Костромская область

Костромская область

LAT
Регион ЗТ
Я здесь был
Было: 347
Хочу посетить
2679

302 материалa по 129 объектам,  4 023 фотографии

Вики-код направления: помощь
Топ авторов помощь
Rus 569
Ena 177
Были в Костромской области?

Поделитесь впечатлениями!

 
2
koshkofil
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 1 июн 2011

Осташево, невстреча с теремом

 
17 июля 2012 года|| 5| 27582

Заброшенная ныне деревня Осташево, что в Чухломском районе Костромской области, достаточно известна в среде всяких джиперов и геокэшеров благодаря удивительному сооружению — двухэтажному деревянному терему с высокой башней.
Честно говоря, мы туда ломились за тайником, вдохновлённые фразой про "направление, доступное только джиперам с изрядной долей фанатизма". Историю лесного терема я узнала уже после возвращения из костромских лесов, но хочется поделиться именно ей, а потом уже впечатлениями от многочасового выкапывания Делики.

Информация взята с сайта реставрационного центра, который сейчас занимается восстановлением этой красоты.
Дом построен примерно в 1897 г. зажиточным крестьянином Мартьяном Сазоновым (Марковым). Работая в Санкт-Петербурге столяром-краснодеревщиком, Мартьян сколотил состояньице, с которым вернулся в чухломские края. Уже в солидном возрасте он овдовел и в 1894 г. взял в жёны 20-летнюю поповну Елизавету из соседней деревни Фалилеево. Для неё Сазонов и выстроил терем, вдохновляясь чертежами придворного архитектора Ропета.
Терем был построен из калиброванной ели, окружён множеством хозяйственных построек, садом, липовой аллеей и прудами.
Центральная часть дома выделена ризалитом, прорезанным восьмью окнами в двух этажах. На втором этаже, размещались лучший парадный зал, спальня и кабинет хозяина. Благодаря такому размещению в пространстве, парадные покои были полны закатного света до позднего часа летом, рано утопали в сумраке – зимой.
Не менее наряден южный фасад, в центре которого выступающий игрушечно-сказочный эркер. Собственно, эркер завершал собою «главную магистраль» всего дома – протяжённый коридор второго этажа.
В нижней части террасы на северном фасаде спрятан главный вход, за счёт чего появилась возможность организации совершенно замечательной по своей архитектонике парадной лестницы. А терраса позволила сделать достойное освещение этой части дома, превратив обыкновенную лестничную клетку в царственно прекрасный холл.
Восточный вход был чёрным. Существовало крыльцо с козырьком, две двери, между которыми находился тамбур.
Ближе к юго-восточному углу находился крытый переход к стоявшему рядом строению, над переходом — небольшая терраса. В целом, в художественном отношении, этот фасад был проще, без особых затей и претензий, что, несомненно, оправдано его функцией – быть крепким тылом роскошного дома.
Главный западный фасад имеет во фронтоне крыши сильно выдвинутый вперёд балкон, который ограждал набранный из досок парапет с прорезным узором. Любопытно, что в декоре досок ограждения имеется пропильной узор, состоящий из четырёх круглых отверстий соединённых прорезями крест-на-крест, т.н. «косой крест», элемент, встречающийся в резном декоре почти всех работ Ропета. Справа и слева балкон ограничивают четырёхгранные столбы, очень характерных для ропетовских проектов укороченных пропорций с массивными гранёными сплюснутыми «дыньками». Вверху, из углов балкона, выходят веерообразные пропильные сегменты-солнышки – ещё один элемент, часто повторяющийся в проектах Гартмана, Ропета. Причелины кровли балкона своим узором напоминают северную вышивку (т.н. головастицу). Торцы конструкций балкона закрывают «полотенца» — ветренницы с пропильными шестилепестковыми розетками.
Башенка двухъярусная. На башенке по вечерам горел светильник .
По кровлям шли «гребешки». Ими были отмечены и кровли слуховых окон, вальмовые кровли двух соседних строений.
Внутреннее убранство дома было впечатляющим: стены, раскрашенные под мрамор, люстры, цветные стёкла, печи с разноцветными изразцами.
Сазонов скончался в 1914 г., его вдову выселили из дома после революции.
Дом был приспособлен под нужды сельсовета, в нём располагалось правление колхоза «Новая деревня», администрация Ильинского сельского совета, изба-читальня, медицинский пункт, Ильинское почтовое отделение. В 1974-1975 гг. эти организации покинули дом и он остался безнадзорным.

Теперь этот памятник решено вернуть в мир живых построек и культурных объектов. Над восстановлением терема трудятся реставраторы, рабочие и волонтёры. В работах с первых дней участвовали ребята из общественного движения "Архнадзор". Поддержку проект получил также со стороны Костромского департамента культурного наследия.

Тайник "Лесной терем" мы выбрали в качестве завершения нашего небольшого путешествия. По дороге из Чухломы сделали остановку в селе Введенском, несколько фото оттуда есть в первом посте серии (вообще, кажется, надо будет ещё один обзорный пост с картой сделать).
До Введенского (или Петровского, два села почти сливаются в одно) из Чухломы ведёт 20-километровая грунтовка средней степени убитости. Как минимум 1,5 полосы там можно найти =) Пруфпик в том же посте. В Петровском-Введенском нужно после моста повернуть направо, проехать мимо двух церквей и кладбища, за которыми начинается 10-километровая дорожка в Фалилеево.
В Фалилееве привлекает внимание церковь Ильи Пророка (1815 г.) и свежие срубы на поле. Видимо, местные промышляют строительством. Дома в селе в основном заброшены, только один показался нам более-менее жилым, но людей мы не встретили. На поле стояли несколько тракторов с цепями на колёсах, но это почему-то нас не напугало. От поля того отъехали мы не далеко, чуть-чуть не хватило скорости и Делика всем пузом плюхнулась в мягкий грунт.

Сперва пытались копаться лопатами, потом — лебёдкой, но ничего не помогало. В процессе верёвкой, удлиняющей трос лебёдки, мне прилетело по пальцам. Кожу на подушечках аккуратненько стесало. Заметьте, что это мы ещё не по колее поехали.
Тем временем смеркалось.
Закат очень красиво отражался в тракторной колее... Мы не теряли надежды откопаться хоть каким-нибудь способом.
-Ленин, а у тебя машина мальчик или девочка? Хотя после такого уже точно не девочка.
— Смена пола. Быстро, дёшево, Костромская область.

Утром ведущие инженерные умы современности разработали новую технику вынимания машины из говен. Хайджек Странницы не был заточен под диски ленинской Делики, поэтому через отверстия в дисках продевался кусок стропы, та цеплялась за хайджек и начинался подъём. Под лапу хайджека подкладывали толстый обрезок доски, чтобы он не погружался ещё глубже в размешанную нами грязь. А бревно, правый конец которого держит Странница, для того, чтобы давление верхнего конца хайджека распределялось по всей длине машины.

Ленин: "Я, конечно, в детстве мечтал вдоволь пошляться по лужам и покопаться в грязи... Дорогое Мироздание, или как там тебя, я всё понимаю, но зачем же сейчас?"

Под поднятое колесо заталкивали брёвна и доски, благо их в избытке валялось по окрестностям. И так повторяли для каждого колеса. Не по разу. В итоге получилась почти лежнёвка =)
Потом мы руками выковыривали глину из цепей и протектора шин, потому что колёса "замылились" настолько, что за даже за траву не цеплялись.

Поставив машину на ровную поверхность, мы отправились к терему пешком. И правильно сделали, чем дальше в лес, тем глубже была колея. Проехать по ней у нас бы точно не получилось. Около километра по краешку колеи, через поляну и вот мы выходим к остаткам деревни Осташево. Но где же терем? На поляне в окружении строительного мусора стоит только резная башенка.
Рядом какие-то сараи недавней постройки, на одном из них находим поясняющую табличку.
Надеюсь, терем всё же восстановят в первозданном виде. В мае 2012 поляна представляла собой неприглядное зрелище.

Геокэшерский тайник должен был находиться где-то в фундаменте постройки. Но землю покрывал плотный слой остатков разобранного терема и мы решили, что тайник погиб вместе с ним. Переждав короткий дождь в беседке, отправились исследовать сохранившиеся дома.

Дома большие, почти двухэтажные и хорошо сохранившиеся. Внутри разделены на две части: жилую и хозяйственную. Постройки похожи на дом моих бабушки и дедушки в Юрмысе Свердловской области. Резные наличники украшают окна.
В домах и около них осталось много вещей: ломаная мебель, керогаз, бочонки и кадушки, кухонные мелочи, бутыльки и бутылки, книги... И парочка скелетов мотоциклов.
Облазив несколько домов, мы вернулись к машине и отправились в обратную дорогу. Уезжать в Москву очень не хотелось. За несколько дней нашего путешествия мы так освоились в ленинском "доме на колёсах", что были готовы ехать дальше. Куда? Да куда угодно! Надеюсь, это было не последнее наше путешествие в такой отличной компании.

Ленин, оглядываясь в салон:
— Ну что, багаж на месте?
Я, возмущённо:
— Э, ты кого багажом назвал?
Кудря:
— Может, он хотел сказать "экипаж"?

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый ✈️ по направлению Костромская область
сообщить модератору
    Наверх