства и полный спектр спа-услуг. Не зря Sheraton Addis был первым африканским отелем, включенным в сеть The luxury collection.
С удовольствием достаю Manolo Blahnik и предвкушаю аромат эфиопских блюд.
В фойе глаза разбегаются от обилия красиво одетых людей. Играет приятная музыка, подаются европейские элитные вина. Мне нравится это место, здесь комфортно и спокойно.

ДЕНЬ 2.
Утро следующего дня. Ранний подъем. Рассаживаемся по машинам и едем в сторону Лалибэлы. Надо немного рассказать о нашей команде: на пятерых туристов шесть человек сопровождающих и три совершенно одинаковых машины. Даже водители отлично говорят по-английски. И вообще наша команда — замечательные ребята, которые очень стараются сделать путешествие максимально комфортным. Свою работу они очень любят и считают ее великим счастьем, ведь за месяц они получат аж целых 60 долларов и, если повезет с гостями, то к этой сумме прибавятся чаевые.

Усаживаюсь поудобнее, достаю свой термос с ароматным эфиопским кофе, наслаждаюсь пейзажами. Погода стоит изумительная. Светит яркое солнце, но воздух прохладный. Меня отговаривали от поездки в это время года, рассказывая о сезоне «больших дождей» и высокой вероятности попасть в циклон, но, изучив атлас погоды, я поняла, что Эфиопия хоть и тропическая страна, однако ее климат сильно зависит от высотности. На северо-востоке, в районе впадины Данаклис, климат полупустынный и знойный, в центре — умеренный, на юге — два ярко выраженных сезона: «сезон больших дождей» (с апреля по май) и «сезон малых дождей» (c октября по ноябрь). А в столице погода практически весь год комфортная: днем достаточно тепло, ночами прохладно. Сезон дождей длится с июня по сентябрь.

Машина прямо-таки скользит по идеально гладкому асфальту. Удивительно, что в бедной африканской стране такое хорошее дорожное полотно! Мой гид объясняет, что подряд на строительство дорог правительство отдало китайской компании. И это в государстве, где единицы имеют средства на покупку автомобиля.

Проезжая гористую местность, я замечаю необычных мартышек. Мы останавливаемся посмотреть на безмятежно резвящихся обезьян. Оказывается, это и есть те самые гелады. Боже, какие они красивые: достаточно крупные особи — до 75 см в длину, шерсть длинная, а мордочки как у павианов. Я могла бы наблюдать за ними часами, но гид просит пройти в машину. Путь не близкий, и надо успеть до темноты. Нехотя подаюсь уговорам. Спешу просмотреть кадры, в надежде, что у меня получилось хоть одно качественное портретное фото редкой обезьянки.

Вдруг резкий удар в левый бок машины. Я подскакиваю, смотрю в окно, и вижу, как окровавленный человек в лохмотьях попадает под следующую за нами машину. Я вскрикиваю от ужаса, в панике требую от нашего водителя, чтобы он немедленно остановился — мы сбили человека, и ему необходима наша помощь. Но ни гид, ни водитель как будто не слышат моих отчаянных криков. Все с тем же выражением лица они продолжают движение, а спустя некоторое время гид берет меня за руку и спокойно произносит: «Мисс Ольга, здесь, в Эфиопии, банды грабителей и похитителей людей используют для своих целей смертельно больных. Они накачивают их наркотиками до бессознательного состояния, а когда на трассе появляется более-менее дорогая машина, выталкивают под колеса. Мы ничем не могли ему помочь, зато спасли вас». Остаток пути проходит в молчании. Я тихо глотаю слезы...

ДЕНЬ 3.
Лалибэла. Всю ночь была страшная гроза. Я не могла сомкнуть глаз. Милый маленький Roha Hotel с окнами во внутренний дворик располагал к отдыху, но от пережитого потрясения я так и не смогла уснуть. Рано утром едем осматривать храмовый комплекс.

Лалибэла совершенно не похожа на Аддис-Абебу. И дома, и люди совсем другие. На улицах огромное количество коптов — как священнослужителей, одетых в красные одеяния, так и верующих-мирян, закутанных в белые накидки. Храмы действительно потрясающие. Я начинаю фотографировать все подряд, но гид останавливает меня и предупреждает, что прежде чем снять кого-то, надо спросить у него разрешения.

Медленно пробираемся по высеченным в камне улицам. Стены храмов покрыты мхом. Очень скользко и много людей. Идет служба. Я спрашиваю у гида, на каком языке проводится служба. Он отвечает, что на древнееврейском, относящемся к хамо-семитской группе языков.

Наконец мы спускаемся в Бет Медхане Алем — необыкновенное место, вырубленное в скальной породе в форме греческого креста. Внутри храма в самом углу я замечаю голую девушку, которую священник из кружки поливает водой. Гид тянет меня за рукав, мол, идем, это таинство Крещения, нельзя смотреть.

Очень не хочется покидать «Новый Иерусалим». Здесь столько всего удивительного! Но ничего не поделаешь, надо возвращаться в Аддис-Абебу.

ДЕНЬ 4.
Утро следующего дня — и мы опять в дороге. Едем на юг, в сторону города Арба-Мынч. В пути я замечаю совершенно нагого человека, который без стеснения моется в роднике прямо у дороги. Увидев, что я достала камеру, гид просит водителя остановиться. Я заливаюсь краской, но он говорит, что я могу снимать, если дам бедняге пару долларов. Тот, обрадовавшись, начинает еще и позировать.

Вообще, в Эфиопии проблема с водой. Здесь принято мыться везде, где есть хотя бы небольшой ручей чуть глубже, чем по щиколотку. В этой же воде стирают белье и моют посуду. Однажды перед обедом я вышла из дорожного ресторана, куда нас завезли на перекус, и в поисках туалета увидела, как в таком ручье работники ресторана мыли посуду. После этого мы взяли за правило протирать тарелки и приборы салфетками, смоченными виски.

Отдельная история — это эфиопские туалеты. Каких там только нет! Я уже давно поняла, что эфиопы — люди не стеснительные, но когда мы в очередной раз остановились у придорожного мотеля в поисках «дамской комнаты», и я спросила местную женщину, лениво наблюдающую за нами, где же эта пресловутая комната, со скучающим видом она махнула рукой в сторону унитаза, стоящего посреди двора. Когда я попросила гида выяснить у нее, а нет ли такого же, только со стенами, она все с тем же выражением лица сказала: «А что вам скрывать?». И действительно, что скрывать, когда ежедневно ты видишь идущих вдоль дороги абсолютно голых людей с «калашниковыми» наперевес? Видимо, с этим оружием реально нечего бояться. Попробуй-ка посмеяться над таким серьезным парнем! Странно, но факт: автомат Калашникова легко можно купить за 40 долларов, правда, не отечественной сборки, а китайскую подделку.

Пробираясь на юг, мы видим у дороги брошенный танк. Удивленные, бежим фотографироваться. Гид говорит, что это напоминание о гражданской войне и неудачной попытке коллективизации. По пути мы делаем остановку на озере Зивей, пересаживаемся в легкомоторную лодку и отправляемся наблюдать за огромными крокодилами. На озере живут племена алаба и волайта. Люди ловят рыбу, стоя на коленях на крошечном плоту. Я спрашиваю у сопровождающего:«Что, эти крокодилы не опасны для людей?». «Еще как опасны! Тут как-то эти чудовища сожрали туристку из Германии, которая решила сфотографироваться на их фоне. Ее муж даже не успел щелкнуть затвором фотокамеры!» — отвечает тот, усмехаясь. «Как же местные не боятся? Есть ли статистика, сколько людей погибает в год от нападения крокодилов?» — не отстаю я. «Так кто же их считает, пропал и пропал. Это Эфиопия, мисс, каждый выживает, как может», — c болью в голосе произносит гид.

О том, с какими еще открытиями — приятными и не очень — мне пришлось столкнуться в последующие дни моего путешествия, читайте в новой главе дневника, которая будет опубликована уже на днях. Продолжение следует!

Дешёвый ✈️ по направлению Эфиопия
  • DK1974
    DK1974
    С нами с 31 окт 2009
    25 июл 2014, 16:00
    Эфиопия в мечтах и планах (ближайшие 2-3 года). Групповая фото — классная!
    25 июл 2014, 17:53
    Очень интересно! Просто захватывающе!
    26 июл 2014, 00:23
    клёвые фотки у вас, мне бы такие делать!
    но в информации есть косячки. Эфиопы всё-таки совсем не копты, не применимо к ним это слово, хотя и похожи местами. Правильней называть их "хабеши". служба у них на языке "гыз". он примерно так же относится к современному амхарскому, как церковнославянский к современному русскому. про древнееврейский это шутка, конечно, но родство у них, действительно, есть.
    и скажите пожалуйста, в каком городе продают автомат калашникова за 40 долларов? я покупать, конечно, не буду, но не верю в такую дешивизну, потому хочу сам проверить.
    26 июл 2014, 00:28
    DK1974написал 25 июля в 13:00

Эфиопия в мечтах и планах (ближайшие 2-3 года). Групповая фото — классная!

поехали в этом декабре, я как раз собрался записываться.
  • Natali_happy
    Natali_happy
    С нами с 13 мар 2013
    26 июл 2014, 05:39
    Боже...21 век на дворе...
  • dotsik
    dotsik
    С нами с 31 июл 2010
    26 июл 2014, 14:17
    Интересное повествование и профессиональные фото. БРАВО
    26 июл 2014, 15:26
    Natali_happyнаписала 26 июля в 02:39

Боже...21 век на дворе...

похоже, вы до фото отеля не домотали :)
  • lemal
    С нами с 31 окт 2009
    29 июл 2014, 16:00
    AntoshaNanarivoнаписал 26 июля в 00:28

поехали в этом декабре, я как раз собрался записываться.

Сейчас пока думаю куда поехать на море с женой на январские праздники. Отпускных дней мало осталось, в декабре точно не отпустят:(
    29 июл 2014, 22:45
    DK1974написал 29 июля в 13:00

ясно. ну я и сам не уверен, как раз сейчас оптуск пытаюсь оформить.
  • olga_michi
    olga_michi
    С нами с 28 окт 2013
    30 июл 2014, 09:04
    AntoshaNanarivoнаписал 26 июля в 00:23

клёвые фотки у вас, мне бы такие делать!

Уважаемый, Антон!
    Спасибо, что прочитали мою статью, да еще и так внимательно. Мне, как автору, это безусловно льстит. Отдельное спасибо за комментарий, я рада, что она не оставила вас равнодушным. Это и есть, то ради чего я путешествую и пишу. Открою вам небольшой секрет, я намеренно не вдавалась в подробности дней минувших. Я осознавала, что если начну углубляться в историю этой некогда великой и могущественной страны, то небольшая статья совершенно легко выльется в большую книгу. А я изначально ставила цель, поделиться своим опытом путешествия по Эфиопии, рассказать начинающим путешественникам как правильно начать сборы, что взять с собой и, что в принципе, ожидать от страны. Поэтому мой рассказ вылился в форму некого дневника путешествия. Моего собственного путешествия....
    Я никогда не пишу о странах, в которых я не была. Все мои рассказы основаны только на моем личном опыте. Все свои поездки и маршруты я организовываю сама. Благодаря чему, у меня более "развязаны руки", нежели если бы я путешествовала в составе группы. В стране я абсолютно мобильна. И если вы и дальше, продолжите с таким же вниманием читать мои статьи, вы это поймете. А написать и еще чем-нибудь вас удивить, поверьте мне: есть чем.
    Теперь мне, с вашего позволения, очень бы хотелось ответить на ваше обвинение в недостоверности фактов. Как и для любого автора для меня это вопрос чести. Начнем самого простого: китайской подделки Калашникова. В процессе путешествия, я более чем уверена, что и вам подойдут местные дельцы с предложением достать для вас оружие. И конечно же, изначально, видя что вы белый турист, цены вам будут называть по местным меркам заоблачные. Но в процессе торга, более чем уверена, что вы в легкую достигните 100 долларов. И конечно же, в зависимости от того, насколько в туристическом месте вы находитесь, будет определена конечная цена. Вообще, надо сказать, что африканцы, будь то западная или восточная часть континента, великие дельцы. При покупки любых сувениров, дисков с музыкой, билетов с рук, надо обязательно торговаться. Не идите на поводу. Всегда настаивайте на своем. У меня бывали случаи, когда вымогать деньги начинали прямо с таможни, мотивируя это тем, что моя виза не правильного происхождения. Этим очень грешит западная Африка. В таких случаях надо всегда настаивать на своих правах, в том числе и на праве в профессиональной защите.
    Теперь давайте перейдем, непосредственно к теме вашего обвинения. Во многих источниках указывается, что древнюю Абиссинию населяли православные христиане, Копты.( Например, Дэвид Дуглас " Сакральные места Земли".). В других же источниках указывают на аналогию чинопоследования и таинства эфиопской церкви коптской. И более того обе церкви имеют одно и тоже догматическое учение. О несомненном влиянии коптов говорит еще и другой факт, что в 16 веке, русский Архимандрит Аграфений посетил Александрию, Каир, Иерусалим, Дамаск и Антиохию, и видел как при Святом Кобе служили копты,в юрисдикции которых находилась тогда Эфиопская Церковь. То же засвидетельствовали и другие русские паломники: Игнатий Смольнянин (1389), архидиакон новгородского Софийского собора Геннадий, которому Иван Грозный в 1558 г. приказал отправиться по святым местам для раздачи милостыни, казанский купец Василий Яковлевич Гагара, который впервые в 1636 г. заключает, что копты "нашей веры". Арсений Суханов, посетивший восток в 1651 г., подробно описывает богослужение в Иерусалиме у Святого Гроба, где за Православным Иерусалимским Патриархом Паисием шел Армянский Иерусалимский Патриарх, а за ним копты и эфиопы. Еще один интересный факт: по преданию первым рукоположенным епископом Аксума являлся Фрументий, а его приемник был епископ Мина, копт по происхождению. С этого момента начинается особая юрисдикция Александрии над Эфиопской Церковью, продолжавшейся в течении шестнадцати столетий.
    Да и сами гиды Эфиопы называют священников Лалибеллы — коптами. Более подробно и несомненно более грамотно и интересно об этом вы можете прочитать в статье "Древние Восточные Церкви. Эфиопская церковь" на сайте PRAVMIR.RU (православные и мир). В этой же статье вы узнаете о первых евреях поселенцах, которые несомненно оказали большое влияние на культуру .
    Теперь вы понимаете, что сам факт, когда я назвала Эфиопов коптами, неоспоримо имеет историческую подоплеку в виде тесной взаимосвязи двух Церквей. Но я еще раз хочу подчеркнуть, я не историк, и более того, это не моя сильная сторона, я путешественник. И даю я исторические факты только для того, чтобы показать, чем меня заинтересовал данный маршрут.
    Далее..Давайте разберемся, кто такие Хабеши. Хабеш — так называли арабы жителей Абиссинии, португальцы же переделали хабеш на хабекс,а немцы на Абиссинен. А кто были древние Абессины? Опять таки Абиссинские евреи, семиты и тигрийцы. Которые со временем смешались между собой. А Хабеш с древнеарабского переводится как "смесь". Язык ГЕЭЗ принесли с собой с Аравийского полуострова семиты. Так ГЕЭЗ несомненно принадлежит к Хамо-семитской группе языков, в которую, собственно говоря и входит амхарский язык, распространенный на территории Эфиопии, Сомали, Эритреи и Судана. А так же являющийся официальным языком Эфиопии. Таким образом, я не вижу ничего странно, что гид сказал мне, что служба проводится на древнем языке, относящемся к хамо-семитской группе.
    Я еще раз хочу подчеркнуть, я не берусь углубляться в историю, все исторические факты, данные мной достаточно поверхностные, так как это не есть сама суть моего повествования. Но я вам очень благодарна за критику. И более того я вам безумно завидую, ведь вы ее откроете для себя в первые. В свою очередь, хочу пригласить вас к себе на персональную выставку "Мир МИЧИ", которая состоится в начале февраля будущего года в ARTPLAY, в городе Москве. Там я с удовольствием, лично отвечу на все ваши вопросы, и возможно мои фотографии подскажут вам новые маршруты для путешествий. Желаю вам замечательного путешествия в Эфиопию, буду с нетерпением ждать рассказов о ваших впечатлениях об этой уникальной стране!
    С уважением, Ольга Мичи.
    30 июл 2014, 15:27
    [q cid="337828"]

Ольга, спасибо за развёрнутый ответ.

про автомат:
    100 долларов уже не 40, верно? Тут дело в том, что я в своё время изучал этот вопрос, ибо один журналист написал, что в Африке есть страны (без упоминания конкретной страны), где автомат стоит в цену курицы. Так вот, я нашёл ссылку на авторитетное исследование (сейчас у меня её нет под рукой, но могу найти, если интересно) в которой было написано, что в Судане автомат стоит как пять коров. В самой нищей стране корова не может стоить 10-20 долларов, не так ли? а если в Эфиопии автоматы по 40, они бы все уже давно ушли туда, где за них дают пять коров. при этом автоматы в Эфиопии не производятся, и поэтому они там никак не могут стоить дешевле, чем на мировом рынке. базовые законы экономики действуют везде, даже среди самых первобытных племён.
    Да, как вариант, автомат могут действительно продать за копейки, но при условии, что за углом уже поджидает мент. Сами понимаете, сколько придётся отдать в итоге.

про коптов:
    копты это христианское население Египта, они безусловно близки эфиопам, но это другое. Любая энциклопедия говорит именно про это. например вики:
    "Ко́пты (от др.-греч. Αἰγύπτιος — египтянин, араб. قبط‎‎, мн. ч. أقباط‎) — неарабское коренное население Египта, прямые потомки древних египтян, египетские христиане"
    Они были епископами в Эфиопии как греки в России, но ведь русскую церковь мы не называем от этого греческой. Заметьте, вы сами написали "а за ним копты и эфиопы", то есть, это их разделяли уже тогда, а вы решили их смешать обратно. Но это разное, хоть и близкое.

про хабешей:
    происхождение слова может быть каким угодно, но они сами себя так называют, разве нет? я специально у них спрашивал, так мы с вами ференджи, а они хабеши. Причём это общее слово для эфиопов и эритрейцев. Церковный язык в литературе принято называть "геэз", но эфиопы произносят это слово как "гыз", потому я так написал по привычке, впрочем это уже тонкости. "служба проводится на древнем языке, относящемся к хамо-семитской группе" — это, безусловно, верно, но древнееврейский язык другой, он не равен геэзу, хоть и родственен. разве не так? Но вы-то употребили именно слово "древнееврейский". "Родственный древнееврейскому" было бы правильно.

За приглашение спасибо, почему бы не прийти, ежели буду в Москве. А что такое МИЧИ?
  • Natali_happy
    Natali_happy
    С нами с 13 мар 2013
    30 июл 2014, 16:45
    AntoshaNanarivoнаписал 26 июля в 23:26

похоже, вы до фото отеля не домотали :)

нет, нет...до отеля домотала и восхитилась...но та контрастно с бедными людьми, и еще как больных под машину бросают...
    8 авг 2014, 00:54
    о, извините пожалуйста, Мичи — это ваша фамилия, я протупил, думал, что аббревиатура какая-то, ибо заглавными буквами написана она в тексте.